Art-Dot > Жанры и стили > Лубок в истории России и мира: виды, картинки, черты, примеры народных изображений, определение

Лубок в истории России и мира: виды, картинки, черты, примеры народных изображений, определение

14 363
Лубок в истории России и мира

Лубок — это разновидность графического изображения, который печатали и раскрашивали вручную. Жанр появился в Европе, но наибольшую популярность получил в России. Его развитию не помешала цензура, не допускавшая к продаже картинки вольного содержания. Изначально лубок был народным творчеством, в котором нашли отражение крестьянский быт. С открытием фабрик и типографий стал массовым производством.

1 / 3

Подробное описание

Термин произошел от досок особого пиления, которые назывались луб. В XV веке на них писали планы, чертежи, наброски. Позже народные умельцы стали изображать картинки, которые стали называть лубок. Мастера работали в техниках ксилографии, литографии, гравюры, потом их раскрашивали вручную. С развитием жанра появились новые виды лубков.

Марина Русанова - Солнце на лето, зима на мороз
Солнце на лето, зима на мороз
Марина Русанова

Отличительная черта незамысловатых картинок — простота исполнения, минимальное использование изобразительных средств. Умельцы писали грубыми мазками, цвета для своих рисунков выбирали яркие. Часто лубок представлял собой подробное повествование с пояснительными подписями. Такие картинки нередко были дополнением к основному изображению.

Русский лубок обладает отличительными чертами, выделяющими его среди других видов народного творчества:

  • использование ярких красок для прорисовки контура изображения;
  • грубые мазки;
  • ограничение в размерах оттиска и формы;
  • поясняющая подпись, для которой выбирали мелкий шрифт.

Много выбирать - женатым не бывать
Много выбирать — женатым не бывать

Позже лубочную живопись приобрела политическую направленность. Но этот жанр оставался любимым у крестьян, так как заменял им газеты. Сюжеты стали усложняться, мастера стали высмеивать пороки общества. Поэтому производство картинок контролировала полиция. В современном искусстве лубок почти не встречается. Но труды народных умельцев можно увидеть в музеях и на выставках.

История возникновения в России и других странах

Первыми создавать лубочные картинки стали китайские мастера. До VIII века они рисовали их вручную, но затем появились гравюрные изображения на дереве.

Такие картинки в Индии были частью буддизма. В Тибете их называли «цакли и использовали для проведения буддистских церемоний. (Цакли с изображением Хаягривы, Тибет)

Цакли с изображением Хаягривы, Тибет
Цакли с изображением Хаягривы, Тибет

В Европе лубочные изображения появились только в XV веке в Германии. Мастера создавали их в технике ксилографии. Незамысловатые картинки и понятные тексты позволяли донести мысль до народа. («Семь женщин борются за пару штанов», Германия) Самый известный пример той эпохи — «Библия для бедных», созданная в 1462 году. Проповедники считали, что лубочные изображения помогут необразованным крестьянам лучше понять Священное Писание. Пояснительные подписи были сделаны на языке страны, в которой распространяли это творение.

Семь женщин борются за пару штанов
Семь женщин борются за пару штанов

Лубок широко использовали для народной пропаганды, его можно назвать прообразом агитационных листовок. Появились юмористические сюжеты, которые стали предпосылками появления жанра карикатуры.

Семь баб про штаны дерутся, а что в них – до того не доберутся
Семь баб про штаны дерутся, а что в них – до того не доберутся

В XVI веке яркие картинки попали в Россию, известные как «эстампы» — означает оттиск на бумаге печатной форме. Было распространено другое название — «фряжские листы». Но есть свидетельства о том, что лубочное искусство возникло в России ранее. На ярмарках и у монастырей распространяли бумажные иконы.

Раскольник и цирюльник
Раскольник и цирюльник

В начале XVII века их стали печатать в Киево-Печерской Лавре. Теперь к религиозным сюжетам добавились сцены из повседневной жизни. Простому народу нравились такие яркие понятные картинки. Лубочные изображения покупала местная знать для украшения интерьера. («Раскольник и цирюльник»; «Мужик лапти плетет»)

Мужик лапти плетет лубок
Мужик лапти плетет лубок

На рынках можно было купить листы, повторяющие популярные европейские сюжеты. Их печатали в придворной типографии. Но церковные служители усмотрели в «немецких листах» элементы ереси, и стали их запрещать. (Василий Корень, «Адам и Ева»; лубок «Архангел Михаил»)

Василий Корень - Адам и Ева лубок
Адам и Ева лубок
Василий Корень

Для печатания лубка приходилось получать разрешение в Изуграфской палате. Однако, умельцы игнорировали это требование. На ярмарках удавалось найти картинки вольного содержания и низкого качества.

