Скульптура появилась еще в эпоху палеолита. Человек делал фигуры из камня, глины, позже — металла. У пластического искусства были свои периоды расцвета, когда мастера создавали прекрасные шедевры. Скульптура часто перекликается с архитектурой, так как оба направления связаны с объемом и пространством. А статуи и монументы нередко являются главным украшением общественных мест.
20 самых знаменитых скульптур
Со времен античности было создано немало великих шедевров. Не все сохранились в первоначальном виде, но даже по найденным частям можно увидеть талант мастера.
Венера Виллендорфская
Это небольшая фигурка высотой 11 см, вырезанная из оолитового известняка. Была найдена при раскопках одного древнего захоронения в Австрии. Археологи считают, что это одно из древнейших произведений искусства, сохранившихся до наших дней.
Из-за выдающейся груди, округлых бедер и живота специалисты решили, что это изображение Богини Матери, олицетворяющую плодородие и охраняющую семейный очаг.
Бюст Нефертити
Это расписной бюст, сделанный из известняка, является портретом прекрасной Нефертити, жены фараона Эхнатона. Объект был найден в мастерской художника по имени Тутмос. В настоящее время его можно увидеть в Новом музее в Берлине.
Ника Самофракийская
Изваяние Ники, богини победы у древних греков, считается образцом античной скульптуры. Ее постамент изображал нос боевого корабля. Одежда плотно прилегает к телу богини, а полы туники развеваются под порывами ветра. За ее спиной крылья, и Ника устремлена вперед, ведя людей к победе.
Венера Милосская
Знаменитое изваяние богини любви и красоты Афродиты. Высота мраморной скульптуры составляет 2,02 м. Ее отличительная особенность — отсутствие обеих рук. Долгое время Венера Милосская служила источником вдохновения для скульпторов и художников.
Терракотовая армия
Статуи, изображающие воинов первого императора династии Цинь. Это образец погребального искусства, созданный для защиты Ши Хуан-Ди в загробной жизни. Терракотовые воины были найдены местными крестьянами в 1974 году. Теперь эти скульптуры — участники передвижных выставок.
«Наводить мосты»
В Венеции 9 мая 2019 года состоялось открытие новой работы Лоренцо Куинна. Называется скульптура «Наводить мосты». Это шесть пар рук, соединенных между собой, высотой 15 м каждая. По задумке Куинна они символизируют человеческие ценности — веру, надежду, любовь, дружбу, мудрость и помощь.
«Давид», Донателло
Великий мастер сделал бронзовую статую библейского героя. Давид застыл в задумчивой позе после своей знаменитой победы. Донателло сделал постамент из головы Голиафа и меча героя. Юноша полностью обнажен, если не считать шляпы с широкими полями, украшенной лавровым венком, и сандалий.
«Давид», Микеланджело
Еще один великий мастер, вдохновившийся историей победы библейского героя над Голиафом. Его Давид также обнажен, через плечо перекинута праща. Юноша собран и спокоен — он ожидает поединка с Голиафом. Микеланджело с большим внимаем отнесся к деталям, что и сделало его работу одним из мировых шедевров скульптуры.
«Похищение Прозерпины», Дж. Бернини
Эта мраморная композиция изображает один из самых известных античных мифов. Аид, бог царства мертвых, похищает прекрасную Прозерпину, дочь богини земли Геи. Девушка пытается вырваться из его хватки, на ее лице читается отчаяние. Дж. Бернини удалось сделать так, чтобы мрамор походил на гибкую кожу.
«Мыслитель», Огюст Роден
Эта бронзовая скульптура, изображающая мужчину. Он сидит в задумчивой позе, поставив локоть на одно колено, и опустив на руку подбородок. Первоначальное название скульптуры было «Поэт», и по задумке Родена изваяние должно было стать частью композиции по мотивам «Божественной комедии» Данте.
