Art-Dot > Товары > Какой холст для рисования лучше — выбираем по параметрам: от размера до материала

Какой холст для рисования лучше — выбираем по параметрам: от размера до материала

10 730
лучшие холсты для рисования

В живописи, как и других видах искусства, есть ряд факторов, от которых зависит качество готового произведения. Для начинающих художников, которые решили писать масляными или акриловыми красками, важно найти ответ на вопрос: какой холст лучше выбрать. От характеристик полотна зависит, каким будет первый опыт работы и как долго сохранится картина.

Холсты делятся на 3–4 основные группы по трем базовым характеристикам: ткань, фактура и материал основания. Знание этой классификации поможет выбрать оптимальный вариант.

Холсты по материалу

Лен

Льняные холсты живописцы используют на протяжении веков. Произведения, написанные в XVII-XVIII столетиях, сохранились до наших дней без деформаций. Полотна из этой сероватой или желтоватой ткани плотные, тяжелые и более прочные, чем хлопковые.

Они устойчивы к солнечному свету, перепадам температуры и не плесневеют во влажных помещениях. Лен слабо подвержен структурным изменениям, поэтому сохраняет первоначальную зернистость и не провисает.

Холст из льна
Холст из льна

Ткань, сделанная из длинных волокон льна, отличает однородная фактура. Холсты неравномерной плотности с узелками и остатками растительности сотканы из коротких волокон или очеса. Они не подходят для живописи, поэтому лучше купить более дорогой, но качественный материал.

Льняные полотна проигрывают хлопковым и синтетическим по двум характеристикам: вес и цена. Они дорогие, что вызывает сомнения у начинающих художников, и тяжелее других. Их сложнее брать с собой на пленэр или перевозить написанные на них картины на выставки.

Для удешевления производители смешивают лен с хлопком. Ткань с содержанием льна не менее 60% станет компромиссным решением для живописцев, желающих сэкономить и при этом не пожертвовать качеством произведения. При более профессиональном подходе лучше рисовать на 100% льняном полотне.

Хлопок

Производство хлопковых холстов началось в середине XX века. Первым написанным на них картинах менее ста лет, поэтому однозначных выводов о долговечности произведений на хлопке еще нет.

Начинающие художники чаще отдают предпочтение хлопковым полотнам из-за их гладкости и низкой по сравнению со льном стоимости. Для первых творений долговечность не имеет такого же значения, как при создании профессиональных картин.

Холст из хлопка

Писать на холсте из хлопка плотностью более 220 г/м2 удобно и приятно — он отличается мягкостью и послушностью. При грамотной натяжке хлопчатобумажного полотна на основание на нем легко работать в любой технике и любыми красками. Он подходит для творческих поисков, обучения азам живописи маслом, акриловыми красками лучше рисовать тоже на нем.

Профессиональные художники реже покупают хлопок по трем причинам. Он гигроскопичен, и при хранении в сырых помещениях картина может заплесневеть или покрыться темными пятнами. Хлопковая основа также требует периодического извлечения из подрамника, чтобы предотвратить провисание ткани.

Синтетика (полиэстер)

Основы для живописи из искусственного волокна стали выпускать еще позже, чем хлопчатобумажные. Написанных на них картин мало, и они не прошли проверку временем.

В отличие от хлопковой ткани синтетика не впитывает влагу, на ней не размножаются образующие плесень микроорганизмы. Полиэстер не подвержен температурным перепадам и весит меньше хлопчатобумажных и льняных основ.

Холст из полиэстра
Холст из полиэстра

В продаже есть полотна, сотканные из лавсановых нитей, которые в разных пропорциях содержат полиэстер и хлопок. Они отличаются идеально ровной и гладкой поверхностью с минимальной зернистостью. Это хорошие холсты для тех, кто решил впервые взять в руки кисть и краски.

По фактуре

Фактура зависит от толщины нитей и плотности их переплетения.

Крупное зерно

У крупнозернистой ткани из льняного волокна плотность более 400 г/м2. На них пишут большие работы густыми красками. Зерно остается видимым даже после завершения картины.

Полотна с ярко выраженной фактурой выдерживают толстые слои масла и акрила, они подойдут живописцам, которые используют мастихин для нанесения краски.

К крупнозернистым относится репинский холст с переплетением рогожкой 4 на 4 нити. Художники используют его не только для больших, но и средних картин.

Среднее зерно

Основы с более мелкой фактурой и плотностью 245-350 г/м2 подходят для создания картин разных форматов и в различных техниках. Это универсальный вариант, в том числе, для студентов.

На полотне со средним зерном сложнее вывести тонкие цветовые переходы, написать мелкие детали и наложить полупрозрачный слой. От живописца требуется больший уровень мастерства, поэтому для тонкой работы подходят мелкозернистые ткани.

Отдельно выделяют живописное полотно. Это лучшие холсты для масла, но для акриловых красок они не подходят.

