Art-Dot > Картины > Описания картин > Черный квадрат Казимира Малевича: описание, история, интересные факты

Черный квадрат Казимира Малевича: описание, история, интересные факты

6 080
Черный квадрат Малевича

Знаменитое произведение Казимира Малевича «Черный супрематический квадрат» считается одним из самых обсуждаемых в мировой живописи. В своей карьере художник считал его «Magnum оpus» (лат. пер. «Великим трудом»). Созданная в 1915 г. картина считается самым неоднозначным произведением в истории искусства, таящим множество тайн.

Краткое описание

«Черный квадрат» Малевича (1879 – 1935 гг.) был написан на даче поселка Кунцево Московской области. Изначально картина носила название «Четырехугольник», и должна была использоваться в качестве театральной декорации футуристического спектакля «Победа над Солнцем» (опера М. В. Матюшина).

Квадрат неправильной формы темного цвета, нарисованный особым раствором красок, расположен на белом фоне. При первом взгляде на картину, определить то, что стороны четырехугольника не параллельны друг другу, сложно. Художественное произведение, в настоящее время принадлежит Третьяковской галерее г. Москвы.

Краткая справка

Показать таблицу
Год написания 1915 г. (08 июня)
Стиль Авангардизм
Жанр Супрематизм, абстракционизм
Размер 79,5 х 79,5 см
Материал Масло на холсте
Где хранится Москва, Третьяковская галерея, Зал 19
Тема Философский посыл о новой реальности
Настроение Конец традиционного мышления (нуль форм) и начало нового направления в искусстве

Подробно о сюжете

Казимир Малевич рисовал «Черный супрематический квадрат» более 12 месяцев. На обороте он поставил дату 1913 г., хотя закончил полотно на 2 года позже. «Черный квадрат» носит чисто философский подтекст. Малевич никакого сюжета на картине не изображал, то есть он полностью отсутствует.

Черный квадрат
Черный квадрат

Как упоминал Казимир Северинович в одном из воспоминаний, его посыл к зрителям был через принятие твердого решения – окончание традиционных представлений об искусстве, как чего-то репрезентативного, и наступление новой эпохи. Изображенный четырехугольник – это реальность с нулевой точкой отсчета, существующая в природе и социуме.

Как все в мире происходит из небытия, из темноты Вселенной, созданной Богом, так и окружающий мир может быть таким, каким его захотят увидеть или создать сами люди. «Черный супрематический квадрат» – новый вид искусства, наступивший после футуризма с его правильными формами.

Все о направлении супрематизм в живописи: картины, художники, история

Что изображено на картине

Некоторые искусствоведы связывают «Черный супрематический квадрат» Малевича с известной картиной эпатажного французского художника Альфонса Алле. Но доподлинно неизвестно, был ли знаком с его творчеством Казимир Северинович.

Алле изобразил черный прямоугольник на светлом фоне и подписал картину «Битва негров в пещере темной ночью». Сам автор указывал на шутливый подтекст своего произведения. Но в отличии от него, к своему шедевру Малевич относился очень серьезно. Исследователей смутил лишь тот факт, что рентгеноскопия «Черного квадрата» показала на одном из изображений такую же подпись про «негров», что и у Алле.

Битва негров в пещере темной ночью
Битва негров в пещере темной ночью

Малевич писал, что на его авангардистской картине действующие лица полностью отсутствуют. Одна из цитат автора: «Я преобразился в нуль форм…», что означало для него приход к беспредметному творчеству.

Есть еще одна картина Поля Бильо «Битва негров ночью». Она представляла собой сплошное черное полотно и пропала с выставки в 1882 г., всплыв, спустя годы (2017-2018 гг.), в частной коллекции. Это произведение тоже пытаются связать с шедевром Малевича, но сам он никогда про Бильо не упоминал.

Смысл и главная мысль картины

Казимир Северинович показал своим «Квадратом» намеренный, решительный отказ от изображения приукрашенной реальности и изобретение особого мира форм. По сути, он создал определенный вид арт-объекта, не имеющего аналогов. Благодаря «Квадрату», художник стал международно-признанным создателем абсолютно нового направления в изобразительном искусстве – супрематизма.

Темная форма + квадрат – свежий взгляд новой эры и первоэлемент.  Малевич называл свою картину «Мой божественный царственный младенец», так как она была написана под влиянием философского учения «Ба-Гуа» (Древний Китай), и произвело на художника большое впечатление. Китайцы считают Вселенную соединением шара и куба. Последней фигурой является наша планета Земля.

