Все о живописи: определение, виды, техники, жанры, история, стили, темы, примеры

Все о живописи

Художественная культура – это часть духовного наследия человечества. Это понятие применяют для характеристики исторических эпох, творчества отдельных стран, обозначения материальных и религиозных ценностей, созданных обществом. Живопись – это отражение жизни, особая реальность, которая служит дополнением или заменой реальных событий, передавая дух своего времени и его идеалы.

Среди великих стилей выделяют готику, классицизм, романтизм, реализм. К последним крупным течениям, сложившимся на рубеже XIX- XX веков относят абстракционизм, импрессионизм, кубизм.

Франсуа Буше - Мадам де Помпадур
Бернардо Беллотто - Шлосс Хоф
Диего Веласкес - Сдача Бреды
Артемизия Джентилески - Даная
Иван Айвазовский - Вид на Большой каскад в Петергофе
Иван Айвазовский - Ожидание рыбаков на берегу Неаполитанского залива
Эль Греко - Мальчик раздувает уголек чтобы зажечь свечу
1 / 7

Определение

Живопись – это вид искусства, позволяющий запечатлеть красоту окружающего мира на холсте или другой поверхности с помощью красок. Она обладает выразительными средствами, которые передают эмоциональную окраску картин.

К главным методам художественного выражения относятся:

  • рисунок;
  • линия;
  • цвет;
  • композиция.

Результатом живописи является рисунок, полученный на поверхности. В зависимости от техники, предметы живописи подразделяют на картины, фрески, наскальную роспись (рисунки пещер Ляско, Альтамира, Шове), цифровое изображение, миниатюру.

Изображение быка в пещере Ласко
Изображение лошади в пещере Ласко
Изображение носорога в пещере Ласко
1 / 3

Специалисты выделяют станковое, монументальное и декоративное творчество.

  1. Станковая. Получила название от слова станок или мольберт, на который устанавливался холст или крепился лист бумаги.
  2. Монументальная. Монументальная живопись применялась для росписи потолков и стен зданий.
  3. Декоративная. Предназначена для украшения. Ее характеризуют яркие цвета, продуманные формы и композиции.

Жанры живописи

Живопись бывает различных жанров. Их различают по изображенному на полотне сюжету.

  1. Пейзаж. Жанр используют для изображения живой природы.
  2. Марина. Предполагает написания морских пейзажей.
  3. Портрет. Жанр предназначен для рисования одного или нескольких человек с детальной точностью.
  4. Бытовой. Задача направления показать особенности личной и общественной жизни человека, социальные проблемы, быт.
  5. Натюрморт. Предназначен для изображения неживых предметов. На полотнах рисуют фрукты, цветы, посуду и другие предметы обихода.
  6. Исторический. На холсте пишут события, которые происходят в настоящем или были в прошлом и имеют социальную значимость.
  7. Батальный. Позволяет запечатлеть на полотне сражения на суше или в море.
  8. Архитектурный. Жанр используют для изображения архитектуры (городские пейзажи, отдельные здания и сооружения, интерьеры дворцов).
  9. Анималистика. Основные герои полотен – домашние или дикие животные, птицы, ящерицы, насекомые.
  10. Ню. Предназначен для восхваления красоты обнаженного тела.

Используемые материалы

В качестве основы художники выбирают любой материал, на который могут нанести краски: бумагу, тканевые холсты, древесину, пергамент, штукатурку, пластик, черепицу, металл, камень, стекло.

Из материалов художники выбирают:

Краску на поверхность наносят инструментами – кистями. Они бывают разных размеров и жесткости. Также художники применяют мастихин для смешивания красок и очищения палитры, нанесения густого слоя.

