Художники часто создают произведения на основе былин, сказаний и преданий. К одной из таких работ относят картину «Три богатыря» русского живописца Виктора Васнецова. На создании шедевра у автора ушло 20 лет.
Краткое описание картины
Первый набросок «Богатырей» карандашом появился в 1871 г. Произошло это в доме профессора Императорской Академии художеств В.Д.Поленова. Завершил работу Васнецов в 1898 году. Вскоре после окончания работы картину для своей галереи выкупил русский предприниматель и меценат, коллекционер произведений искусства П.М.Третьяков.
Картина «Русские богатыри» Васнецова написана маслом на холсте размером 295,3 ⨯ 446 см. На первом плане изображены настоящие русские богатыри: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. Время действия на холсте: период нашествия татаро-монгол. Произведение передает мощь и величие русского народа.
Краткая справка
Год написания | 1871 |
Стиль | Неорусский модерн |
Жанр | Исторический (сказочно-былинный) |
Размер | 295,3 × 446 см |
Материал | Масло на холсте |
Где хранится | Москва, Третьяковская галерея, Зал 26 |
Тема | Национальный дух |
Настроение | Чувство национального героизма, духовной силы и патриотизма |
Подробно о сюжете
В центре картины былинные герои-богатыри. Они стоят на выезде, зорко всматриваются вдаль — не видно ли вражеских костров, не слышно ли топота вражеских коней. В центре изображен Илья Муромец на черном коне. Воин сильный, видно, что мощь в нем богатырская. Он смотрит вдаль из-под ладони. Одет просто, на нем кольчуга, шлем, в руке копье, щит и булава.
С левой стороны стоит Добрыня Никитич. На нем добротная кольчуга. Витязь вынимает меч из ножен, он готов идти в атаку на обидчиков русской земли. Справа — Алеша Попович, он строен, молод. Конь под ним ниже, чем у других богатырей. Защитники выстроились в ряд. Под воинами пожухлая трава, над ними грозное небо.
В настороженных взглядах богатырей, в их позах и одежде показано настроение, которое хотел передать автор работы. Даже природа, кажется, переживает вместе с русским народом неспокойные времена.
На холсте не просто могучие защитники русской земли. Здесь воины, сильные духом и верные своему Отечеству.
Кто изображен на картине
На картине изображены главные персонажи былин. Каждый герой отражает определенный характер русского человека.
Алеша Попович
Алеша Попович — самый молодой из героев. Это весельчак и балагур, любитель поиграть на гуслях. Он сын священника. Умный, смекалистый парень, но в то же время отважный витязь. Он не смог усидеть дома, когда его Родина в опасности.
Такие воины были необходимы во время сражений. Алеша ловкий, как стрела, мог найти выход из любой ситуации. Он и сейчас что-то задумал, хитро поглядывает в сторону. В образе молодого витязя трогательное отражение русской души, ее начала.
Илья Муромец
Старший товарищ, с проседью на висках. По легенде, витязь родился в крестьянской семье, 33 года пролежал, не вставал с постели. И только после длительного времени смог ходить. Силу свою богатырь получил от проезжавших старцев.
Илья Муромец, сын Иванович (как называют его в былинах) — символ рассудительности, силы. Его называют главным героем народного эпоса. Это образ рассудительности и житейской мудрости.
Илья приехал на службу к князю Владимиру, возглавил оборону Киева. Затем сражался с соловьем-разбойником, идолищем и татаро-монголами, наступающими на Русь. Первые упоминания о богатыре появились в XVI веке. Некоторые исследователи называют прототипом героя святого Илию Печерского.
Добрыня Никитич
Добрыня Никитич славится мужеством и силой духа. На картине изображен слева от Ильи Муромца.
Добрыня — второй по популярности герой народных былин и сказаний. Чаще всего его изображают служивым при князе Владимире. Иногда его называют племянником Владимира Красного Солнышка. Прототип Добрыни — воевода Добрыня, дядя князя Владимира. Витязь моложе своего старшего товарища из Мурома.
У богатыря много достойных способностей. Он умен, играет на гуслях, умеет вести торговые дела, выполняет поручения, от которых другие отказываются. На картине у героя длинная, аккуратная борода, богатая одежда и украшенный драгоценностями меч.
Фон картины: окружающий пейзаж
Характер картины передает природа, окружающая воинов. Темное небо пасмурно, все в грозовых тучах. За спинами героев видна гора, а дальше лежит глубокий овраг.
Сами богатыри стоят на равнине. Под ногами у них пожухлая трава и редкие молодые сосенки. Ветер развивает волосы героев и гриву коней. По замыслу художника в овраге скрывается непобедимая армия русских воинов. В небе парит птица — символ свободы. Тревожно и в тоже время спокойно на душе при виде такой силы и мощи.
Натурщики: с кого художник писал богатырей
В качестве натурщиков автор привлекал жителей Абрамцево. Почти все они были с фамилией Рахмановские. Сельчане отличались крупным телосложением. Про таких говорят: косая сажень в плечах. Но в процессе работы Васнецов передумал и выбрал крестьянина Петрова из соседнего села. Он, а позднее и простой извозчик из Больших Мытищ, и выступил прототипом образа Ильи Муромца.
Алешу Поповича автор писал с подростка Андрея Мамонтова. Пока художник работал над картиной, молодой человек простудился и умер. Заканчивал образ живописец уже по памяти.
В лице Добрыни Никитича угадывают черты лица семейства Васнецовых.
Оружие богатырей
Добрыня Никитич показан с красным щитом с вкраплениями из благородных металлов. Меч героя украшен драгоценными камнями. Все это подтверждает благородный статус воина.