Поэтому не случайно, что «Черный супрематический квадрат» писался, как элемент триптиха, в котором присутствовали еще 2 картины – темный круг на светлом фоне и крест поверх белого тона.

Можно считать главной мыслью картины – начало нового чистого творчества. В целом, каждый исследователь, в зависимости от воображения, может увидеть собственный подтекст.

Какие цвета используются в произведении. «Черный квадрат» действительно черный?

Выбор автором темного оттенка на светлом фоне для своего художественного произведения не случаен. Такой подход считается образованием своеобразной квинтэссенции всех цветов, если смешать всю палитру разом.

Черный цвет – это полное отсутствие света, но требующий, нуждающийся в нем. Картина передает таким образом все цвета разом, и одновременно акцентирует внимание на определенном состоянии, при котором живопись невозможна.

Черный квадрат вблизи
Черный квадрат вблизи

Смесь самодельных красок, использованная Малевичем, включала в себя сочетание черной охры, арсенида меди (темно-зеленый пигмент), жженую кость (сажу) и мел (антибликующий элемент, убиравший глянец). При близком рассмотрении картины, хорошо заметно, что темная ее часть покрыта кракелюрами, сквозь которые проступают другие оттенки.

Кракелюры дают благородный эффект старины (патины). Они появились в 1927 г., и Малевич позже признавался, что так было им задумано изначально.

Подобно тому, как за прошлыми, старыми событиями всегда приходят новые, так и за темными временами наступает череда ярких дней. После того, как были обнаружены еще 2 картины под слоем черного супрематического квадрата, интересные детали философской линии мировоззрения, переданные автором в его шедевре, для некоторой части зрителей стали более понятными. Полотно – результат вдумчивой, кропотливой работы художника.

История создания

По первоначальной задумке Казимир Северинович придумал «Черный супрематический квадрат» в 1913 г. для театральной постановки, возможно поэтому и стоит эта дата создания полотна, оконченного в 1915 г.

Картина участвовала в выставке футуристов «0,10» города Петроград, проходившей с 19.12.1915 г. по 17.01.1916 г., и там произвела настоящий фурор. Была критика, но появились и поклонники – равнодушным полотно не оставило никого.

Несмотря на то, что квадрат не имеет ни одного прямого угла, Малевич не стремился передать идеальное изображение, хотя и мог четко очертить линии измерительными инструментами (линейкой, угольником).

Художник стремился к динамической, подвижной форме, и работал над своим шедевром кропотливо. Он назвал свое полотно новым символом, где есть только форма – квадрат и особый оттенок.

«Черный квадрат» не случайно был повешен на выставке в красном углу (месте, предназначенном для икон). В содружестве с кругом и крестом он указывал на то, что контуры привычного мира становятся размытыми и постепенно исчезают в границах четырехугольника.

Существует также мнение, что Казимир Северинович хотел показать истинную цену паразитам, примкнувших к искусству.

В начале ХХ в. художники стали передавать на полотне свое видение окружающего мира так, как они его ощущали. При внимательном рассмотрении поверхности «Черного квадрата» можно заметить, что он выполнен без механического закрашивания.

Форма изображения отображена движениями разнонаправленных мазков кисти с тщательным подбором оттенка. Автор делал мазки короткими и длинными, вертикальными и горизонтальными.

Про настоящее название картины «Черный квадрат»

Изначально, автор планировал обозначить свое полотно, как «Четырехугольник», но потом передумал. Поэтому назвал свое детище «Черный супрематический квадрат». Такое загадочное название хорошо подошло необычной картине, подобной которой в период футуризма не существовало в России.

Картина будто подвела итог прошлого опыта, и приход к настоящему. Супрематизм, с его фантазией и многогранностью, был по достоинству оценен живописцами всего мира. И хотя художники-консерваторы, работавшие в классических жанрах, в первое время выступали против нового направления, позднее признавали, что художественное творчество может и имеет право выходить за общепринятые рамки.

Супрематизм (лат. пер. «наивысший» – supremus) стал разновидностью абстракционизма и прочно закрепился, как авангардистское направление в искусстве, начало которому было положено Казимиром Малевичем.

Что нашли под «Черным квадратом»?

В 2015 г. рентген-анализ холста знаменитой картины очень удивил художников. Выяснилось, что под черным квадратом спрятано еще 2 изображения, написанных маслом и выполненных в авангардном стиле. С помощью компьютерных программ даже воссоздали их внешний вид.

