Крупные поселения всегда были центром паломничества разных слоев общества, поскольку дарили надежду на лучшую жизнь. Так поселения становились городами, заполняясь людьми из ближайших территорий и становились более густонаселенными.
В этой подборке будут показаны картины, на которых изображена городская толпа в разных городах, их быт и жизнь.
Жанр таких картин является чем-то средним между чистым пейзажем и фигуративной живописью, поскольку в первом случае многолюдные улицы в городах не подходят, а для фигуративного художника слишком много тел, чтобы отдать им должное на полотне.
В раннем Ренессансе пейзажи обычно ограничивались фоновыми виньетками, как это видно через арки «Мадонны канцлера Ролена» Яна ван Эйка. Если всмотреться отдаленную деталь (ниже есть увеличение), хотя и не переполненную по более поздним стандартам, мост и его улицы людные.
Если проанализировать все картины, на которых изображены толпы в городских районах, можно сделать вывод, что лучшим сезоном, по-видимому, для художников была зима. В это время года люди выходили на лед кататься.
На этой картине неизвестного художника можно разглядеть много интересных вещей. На дальнем плане — старый лондонский мост. В основе картины — лед, который зимой 1685 года достигал толщины почти 30 сантиметров (12 дюймов). Большое количество людей, которые пришли на ярмарку, катаются на коньках и повозках. В левой нижней части картины запечатлен поскользнувшийся человек и момент падения второго.
Другая картина с фигуристами на льду 1608 года художника Хендрика Аверкампа. Люди вышли из теплых домов в своей лучшей одежде и в окружении своих друзей, кажется, отлично проводят время. Дети мчатся между неуклюжими взрослыми, сбивая всех попавшихся на пути с ног. В центре картины, видимо, один из пострадавших — бедняга распластался на льду и, очевидно, ему больно. Особенно комично смотрится его упавшая шляпа и трость.
Жители Венеции проводят время в более теплое время года на открытом воздухе, как это видно на картинах Каналетто и других.
Промышленная революция, охватившая всю Европу, стала причиной нового роста населения в городах. Это было зафиксировано художниками XIX века.
Когда промышленная революция охватила всю Европу, она принесла новую волну роста в городах, что было зафиксировано художниками в XIX веке, особенно в викторианской Британии.
Так, Уильям Пауэлл Фрайт начал рисовать человеческие панорамы в 1854 году, показав переполненный пляж «Рамсгейт-Сэндс». Следуя той же цели, он в 1856-58 годах изобразил на картине «День дерби» людей на скачках. А в 1862 году написал картину «Желенодорожный вокзал», которая стала классическим примером городской толпы.
Вокзал расположен в переполненном и оживленном Паддингтонском районе Лондона. На картине присутствуют множество лиц, среди которых есть знакомые и друзья художника, включая человека, который заплатил за свое присутствие.
Кроме того, полотно богато событиями, изображенными на ней. Например, в центре целуются двое, видимо расстаются на долгое время. Более интересный случай в крайнем правом углу, где человек в коричневой одежде, по-видимому был пойман в момент посадки на поезд. Нам неизвестно, что предшествовало этому событию и что случилось после — был ли он задержан или ему посчастливилось избежать ареста. Такое изобилие событий, о которых нам ничего не известно, заставляет размышлять над картиной долгое время.
Фрайт был также одним из первых художников, использовавших фотографии, благодаря которым он детально прорисовывал отдельные участки своих картин.
В 1862 году Эдуард Мане написал совсем другую сцену в Париже. Хотя изображенных на ней людей вряд ли можно отнести к городской толпе, они составляют часть населения города, передавая атмосферу того времени.
Незадолго до того, как Ренуар нарисовал свою толпу на Монмартре, Джузеппе Шути завершил впечатляющую массовую сцену похорон Тимолеонта (1874).
Тимолеонт был великим греческим полководцем, который оказал большое влияние на историю греческих колоний на Сицилии, особенно города Сиракузы. Его погребальный костер горит на правом переднем плане, готовый кремировать тело, когда оно будет перенесено с другой стороны процессии (в центре).
Если учесть, что действие происходит в реальном времени: люди движутся, тело постепенно переносится из одной части в другую, можно понять, как было трудно художнику запечатлеть самое важное. Скорей всего Шути не имел ни малейшего представления о том, как выглядела первоначальная сцена в 337 году до нашей эры. Поэтому он мог изобразить эту сцену только на основе своего собственного опыта. Таким образом, то, что он показывает, вероятно, является анахронистическим сочетанием того, что он думал о Сиракузах в то время, и более современных представлений о таких городских толпах.
Но был и другой итальянец, который, кажется, впервые детально нарисовал уличную городскую толпу в Константинополе 1877 года.
Картина «Базарный день в Константинополе» показывает большой вид на набережную, которая плавно уходит вдаль. Обилие деталей приковывает взгляд, хочется изучать каждый момент, учитывая насколько педантичен Пазини, изобразивший даже отблески солнца на фруктах.
Толпы изображенные на картинах могут рассказать очень многое не только о конкретном событии сцены, но и передать атмосферу того времени, отобразив жизнь и быт людей.