Разнообразие техник

Если верить Леонардо Да Винчи, то техники живописи неисчерпаемы. Они – это все, что создает природа, время и человек. Существуют десятки направлений, но говорить следует только про основные виды:

  1. Масляная. Для произведений используют масляную краску. Особенность техники – многослойность. В качестве основы художники чаще выбирают холст, покрытый грунтом.
  2. Темпера. Это сухой порошковый пигмент, смешиваемый на основе эмульсии. Технику применяют в иконописи. Темпера позволяет наносить как тонкие полупрозрачные мазки, так и густые, пастозные.
  3. Акварельная. Акварельную технику отличает использование красок, не содержащих белил. Они создают на бумаге легкий слой, через который просвечивает основное полотно. Акварель использовали для создания воздушных картин.
  4. Тушь. Тушь – материал черного цвета на основе сажи. Художники использовали его для зарисовок и эскизов. Преимущество туши в высокой стойкости к размытию, даже спиртом.
  5. Пастель. Пастель – это техника рисования масляными или пастообразными карандашами.
  6. Акрил. Акриловые краски были разработаны в середине XX века. Особенность материала – стойкость и высокая скорость высыхания.
  7. Аэрография. Современная техника. Предполагает нанесение жидкой или порошкообразной краски распылением из баллончика или аэрографа.

Стили живописи

У временных эпох есть свои характерные черты живописи. Произведения с общими идеями, техникой исполнения, характерными приемами специалисты объединили в стили.

Готический

Готическая живопись (Gotico) получила распространение в IX-XIV веках. Под термином Готика Джорджио Вазари определял период между Средневековьем и эпохой Возрождения.

Джотто - роспись церкви Капелла-дель-Арена. Потолок и стены
Джотто - роспись церкви Капелла-дель-Арена
1 / 2

В основе сюжетов направления лежали библейские события. Для готики характерна вычурность, вытянутость линий, объем. Яркий пример произведения живописи готического стиля – Джотто роспись церкви Капелла-дель-Арена.

Ренессанс (Эпоха Возрождения)

Эпоха Возрождения или Ренессанса – это подъем мирового искусства. Она приходится на период XIV-XVI века. В основу Ренессанса положено возвращение к античности и восхваление красоты человеческого тела.

Рафаэль Санти - Дама с единорогом
Рафаэль Санти - Дева из Дома Орлеанского
Рафаэль Санти - Мадонна с младенцем
1 / 3

Эпоху Возрождения делят на этапы:

  • Проторенессанс;
  • Раннее возрождение;
  • Высокое Возрождение;
  • Позднее Возрождение.

Симоне Мартини - Мадонна Милосердия
Рафаэль Санти - Три грации
1 / 2

Из художников до наших времен дошли имена Симоне Мартини, Джотто, Чимабуэ. В высоком Возрождении стали известны работы Леонаро да Винчи, Микеланджело Буонарроти и Рафаэля Санти. В позднем Ренессансе проявили себя Тициан, Палладио, Корреджо.

Маньеризм

Маньеризм – стиль, пришедший на смену Возрождению и ставший предшественником барокко. Получил развитие в XVI веке. Для произведений характерна вычурность, броскость. Периоды развития Маньеризма и позднего Ренессанса плотно пересекаются.

Эль Греко - Поклонение волхвов
Джорджо Вазари - Благовещение
Джулио Романо - Дама за туалетом
1 / 3

Среди особенностей направления выделяют:

  • отсутствие гармонии, характерной для ренессанса;
  • плавность линий;
  • напряженность поз;
  • броская палитра;
  • эротизм в сюжетах;
  • эффекты (игра света и тени, перспектива).

Франческо Пармиджанино - Обращение Савла
Эль Греко - Поклонение волхвов
Якопо Понтормо - Встреча Марии и Елизаветы
1 / 3

Представители Маньеризма:

  • Пармиджанино (Обращение Савла);
  • Якопо Понтормо (Встреча Марии и Елизаветы);
  • Джулио Романо (Дама за туалетом);
  • Джорджо Вазари (Благовещение);
  • Артемизия Джентилески (Мадонна с младенцем);
  • Эль Греко (Поклонение волхвов).

Барокко

Барокко – стиль в живописи и архитектуре, получивший распространение в XVII-XVIII веках. Родиной нового направления стала Италия (Рим, Мантуя, Венеция, Флоренция). Постепенно оно распространилось по западным странам, Европе.

Диего Веласкес - Венера в зеркале
Рубенс - Святой Георгий и дракон
1 / 2

Характерные черты барокко:

  • контрастность;
  • напряженность;
  • динамичность;
  • пышность;
  • величие;
  • яркость красок;
  • внимание к деталям.

На полотнах изображают реальные образы и иллюзию. Художники уходят от простоты форм и естественной манеры представления.

