Джон Констебл (John Constable), 1776-1837, родился в деревне, расположенной в долине реки Стаур в Суффолке — графстве на юго-востоке Англии. Большую часть своей творческой карьеры он рисовал пейзажи родной деревни. Россыпь домиков,фермы, мельницы — деревенский пейзаж вдоль реки захватил его воображение.
Его отец, преуспевающий владелец мельницы и торговец углем, уговаривал сына заняться семейным бизнесом, но тот увлекся живописью. Со временем Джону Констеблу удалось уговорить отца отпустить его сделать карьеру в искусстве.
В 22 года он уехал в Лондон и поступил в лучшую школу искусств в Британии. Там он изучал пейзажи известных художников, но вскоре решил, что должен рисовать прямо с натуры. Каждый раз, возвращаясь домой на лето, художник рисовал картины на знакомых с детства лугах.
Благодаря пристальному наблюдению за природой, он разработал свежий подход к пейзажной живописи по захвату эффектов света, тени и атмосферы.
Парк Уайвенхо
Генерал-майор Фрэнсис Ребоу, друг семьи, попросил Констебла написать свое загородное поместье, парк Уайвенхо. Констебль поместил дом в центре композиции на заднем плане, а парк поместья и пастбище поместил на передний план. В левом углу он изобразил дочку генерала, катающуюся на повозке, а справа рыбаков с сетью.
Стая птиц, летящих в небе, лебеди и утки, скользящие по пруду, пасущиеся и отдыхающие коровы вдоль тенистого берега — все это художник рисовал на природе, реалистично передавая сияние летнего дня.
Насколько точно художник передает тень, отбрасываемую облаками, и отражение в воде.
«Шестифутовые» картины
Работая в студии Лондона, Джон Констебл завершил серию сцен из повседневной жизни рабочих жизнь вдоль реки Стаур. Он рисовал по памяти, черпая вдохновение из воспоминаний и своих ранних рисунков.
Он назвал картины «шестифутовыми» потому, что каждое полотно было размером примерно шесть на четыре фута.
Первая такая картина Джона Констебла «Белая лошадь у пруда» изображает то, как рабочие перевозят животное через реку. Они напрягаются, используя шесты, чтобы помочь себе и подтолкнуть баржу.
Эти грандиозные картины деревенских сцен привлекали позитивное внимание на ежегодных выставках, что помогло Констеблу добиться признания.
Живопись в таком большом масштабе оказалась сложной задачей, так что художник разработал уникальный подход к созданию «шестифутовых» картин. Сначала он делал полномасштабный набросок маслом на холст, который позволял ему опробовать свои идеи и поэкспериментировать с техникой живописи. Он также использовал их для того, чтобы планировать композицию и намечать расположение деталей ландшафта, людей и животных.
Изучение облаков
Джон Констебл считал, что для изображения пейзажей художник должен использовать не только воображение, но опыт, наблюдение и научные знания. Именно поэтому он стал изучать метеорологию: то, как облака и атмосферные явления влияют на природу.
Он создал сотни набросков маслом облаков и неба, наблюдая за их переменами и движениями. Это помогло ему создавать реалистичные, а порой и драматичные изображения на своих больших картинах.
Телега для сена
На картине изображен эпизод из сельское жизни — рабочие и повозка для сена. Дом слева — это арендованное жилье художника.
На другом конце луга справа виднеется группа сенокосцев, занятых работой. Все это окружено красивым пейзажем и отражаем идеалистические взгляды художника на природу своего края.
Но каким бы идиллическим ни был взгляд Констебла на сельскую Англию на протяжении всего его творчества, вряд ли этот период в сельской местности был настолько спокойным и счастливым.
Из-за начала промышленной революции в 19 веке многие сельские жители оказались без работы, поскольку она стала более индустриализированной, а машины сократили использование человеческой силы, необходимой для посева и сбора урожая. В то время среди пострадавших от потери рабочих мест часто происходили бунты.
