Прерафаэлитизмом называют течение в изобразительном искусстве Великобритании, которое существовало в середине XIX столетия. Основной целью художников-прерафаэлитов была борьба с засильем академизма и шаблонности в живописи и скульптуре тех лет. Черпая вдохновение из наследия Раннего Ренессанса, участники движения применяли старые приёмы в своих работах, чтобы придать им жизни, насытить полными красками, сделать небанальными.
Самые известные представители – Россетти, Хант, Милле, Бёрн-Джонс, Уотерхаус. Официально Братство прерафаэлитов просуществовало всего 5 лет (1848-1853 гг.), однако последователи этого движения сохраняли интерес к нему до начала XX века.
Подробное описание
Прерафаэлиты – это объединение художников, скульпторов, поэтов, других представителей искусства, образованное в Великобритании на стыке первой и второй половины XIX века. В тот период изобразительное искусство Туманного Альбиона уверенно застряло в академизме и не получало каких-то свежих веяний. Разбить оковы укоренённых методов, проложить мост между наследием Раннего Возрождения и настоящим – в этом Братство прерафаэлитов видело свои главные задачи.
В самом названии общества заложена его суть: возродить традиции и ценности эпохи итальянских художников до Рафаэля, которого участники Братства считали одним из отцов академизма – течения, по их убеждению, шаблонного и насквозь неискреннего, лицемерного, в отличие от искусства Кватроченто. Пьетро Перуджино, Фра Анджелико, Джованни Белини: от этих великих мастеров их британские современники брали вдохновение для реализации своих идей.
В искусстве прерафаэлитов на первых этапах преобладали пейзажи природы, написанные с натуры, а также сюжеты, навеянные Евангелием. У картин не было явных церковных символов и буквальной трактовки Священного Писания, но смысл их был понятен. Мастера, скорее, делали акцент не на пересказе определённого эпизода, а на его глубинном осмыслении.
Со временем Братство расширило круг тематик: реалии Позднего Средневековья, поэтический мир Данте, Шекспира, других авторов той поры. Наконец, они смешали старые техники со временем, в котором жили, и подняли в своих работах проблематику Викторианской эпохи в Британии: эмиграцию, дискриминацию женщин, расцвет проституции.
История возникновения группы
Объединение прерафаэлитов было основано в 1848 г. Предпосылкой этому послужила встреча на выставке Королевской академии художеств двух студентов этого заведения – Данте Габриэля Россетти и Уильяма Холмана Ханта. Они стали хорошими товарищами с одинаковыми взглядами на живопись и её проблематику. Хант даже помог Россетти завершить картину «Юность Девы Марии».
Знакомство с третьим «братом по духу», вундеркиндом Джоном Эвереттом Милле, и нарастающее недовольство погрязших в академизме английских живописцев подталкивает молодых людей к формированию тайного общества. Оно подразумевалось, как оппозиция действующим тенденциям изобразительного искусства на острове. Вернуть народу хороший вкус, показать, что в живописи бывает неожиданность, сложность, искренность – эти идеи стали системными для прерафаэлитов.
Вскоре к Россетти, Ханту и Милле присоединились ещё 4 соратника:
- Уильям Майкл Россетти, младший брат Данте Габриэля;
- Джеймс Коллинсон;
- Фредерик Стивенс;
- Томас Вулнер, поэт и скульптор.
Кроме них, в состав прерафаэлитов мог войти Форд Мэдокс Браун. Он полностью разделял взгляды союза, но уже был близок к обществу назареев. Оно ставило такие же цели – возрождение традиций Раннего Ренессанса, но действовало в Германии и Австрии. Именно поэтому Браун не вошёл в состав прерафаэлитов, хотя продолжал быть с ними в близком товариществе.
Первое упоминание о тайном братстве появилось на уже упомянутом полотне Россетти «Юность Девы Марии». Автор в левом нижнем углу нанёс три литеры P.R.B. Это расшифровывалось как «Pre-Raphaelite Brotherhood». Со временем такие же буквы появились на 2 других картинах участников союза.
Приемы прерафаэлитов
Самым старшим в обществе был Уильям Хант (21 год), но основное вдохновение, движущую силу течению давал Данте Габриэль Россетти. Вместе с младшим братом он сформировал 4 главных принципа, которым следовали прерафаэлиты:
- Быть полностью искренним, делать всё от души.
- По максимуму стараться создавать действительно стоящие картины, скульптуры, поэзии.
- Уметь видеть природу и точно переносить её на холст.
- Избегать любой шаблонности, брать только самые интересные и честные образцы из прошлого.
Для участников Братства было принципиальным всё писать с натуры. Роль моделей для картин исполняли родственники и друзья. Из-за этого начали визуально исчезать границы между социальным положением героев. Прерафаэлиты могли в качестве натуры для придворной дамы использовать уличную торговку, а на полотне «Юность Девы Марии» запечатлены сестра и мать Габриэля Россетти.