Хосе де Рибера - Прометей
Эль Греко - Кающаяся Мария
Мурильо - Непорочное зачатие
1 / 3

Известные произведения живописи и имена в период барокко:

  • Мурильо (Непорочное зачатие);
  • Рубенс (Святой Георгий и дракон);
  • Диего Веласкес (Венера в зеркале);
  • Хосе де Рибера (Прометей);
  • Эль Греко (Кающаяся Мария).

Рококо

Стиль рококо зародился во Франции в начале XVIII века. В своих полотнах художники уходили от действительности, изображая идеальный мир, театральную игру. Особенности стиля определяет светская культура и взгляды французской аристократии.

Бернардо Беллотто - Вид Дрездена с Правого берега Эльбы с моста Августа
Бернардо Беллотто - Вид на Старый мост через реку По, Турин
Бернардо Беллотто - Рим, Вид на площадь Сан-Джованни-ин-Латерано
Дмитрий Левицкий - Портрет великой княжны Елены Павловны
Иван Аргунов - Портрет главного архитектора адмиралтейства М.Н. Ветошникова
1 / 5

Для рококо характерны:

  • грациозность;
  • легкость;
  • завершенность форм;
  • светлые полупрозрачные тона;
  • обилие оттенков.

Дмитрий Левицкий - Портрет Екатерины Ивановны Нелидовой
Иван Аргунов - Портрет Анны Кирилловны Васильчиковой урожденной княжны Разумовской
Франсуа Буше - Фонтан любви
Иван Аргунов - Портрет княжны М. А. Волконской
1 / 4

Наиболее известные представители рококо:

  • Франсуа Буше (Фонтан любви);
  • Иван Аргунов;
  • Федор Рокотов (портрет Александры Петровны Струйской);
  • Бернардо Беллотто;
  • Дмитрий Левицкий.

Классицизм

Классицизм – это стиль в живописи, который начал развиваться еще в эпоху Ренессанса. В его основе лежат строгие правила и каноны. Стиль считают наследником античности.

Жак Луи Давид - Смерть Марата
Шарль Лебрён - Конный портрет Людовика XIV
1 / 2

Определить картины классицистов можно по:

  • простым формам;
  • гармонии;
  • рациональному началу;
  • обращению к античному искусству;
  • симметрии линий;
  • упорядоченности форм;
  • высоким темам.

Клод Лоррен - Пейзаж с Аполлоном и Сивиллой Кумской
Никола Пуссен - Аркадские пастухи
1 / 2

Известные художники классицизма:

  • Никола Пуссен (Аркадские пастухи);
  • Клод Лоррен (Пейзаж с Аполлоном и Сивиллой Кумской);
  • Шарль Лебрён (Конный портрет Людовика XIV);
  • Жак Луи Давид (Смерть Марата).

Ампир

Ампир – переходный стиль, обозначивший закат Классицизма. В зависимости от стран, в которых он получил развитие, выделяют три периода: российский, наполеоновский и елизаветинский.

Жак-Луи Давид - Весталка, увенчанная цветами
Весталка, увенчанная цветами
Жак-Луи Давид

Ампир на полотнах определяют по:

  • наличию военной атрибутики;
  • использованию ярких оттенков с доминированием синего и красного;
  • четкости и строгости линий;
  • соблюдению пропорций;
  • сдержанности композиций;
  • симметричности.

Жак-Луи Давид - Мадемуазель Гимар
Мадемуазель Гимар
Жак-Луи Давид

Наиболее известными представителями были Жак-Луи Давид, Теодор Жерико, Андреа Аппани.

Романтизм

Романтизм – это художественное направление в живописи. Получил распространение в Европе и Америке (конец XVIII – начало XIX века). В основе стиля лежат личностные переживания и мысли художников, переданные на бумагу красками. Картины, созданные в период романтизма, отличает выразительность.

Иван Айвазовский - Штиль
Карл Брюллов - Смерть Инессы де Кастро
Уильям Тернер - Горящие палаты лордов и общин
Франциско Гойя - Маха обнажённая
Эжен Делакруа - Натчез
Теодор Жерико - Дерби в Эпсоме
1 / 6

Яркие представители эпохи:

  • Теодор Жерико (Дерби в Эпсоме);
  • Франциско Гойя (Обнаженная Маха);
  • Эжен Делакруа (Натчез);
  • Уильям Тернер (Горящие палаты лордов и общин);
  • Карл Брюллов (Смерть Инессы де Кастро);
  • Иван Айвазовский (Штиль).