Возможно, Констебл не рисовал изображения этих проблем, потому что не хотел отвлекать внимание от самого природного ландшафта. А возможно художника просто не затронула эта ситуация, так как он происходил из богатой семьи, а революция только сделала богатых еще богаче.
Солсбери
Это картина называется «Вид на собор в Солсбери из епископского сада».
Констебл был не первым художником, которого привлек Солсберийский собор, но именно его картина маслом считается наиболее удачным и известным изображением здания и его окрестностей.
Художник смотрит на собор из леса через зеленые пастбища и, что типично для его работ, изображает смотрящих на него дворян и пасущийся скот.
Художник был глубоко религиозен и, помимо этого, питал большую привязанность к зданию и его окрестностям, в то время считавшимся типично английскими.
Кукурузное поле
Это не название, которое дал Констебл картине. Так прозвали в Национальной галерее и название так за ней и закрепилось. Художник же назвал ее «Пьющий мальчик».
Изображенный пейзаж отличается от обычной для Констебла сцены у реки. Оно очерчивает тропинку через лес, ведущую к кукурузному полю. В сцене есть немного воды, но ее присутствие неуловимо и ограничивается только краем картины.
Зеленый — преобладающий и почти вездесущий цвет, он покрывает более половины всей сцены своими различными оттенками и создает рамку вокруг далеких полей. Все, что является частью этого кадра, зеленого оттенка: кажется, овцы прячутся и исчезают в зеленых тенях, зеленый в стволах деревьев, в холмах и деревьях на заднем плане.
Единственная деталь, которая отличается и почти сразу привлекает внимание зрителя, — это маленький мальчик, одетый в ярко-красную рубашку.
Он на время оставил овец собаке и присел на корточки, чтобы посмотреть на маленький ручей и попить из него воды.
Вокруг него сияет солнце, земля яркая и чистая, на деревьях яркие листья, облака медленно движутся по небу, подталкиваемые легким ветром, который ласкает верхушки деревьев. Все выглядит совершенно идеально.
Мы получаем ощущение спокойствия и мира от этого пейзажа, и это в основном из-за цветов. Благодаря яркой желтизне полей и ясной белизне облаков тот, кто видит эту сцену, немедленно погружается в нечто, похожее на сон наяву.
Стоунхендж
Джон Констебл написал эту акварель в тяжелый период своей жизни. Его жена Мария и самый близкий друг Джон Фишер умерли, а двое старших сыновей покинули дом. Возможно, он выражает свое личное несчастье в акварели, так как изображение, несомненно, меланхолическое. Картина была выставлена в Королевской академии в 1836 году. Некоторые строки, сопровождающие эту картину в каталоге, описывают ее как «таинственный памятник Стоунхендж, стоящий вдали на голой и бескрайней пустоши…». Вероятно, их написал сам художник.
Шлюз и мельница в Дедхеме
Эта картина изображает спокойную и идиллическую сцену английской сельской жизни начала 19 века.
Главным зданием в этой сцене, слева от центра композиции, является сама мельница с ее большим водяным колесом. Констебл в молодости работал на мельнице, которой владел и управлял его отец. Справа от нее, в центре композиции находится башня местной церкви. На переднем плане — река Стаур с замком на дальнем берегу и лодкой, привязанной на ближнем. В правой части композиции преобладают большие деревья, под которыми пасутся две привязанные лошади.
Единственные люди, видимые на картине, — две фигуры, стоящие перед мельницей, и одинокий человек справа от церковной башни. Ясно лишь, что это искусственный, даже индустриальный ландшафт.
Глядя на эту картину сегодня, легко забыть, насколько подход Констебла к написанию пейзажей бросал вызов условностям своего времени. Он хотел рисовать то, что видел собственными глазами. Он хотел изобразить окружающий мир таким, каким он был на самом деле, а не создавать картины, которые показывали бы ложную, идеализированную версию реальности.
Наследие
В отличие от его современников, Констебл никогда не выезжал за пределы своей страны. Всю жизнь он вдохновлялся родными землями и рисовал только их. Однако его картины сейчас находятся в разных странах мира.