Мелкое зерно

Мелкозернистые полотна наименее плотные и почти гладкие. На них пишут мелкими мазками и применяют технику лессировки, когда грунт или нижний слой просвечивает через верхний. Основы с такой фактурой чаще выбирают для создания портретов и миниатюр.

Не выражена фактура у этюдных холстов из хлопка, покрытых эмульсионным грунтом. Их используют для любых красок и всех видов живописи.

По материалу основания

Перед началом работы холст наклеивают на картон либо на древесно-волокнистую плиту или натягивают на подрамник. Для удобства живописцев продаются уже натянутые или наклеенные полотна.

Лучшие мольберты для рисования: рейтинг качественных популярных настольных и напольных моделей

Профессионалы, предпочитающие самостоятельно подготовить основу будущей работы, покупают отдельно лен или хлопок в рулоне и основание для него.

На картоне

На толстый картон наклеивают полотна небольшого формата. Плотно закрепленные, они не провисают и почти не деформируются со временем. Легкую конструкцию удобно брать на пленэр, обходясь без мольберта. Написанные акрилом или маслом этюды и портреты можно вставить в рамки стандартных размеров.

При работе с основой, наклеенной на картон, художник не может регулировать степень натяжения. Насколько это удобно, решает для себя каждый мастер.

На подрамнике

По мнению большинства художников, лучший холст для рисования — натянутое на деревянный или металлический подрамник полотно. Основания из твердых пород дерева устойчивы к температурным перепадам и сырости. Алюминиевые рейки легче, но есть риск повредить неплотный холст об их острые углы.

холст на подрамнике
холст на подрамнике

Краски на картине, закрепленной на рейках, высыхают быстрее, чем на приклеенных полотнах. При работе с деревянными модульными подрамниками мастер может отрегулировать степень натяжения полотна, забив клинья в пазы. Это нужно при работе с большими форматами, для картин меньшего размера подойдет глухой подрамник, где рейки скреплены скобами или клеем.

В рулоне

Художники покупают холсты в рулоне для создания крупномасштабных картин нестандартных форматов или желая сэкономить. Они дешевле готовых конструкций, но, чтобы правильно натянуть или наклеить полотно на самостоятельно изготовленную основу, нужны определенные навыки.

На МДФ и ДВП

На тканях, закрепленных на ДВП и МДФ, можно рисовать толстыми слоями краски без риска провисания полотна, что лучше для масляных красок. Однако большая плита нестандартного размера может деформироваться к центру. Картина на таком основании весит больше, чем на деревянном подрамнике, ее транспортировка усложнится.

Как выбрать правильный грунт холста?

Грунт создает сцепление с полотном, не дает краскам впитываться в него, обеспечивает цвета фона, глянцевую либо матовую поверхность. Полотно можно покрыть составом самостоятельно или купить готовое на подрамнике, ДВП или картоне.

Есть три типа грунта, они предназначены для разных красок и техник живописи. Масло хорошо ложится на масляный грунт, но он подходит только для тонкой работы и долго сохнет. На загрунтованном эмульсионным составом полотне пишут маслом, акрилом и гуашью.

Чтобы получить лучшие холсты для акрила, полотно покрывают акриловым грунтом. Он универсален: он не растрескивается, создает матовую и эластичную поверхность и также подходит для живописи маслом и темперой.

Состав высокого качества содержит только очищенные титановые белила без пластификаторов и сиккативов для ускоренного высыхания. На нем масло не желтеет и не тускнеет.

Как выбрать размер холста

Размер будущей картины зависит от замысла автора и его бюджета. Самые маленькие холсты на картоне 10х15 см стоят около 100 рублей, полотна на подрамнике 100х150 см — дороже 10 тысяч рублей. Есть основы не только прямоугольной и квадратной, но и овальной, круглой, треугольной и других форм.

Для новичков подойдут холсты среднего размера 30х40 см или 40х50 см. Масштаб позволит попробовать различные техники и жанры, не даст забросить начатую работу, а готовое произведение поместится в любой комнате.

Лучшие фирмы холстов

В России холсты оптимального соотношения цены и качества производят три компании:

Льняные, хлопковые и смесовые полотна фирм «Гамма» и «МалевичЪ» подходят для первых шагов в живописи. «Туюкан» выпускает более премиальные товары.

Среди зарубежных брендов профессионалы отдают предпочтение холстам BelleArti, Caravaggio, Libeco Lagae и Lanificio Prato.

Резюме: какой холст лучше всего выбрать

Тем, кто начал рисовать с нуля, стоит выбрать загрунтованный акриловым составом среднезернистый холст из хлопка или льна размера 30х40 см на глухом подрамнике. На нем можно работать акриловыми или масляными красками и осваивать любую технику живописи.

Напишите, что вы думаете о статье «Какой холст для рисования лучше — выбираем по параметрам: от размера до материала»
Ваш адрес email не будет опубликован.

вверх