«Писающий мальчик»
Это небольшая фигурка-фонтан, отлитая из бронзы — символ и одна из достопримечательностей Брюсселя. Ее высота составляет 61 см. Точно неизвестно время появления статуи. Некоторые полагают, что «Писающий мальчик» был установлен уже в XV веке.
«Русалочка», Эдвард Эриксен
Бронзовое женское изваяние посвящено героине сказки Ганса Христиана Андерсена. Статуя — символ Копенгагена и главная его достопримечательность. Русалочка сидит на скале и ее взгляд устремлен в море. Скульптор изобразил очертания ног, но вместо стоп у нее плавники. Девушке удалось стать человеком, но в конце она все равно вернулась в море, став пеной.
Статуя Будды в Лэшане
Этот монумент находится в китайской провинции Сычуань. Высота — 71 м, что делает его одним из самых величественных памятников Будды в мире. Статуя высечена в скале в месте слияния двух рек. Возведение было начато во времена правления императора Хай Тонга. Строительство продолжалось 90 лет. Китайский правитель верил, что монумент Будды успокоит бурные воды.
«Медный всадник», Этьен Фальконе
Это памятник великому российскому монарху Петру I. Царь изображен верхом на коне, животное встало на дыбы. Но наездник уверенно держится в седле с поводьями в одной руке и вытянутой вперед другой. Статуя сделана из бронзы, а свое название получила в честь одноименной поэму А.С. Пушкина.
«Родина-мать зовет»
Этот монумент, находящийся в Волгограде, занимает центральное место в композиции величественного памятного ансамбля «Героям Сталинградской битвы». Скульптор изобразил женщину с поднятыми мечом, призывающую народ защитить свою Родину. В ночное время монумент освещают прожектора.
Мемориал Аврааму Линкольну
Композиция состоит из 36 колонн, символизирующих количество объединенных штатов на момент гибели президента. Центральное место занимает статуя Линкольна, сидящего с задумчивым лицом. Высота мемориала составляет 5,79 м. Также в помещении есть две плиты с выбитыми речами президента — на инаугурацию и Геттисбергской.
Большой сфинкс
Это одна из самых известных сохранившихся скульптур Египта. Находится монумент Сфинкса на плато Гиза, около Каира. Высота изваяния, высеченного из монолитной известковой скалы, составляет 20 м, а его длина — 70 м. Отличительная черта Большого Сфинкса — отсутствие носа.
Статуя Свободы
Это национальный символ США, олицетворяющий свободу, демократию, равенство. Статую подарили французы в честь 100-летия Американской революции. Высота монумента — 46 м, с постаментом — 93 м. Находится на одноименном острове неподалеку от Манхеттена.
Моаи
Группа монолитных статуй, вырезанных из вулканических пород. Более 900 изваяний находятся на острове Пасхи. Ученые не располагают точными данными, кто установил моаи и каким образом удалось это сделать. Самая распространенная гипотеза — их разместили полинезийские племена.
Статуя Христа-Искупителя
Это главный символ Рио-де-Жанейро и всей Бразилии. Иисус изображен с распростертыми руками. Он символизирует всепрощение и защиту всех людей. Статуя вошла в семерку Новых чудес света.
Характеристика
Скульптура — вид изобразительного искусства, в котором художники создают объемные фигуры. В работе они используют твердые или пластические материалы. Мастера изображают людей, животных, растения и другие предметы окружающего мира. Часто скульптура пересекается с архитектурой, потому что оба направления в искусстве связаны с объемом и пространством.
Главная задача — создание реалистичного или идеализированного образа человека. Животные и другие предметы природы занимают второстепенное место в их композициях.
По своему содержанию и функциям выделяют следующие виды скульптур:
- Монументально-декоративная. Отличается ярко выраженным общественным характером, ее размещают в людных местах — на площадях, в парках, на фасадах зданий. Главная функция — дополнение архитектуры, придание ей большей выразительности, украшение общественных мест. Монументально-декоративная форма проявляется в виде городских памятников, монументов и мемориалов. Обычно их создание приурочено к значимой дате или для прославления известного человека.
