Сад Клода Моне в Живерни во Франции — один из самых популярных некогда частных садов в мире. Сейчас он открыт для посещения туристами. А те, кто не могут увидеть его вживую, могут полюбоваться садом на сотнях картинах художника.
Клод Моне впервые увидел свой новый дом в Живерни в апреле 1883 года, лениво глядя в окно поезда, идущего в Гани. В следующем месяце он снял его и два акра земли, которые через 7 лет выкупил.
Как и на его картинах, Моне не чурался красок, когда дело касалось украшения его дома: от розового фасада до лазурно-голубой кухни и ярко-желтой столовой.
В организации сада он придерживался тех же правил: никаких темных красок и голой земли. Все растения были высажены так, чтобы цвести по всей площади сада круглый год.
В 1893 году Моне купил прилегающий участок земли, примыкающий к железнодорожным путям. Именно здесь он создаст водный сад со знаменитым прудом с водяными лилиями, который он напишет более 250 раз.
«Я выращивал их, даже не думая о том, чтобы нарисовать… и вдруг мне открылось волшебство моего пруда. Я взял палитру и с этого момента у меня почти не было другой натуры».
Хотя Моне рисовал сады своего предыдущего дома в Аржантёе, именно на первых картинах с водяными лилиями расцвел его стиль.
Именно здесь начинает формироваться его поздний стиль: от импрессионизма к абстракции.
Существует узнаваемое изображение японского моста, написанное в пестрых зеленых и бледно-голубых цветах, абстрагирующее пейзаж позади.
Сравните это с японским мостом, написанным между 1918 и 1924 годами, всего за два года до смерти художника, и изменения в его стиле станут отчетливо видны.
Если бы не название, никто бы, вероятно, не узнал наверняка, что насыщенная красная кривая предназначена для обозначения того же самого промежутка. Существует множество теорий относительно того, почему стиль живописи Моне развился именно в этом направлении. Одна из самых популярных заключается в том, что его зрение ослабло и поспособствовало фрагментированию художественного зрения. Он прокомментировал свое меняющееся восприятие цвета с диагностированной ядерной катарактой в обоих глазах.
Романтики хотят верить, что этот сдвиг был не началом старости, а скорее поздним цветущим продолжением его ранних импрессионистских экспериментов. Муниципальный музей Гааги утверждает, что Моне фактически «исследовал новые художественные рубежи», которые будут продолжены в работах абстрактных экспрессионистов примерно три десятилетия спустя.
Как бы то не было, картины сада Клода Моне оставили большой след в истории живописи.
Разные версии Водяных лилий