Реализм

Реализм – стиль, положивший начало развитию современного искусства. Основная задача – правдиво и объективно преподнести действительность.

Гюстав Курбе - Морской пейзаж
Морской пейзаж
Гюстав Курбе

Героями и сюжетами для полотен художники выбирают человека и его повседневную жизнь, сельские и городские пейзажи, ночные клубы, кафе, рабочий класс. Основоположник стиля – Гюстав Курбе (Морской пейзаж).

Эдуард Мане - Лола из Валенсии
Эдуард Мане - Мальчик с собакой
Эдуард Мане - Огюст и Эжен Мане, родители художника
1 / 3

Среди других представителей Реализма Эдуард Мане, Жан-Франсуа Милле, Жюль Бретон, Роза Бонёр.

Василий Максимов - Все в прошлом
Алексей Саврасов - Грачи прилетели
Василий Поленов - Московский дворик
1 / 3

Русская живопись реализма представлена именами Василия Максимова (Все в прошлом), Ивана Крамского, Алексея Саврасова (Грачи прилетели), Василия Петрова, Василия Поленова (Московский дворик), Ильи Репина.

Абстракционизм

Абстракционизм – это направление в искусстве начала XX века, в котором художники уходят от изображения реальных вещей и правильных форм.

Казимир Малевич - Пейзаж с пятью домами
Барнетт Ньюманн - Дионисий
Барнетт Ньюманн - Третий
1 / 3

Существует несколько направлений течения:

  • геометрический (в картинах преобладают четкие формы);
  • цветовой (художники делают акцент на цвете и сочетаниях оттенков)
  • минималистичный (отсутствие реальных событий, сдержанные тона, формы, линии);
  • экспрессивный (для стиля характерны динамичные сюжеты, движение, которое передает эмоции).

Василий Кандинский - Без названия (Первая абстрактная акварель)
Василий Кандинский - Стеклянная картина с солнцем (Маленькие радости)
Казимир Малевич - Два крестьянина на фоне полей
Павел Филонов - Белая картина
1 / 4

В технике абстракционизма творили:

  • Казимир Малевич;
  • Барнетт Ньюманн;
  • Павел Филонов.
  • Василий Кандинский;
  • Пит Мондриан;
  • Наталья Гончарова;

Импрессионизм

Импрессионизм – художественное направление, получившее развитие в конце XIX начале XX века. Основная суть – изображение на полотнах изменчивости окружающей реальности.

Альфред Сислей - Мост в Морэ
Камиль Писсарро - Холм Жалле
Эдуард Мане - Олимпия
1 / 3

Художники-импрессионисты стараются сделать свои картины живыми, динамичными. Сюжеты и герои – это обычные люди, пейзажи природы, бытовые сцены. Большое внимание художники уделяют изменению воздуха, света, тени. Импрессионисты в своих работах стараются уловить мгновение, которое может исчезнуть.

Эдгар Дега - Голубые танцовщицы
Пьер Огюст Ренуар - Диана охотница
1 / 2

Великие представители течения:

  • Эдуард Мане (Олимпия);
  • Эдгар Дега (Голубые танцовщицы);
  • Пьер Огюст Ренуар (Диана охотница);
  • Альфред Сислей (Мост в Море);
  • Камиль Писсарро (Холм Жалле)

Кубизм

Кубизм – художественный стиль, который появился в первой половине XX века во Франции. Основное отличие – ­разложение предметов на простые элементы и перенос их в двухмерную плоскость.

Пабло Пикассо - Студент
Студент
Пабло Пикассо

В кубизме существует 3 основных направления:

  1. Сезановский. Для картин характерна лоскутная техника. Все объекты изображают в виде правильных кусочков.
  2. Аналитический. Картины представляют собой слияние форм и пространства. Направление характеризует пересечение плоскостей, хаос, переливы красок, полупрозрачные структуры.
  3. Синтетический. Синтетический кубизм отличают выразительные фактуры, аппликация, узоры.