- Станковая. Не так тесно связана с архитектурой, как монументально-декоративная форма. Ее можно увидеть в выставочных залах, в интерьерах жилых помещений. Основная функция станковых объектов — раскрытие внутреннего мира человека.
- Скульптура малых форм. Перекликается с декоративно-прикладным искусством, потому что она украшает интерьер жилых помещений. Главное отличие от предыдущей — ее производство можно организовать в промышленном масштабе. Станковая форма носит более интимный характер. В этой группе выделяют два направления — массовое производство и искусство создания единичных экземпляров.
Главные отличительные особенности скульптуры:
- телесность;
- материальность;
- лаконизм;
- универсальность.
Первые две характеристики связаны с тем, что человек может тактильно почувствовать объем. Но высшим мастерством считается умение создать эффект «зрительного осязания». Человек может визуально почувствовать объем благодаря соотношению глубины и выпуклости поверхности. Материальность скульптуры проявляется в конкретности результата. Он приобретает форму и становится осязаемым носителем художественной идеи.
Лаконичность обусловлена тем, что скульптура почти лишена сюжетности. Легкость ее восприятия — иллюзорная. Мастер выражает абстрактные идеи в конкретном осязаемом объекте.
Скульптуру используют для:
- украшения общественных мест и интерьеров жилых помещений;
- дополнения к архитектуре, чтобы усилить ее художественную выразительность;
- прославление исторического деятеля или события.
Скульптура — это искусство преображения пространства с помощью объема. В разные времена у мастеров было свое понимание о соотношении глубины и пространства. Ваятели, как еще называли скульпторов, создавали памятники в соответствии с общепринятыми канонами прекрасного.
Классификация скульптур
Этот вид искусства настолько входит в обыденную жизнь, что человек перестает замечать его. Все это говорит о многообразии скульптуры. С помощью выразительных средств и материалов мастер может создать величественный монумент или маленькую композицию. Но скульптура различается по видам и жанрам.
По признаку трехмерного объема выделяют:
- круглую;
- рельеф.
Круглые изваяния располагают на свободном пространстве, чтобы их можно было рассмотреть из любой точки. Поэтому удается воспринимать скульптуру каждый раз по-другому, что увеличивает ее эстетическую ценность. Есть четыре разновидности круглой пластики:
- монументальная;
- монументально-декоративная;
- станковая;
- малые формы.
Монументальные памятники — масштабные объекты, поражающие размахом художественной идеи. Они могут стать украшением ландшафта, площади или частью архитектурного ансамбля. Для их создания обычно используют металл или гранит. Выделяют несколько подвидов подобной скульптуры:
- Монументальная статуя — объект нужно рассматривать с дальнего расстояния. Поэтому его размещают на возвышении или на главной площади (е.в. вучетич и н.в. никитин «родина-мать», фредерик огюст бартольди «статуя свободы»).
- Монумент — памятник, приуроченный к важной исторической дате или посвященный известной личности, размещенный на постаменте (этьен морис фальконе «медный всадник», иван мартос «памятники минину и пожарскому»).
- Стела — вертикальная плита, на которой выбита надпись или выпуклый рисунок («стела гегесо из керамика»).
- Триумфальная арка — ее возведение приурочено к военной победе и другим значимым событиям («триумфальная арка в париже», «триумфальная арка константина»);
- Обелиск — столб с 4 гранями, с вершиной напоминающей пирамиду («долгоруковский обелиск в симферополе», «обелиск на месте дуэли м.ю. лермонтова»).
- Ростральная колонна — архитектурный объект со скульптурными изображениями носовой части корабля.
- Статуя — произведение искусства, представленное одно или многофигурной композицией (эдвард эриксен «русалочка», огюст роден «мыслитель»).