Члены тайного сообщества предприняли ещё один радикальный шаг. Британские академисты в то время использовали для написания картин битум, который не лучшим образом влиял на изображение. Оно становилось нечётким, тёмным, терялась «жизнь». Прерафаэлиты стремились вернуть полотну естественные глубокие оттенки, детализацию, свежесть – всё, что было в произведениях периода Кватроченто. Молодые художники достигали задуманного так:
- после грунтования холста на нём намечали композицию;
- затем наносили белый пигмент, с помощью промокания убирали из него масло;
- уже поверх белил писали работу полупрозрачными красками.
Результат был удивительным. Картины начинали «дышать», обретали десятки ярких оттенков, а самое главное – они будто застывали во времени. Наследие творчества прерафаэлитов дожило до XXI века фактически в первозданном виде.
Распад
С самого начала в идее Братства прерафаэлитов была заложена глубинная «бомба», которая в любой момент могла громыхнуть. Молодые энтузиасты пытались совмещать верность идеалам эпохи Кватроченто с использованием реализма в изображении природы. Между двумя этими течениями пролегала пропасть почти в 400 лет, гармонично сочетать их получалось не всегда.
Такое противоречие стилей в итоге и начало внутренний раскол союза. Прерафаэлиты постепенно разделялись на две ветви. Первые (Хант, Милле) серьёзно погрузились в реализм, вторые во главе с Данте Габриэлем Россетти основной упор делали на традиции Раннего Возрождения.
В начале 50-х гг. XIX века у сообщества уже был большой поклонник – известный теоретик искусства и критик Джон Рёскин. Он «рекламировал» прерафаэлитов: писал статьи для газет о деятельности союза, убеждал людей в важности сохранения традиций старины. Рёскин, как и Форд Мэдокс Браун, был абсолютным товарищем по духу участников Братства. Ему даже удалось в своих трудах систематизировать идеи и принципы прерафаэлитов.
У просветительской работы Рёскина были ощутимые последствия. Движение прерафаэлитов в Англии вышло из подполья «в люди», произведения мастеров получили известность, у ценителей искусства возник интерес к Средневековью и Ренессансу. Кроме того, работы прерафаэлитов начали демонстрировать на выставках.
Но даже такой стремительный прорыв не спас Братство от распада. Уже мало что объединяло некогда соратников, и лишь один Уильям Холман Хант оставался по-прежнему верным принципам сообщества. Некоторые участники покинули коллектив.
Когда же Милле, пересмотрев жизненные приоритеты, женился и вошёл в состав Королевской академии художеств, Россетти огласил, что Братство прерафаэлитов прекратило существование. Стоял 1853 год.
Участники союза занялись каждый своими делами. Россетти искал вдохновение в литературных темах, Хант вовсе покинул Туманный Альбион. Предпринималось несколько попыток возродить Братство, однако они были безуспешными.
Спустя 3 года после раскола союза прерафаэлитов, в 1856 г., Россетти познакомился с двумя молодыми последователями своих идей – Эдвардом Бёрн-Джонсом и Уильямом Моррисом. Они убедили мастера взять их в ученики, и это дало новый виток развития движению прерафаэлитизма.
Братства не существовало, но идеи его по-прежнему пленили умы множества художников. Благодаря Бёрн-Джонсу, Моррису, их соратникам, интерес к прерафаэлитскому искусству держался до начала XX века.
10 известных художников-прерафаэлитов
Данте Габриэль Россетти (1828-1882)
Один из основателей и творческий лидер прерафаэлитов. После распада Братства продолжал передавать его идеи ученикам, и создал целую школу последователей прерафаэлитизма.
Первой женой и музой Россетти была Элизабет Сиддал. Именно она запечатлена на картине «Блаженная Беатрикс».
Уильям Холман Хант (1827-1910)
Самый старший из всех, кто состоял в союзе. Единственный, по мнению исследователей, кто был верным идеям Братства до самого распада. Ханта считают наиболее глубоким из прерафаэлитов: работы его пронизаны духовными метаниями и поисками смыслов. Свои самые известные картины написал уже после распада сообщества.
Джон Эверетт Милле (1829-1896)
Поступил в Королевскую академию художеств в возрасте 11 лет, что сделало его самым юным студентом в истории этого заведения. «Офелия» Джона Эверетта Милле – пожалуй, наиболее известное и значимое произведение в прерафаэлитизме.
Его уход в Королевскую академию в 1853 г. стал окончательным «приговором» Братству. В год смерти Милле недолго пробыл президентом своей alma mater.
Форд Мэдокс Браун (1821-1893)
Этот художник никогда не входил в состав сообщества, но всё время развивал его принципы. Близко дружил с Россетти и Уильямом Моррисом. Браун поднимал в своих работах проблематику Викторианской эпохи, в частности эмиграцию.
Эдвард Бёрн-Джонс (1833-1898)
Один из учеников и последователей Россетти, с которым познакомился уже после распада Братства. Бёрн-Джонс специализировался на изображении обнажённого мужского тела.
Характерные черты прерафаэлитского реализма несвойственны картинам художника. Персонажи больше похожи на статичные статуи, чем на людей. Помимо живописи, Бёрн-Джонс занимался витражами.
