Иллюстрацией может быть не только рисунок, но и картина, фотография, графическое изображение, а также коллаж. Их используют для оформления книг, газет и журналов, постеров. Иллюстрация – это отдельная область искусства, которая прошла долгий путь развития, у нее множество видов, стилей и техник.
Что это такое
Слово «иллюстрация» произошло от латинского illustratio, что означает освещение, наглядное изображение. Оно способно передать некое сообщение, информацию, чтобы помочь лучше понять текст. Хороший пример – детская литература, где наряду с текстом расположена картинка, позволяющая ребенку понять его содержание.
Современная иллюстрация глубокое понятие, его связывают не только с текстом. Она самостоятельно передает историю или решает определенную задачу. Человек, рассматривая изображение, видит историю и читает словно текст.
Статистика показывает, что вовлеченность в контент с иллюстрациями в разы выше. Текст с картинками удобен для чтения и выглядит структурированным. Изображения позволяют сразу же оценить характер и тему статьи. Благодаря этому читатель настраивается на необходимое восприятие до начала чтения материала.
Иллюстрации помогают полностью раскрыть мысли автора, так как текст не всегда может передать смысл статьи. В ряде случаев изображения играют главную роль, а текст – вспомогательную. В коммерческих статьях картинки вызывают сильные эмоции у читателя и действуют лучше слов.
Виды
Основные виды иллюстраций:
- заставка;
- концовка;
- фронтиспис;
- полостная, полуполостная, разворотная;
- оборонная;
- буквица.
Заставки размещают в начале главы для того, чтобы настроить читателя на новый материал. Их значение – показать начало следующей части повествования. Нередко отображают сцену, которую описывает автор в начале. Иллюстрации-заставки могут быть символическими или декоративными.
Иллюстрации-концовки помещают в конце глав, частей или самой книги. Как и заставки, они могут быть тематическими, сюжетными, символическими, иметь орнамент. Заставку и концовку выполняют в едином стиле, поскольку они взаимосвязаны между собой.
Фронтиспис размещают на развороте с титульным листом с левой стороны. Такой вид иллюстрации показывает идею повествования. Иногда она представляет собой портрет автора.
Полостная иллюстрация занимает всю страницу и часто используется для детской литературы. Содержание изображения напрямую относится к предыдущему тексту или последующему. Для подобного вида иллюстраций подбирают значительное событие, отраженное в произведении. Ее разновидность – полуполостная иллюстрация, которую располагают на половине страницы. Разворотная занимает две страницы.
Оборонной иллюстрацией называют небольшой рисунок, который окружен текстом. Он отображает незначительные события.
Буквица – это красиво оформленная первая буква в тексте. Обычно ее стилизуют под жанр или эпоху.
Стили
Исходя из того, где иллюстрация будет использована, ее относят к какому-либо жанру. Популярными считаются стили для следующих жанров:
- детская литература;
- художественная литература;
- техническая и научно-популярная литература;
- комиксы;
- карикатура;
- концепт-арт.
Сюда же можно отнести иллюстрации на упаковках, рекламные изображения и логотипы. Они необходимы для привлечения потенциального покупателя. Дизайн упаковки должен быть ярким. Особенно он востребован для детских товаров.
Трудным стилем считают логотип или брендинг. Изображение логотипа должно не только выделяться среди других, но и запоминаться. Они несложные в исполнении и выполняют прямую функцию – соответствуют концепции бренда.
Что касается размещения иллюстрации на литературе, то изображения отличаются сложностью в исполнении. Они выполняют ряд функций: привлекают внимание (особенно это касается обложки), передают настроение произведения и поддерживают концепцию. Особые требования выдвигают для технических изданий – графическая информация должна быть достоверной.
Уникальный стиль – иллюстрации для комиксов. Это коллаж из картинок (с текстовым сопровождением, а иногда и без него), который передает сюжет. Нередко для этого достаточно всего одного изображения.
Техники
Помимо традиционных техник, которые использовали многие поколения иллюстраторов, современные мастера применяют цифровые технологии для создания изображений. Нередко техники смешивают, получая уникальные иллюстрации.
Живописные иллюстрации
Для работы в этой технике используют акриловые краски, гуашь, акварель. С помощью акварельных красок создают мягкое глубокое изображение. Главное достоинство такой техники – тонкая настройка прозрачности.
Гуашь ложится гораздо плотнее. С ее помощью иллюстратор может выбрать темные оттенки и работать грубыми мазками. Здесь тяжело добиться прозрачности. Такие художественные иллюстрации хорошо смотрятся в журналах и на плакатах. Их используют в мультипликации, создавая акварелью подходящий фон.
Акрил считается лучшим материалом для начинающего художника. Мазки получаются грубыми и плотными. Акриловой краской рисовать гораздо проще, чем акварелью или гуашью. С помощью акриловых красок создают текстурные изображения с тонким рельефом.
Мазки быстро засыхают на холсте, оставаясь водонепроницаемыми. Современные материалы содержат в составе вещества, которые создают необычный эффект.