Монументально-декоративная скульптура может быть элементов архитектурного оформления. Объекты становятся украшением ландшафта и зданий. Есть несколько видов такой скульптуры:
- атлант — колонна в виде мужской фигуры, поддерживающей балконы и карнизы (А.И. Теребенев, «Атланты портика здания Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге», Л. Маттиелли «Атлант вестибюля Верхнего Бельведера в Вене»);
- канефора — скульптурное изображение женщины с корзиной на голове. Чаще всего выполняет функцию колонн («Портик храма Эрехтейон»);
- консоль — художественный объект, подпирающий выступ здания (консоли с изображениями слонов в Мадриде);
- протома — изображение человеческой головы или животного («Иберская протома барана»);
- акротерий — фигура, украшающая углы фронтона (акротерии на Афинской академии);
- бига — колесница, украшающая арку или здание;
- десюдепорт — украшение входной группы, напоминающее панно, и являющееся частью общего архитектурного оформления (Ф.Б. Растрелли, «Десюдепорт в зале Большого Екатерининского дворца»);
- капитель — украшение верха колонны или пилястра;
- маскарон — рельефное изображение маски или головы;
- парус — лепнина, расположенная на вершине свода;
- пилястр — выступ стены, условное изображение колонны;
- портал — декоративная входная арка;
- розетка — скульптурный орнаментальный мотив, напоминающий распустившийся цветок;
- фриз — декоративная полоса, украшающая часть архитектурного сооружения;
- фронтон — скульптурная композиция на треугольном фасаде, портике.
Станковое направление рассчитано на восприятие вблизи. Чаще всего объект делают в натуральную величину. Станковая скульптура отличается психологизмом, символизмом и метафоричностью. Существуют следующие ее разновидности:
- бюст — изображение человека по плечи, грудь или пояс (бюст Нефертити, Джан Лоренцо Бернини «Портрет Людовика XIV»);
- скульптурная группа — несколько людей, объединенных общим сюжетом (Огюст Роден «Граждане Кале», греческие ваятели Агесандр, Полидор и Афинодор «Лакоон и его сыновья»);
- статуя — изваяние, изображающее человека, зверей или другие предметы. Объект размещают на постаменте («Венера Милосская», Микеланджело «Давид»);
- торс — Может быть обломком античной статуи или отдельной композицией.
Скульптура малых форм — небольшие фигуры и группы, украшающие интерьер:
- настольные портреты;
- игрушки;
- статуэтки в определенном жанре.
Другая большая группа — рельеф, который рассчитан на фронтальное восприятие. Может быть отдельным объектом или элемент архитектурного оформления. Мастера изображали мифологические сюжеты, пейзажи, людей. Рельеф дает скульптору больше возможностей для творчества. Есть несколько типов:
- барельеф — композиция выступает над плоскостью менее чем наполовину. Им украшали стены, постаменты, монеты. В эпоху Возрождения появилась его разновидность — живописный барельеф. Особенность — очертания фигур почти плоские, а фон представлен едва заметным контуром (ассирийский барельеф «Крылатый джинн»);
- горельеф — изображение выступает над плоскостью более чем наполовину объема. Часто фигуры относят к круглой скульптуре (Франсуа Рюд «Марсельеза» на Триумфальной парижской арке);
- контррельеф — очертания уходят вглубь плоскости;
- койланаглиф — разновидность рельефа с вогнутым контуром и выпуклой моделировкой.
Искусствоведы выделяют такие жанры скульптуры — анималистика и фигуратив, который включает следующие направления:
- мифологическое;
- портретное;
- символическое;
- религиозное.
Границы между ними условны, поэтому нередко одну группу относят к нескольким жанрам.
Материалы
От него зависит внешний вид объекта и в какой технике будет работать мастер:
- Камень. Мрамор идеально подходит для создания тонких линий и деталей, плавных переходов. К его недостаткам относят впитывание влаги, что приводит к смене цвета. Гранит — тверже и плотнее, он не разрушается под воздействием влаги. Эта порода подходит для создания четких геометрических форм и линий. Работая с камнем, мастер выбирает технику резьбы.
- Металл. Бронза подходит для создания динамичной композиции, из стали делают монументальные скульптуры. Подобные объекты чаще всего размещают на открытых пространствах. Сначала мастер делает основу, а потом заливает в заготовку металл. Фигура может быть литой полностью или собранной по частям.