У Ильи Муромца в одной руке щит, в другой тяжелая булава. Мощное вооружение показывает силу и величие витязя.
У Алеши Поповича лук со стрелами и колчан.
Кони
Васнецов разбирался в лошадях. Через их образы автор передает внутреннее состояние героев картин. Кони на полотне под стать богатырям.
Илья — грузный, сильный. И вороной конь под ним такой же массивный. Русский тяжеловоз. В народе их называют черными. Также, как и у вороны хвосты таких лошадей хвосты с синим отливом. У него широкая грудь, раскрытые глаза, большие ноздри. Лошади такой масти горячее и нетерпеливее других.
Это олицетворение горячего сердца русских воинов. На нем тяжелая сбруя, такого великана нужно суметь удержать. Поза верного помощника Илья Муромца показывает напряженность ситуации. Все говорит о том, что конь готов к битве и ждет знака.
Образ Добрыни Никитича олицетворяет дворянство. У человека знатного рода и конь благородной масти. Орловский рысак — достояние России. Белый цвет коня Добрыни, стремена и медальоны на уздечке с позолотой говорят об аристократическом происхождении воина.
Огромные глаза рысака, напряженно смотрящие вдаль, большие ноздри — одно движение и конь помчит наездника в бой. Для работы в мастерскую художнику в поле приводили русскую лошадь с примесью восточных кровей.
Алеша — молод и горяч. Его рыжий степной конь красив и строптив. Он низкорослый, но крепкий. Верный друг застыл в наклоне, грива сдвинулась на одну сторону, закрывая глаз. Игривый, смекалистый, как хозяин.
Смысл и главная мысль картины
Картина «Три богатыря» посвящена стойкости и силе русских воинов. Главная мысль — защита родной земли. Богатыри словно могучие исполины закрывают границу своего государства он недругов.
Работа Васнецова учит любить и беречь Родину и стать единым, сплоченным союзом. Богатыри разного сословия и возраста, из разных эпох стоят рядом плечом к плечу.
Цвета (колорит), композиция и настроение
Васнецов был мастером «одухотворенного» пейзажа. Он мог передать настроение героев через цветовую гамму и композицию работы. На картине белые облака на темном небе нависают над воинами, передавая тревожность ситуации. Пожелтевшая трава и зеленые ели, хищная серая птица в небе — все создает ощущение опасности.
Сами богатыри изображены снизу, будто с земли. Из-за этого персонажи выглядят еще более могущественнее и торжественнее.
История создания
Мысль о создании картины посетила Васнецова в мастерской народного художника РСФСР В.П.Поленова. Тот занимался исторической, пейзажной и жанровой живописью. Он подолгу жил и писал в Абрамцеве.
В один из приездов на берег реки Воли Васнецов увидел за окном три дуба. В голове сразу возникли образы могучих богатырей. Так появился рисунок на кусочке бумаги.
Карандашный набросок так и остался бы без внимания. Но его увидел русский художник и педагог П.П.Чистяков. Он напомнил Васнецову об ответственности художника за каждый свой рисунок, картину. Именно Чистяков предложил в качестве главных героев использовать образы былинных богатырей.
10 лет автор размышлял над персонажами картины. Изучал сказания и легенды русского народа, обдумывал мелочи, детали, присматривал натурщиков.
В поле установили мастерскую художника. Здесь он под впечатлением от местной природы ловил вдохновение. Сюда же приходили натурщики и приводили лошадей. Васнецов перевозил холст с квартиры на дачу и опять в квартиру.
Васнецов подарил ранний эскиз Поленову. Он так и хранится сейчас в доме-музее художника. Сначала Поленов отказался взять подарок. Он объяснил, что заберет его только тогда, когда будет готова картина. 23 апреля 1898 года Виктор Васнецов завершил работу на «Богатырями», а обещанный подарок преподнес чуть раньше — 10 марта.
Судьба картины
Вскоре после завершения работу Васнецовым картину выкупил Третьяков для своей галереи. И сейчас там можно увидеть полотно художника.
Кто написал картину
Картину «Богатыри» написал русский художник и архитектор Виктор Васнецов. Автора полотна знают, как родоначальника «неорусского стиля». Это жанр в архитектуре и живописи, когда фольклорные традиции связаны с историей народа в одно целое. Васнецов написал ряд шедевров живописи.
Среди них известные работы: «Иван царевич на Сером волке, «Витязь на распутье», «Аленушка». «Богатыри» — самая значимая картина в жизни художника.
Интересные факты
Интересные, необычные факты создания картины:
- Во время работы над картиной Васнецов создал не менее 15 этюдов маслом. Среди них «Портрет витязя в кольчуге», «Абрамцево», «Лошади».
- Если бы не знаток и любитель живописи Третьяков, работа над богатырями длилась бы еще долго. Васнецов дописывал детали, что-то изменял и добавлял. Как-то раз в гости к нему заглянул владелец картинной галереи Третьяков. Он и убедил художника в том, что работа завершена.
- Картина отражает замысел автора и не могла бы быть действительностью. Все три героя жили в разные эпохи.
- В былинах Добрыня Никитич одного возраста с Алешей Поповичем. А на картине он изображен зрелым человеком. Объяснить это можно тем, что героя автор писал с себя.
- Историки и исследователи творчества Васнецова считают, что одежда и вооружение героев должно быть другим. Правильнее было бы изобразить богатырей в кольчугах и в шлемах в форме вытянутой шапочки.
На картине Васнецова воины и защитники русской земли будто прошли сквозь года и века, чтобы убрать врага подальше от границ Родины. И не важно, что встретиться богатыри могли только на холсте.