Многие картины отображают историю человечества. Некоторые изменения, такие как прогресс или завоевания, проходили медленно. Особенно несколько столетий назад, когда технический прогресс не развивался так быстро, как сегодня. В то время было мало возможностей запечатлеть эти события. Поэтому картины — часто единственный способ увидеть, как менялась история.
Всего два столетия назад наши берега и порты были переполнены парусными судами, которые путешествовали по миру, перевозя людей и товары практически куда угодно. Несмотря на штормы, ограниченную навигационную технику, тяжелую жизнь на море и другие опасности, эти суда бороздили семь морей много раз.
150 лет назад парус и пар соперничали друг с другом. 1 февраля 1869 года «Катти Сарк» был спущен на воду в последней попытке доказать, что парусные «клиперы» могут работать лучше, чем новые пароходы. Однако, соревнование по доставке чая из Индии в Англию клипер проиграл, доставив товар на неделю позже.
Столетие назад парус находился в глубоком упадке. Якорные стоянки, которые могли бы вместить многие сотни парусных судов, быстро пустели, так как паруса становились достоянием богатых или людей, занимающиеся спортивным мореплаванием. Ко Второй мировой войне было только несколько сотен крупных парусных судов, которые были все еще пригодны для плавания.
В этой статье представлены корабли на картинах художников. На них изображены “настоящие” европейские парусники.
На картине Клода Лоррена группа троянских женщин, собирающиеся поджечь собственный флот, где-то на побережье Италии. Известный художник прекрасно передал блеск света и архитектуру парусных судов.
Сюжет картины основан на Энеиде Вергилия, книга 5 (604-710). Годы скитаний провели троянские женщины после разрушения их города. Суровые облака предупреждают о грядущем шторме, посланном Юпитером в ответ на молитвы Энея, который погасил пламя. Клоду поручили написать эту картину для ученого Джироламо Фарнезе, который вернулся в Рим в 1643 году после того, как служил папским нунцием в Альпийских кантонах Швейцарии, – что, должно быть, было очень похоже на опыт троянских женщин.
Более поздняя картина Клода Лоррена на его любимую тему порта. Эта картина также известна как «Одиссей уходит из страны феаков». Она показывает Одиссея в конце его эпических приключений, когда он возвращается из троянских войн. Он потерпел кораблекрушение и подружился с феакийцами, которые помогли ему вернуться домой в Итаку. Здесь он отправляется в последний этап своего путешествия, хотя, как известно из «Одиссеи» Гомера, это было только началом дальнейших приключений в попытке установить свою личность и избавиться от многочисленных поклонников своей жены.
Эта картина собрала некоторую критику, поскольку корабли на ней выглядят современными, в то время как сюжет картины указывает на обратное. В то время это было обычной практикой и в этом конкретном случае, возможно, было более уместно, поскольку предполагалось, что феакийские корабли отличались от других кораблей той эпохи и были «быстры, как сокол». Тем не менее показанные квадратные такелажники эволюционировали лишь много веков спустя.
На некоторых венецианских “ведутах”, написанных Каналетто и менее известным Франческо Гварди, изображены большие корабли. Эта недатированная картина Гварди изображает Венецианский фестиваль, на котором Дож исполнял «бракосочетание моря» со своей государственной баржи.
С развитием топографической живописи некоторые художники создавали серии работ, на которых изображали национальные морские порты. Одним из первых был Клод Жозеф Верне — знаменитый художник, который в 1765 году изобразил оживленную гавань Дьеппа. Он подробно и в деталях показал большое количество кораблей и людей.
Далее последовала серия картин, показывающая средиземноморский порт в разное время дня и погодных условий. Две из лучших его картин парусных судов — «Штиль в средиземноморском порту» (1770) вверху и «Морской порт при лунном свете» (1771) внизу.
Вид на японский порт Нагасаки с птичьего полета, заполненного европейскими парусными судами. Неудачное восстание христиан в Японии в 1638 году привело к политике изоляции, также известной как сакоку. Японцам было запрещено выезжать за границу, и единственным торговым пунктом, который был разрешен, был ограниченный остров в заливе Нагасаки, на крайнем юго-западе японского архипелага. Его содержали голландские купцы, работавшие на голландскую Ост-Индскую компанию. Единственными иностранными судами, которым разрешалось заходить в японские порты, были VOC и суда Китая, которые также были ограничены Нагасаки.
Изоляция продолжалась до тех пор, пока флот американских кораблей под командованием коммодора Мэтью Перри не прибыл в Токийский залив в 1853 году. После чего последовало быстрое открытие торговли и культурного обмена, которое ускорилось, когда династия Токугава была свергнута во время короткой войны Бошин. Это ознаменовало начало периода Мэйдзи в 1868 году, с его драматическими реформами и ускоряющейся вестернизацией.
Следующий “главный” художник кораблей — это, конечно, Джозеф Тёрнер. Рыбный рынок в Гастингс-Бич — это пляж в Гастингсе на южном побережье Англии. Первое, что бросается в глаза — это песок, люди и разбросанная рыба. Слева на картине мы видим повозку с лошадью рядом с судном, стоящую прямо в море. Свежую рыбу грузят в повозку для дальнейшей перевозки на берег.
Множество людей пришли на рынок купить или продать товары. Кроме мелких рыбацких и торговых лодок можно увидеть большие корабли. Судно слева на всех парусах прокладывает себе путь в порт.
Тёрнер неоднократно посещал Францию, включая побережье Ла-Манша, как по пути в Италию и другие страны, так и в качестве пункта назначения. Вполне вероятно, что он завершил эскизы и исследования для своей картины “Гавани Дьеппа”, когда он исследовал Сену в 1820-х гг.
Парусные корабли играли необычную роль в картинах Каспара Давида Фридриха. На этапах его жизни с 1834 по 1995 год они обычно рассматриваются как часть сложной аллегории. На этой картине невероятно красиво передан закат на фоне парусных кораблей, которые так ярко выделяются за счет контраста. Каждому человеку на береге соответствует свой корабль. Отдаленность судна от берега символизирует этап жизни человека — детство, зрелость и старость. Размеры кораблей также описывают возраст людей на берегу.
Одним из отцов-основателей живописи в Норвегии был Юхан Кристиан Клаусен Даль. Он положил начало моде на живопись скандинавских портов ночью. Это полотно ссылается к новаторским картинам Верне.
Крупный порт на юго-западной оконечности Балтийского моря и полностью оснащенные парусные суда в ясном лунном свете. Гавань не спит — множество людей то тут, то там выполняют свою работу. В некоторых домах в окнах горит свет. Здание справа отчетливо видно в лунном свете.