Никто не рисовал деревья, в частности, кипарисы так, как это делал Винсент Ван Гог. Он пришел к своему узнаваемому стилю не сразу, несколько лет оттачивая его.
С чего все начиналось
Первые признаки его стиля появляются на его картине «Цветущий Каштан» 1887 года. Этот пышно растущий каштан имеет в своем основании четко изображенный ствол и ветви. Но ближе к кроне дерева и, в целом к краям картины, Ван Гог применяет свою особую технику. Области начинают образовывать завитки и завихрения, в том числе и на фоне растительности. Дерево в центре как бы остается в фокусе, в то время как все остальное становится расплывчатым за счет завихрений.
Когда Ван Гог находился в психиатрической лечебнице Сен-Поль-де-Мозоль в Сен-Реми, из окна открывался вид на пшеничные поля и темные провансальские кипарисы, а вдалеке виднелись Альпийские горы. В период интенсивного творчества в июне и июле 1889 года он сначала нарисовал части того, что открывалось его взору, а затем превратил эти рисунки в картины.
Возможно, этот рисунок пером и чернилами (сверху) был его первым дублем. Так как следующая картина маслом (ниже) в точности повторяет образ предыдущей, если не считать добавившиеся детали.
Затем он увеличил обзор, чтобы картина включала пшеничное поле с кипарисами, которое он нарисовал черным мелом и своим тростниковым пером (сверху). Скорей всего он рисовал эту часть вне здания лечебницы, так как достичь такого вида из окна весьма трудно. Он понял, что из этого получится хорошая картина, поэтому начал рисовать снова на подготовленном холсте размером примерно 73 на 93 см.
Скорей всего он закончил картину в один присест, так как это первоначальная версия того произведения, которое он напишет позже тем же летом.
Обзор картины в деталях
На детальной части картины маслом (выше) можно увидеть верхушки пшеницы, они выделены более толстым слоем краски на фоне первоначального. Ван Гог наложил мазки разноцветной краски, выделяя таким образом те объекты, на которые нужно обратить внимание, так мы понимаем, что именно изображено. В нижней части есть голубые и зеленые тона, просвечивающие из-под его нижней краски.
Эта часть картины, отображающая правый нижний угол, показывает три отчетливые области: диагональные штрихи, образующие стоячую пшеницу, закрученные петли, образующие травы и сорняки внизу, выполненные как все те же завихрения.
В центре полотна, откуда взята следующая деталь, можно увидеть несколько разных цветов и их оттенков, которые мастерски смешались, воссоздавая вид на сцену. Можно сказать, что большая часть картины была написана за один сеанс или в ближайшие дни. Некоторые части, возможно, были окрашены позже, на краску, которая к тому времени стала сухой.
Другие версии картины
Первый набросок маслом был закончен в начале июля. Ван Гог сообщил об этом своему брату Тео — торговцу картин. «У меня есть полотно кипарисов с несколькими колосьями пшеницы, несколькими маками, голубым небом, похожим на кусок шотландского пледа» — написал художник.
Этот шедевр мирового искусства находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Картина была куплена в 1993 году за 57 миллионов долларов.
По всей видимости, в конце июля-начале августа у Ван Гога был психологический кризис и он не написал свою «законченную» версию картины.
Эту вторую версию он сделал в студии. Сейчас она находится в лондонской Национальной галерее. Он также написал и третью, уменьшенную версию, которую послал в подарок матери и сестре. Теперь она находится в частной коллекции.
Винсент Ван Гог продолжал рисовать свои чудесные кипарисы почти до самой смерти. Всего за два месяца до этого он написал свою последнюю картину «Дорога с кипарисом и звездой». На ней закрученные мазки поднимаются, образуя ореолы вокруг полумесяца и одинокой звезды. Возможно, эта картина является его последним выражением формы, текстуры и цвета кипарисов в Провансе.
Никто никогда не писал так, как Винсент Ван Гог, ни до, ни после.