Графические иллюстрации
Графические иллюстрации создают с помощью ручки, карандаша, угля или сангины – специального мелка красноватого оттенка, которым рисуют наброски или эскизы. Используя один цвет, художники способны изобразить сложные картины, имеющие объем, тень и разнообразные текстуры. Такую технику в работах использует художник из Бельгии Набиль Неззар.
Цифровая иллюстрация
Бывают растровыми и веторными.
Коллаж
Коллаж – простая техника иллюстрации. Изображения создают при помощи кусочков из материалов, которые приклеивают в определенном порядке к основе. Кусочками могут служить обои, газеты, журналы, цветная бумага и ткани. Приклеенные к основе, они создают впечатление целой картины.
Коллаж появился в 1912 году. Его впервые ввели в работы Пикассо и Ж. Браком. Коллаж вряд ли можно отнести к традиционной иллюстрации, однако многие мастера пользуются этой техникой.
Аппликация
Техника аппликации во многом напоминает коллаж. Кусочки разнообразных материалов (ткани, бумаги, цветных веревок и ниток, соломы, меха) накладывают на основу. Таким образом можно создать картину, орнамент, придав ему выразительность и рельеф.
История развития
Первые иллюстрации как способ пояснить текст появилась давно – есть иллюстрированная книга, датированная 39 веком до н. э. Это римское произведение из 15 частей – «Седмицы или портреты». Писцы Древнего Египта оставляли на папирусе некие изображения для наглядности. Средневековые иллюстрации обнаружены на рукописных европейских книгах, начиная с периода Античности.
В древнерусских книгах использовали нарисованные от руки миниатюрные изображения. Подобные памятники сохранились до наших дней, и называются лицевыми книгами. Наиболее древние из них датированы XII веком.
Когда в Европе началось книгопечатанье, иллюстрация получила быстрое развитие. Особенностью изображений тех времен – монохромность. Наряду с буквами иллюстрации были черного цвета. Изначально мастера использовали оттиски с гравюр, а затем появилась техника плоской печати или литография.
Начиная с 1837 года развитие получила фотография. Стало возможно тиражировать в больших количествах многоцветные иллюстрации к художественным произведениям. В конце XX века иллюстраторы стали пользоваться компьютерными технологиями.
Сферы применения
Кроме книг, иллюстрацию используют для следующих целей:
- разработка логотипов компаний и торговых марок;
- размещение на упаковке товаров;
- привлечение внимания к сайтам и приложениям;
- презентация продукта или компании;
- помощь с навигацией;
- оригинальный способ донесения информации.
Иллюстрацию размещают в различных инструкциях, для массовых рассылок, чтобы вызвать интерес, в рекламе и корпоративных изданиях.
Процесс создания
Процесс создания иллюстраций делят на несколько этапов. Работа начинается с выбора темы. На этом этапе иллюстратор записывает идеи и анализирует, выясняя предпочтение целевой аудитории.
Второй этап – наброски или эскизы. Тема выбрана и можно зарисовать предметы, которые к ней относятся. Эскизы представляют собой схематические наброски. Именно с них пишется общая форма.
Далее приступают к оформлению основных форм. При этом иллюстраторы нередко пользуются графическим планшетом. Один из главных этапов – выбор цвета. На этом заканчивается черновая работа.
Для нарисованных моделей подбирают оттенки, блики, свет и текстура. В итоге получается набор отдельных предметов и теперь можно приступить к их компоновке. После составления композиций добавляют фон, надписи и другие элементы. После этого макет проходит окончательное согласование.
Известные зарубежные иллюстраторы
Аллен Густав Андерсен родился в США в 1908 году. В начале карьеры работал штатным художником-оформителем в различных изданиях. После переезда в Нью-Йорк рисовал обложки для известных журналов.
Паскаль Кэмпион – художник и аниматор родом из Франции. Считается мастером современной цифровой графики. Его работы отличаются особой атмосферой.
Северино Баральди был рожден на севере Италии. С детства любил рисовать мелом на асфальте. Его карьера началась с изображения карикатур. Затем он иллюстрировал для миланского издательства детскую литературу. В последующем Северино сотрудничал с британским журналом.
Джонни Даддл известен иллюстрациями к книгам о Гарри Потере. До того, как всерьез заняться современной цифровой графикой он работал преподавателем искусств.
Акилле Бельтраме служил иллюстратором итальянского издания La Domenica del Corriere. Неясно, какие события отражены в его работах, однако они вызывают большой интерес у зрителя.
Арсен Джаникьян – художник из Украины. Он стал известен после создания иллюстраций к детским книгам – Джанни Родари, Астрид Линдгрен и других.
Сэр Джон Гилберт до сих пор считается лучшим иллюстратором пьес Шекспира. Художник, иллюстратор и гравер наполнял работы драматизмом. У лиц его персонажей трагическое выражение.
Крис Риддел один из самых востребованных британских иллюстраторов современности. Он работал с Нилом Гейманом и Джоан Роулинг. За свою карьеру он проиллюстрировал более 150 художественных книг.