- Дерево. Объекты размещают только внутри помещений, потому что они быстро разрушаются на открытом пространстве. Характеристики пород древесины различаются, что позволяет мастеру создавать ажурные орнаменты, четкие линии. Мастер использует технику резьбы и высекания.
- Глина и гипс. Обладают высокой пластичностью, что позволяет сделать любой изгиб. Для создания скульптур из этих материалов мастер работает в техниках лепки и отливания.
Так же ваятели могут использовать золото, нефрит, кварц, но их редко применяют в современных работах. Из слоновой кости создавали изображения животных и других предметов окружающей среды.
Сюжеты
В портретном жанре автор старается передать характер героя, раскрыть его личностные особенности. Объект бывает статичным или динамичным. Работа может быть посвящена конкретному историческому лицу, изображать определенный момент его жизни. Или это портрет-символ, например, греческая статуя Немезиды — богини возмездия.
Скульпторы любили мифологические сюжеты. Это многофигурные группы, барельефы. Особенность таких композиций в том, что каждый участник играет определенную роль, но вместе с тем они взаимодействуют между собой. Примеры подобных сюжетов — работы Джованни Бернини «Похищение Прозерпины» и «Аполлон и Дафна».
Воплощая исторический образ, мастер старается наделить его личностными чертами, присущими прототипу. Если это композиция, то передать общественные идеи. Обычно такие скульптуры не несут символического значения — ваятели старались точнее воссоздать историческую личность или событие.
Мастера черпали вдохновение и в религиозных сюжетах. Построение композиции зависит от принципов конкретного вероисповедания. Христианские образы символизируют смирение и всепрощение, буддизма — спокойствие и гармонию, конфуцианство — стойкость и решительность. Примеры — Микеланджело «Ангел», «Великий Будда Камакура».
Главный сюжет бытовых скульптур — изображение людей в обыденной обстановке. Такие композиции становились элементами архитектурно-паркового ансамбля. В современном искусстве мастера создают объекты, посвященные социальным проблемам. Их устанавливают в неожиданных местах, что привлекает к ним больше внимания.
Канон пропорций
Под этим понятием подразумевают идеальное соотношение фигуры человека и других элементов композиции. У разных народов были свои представления об идеальных пропорциях. У египтян — профильный канон, который зависел от размера руки.
В современной скульптуре придерживаются пропорций, выведенных Леонардо да Винчи в конце XV века. Модель должна быть гармонично сложена, а основная мера канона находится в голове.
Если рассчитывать по высоте, то это восьмая часть от всего тела, а лицо — десятая. Находясь в положении стоя, человек вытягивает руки. Получается правильный квадрат с линиями, проведенными через кончики пальцев. Горизонтальные проходят над головой и под ногами, а диагонали — через центр.
При их проведении через центральную точку получаются симметричные половины. Каждую делят еще на две равные части, рисуя параллельные линии через середину груди и колени. Голову делят на четыре симметричные доли.
Этапы создания скульптуры
Сначала мастер должен выбрать материал и в какой технике будет работать, определиться с видом объекта. Если это монументальная или монументально-декоративная, то как скульптура будет сочетаться с архитектурным оформлением. Все мастера придерживаются одной технологии:
- Разработка эскиза. Необходима для понимания общего вида композиции и вычисления правильных пропорций. Его делают в графике или с помощью компьютерной программы.
- Создание рабочей модели в нужном масштабе. Она понадобится, чтобы создать формы для художественного литья. Рабочую модель делают из глины или пластилина. На каркас мастер лепит глину. После этого он приступает к детальной проработке всех частей скульптуры.
- Снятие формы с рабочей модели для заготовки. При изготовлении скульптур почти всегда используют технику художественного литья. Ее особенности будут зависеть от выбранного мастером материала.
- Художественная обработка объекта, в которую входит шлифование, чеканка, патинирование.
- Изготовление постамента.