Поль Сезан - Изгиб лесной дороги
Изгиб лесной дороги
Поль Сезан

Основные представители:

  • Пабло Пикассо (Студент);
  • Поль Сезан (Изгиб лесной дороги).

Символизм

Символизм – это художественный стиль, получивший развитие в конце XIX начале XX века. Его отличает новаторство, символизм, недосказанность, намеки.

Васнецов - Три богатыря
Три богатыря
Васнецов

В качестве образов авторы картин выбирают легенды, мифы, мечтания. Из символистов выделяют Врубеля (Демон сидящий, Демон летящий, Демон поверженный), Васнецова (Три богатыря), Уильяма Скотта, Гюстава Моро.

Врубель - Демон сидящий
Гюстав Моро - Вид на виллу Бортезе
1 / 2

На смену символизму пришли современные направления живописи, которые развиваются до сих пор. Среди течений выделяют сюрреализм, с картинами Сальвадора Дали и андеграунд с творчеством Михаила Шемякина.

История живописи

История развития художественного искусства берет начало с момента, когда появилась пещерная живопись. Чем активнее развивался мир, тем многообразнее становились способы нанесения изображения и воспроизводимые сюжеты.

До XIII века

До XIII века принято говорить о древнем искусстве. Отдельно выделяют творчество древней Руси, древнего Египта, Греции, Византии. В этот период преобладают 3 направления:

  1. Мозаика. Технику использовали для создания мозаичных икон, которыми покрывали стены и потолок церквей. Полученные картины отличала долговечность.
  2. Фреска. Дословно означает свежий или сырой. Техника подразумевает живопись по сырой штукатурке. Фресками на Руси расписывали стены и потолки храмов, соборов, церквей. Известный пример – роспись храма Святой Софии в Киеве.
  3. Иконопись. Иконопись – техника создания божественных изображений. Иконы считают представителем ранней станковой живописи. На полотнах изображали Христа, Богоматерь, святых, различные события из библии. Активно иконопись развивалась в Византии. После крещения техника получила широкое распространение на Руси.

Иоанн Златоуст. Мозаика
1 / 2

XIII век

Искусство XII века отличает простота форм, искажение фигур, религиозные сюжеты. Мастера этого периода не пытаются передать реальные события или разнообразить композиции. Наоборот, их задача – воплощение абстрагированной идеи, божественного предопределения мира.

Центральное место в живописи в этот период занимают религиозные сюжеты. На полотнах стараются передать особенности небесных сфер, божественное величие.

Характерные черты творчества – разномасштабные фигуры, нейтральные тона, искажение анатомии. Плоть старались изобразить как сосуд греха, а нагота – это нечто постыдное. В XIII столетии оставались сильны традиции Византийской школы.

XIV век

XIV век – это период развития в художественной культуре, когда нашли пересечение готический стиль и Возрождение. Произведения этого времени отличает отсутствие перспективы, эмоциональность, вычурность. Одна из главных идей стиля – движение вверх. Готика в архитектуре представлена соборами, церквями и монастырями с узкими окнами, высокими башнями и величественными фасадами.

Донато и Катарино - Коронование Марии
Жакмар де Эден - Несение креста. Миниатюра из Большого часослова
1 / 2

В живописи готический стиль нашел отражение в витражах, миниатюрах для книг, оформлении переплетов, картинах. Для полотен художники используют красный, синий, зеленый, розовый, черный, охру, белый.

Мастер Бертрам - Грабовский алтарь
Мастер Бертрам - Сотворение животных
1 / 2

Среди выдающихся живописцев Мастер Бертрам (произведение Грабовский алтарь 1382 г.), Жакмар де Эсден (миниатюры Малого часослова, Брюссельского часослова), Донато Венециано (Коронование Марии 1372 год), Братья Лимбург (Великолепный часослов герцога Беррийского, незакончена).

Братья Лимбург - Великолепный часослов герцога Беррийского
Великолепный часослов герцога Беррийского
Братья Лимбург

На Руси живопись в XIV веке – это создание икон и роспись соборов. Наиболее известными человечеству стали Андрей Рублев (икона Троица), Феофан Грек, Дионисий.