Архангел Михаил
Архангел Михаил

В XVIII веке мастера стали массово открывать печатные фабрики. У знати «немецкие листы» вышли из моды. Но купцы продолжали их охотно раскупать. До середины XIX лубок оставался единственной формой живописи доступной представителям всех сословий. («Мыши кота погребают»; «Шут Фарнос верхом на осле»; «Аптека духовная»)

Мыши кота погребают
Мыши кота погребают

Во время войны 1812 года эти картинки использовали для официальной пропаганды. Главной темой стало высмеивание французских солдат и поднятие боевого духа у соотечественников. В 1822 году надзор за печатанием лубочных изображений осуществляла полиция. Часть лубков была уничтожена, потому что их содержание было слишком вольным. («Василиса Кожина — командир партизан»; «Генерал-майор Александр Сеславин»)

Шут Фарнос верхом на осле
Шут Фарнос верхом на осле

Тогда же появились новые техники печатания — ксилография, литография. Постепенно они вытеснили привычный способ из массового производства.

В XIX веке лубочные изображения пользовались спросом у крестьян. Яркие картинки украшали почти каждую избу. Дворяне и художники пренебрежительно относились к лубку, считая его низкокачественным народным творчеством. Но это не повлияло на распространение «потешных листов»: их тиражи исчислялись тысячами. («Савоська и Парамошка играют в карты»; «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Аптека духовная
Аптека духовная

Новое развитие лубочному стилю дали художники-авангардисты вместе с В. Маяковским и К. Малевичем во время Первой Мировой Войны. Они рисовали антигерманские и антиавстрийские листовки и агитационные плакаты. Позже авангардисты будут использовать этот прием для пропаганды большевистского движения.

Генерал-майор Александр Сеславин
Генерал-майор Александр Сеславин

После Октябрьской революции и Гражданской войны лубок окончательно утратил свои позиции. Новая власть решила развивать более прогрессивные технологии. Поэтому кустарные фабрики стали закрывать по всей стране.

Почему запрещали

Церковные служители были недовольны массовым тиражированием лика Христа. Единственным разрешенным изображением святых были иконы. Священники призывали изымать из продажи «немецкие листки», в которых они усмотрели элементы ереси.

А в 1723 году было запрещено печатать лица царских особ, потому что их лик должен быть благопристойным. Эти ограничения стали причиной появления мастеров-кустарей. Они тайно печатали и распространяли их в обществе.

Илья Муромец и Соловей-разбойник
Илья Муромец и Соловей-разбойник

Позже надзор за выпуском лубочных изображений стала осуществлять полиция. Власти поняли, что такие листовки могут быть частью пропаганды. Это может стать причиной народных восстаний, недовольства в обществе. Красочные рисунки стоили недорого, поэтому их могли купить простые люди. А простота сюжета делала его понятным для неграмотных крестьян.

Но ограничения кустовые мастера игнорировали. Они организовали подпольные типографии и распространяли рисунки среди населения. В период Гражданской войны лубок будут использовать для агитации.

Виды

За время существования лубочного искусства возникло несколько его направлений:

  • духовный — на картинках изображали библейские сюжеты, жизнеописания святых;
  • философский — рисунок носил нравственно-поучительный характер. С его помощью мастера просвещали народ о вреде пороков;
  • исторический — умельцы рисовали сцены из летописей, народных сказаний. Или изображали правдивые события из жизни общества;
  • сказочный — сюжет-фантазия с явным или скрытым воспитательным смыслом;
  • политический — использовали для пропаганды;
  • сатирический — направление, запрещенное властями. В своих работах мастера высмеивали пороки общества.

Несмотря на большой тираж лубковых изображений, художники не относились к этому виду творчества несерьезно. Рисунки были не всегда высокого качества, а для их создания не требовался талант.

Марина Русанова - Не красна изба углами, а красна пирогами
Не красна изба углами, а красна пирогами
Марина Русанова

Однако искусствоведы считают лубок одним из самых интересных и самобытных жанров народного творчества. Красочные картинки показывали жизнь простых людей, что позволяет лучше узнать его быт и обычаи.

Материалы

Первый лубок рисовали на липовых досках. Некоторые полагают, что именно от этого происходит название этого вида творчества. Контур рисунка наносили инструментами на доску, после покрывали краской. В процессе вырезанные очертания оставались белыми. На бумаге отпечатывались только прокрашенные участки.

Сначала лубочные изображения выполняли в графике. Печатали их на дешевой серой бумаге. Мастера использовали не только липовые доски, но и пальмовые, кленовые, грушевые. В XVII веке липовые доски сменили пластины из меди. Технология изготовления остается прежней.

Марина Русанова - Кот казанский, ум астраханский, разум сибирский
Кот казанский, ум астраханский, разум сибирский
Марина Русанова

На пластине выцарапывали особыми инструментами. Изображение раскрашивали и делали оттиски. Новая технология позволяла получить плавные линии и перенести мелкие детали рисунка.