- Установка объекта на возвышение.
В процессе работы скульптор должен проконсультироваться с заказчиком, чтобы результат соответствовал его ожиданиям. Если мастер работает по своей инициативе, то ему следует четко сформулировать идею, чтобы в процессе не пришлось вносить существенные корректировки.
История развития скульптуры
Еще в древние времена человек занимался не только наскальной живописью, но и пластичным искусством. Для этого он использовал подручные материалы — камень, дерево. Позднее появляется гравюра: человек вырезает изображения на костях животных.
Глина тоже была распространенным материалом. Одни из ранних скульптур были найдены при раскопках в Египте, Китае, Индии и Ближнем Востоке. В этих государствах были созданы печи для обжига керамических изделий около 4 тыс. лет назад. Важным достижением в развитии пластического искусства стала возможность обработки металла.
В Древней Греции скульптура получила широкое распространение. Античные ваятели искали лучшее выражение красоты человеческого тела. В эпоху эллинизма появилась тенденция утрирования движения и эмоциональности.
Период этрусской скульптуры длился с IX до н.э. по I до н.э. Основой послужили творения древнегреческих мастеров. Но этруски добавили свои отличительные черты. Наиболее распространенной темой их композиций был загробный мир. Римская скульптура сформировалась под влиянием древнегреческой и этрусской культур.
Одним из древнейших изваяний времен палеолита является Венера из Холе-Фельс. К этой же группе можно отнести фигуру Человекольва, 32 или 40 тыс.лет. до н.э., и Венеру Виллендорфскую, 25 тыс.лет до н.э.
В романский период скульптура (XI-XIII) тесно переплетается с архитектурой. Самым популярным материалом была древесина. В готическую эпоху мастера черпают вдохновение в религии. Поэтому многие скульптуры делают по заказу священнослужителей для украшения соборов и храмов.
Расцветом пластического искусства считают эпоху Возрождения. Ваятели находили вдохновение в работах античных мастеров. Они прославляли идеалы красоты и романтизма. Характерной чертой этого периода является то, что скульптура была отделена от архитектуры. Мастера стали демонстрировать драматическую выразительность. Было создано много статуй на мифологическую и религиозную тему. Гениями скульптуры эпохи Возрождения считаются Донателло и Микеланджело.
В XIX веке средства массовой информации стали оказывать больше влияния на развитие пластического искусства. Появились новые направления — авангард, футуризм, кубизм. Мастера стали выражать в своих работах революционные идеи. А для их создания использовали новые материалы — бетон, железо, пластик.
С 1970-х годов на первый план выходят такие движения как минимализм, концептуализм, перфоманс, гиперреализм. Теперь мастера стараются привлечь внимание публики к социальным проблемам, и ставят на главное место выражение своей индивидуальности.
Скульптура в России
До правления Петра I пластическое искусство служило только религиозным целям. Согласно канонам православной церкви, изображение обнаженного человеческого тела было недопустимо. Поэтому на Древней Руси этот вид искусства был не так распространен.
Развитие скульптуры началось в период правления Петра I и Анны Иоановны. Главным мастером этой эпохи был К.Б. Растрелли, чьи работы стали украшением Санкт-Петербурга. Расцвет скульптурного искусства пришелся на XVIII век. При Екатерине II была основана Академия, где обучали будущих мастеров под руководством Н.Ф. Жилле, выписанным из Парижа.
Но отличительных черт у русской скульптуры не было. Несмотря на ряд одаренных мастеров, искусство развивалось под влиянием западных течений. В этот период было создано много работ, достойных называться мировыми шедеврами. Среди наиболее талантливых скульпторов в период царствования Екатерины Великой можно выделить Ф.И. Шубина, Ф.Г. Гордеева, М.И. Козловского.
Во времена СССР пластическое искусство было отражением революционных идей. Главной целью стало возвышение образа «нового человека» — трудолюбивого, решительного, целеустремленного. После победы во Второй Мировой Войне появилось много работ, посвященных прославлению подвига советского народа.