XV век

На Руси, как и в других странах, развитие особенностей живописных школ определяло местоположение. Так, выделяют ростовскую, тверскую, новгородскую и псковскую школы. Несмотря на отличие, основное у школ было схоже – направление сюжетов. Основное внимание уделялось иконописи, созданию фресок, росписи соборов и созданию миниатюр.

Религия и божественные сюжеты занимают ведущее место в творчестве живописцев. Основная задача художников состояла в создании общего образа райской красоты, обретенного блаженства и сияющего небесного мира. Большое влияние на живописцев оказывают византийские художники.

XVI век

XVI век – это эпоха Возрождения. Жизнь меняется, появляются города и мануфактуры, развивается торговый обмен. Люди начинают искать прекрасное в обыденных вещах. Под счастьем уже понимают право на личное развитие и проявление талантов.

Леонардо да Винчи - Мона Лиза
Лоренцо Лотто - Прощание Христа с Марией
Рафаэль - Портрет молодого Пьетро Бембо
1 / 3

Художники показывают красоту не через божественные сюжеты, а земные. В качестве примеров они берут античное искусство. На смену готике приходит Ренессанс (Эпоха Возрождения).

Рафаэль - Диоталевская Мадонна
Лоренцо Лотто - Сусанна и Старцы
Лоренцо Лотто - Рождество Христово
1 / 3

Художники Возрождения на своих полотнах изображали человека в его первозданной красоте и окружающую природу. Они устанавливали закономерности в рисунке. Их видение во многом совпадало с научным и математическим взглядом на мир.

Тициан - Флора
Лоренцо Лотто - Алтарь Святой Люсии. Святая Люсия перед судьями
Рафаэль - Мадонна в зелени
1 / 3

Мировая живопись XVI века стала известна благодаря Леонардо да Винчи (Мона Лиза), Рафаэлю, Аньоло Бронзино, Лоренцо Лотто, Тициану (Флора).

XVII век

XVII век – это закат эпохи Ренессанса и появление барокко, классицизма и реализма. Главные сюжеты – дворцово-парковые ансамбли, пышные торжества, парадные портреты.

Аннибале Карраччи - Любитель фасоли
Аннибале Карраччи - Двое детей дразнят кошку
Аннибале Карраччи - Мученичество святого Стефана
1 / 3

В Италии в этот период выделяют два направления. Первое – творчество братьев Караччи. В современном искусстве известно как болонский академизм. Второе – работы Караваджо.

Рубенс - Портрет Елены Фоурмен
Караваджо - Мальчик, чистящий фрукты
Доменико Теотокопули - Святой Лука как художник
1 / 3

В Испании особенность живописи была в подчинении католической церкви. Религия полностью определяла вкусы заказчика. Испанская живопись XVII века представлена именами Эль Греко, Доменико Теотокопули. Специалисты называют этот период Золотым для Испании. Свое творчество представили Франсиско Рибальта, Франсиско Сурбаран (Детство Девы Марии), Хуселе Рибера (Хромоножка).

Караваджо - Шулера
Караваджо - Юноша с корзиной фруктов
Рубенс - Триптих Снятие с креста
1 / 3

Помимо живописи Италии и Испании, внимание заслуживает школа Фламандии и Голландии, появившиеся после разделения Нидерландов. Наиболее известным представителем голландской школы стал Рубенс. Среди его картин Триптих Снятие с креста, Портрет Елены Фоурмен.

Доменико Теотокопули - Святое семейство со Святой Анной и юным Иоанном Крестителем
Доменико Теотокопули - Кардинал Фернандо Ниньо де Гевара
Франсиско Сурбаран - Детство Девы Марии
Хусепе Рибера - Хромоножка
1 / 4

К концу столетия ведущее место в художественной жизни Европы занимает Франция. В моду входят парадные портреты, картины с яркими помпезными сюжетами. Активно развивается стиль барокко и рококо.

XVIII век

XVIII век – это эпоха серьезных изменений во всех областях жизни человека и общества. У людей возрастает интерес к географии, истории и другим наукам. Массовое просвещение и изменения сказываются на особенностях живописи этого периода.

Симеон Шарден - Игра в бильярд
Питер Пауль Рубенс - Избиение младенцев
1 / 2

Из художественных направлений XVIII века выделяют классицизм, барокко, рококо, реализм. Барокко и рококо в этот период отражают настроения аристократии, а реализм олицетворяет идеалы простых людей.