Одна картина – та, что ближе, к верхнему изображению, кубофутуристическая, а вторая считается самым ранним супрематическим произведением. По стилю первая похожа на картину «Точильщик» 1913 г. Художник использовал для ее создания зеленые, розовые и оранжевые тона. Вторая напоминает ребус, который возможно будет разгадан в будущем.

Казимир Малевич "Точильщик"
Казимир Малевич «Точильщик»

Есть версия, что Малевич оставил потомкам некое зашифрованное послание. Картина выполнена в протосупрематическом стиле, и напоминает собой произведение «Дама у афишного столба». Краски использовались такие же яркие, как и для первой, кубофутуристической.

Дама у афишного столба
Дама у афишного столба

Под слоем «Квадрата» были обнаружены отпечатки пальцев Малевича, а также почти стершаяся надпись «Битва негров ночью». Благодаря надписи, расположенной вверху картины, исследователи поняли, что долгое время экспонировали ее вверх ногами, поэтому ее перевесили.

Сколько стоит оригинал картины «Черный квадрат» К. Малевича и почему он такой дорогой?

В настоящее время «Черный супрематический квадрат» стоит свыше 1 млн $ (20 млн $ по музеям). Такая цена устанавливается, с учетом страховки, на все редкие живописные шедевры, которые вывозятся за границу на выставку.

На аукционе Christie’s в Нью-Йорке полотно оценили в 85,8 млн. $. Аукцион Sotheby’s установил для нее цену в рекордные 1 240 000 000 руб.

Картины Казимира Севериновича считаются редкостью на аукционных торгах, и относятся к ценным культурным достояниям российского государства. На цену «Квадрата» Малевича влияет то, что полотно имеет огромную культурную и историческую значимость, имеющую значение для коллекционеров и мировых музеев.

Сколько черных квадратов написал Малевич и где они находятся?

До 1932 г. художник создал еще 3 черных квадрата, явившихся авторским повторением первого, но различающихся по цвету, фактуре, пропорциям и рисунку:

  • Первая копия (1923 г.) – 106 х 106 см – была создана для биеннале в Венеции. В настоящее время она хранится в Русском музее.
  • Вторая копия (1929 г.) – 79,5 х 79,5 см – считается точной копией супрематического четырехугольника (от 1915 г.) и хранится в Третьяковской галерее.
  • Третья копия (1932 г.) – 53,5 х 53,5 см – всплыла в 1993 г., о ней никто ничего не знал до тех пор, пока ее не принесли в ломбард в качестве залога для займа. Выкупил полотно российский олигарх В. Потанин, передавший ее в Государственный Эрмитаж.

При внимательном рассмотрении авторских копий видно, что белый фон у них существенно различается. Все 4 «Квадрата» русского художника Казимира Севериновича Малевича находятся в РФ.

За все свое творчество мастер создал 7 квадратов. Помимо черных, у него есть еще 2 «Красных квадрата» и 1 «Белый квадрат». Супрематический экземпляр на выставках демонстрируется всегда с базовыми фигурами супрематизма (триптих) – «Черный круг», «Черный крест».

Казимир Малевич триптих
Казимир Малевич триптих

Почему «Черный квадрат» считается шедевром?

Супрематистскую фигуру кисти Малевича в мировой живописи считают шедевром, несмотря на показную простоту форм и монохромность. Художник первым среди других современников показал, что творчество может быть многогранным, лаконичным, и вместе с тем дает достаточную базу для философских размышлений.

Мастер сделал акцент на стремлении художника к самовыражению и отказу от характерных особенностей светотеневой моделировки, которая использовалась до ХХ в. русскими и европейскими живописцами. Холст стал примером стремления его создателя к вселенской гармонии.

Судьба картины

После авангардистской петроградской выставки, «Черный супрематический квадрат», ставший иконой живописцев нового времени, прибегавших к эпатажу, остался в Третьяковской галерее. Картину выставляли на выставки Европы до ареста художника в 30-е гг.

НКВД пыталось навесить мастеру ярлык «германского шпиона». После того, как беспочвенные обвинения были сняты, картины художника отправлялись на выставки, где они демонстрировались в лучших залах европейского континента.

Долгое время (40 лет) власти советской России не желали выставлять в галерею первый «Черный квадрат». Копии иногда демонстрировались на международных выставках, но оригинал долго не выезжал за рубеж.

В годы ВОВ копии картин знаменитого триптиха Малевича и оригиналы других произведений оказалась на территории Германии, откуда были переправлены в Нидерланды. Но после окончания войны их отправили в Третьяковскую галерею.