Георг Эренфрид Гросс — американский и немецкий карикатурист, живописец и график. После эмиграции в США в 1938 году занимался обложками покетбуков и иллюстрировал мужские журналы.
Говард Дэвид Джонсон — американский фотореалист и иллюстратор. Получил известность по своим религиозным, историческим и мифологическим работам. Он работает в реалистическом стиле, используя смешанные техники.
Известные русские и советские иллюстраторы
Евгения Мигунова считают одним из самых известных художников-иллюстраторов. Он закончил художественный факультет ВГИКа, а после иллюстрировал книги «Понедельник начинается в субботу», «Пароль «Стрекоза», «Гай До». Его работы узнаваемы, выполнены в черно-белом цвете и наделены особой атмосферой.
Смог создать уникальный авторский стиль русский иллюстратор Иван Билибин – преподаватель Академии художеств, театральный оформитель. Работы мастера отличаются обилием орнаментов и узоров, а также сказочностью образов.
Тем, кто любит сказочные сюжеты, понравятся работы Леонида Владимирского. Он умел создавать по-настоящему яркие иллюстрации, насыщенные энергией и солнцем. Лучшими иллюстрациями Владимирского считаются работы к произведению А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Нельзя обойти вниманием Владимира Сутеева. Многие дети именно ему обязаны любовью к книгам. Сутеев — первый советский режиссер-мультипликатор. Он не только придумывал сюжеты к сказкам Корнея Чуковского, Маршака и Михалкова, но и рассказывал собственные истории. Он мог создавать настоящие шедевры иллюстрации, в которых сюжета было больше, чем в тексте.
Евгений Чарушин с детства увлекался произведением «Жизнь животных» Альфреда Брема. Под впечатлением от книги он рисовал животных с натуры в чучельной мастерской. Позже закончил Академию художеств и стал художником-анималистом. Творчество посвятил оформлению рассказов о животных. Иллюстрации Чарушина к книгам В. Бланки можно увидеть в Третьяковской галерее.
Виктор Исаевич Таубер – график, художник-иллюстратор. Иллюстрировал сказки Г. Х. Андерсена, братьев Гримм. Долгое время сотрудничал с детским журналом «Мурзилка», рисуя забавные сюжеты для малышей.
Александр Дейнека начал карьеру в качестве фотографа. В процессе работы формировался уникальный стиль. Позже он стал известным скульптором, графиком и художником. Известны некоторые его мозаики, которые сохранились на станциях метро в Москве.
Александр Самохвалов – советский акварелист, художник и иллюстратор. Долгое время был ведущим членом Ленинградского отделения Союза художников России. Он известен жанровой и портретной живописью. Среди его знаменитых работ «Кафе Гурзуф» 1956 года.
Что такое коммерческая иллюстрация
Коммерческая иллюстрация отличается от художественной работы. Если обычная иллюстрация направлена на удовлетворения эстетических потребностей зрителя, то коммерческая ставит перед иллюстратором определенные задачи. Требования к такому продукту повышены – изображение, каждый его штрих должен подчиняться правилам, которые диктует рекламная компания.
Свободный художник подчиняется только эмоциям и чувствам, он раскрывает свой внутренний мир с помощью работы. Коммерческий продукт обязует автора иллюстрации выполнять поставленные задачи через техническое задание проекта.
Особые виды
В искусстве иллюстрации есть особые виды. К ним относят ботаническую и техническую иллюстрацию.
Ботаническая
Ботаническая иллюстрация – это искусство отображения растений, его форм, частей, деталей, цветов. Их изображают рядом с описанием культуры в книгах, журналах, научных изданиях.
Сложным этот вид считается из-за того, что от иллюстратора требуется понимание морфологии растения, ему потребуется доступ к натуральным образцам и гербарию. Ботанические иллюстрации создают совместно с консультантом.
Техническая
Цель технической иллюстрации — точная передача того объекта, который находится под вниманием автора. Такой тип облегчает понимание описания, а также изучения объекта. Без подобных изображений в научно-технической литературе обучение некоторым дисциплинам было бы весьма затруднительным.
Отличия от рисунка
Рисунок не может быть иллюстрацией, но может стать частью ее. Главное отличие иллюстрации от рисунка в том, в каких целях полученное изображение использовать. Пока в него не заложена определенная мысль или идея, рисунок останется лишь изображением. Он ничего не поясняет зрителю и не рассказывает историю.
В качестве примера можно привести изображение футбольного мяча, который будет нести иную смысловую нагрузку, если разместить его на спортивном сайте и добавить другие аксессуары для футбола.
Где учатся на иллюстратора
Поступить в институт можно после 11 класса. Срок обучения зависит от направления подготовки ВУЗа.
Среди ВУЗов России заслуживают внимание:
- Московский государственный академический художественный институт им. Сурикова.
- Институт кино и телевидения.
- Ленинградский государственный университет им. Пушкина.
- Художественно-технический институт Санкт-Петербурга.