Симеон Шарден - Автопортрет
Симеон Шарден - Молитва перед обедом
Симеон Шарден - Мыльные пузыри
1 / 3

Чувства и философия – вот основа для создания наиболее выдающихся полотен того времени. Художники дошли до совершенства в изображении человеческих чувств и эмоций. На картинах можно увидеть возбуждение, насмешку, презрение и скептицизм.

Симеон Шарден - Рисовальщик
Симеон Шарден - Резервуар для воды
1 / 2

Живопись XVIII века ознаменовалась творчеством Симеона Шардена, Рубенса (Избиение младенцев), Караваджо.

XIX век

Художественное искусство XIX века во многом схоже с творчеством в XVIII столетии. Главным течением, определившим особенности эпохи, стал классицизм. В разных странах он обрел свои индивидуальные черты. Несмотря на лидирующие позиции классической школы, XIX столетие запомнилось тремя ведущими направлениями:

  1. Классицизм. Характеризовался классическими сюжетами, обращенными к античной школе. Через древние образы художники стремились показать свой патриотизм, стремление к свободе. Ярко представлены работы классицистов века в России.
  2. Романтизм. Расцвет направления приходится на 20 года XIX века, когда в обществе происходят серьезные изменения. Желание уйти от неприятных реалий приводит к появлению идеального мира на полотне. Среди представителей художественного течения Франциско Гойя, Эжен Делакруа, Руссо. Живопись русских художников романтизма представлена именами Карла Брюллова (Последний день Помпеи), Ивана Айвазовского (Девятый вал), Василия Тропинина, Алексея Венецианова.
  3. Реализм. Еще одним популярным течением XIX столетия был реализм. Основная задача живописцев была изобразить мир таким, какой он есть без искажений. Внимания заслуживает Барбизонская школа. Ее представители изображали пейзажи родной природы. В стиле реализм работали Шарль Добиньи, Теодор Руссо, Жан-Франсуа Милле.

Карл Брюллов - Последний день Помпеи
Иван Айвазовский - Девятый вал
1 / 2

Завершила XIX столетие эпоха импрессионизма, которая стала настоящим прорывом в истории живописи.

XX век

XX век – это наиболее противоречивое время в истории человечества. Для большинства появившихся техник используют общее название – авангардизм. Наряду с ним среди художников остается популярен импрессионизм, для которого характерны чистые сюжеты, светлые, воздушные оттенки, обращение к минутным моментам.

Клод Моне - Кувшинки
Василий Кандинский - Мурнау. Радуга
1 / 2

Однако, XX век – это время разочарований. Особенно это проявилось к концу столетия. Протест, страдания населения, дисгармония в обществе нашли отражение на полотнах художников и стали чертами авангардизма. В противоположность ему выступает сюрреализм. Это художественное течение, в основе которого лежат легкие сюжеты из мира грез и иллюзий.

Фрида Кало - Тут висит мое платье
Клод Моне - Кувшинки
1 / 3

Творчество Клода Мане (Кувшинки), Матисса, Сальвадора Дали (Сон), Пабло Пикассо, Василия Кандинского, Фриды Кало оставило неизгладимый след в живописи XX столетия.

XXI век

Современное искусство – это разнообразие техник, которые сложились в конце XX — начале XXI века. Художники нового времени стремились изменить действующие правила, изобрести новые реалии, неизвестные до этого момента практики.

Казимир Малевич - Черный квадрат
Черный квадрат
Казимир Малевич

Широкую популярность приобретает уличное искусство, трехмерная графика. Из направлений выделяют супрематизм и его создателя Казимира Малевича (Черный квадрат). Назначение новой техники было в очищении искусства от всего лишнего.

Энди Уорхолл - Мэрилин
Карло Карра - Портрет Маринетти
1 / 2

Другое интересное течение XXI века – поп-арт. Это направление живописи появилось в Англии. Яркие представители поп-арта – Джаспер Джонс, Энди Уорхолл.