Уильям Моррис (1834-1896)
Наибольший вклад в историю прерафаэлитизма Уильям Моррис внёс как книгоиздатель, прозаик и поэт. Его увлечение живописью быстро иссякло: лишь одну картину он завершил – «Прекрасную Изольду» в 1858 г. Позднее занимался дизайном зданий, пробовал себя в политике.
Джон Уильям Уотерхаус (1849-1917)
Один из последних ярких представителей движения прерафаэлитов, творивший уже в конце XIX века. Уотерхаус использовал в своих картинах образы рыцарей и девушек из средневековой литературы. Самая известная его работа – «Леди из Шалотт».
Артур Хьюз (1831-1915)
Ещё один ученик Королевской академии художеств, последователь идей Милле. Представил свой вариант «Офелии». Кроме того, Хьюз реализовал себя в качестве иллюстратора: его рисунки украшали книги и журналы тех лет. Автор знаковой картины «Долгая помолвка».
Уолтер Крейн (1845-1915)
Этот художник загорелся идеями прерафаэлистов после прочтения трудов Джона Рёскина, а также знакомства с Бёрн-Джонсом и Моррисом. Крейн принимал активное участие в возрождении интереса к наследию Ренессанса. Помимо полотен он занимался иллюстрациями для книжек.
Уолтер Хоуэлл Деверелл (1827-1854)
В 1850 г. получил предложение от Россетти войти в состав Братства, но отказался. Тем не менее, всю свою короткую творческую жизнь Деверелл посвятил идеям прерафаэлитизма. В основном, изображал отношения между мужчинами и женщинами. Прожил всего 26 лет.
12 самых известных картин
«Юность Девы Марии» Россетти (1848-49)
Это произведение считают точкой отсчёта в истории прерафаэлитов. Россетти начал его ещё до знакомства с Хантом и Милле, а завершил с помощью первого. На картине есть первая монограмма Братства. В роли Марии и Святой Анны изображены сестра и мать автора.
«Офелия» Милле (1851-52)
Самая известная картина, созданная прерафаэлитами. На полотне запечатлена лежащая в воде девушка, смотрящая вверх и ожидающая смерти. Это – Офелия, возлюбленная Гамлета. Узнав об убийстве принцем своего отца, она потеряла разум и утопилась. Специалисты отмечают, что Милле удалось мастерски запечатлеть тонкую грань между жизнью и смертью, добавив яркие тона подлинной английской природы.
«Блаженная Беатрикс» Россетти (1864-70)
Муза Данте Алигьери сложила руки в ожидании момента смерти. В образе Беатриче Россетти запечатлел свою умершую любовь Элизабет Сиддал. Так мастер в течение 6 лет оплакивал утрату, обращая это чувство в картину.
«Портрет Элизабет Сиддал» Россетти (1854)
А это произведение было написано, когда возлюбленная Россетти ещё жила и здравствовала. Небольшой портрет девушки, что сложила руки у подбородка и задумчиво смотрит вниз, выполнен акварелью по бумаге.
«Свет мира» Ханта (1853-54)
В сумерках Иисус в длинном светлом одеянии стоит со светильником в руке и стучит в дверь. Луна за головой Спасителя образует нимб. Аллегория понятна: дверь – чёрствое сердце, до которого Бог пытается донести свет.
«Прощание с Англией» Брауна (1852-55)
В бесконечно тоскливых лицах двух героев отражена вся боль, связанная с эмиграцией. Они сидят на борту корабля, за спиной скалы британского берега. Неизвестно что ждёт этих людей на чужбине. В качестве героев Браун запечатлел себя с женой.
«Леди из Шалот» Уотерхауса (1888)
Очаровательная рыжая девушка плывёт в лодке с гобеленом на борту и поёт невесёлую песнь. Уотерхаус пересказывает поэму, основанную на средневековых легендах об Артуре.
«Долгая помолвка» Хьюза (1854-59)
Парень со своей возлюбленной стоит у дерева, задумчиво устремив взор вверх. Девушка пытается приободрить его. Картина выдержана в традициях романтизма.
«Гилас и нимфы» Уотерхауса (1896)
На полотне запечатлены сцены из греческой и римской мифологии. Аргонавт Гилас склонился над озером набрать воды, но его берут в плен наяды-русалки.
«Мариана» Милле (1851)
Героиня пьесы Шекспира, тоскующая за возлюбленным, встала со стула и держится за поясницу. Окно её украшают красивые витражи. Милле вместил в эту позу Марианы, кроме печали, сексуальное желание.
«Подружка невесты» Милле (1851)
Гостья с роскошными длинными волосами сидит за свадебным столом и смотрит прямо в глаза. Во взгляде её заметна одновременно робость и чувственная страсть.
«Осенние листья» Милле (1856)
На фоне прекрасного осеннего заката юные девушки собирают листья в высокую кучу, чтобы развести костёр. Огня не видно, но, судя по струе дыма, он уже зажжён. Милле вложил в картину настроение ностальгии и проходящего времени.
Полотна МИЛЛЕ-прекрсны,смотреть,смотреть не отвести глас!Я далека от искусства,впервые слышу о прерафаелитов в живописи и это прекрасно,чудесно!С благодарноостью Татьяна