В 2000-е гг. «Черный квадрат» пытались неоднократно продать. В 2008 г. на аукционе Sotheby’s вся супрематическая композиция была продана за 60,002,000 $, но по воле судьбы снова вернулась домой, в Россию.

Кто написал картину?

Биография автора – этнического поляка, начинается с дня его рождения – 23.02.1878 г. (г. Киев). Родители будущего гения – мещанин и домохозяйка, дали ему хорошее образование. Жизнь в народной культурной среде, и врожденная тяга к прекрасному оказала огромное влияние на будущее творчество Малевича.

В детстве Казимир с удовольствием наблюдал за процессом расписывания глиняной посуды, печей, правильными геометрическими линиями вышиваемых на рубахах узорах. Обратив внимание на его талант, мать подарила 15-летнему подростку краски и все необходимое для рисования. Семья переехала в Курск.

Казимир Малевич, фото
Казимир Малевич, фото

Именно в этом городе будущий творец «Черного квадрата» до конца осознал свое призвание. Свой первый рисунок он нарисовал в 16 лет. На ней художник изобразил ночной пейзаж: реку, лодку, луну.

Холст был продан в местном магазине усилиями приятеля Казимира. Юноша смог выручить за нее 5 рублей, которые на тот момент составляли заработную плату рабочего за 2 дня. К сожалению, о данной картине сведений нет, и ее местонахождение неизвестно.

Малевич несколько раз пытался поступить в Московскую училище живописи, скульптуры и архитектуры, затем окончил Академию художеств, делал чертежи на заказ, преподавал в университете, выставлял свои работы в галерее, достойно представлял Родину на международных выставках. При этом он постоянно имел проблемы с советским правительством.

Вместе со своей семьей, женой и дочерью Малевич долгое время жил в Витебске, и оставил после себя огромную коллекцию произведений. Он рисовал в нескольких жанрах: классике, авангардизме, футуризме, импрессионизме, кубизме, и стал великим теоретиком искусства, живописцем-основателем супрематизма.

Казимир Малевич, фото в молодости
Казимир Малевич, фото в молодости

Малевич считал, что художник не должен бояться разрыва с предметностью, экспериментировать с формой и цветом, абстрактно воспринимать мир. После смерти (15.05.1935 г.) его тело, согласно завещанию, кремировали в супрематическом гробу, на крышке которого был нарисован «Черный квадрат».

Это же изображение было прикреплено к катафалку. Урну с прахом захоронили под любимым дубом художника. Над могилой был поставлен кубический бетонный памятник, с изображением квадрата.

В годы войны место захоронения Казимира Севериновича было утрачено. Силами энтузиастов могилу обнаружили рядом с Советским проспектом в н. п. Немчиновке, восточнее пруда. Там сейчас установлен небольшой монумент.

Интересные факты о картине

К. С. Малевич считал «Черный супрематический квадрат» главным произведением в своей жизни. В 2023 г. мировой шедевр отмечает 108-летие. К необычным интересным фактам картины можно отнести следующее:

  1. На протяжении долгих 86 лет она висела в Третьяковской галерее вверх ногами. После обнаружения внутренних подписей автора и еще 2 нижних картин «Квадрата», полотно перевесили.
  2. Как только мастер после супрематических картин вернулся к фигуративной живописи (обычно он изображал портреты, фигуры крестьян и рабочих), то стал подписывать свои работы черным квадратом. По сути, это стало постоянной визиткой художника.
  3. Вдохновение в создании шедевра художник пояснил влиянием бессознательного, «космического сознания».
  4. Малевич вспоминал, что после того, как он закончил свой «Черный супрематический квадрат», то был потрясен до такой степени, что несколько суток не мог есть и спать.
  5. Первый «Черный квадрат» от 1915 г., впервые был отправлен на выставку за рубеж лишь в 2003 г.
  6. Если долго смотреть на знаменитую картину, в ней можно разглядеть разные образы: люди видят силуэты и даже буквы: П, О, В, Р, А, Д. Право или правда? – что хотел сказать автор? Фантазировать на данную тему можно бесконечно.

Гениальность мирового художественного произведения состоит в принятии начала беспредметности, конце традиционного мышления живописца, нулевой точке отсчета. Скрытое значение «Черного супрематического квадрата» каждый зритель трактует по-разному.

Кажущийся двухмерным, монохроматический мир намного сложнее. Картина Малевича бессознательно наталкивает на мысли о трехмерной природе и живости полотна.

Напишите, что вы думаете о статье «Черный квадрат Казимира Малевича: описание, история, интересные факты»
Ваш адрес email не будет опубликован.

вверх