Джаспер Джонс - Раскрашенная бронза (Банки эля Бэллентайн)
Карло Карра - Похороны анархиста Галли
1 / 2

Футуризм был открыт в 1910 году. Его идея – стремление к новому, уход от старых рамок. В картинах современных художников средством выражения идеи выступает техника. Для стиля характерны резкие штрихи, наплывы, пересечения линий. Стиль футуризм представлен в творчестве Маринетти, Северини, Карры.

Развитие живописи в разных странах

Отдельного внимания заслуживает развитие живописи в древний период в различных странах. Греция и Египет внесли большой вклад в развитие искусства и дали образцы для подражания многим поколениям художников.

Древняя Русь

Древнерусская живопись – это искусство, относящееся к периоду до XII века. В течение длительного периода основным направлением творчества на Руси оставалась церковная тематика.

В качестве произведений выступали:

  • иконы;
  • фрески;
  • мозаики;
  • миниатюры.

Фрески и мозаики использовали для украшения храма Святой Софии в Киеве.

Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена). Мозаика в алтаре собора
Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена). Мозаика в алтаре собора

Особенности живописи:

  • простота;
  • лаконичность;
  • архаичность форм;
  • условность жестов.

Цвета использовали яркие, гармоничные. В качестве сюжетов и образов преобладали эпизоды из библии, Христос, Богоматерь, апостолы, святые. Расцветом иконописи называют XII-XIII века, когда были расписаны Успенский и Дмитриевский соборы, создана икона Богоматерь Оранта. С установлением татаро-монгольского ига развитие живописи на Руси было приостановлено. Ее восстановление началось только в конце XIII века.

Древний Египет

Египтяне оставили человечеству великое наследие. В период их процветания развивалась живопись, архитектура, монументальное творчество. Основная идея для произведений в этот период ­– религия. Земное существование человека – это только переход к загробной жизни.

Из настенной росписи гробницы Небамона в Фивах, около 1350 до н. э
Из настенной росписи гробницы Небамона в Фивах, около 1350 до н. э

Тематика картин преобладала религиозно культовая. На рисунках изображали жрецов, религиозные обряды, эпизоды прославления усопших. Несмотря на узкую тематику, египетская живопись имеет особый стиль.

Сцена из Книги мертвых на папирусе, период Нового царства
Сцена из Книги мертвых на папирусе, период Нового царства

Все изображения подчинены четким правилам построения. Лица людей и животных изображены в профиль, а сама фигура – анфас. Природу рисовали схематично. Для создания произведений использовали краски. Их изготавливали из натуральных материалов – древесного угля, медной или железной руды. Для живописи того периода не характерна игра света и тени наличие эффектов.

Сцены крестьянской жизни в погребальной часовне писца Ун-Су, период XVIII династии
Сцены крестьянской жизни в погребальной часовне писца Ун-Су, период XVIII династии

В древних храмах, гробницах, папирусах найдено множество примеров художественного творчества древнего Египта. Яркий образец – Фрагмент стены от гробницы Аменемхета и его жены Хемет 1976-1794 гг. до н.э.

Древняя Греция

Древнегреческая культура оставила в истории большой след. К ее наследию в разное время обращались художники Италии, Испании, Европы. Основное направление в живописи древней Греции занимала вазопись или роспись керамики.

Античная греческая ваза
Античная греческая ваза

Для изображений характерен реализм, экспрессия. Часто на амфорах рисовали орнаменты, картины с простыми сюжетами. По мере развития искусства, сюжеты становились более сложными, получали больше деталей. При изображении людей художники прорисовывали черты лица, особенности одежды, поз украшения. В качестве сюжетов выступали животные, растения, представители мира птиц.

Роспись античных греческих ваз
Роспись античных греческих ваз

Один из этапов развития живописи – появление чернофигурного и краснофигурного стиля. Наивысшим мастерством вазописи в Древней Греции считали роспись по белому фону. Такие рисунки отличали сложные сюжеты и яркие цвета.

Вазопись древней Греции
Вазопись древней Греции

Живопись разнообразна и многогранна. Ни один из стилей нельзя считать главным определяющим особенности эпохи или страны. Все направления имеют тесную связь друг с другом. Сложившись в одну эпоху, они непрерывно развивались и находили продолжение в другом временном периоде.

Напишите, что вы думаете о статье «Все о живописи: определение, виды, техники, жанры, история, стили, темы, примеры»
Ваш адрес email не будет опубликован.

вверх