С 1970-80-х гг. мастера продолжали творить по заказу властей, поэтому у них было не было возможности для проявления своей индивидуальности. После распада СССР скульпторы начали осваивать уже давно известные на Западе авангардные направления.
10 знаменитых скульпторов
Каждая эпоха подарила миру гениальных творцов, создавших шедевры в пластическом искусстве. Им удалось подчинить себе мрамор, глину, бронзу, чтобы воссоздать малейшие детали. Любуясь их красивыми скульптурами, каждый раз восхищаешься их талантом и мастерством.
Донателло
Выдающийся мастер раннего Возрождения, работал с различными материалами. До наших дней сохранились его творения из бронзы, камня, дерева. Донателло создавал скульптуры, вдохновившись работой античных мастеров. Но также, он лепил и реалистичные изваяния.
Микеланджело
Современники мастера сразу оценили его гений. Микеланджело был одним из первых европейских скульпторов, удостоенный чести написания биографии. Его работы на протяжении пяти столетий оставались эталонами изобразительного искусства. Кроме скульптуры, Микеланджело уделял много времени созданию фресок.
Лоренцо Бернини
Его называли мастером, подчинившем себе мрамор. Скульптуры Бернини поражают своей реалистичностью, выразительностью и вдохновляют других ваятелей. Лоренцо очень рано проявил свой талант, а его обучением занимался отец. Кроме скульптуры, Бернини интересовался графикой, и одним из первых начал писать шаржи.
Антонио Канова
Итальянский мастер, яркий представитель классицизма в скульптуре. На создание изваяний его вдохновляли работы античных мастеров. Канова пользовался авторитетом, несмотря на то, что критики обвиняли его в недостаточной выразительности.
Бартоломео Карло Растрелли
Итальянский скульптор, получивший признание в России. На родине Растрелли получил хорошее образование, позволившее ему реализовать себя в различных направлениях творчества. Мастер известен тем, что его работы сформировали облик Санкт-Петербурга. Растрелли создал великолепные скульптурные группы, монументы, барельефы, ставшие достоянием не только России, но и всего мира.
Фредерик Бартольди
В мире искусства есть случаи, когда скульптура становится известнее своего автора. Так получилось и с Фредерико Бартольди. Ведь он создал один из самых известных объектов в мире — Статую Свободы, главный символ США.
Огюст Роден
Его называют «отцом» современной скульптуры. Даже люди далекие от мира искусства, слышали и видели знаменитого «Мыслителя» Родена. Изначально его замысел был проще, но в процессе создания мастер усложнил его. А на презентации Роден и вовсе объявил, что свою скульптуру посвящает французским рабочим.
Степан Эрьзя
Его называли «русским Роденом». Он стал известен не только благодаря своим скульптурам, но и потому, что работал с интересным материалом — кебрачо. Проведя долгое время в Аргентине, Эрьзя решил, что будет использовать древесину только этой породы. Также он знаменит своими творческими экспериментами по превращению гор в памятники. Но реализовать эту смелую задумку ему не удалось.
Эрнст Неизвестный
Значимой фигурой в советском искусстве был этот мастер. Никита Хрущев дал нелестную оценку творчеству скульптора, назвав его работы «дегенеративными». Это высказывание осложнило творческий путь Эрнста Неизвестного. Но после смерти политика, мастер согласился создать надгробный памятник Хрущеву по просьбе его семьи.
Вера Мухина
Ученица французского мастера Бурделя, стала известной во всем мире благодаря своему творению «Рабочий и колхозница». В эпоху бытовых и реалистичных сюжетов Вера Мухина боролась за символичность образов в скульптуре. Талантливая женщина занималась не только пластичным искусством, но и декоративно-прикладной работой.
Где учатся на скульптора
Чтобы освоить эту профессию, нужно окончить высшее учебное заведение. Оно может быть гуманитарной направленности или специализироваться на подготовке художников, архитекторов, скульпторов, дизайнеров.
Потрясающе ,информативная и очень интересная статья .