В XIX веке открыли фабрики для массового производства. Для удешевления производства применили другие. Это печать с плоской поверхности камня. Но мастера-самоучки продолжали использовать доски из дерева разных пород.

Сюжеты

На первых лубочных картинках были изображены народные предания, жизнеописания святых, статьи из газет. Яркие «потешные листки» заменяли крестьянам чтение. Их сюжеты были понятны даже неграмотным крестьянам. Часто картинки сопровождали разъяснительные подписи. («Медведь с козою прохлаждается»; «Алеша Попович»)

Медведь с козою прохлаждается
Медведь с козою прохлаждается

Мастера часто заимствовали сюжеты из европейских переводных газет. Популярностью пользовались поучения, картинки о нравственных и семейных ценностях. Их приобретали купцы и зажиточное население. Обществу нравилось высмеивание общественных пороков, поэтому сатирические картинки были широко распространены.

Сильный Алеша Попович
Сильный Алеша Попович

Русские лубочные мастера часто изображали подвиги богатырей и прославляли силу духа. Народ охотно приобретал рисунки на религиозную тематику, церковные календари. Лубок стал доступной заменой дорогим иконам. Мастера копировали фрески, печатали притчи из Евангелия. Иногда к картинкам делали подписи какому святому нужно молиться в конкретном случае.

1 / 4

Со временем лубочное искусство стали использовать в политических целях. Во время войн их распространяли для поднятия боевого духа. Тайные общества использовали в качестве агитационных листовок. Поэтому власти стали следить за тем, чтобы члены царской семьи были изображены благопристойно. («Куликовская битва»)

Конек-горбунок
Конек-горбунок

Народ любил фантастические истории, поэтому часто мастера рисовали сюжеты сказок, литературных произведений. Крестьянам нравились истории как старый человек становился молодым. Или как богатырь побеждает чудовище и спасает прекрасную царевну. Лубочные изображения были главным источником знаний для простого народа. («Конек-горбунок»)

Лубочная живопись в XXI веке

В современное время этот стиль не так популярен, как в эпоху Российской империи. Но это искусство не исчезло окончательно. Его используют в иллюстрации, для создания театральных декораций. Из современных художников выделяют Марину Русанову («Русские пословицы»), Андрея Кузнецова («Аникейка») и Павла Варунина (серия «Потешные листы старообрядцев»).

1 / 8

В таком стиле расписывают интерьеры, выпускают посуду, календари. Работы русских мастеров вдохновляют дизайнеров, которые создают одежду, аксессуары с элементами лубочного орнамента. Еще одно яркое проявление — графический роман или комикс.

Значение

Появившись в России в XVI веке, лубки понравились представителям всех сословий — от придворной знати до неграмотных крестьян. Картинки с незамысловатым сюжетом висели в каждом доме, лавке, постоялом дворе. Этот жанр изобразительного искусства стал популярным в России по нескольким причинам.

Триумф Наполеона, императора французов
Триумф Наполеона, императора французов

Первая — лубки заменяли крестьянам книги. На листах печатали простой сюжет понятный каждому. А вдохновлялись мастера Евангелием или повседневной жизнью. Но иногда умельцы пересказывали сказки, новости из газет, главы учебников. Даже азбуку можно было выучить по таким картинкам.

Вторая — лубки стали прообразом агитационных плакатов и листовок. Позже картинки стали использовать для пропаганды, информирования крестьян о общественных движениях. Нередко листки были карикатурного, сатирического содержания. Лубочная живопись послужила основой для пропагандистских буклетов.

Марина Русанова - Зиму провожают, пляшут, гуляют
Зиму провожают, пляшут, гуляют
Марина Русанова

Третья причина — незамысловатые картинки были доступны всем слоям населения. Дорогие картины были доступны высшему сословию. Иконы также могли позволить себе не все. А лубок стоил недорого, так как затраты на производство были минимальными. Изображения не всегда были качественными, хорошо прорисованными. Но они все равно служили украшением дома.

В современное время лубочная живопись дает возможность лучше понять быт и нравы общества того времени. Преимущественно, как развивалось изобразительное искусство у крестьян. Изучение живого народного искусства позволяет понять настроения простых людей.

Марина Русанова - Не видит сова сама какова
Не видит сова сама какова
Марина Русанова

Однако многие художники не считали лубки одним из направлений живописи. Они видели лишь грубые мазки, небрежность исполнения, грубость. Но живописцы не замечали наличие идеи в образах, силу народного духа в содержании простых картинок.

Напишите, что вы думаете о статье «Лубок в истории России и мира: виды, картинки, черты, примеры народных изображений, определение»
Ваш адрес email не будет опубликован.

вверх