Стрит-артеров можно сравнить с футуристами, которые создавали новое искусство, протестуя против пропагандистского творчества и академизма. Уличные творцы также стирают грани между профессиональным и непрофессиональным искусством. Теперь улицы, как и завещали футуристы, стали праздником искусства для каждого.
Что такое стрит-арт
Человек всегда старался оставить свое имя на страницах истории. Каждый делал это по-своему. Некоторые самовыражались на стенах родного города.
Стрит-арт – это искусство, созданное в городской среде. Это направление включает в себя рисунки на стенах, скульптуры и инсталляции, шрифтовую графику. Часто произведения сочетают в себе несколько техник.
Стрит-арт довольно эгоцентричен. Художника не интересует порча государственного имущества. Единственная цель – заявить о себе и высказаться. Это попытка отвоевать город для себя.
Как правило, к стрит-арту относят нелегальное искусство, однако это зависит от того, с каким посылом создана работа, и какие цели она преследует.
У уличного искусства несколько характерных черт:
- Фигура уличного художника всегда анонимна. Например, работы Бэнкси знает каждый, но никто не знает его личность.
- Анонимным остается и сам зритель.
- Стрит-арт всегда живет на улице.
Виды и техники
Большая часть стрит-арта – это граффити на стене. Однако стрит-арт — это не только граффити, к этому искусству также относят постеры, скульптуру, стикеры и т.д.
Рисунки на стенах
Создают отдельные рисунки, либо формируют композицию вместе с текстом. Используют разные материалы, техники. Размеры варьируются от небольшого рисунка на заброшке, до полноценной росписи 9-этажного панельного дома.
Трафареты
С помощью трафаретов создают большие графичные изображения с четким контуром. Трафареты вырезают самостоятельно, под каждую отдельную работу.
Существуют более универсальные приспособления, которые используют в любом рисунке, например, для создания четких геометрических форм, контуров. Иногда с помощью трафарета создают несколько идентичных изображений в разных частях города, обычно небольшого размера.
Знаменитый Бэнкси создавал свои работы с помощью трафаретов.
Муралы
Это большие красивые изображения на фасадах зданий, как правило, очень красочные. Создать их без специальных приспособлений и разрешения невозможно. Мурал также можно отнести к паблик-арту.
Стикеры, или стикер-арт
Их расклеивают по всему городу, чтобы распространить идею или слоган, придать огласку своему имени. Теряют свою популярность из-за схожести с рекламными буклетами и стикерами. Основоположником считается Шепард Фейри.
Постеры, или постер-арт
Сейчас этот прием почти не используют. Лишь несколько художников расклеивали плакаты в творческих проектах как самостоятельную единицу.
Например, дизайнер Агон-Нога расклеивал по Санкт-Петербургу увеличенные постеры.
Инсталляции
Иногда объект создается как объемная надпись, или скульптура, встроенная в городскую среду. Известные представители этого направления – Space Invader и Марк Дженкинс.
Основные виды граффити
Граффити – это различные надписи, реже рисунки, которые наносят краской, выцарапывают на стенах и других поверхностях.
- Спрей-арт – более узкая разновидность граффити, когда надписи и рисунки наносят с помощью аэрозольной краски.
- Бомбинг – быстрая прорисовка изображения в экстремальных условиях. Именно с него началось развитие граффити. Сюда относят надписи в метро, на транспорте, часто надпись создают во время движения транспорта. Используют яркие цвета, простые техники. Главная цель – заявить о себе, оставив яркое изображение.
- Тегинг – классическая надпись имени или никнейма автора. Своеобразный уличный автограф, который оставляют в самых разных местах – на домах, скамейках, автобусах.
- Writing – более продуманное направление тегинга. Изображают имя художника, либо название команды. Композиция более сложная, иногда объемная, для создания используют до 3 цветов. Команда заранее продумывает стиль изображения, место, габариты надписи. На создание такой работы может уйти несколько часов.
- Скретчинг – рисунок или надпись выцарапывают острым предметом. Объект стрит-арта стеклянные или зеркальные поверхности. Подобные попытки можно увидеть на окнах в общественном транспорте.
Стили граффити
Направления постоянно развиваются, меняются, возникает новая школа, однако можно выделить основные стили граффити:
- Old School – классический стиль, работы приближены к модерну;
- Flat – плоские изображения и надписи, используют не более 2 цветов, характерная черта – минимализм и простота;
- Bubble style – несложные рисунки, при создании используют 2-3 цвета, сюда часто относят тэги, которые всюду оставляют стрит-артеры;
- Blockbusters и Throw-up – очень крупные изображения, чаще их наносят с помощью трафаретов;
- Wild style – надпись выглядит очень сложной, композицию создают с помощью сплетения букв, штрихов и символов;
- FX-style – это объемные рисунки, где большое внимание уделяют проработке теней, бликов, чтобы создать 3D-эффект.
История развития
Если говорить о граффити в его современном понимании, то направление начало формироваться в 1960-х годах. Корнбрэд и Кул Эр покрыли надписями всю Филадельфию, чем привлекли внимание жителей и прессы.
Затем граффити дошло и до Нью-Йорка. В 1971 г. в Нью-Йорк Таймс печатают статью о Диметриусе – курьере, который везде оставляет надпись своего псевдонима «Taki 183».
С 1972 г. в Бруклине стали распространены граффити в подземных переходах. Так люди из разных районов буквально соревновались друг с другом, стараясь оставить как можно больше своих надписей. Чтобы выделиться на фоне остальных, художники начинают использовать различные стили, которые известны по сей день.
Затем возник Теггинг и Бомбинг. Ведь оставлять свой псевдоним на движущемся поезде безопаснее, так меньше шансов быть пойманным. С 1974 г. к надписям начинают добавлять рисунки, очень быстро они покрывают целые вагоны.
Уже с 1980-х годов возникают официальные выставки, где уличные творцы находят признание. В 1981 г. открывают выставка PSI New York/New Wave, где принимают участие такие известные личности как Жан-Мишель Баскиа, Уильям Берроуз, Энди Уорхол.
Однако вместе с громким признанием, вводят жесткие ограничения на роспись улиц и метро. Многие в этот момент заканчивают свою карьеру. Другие начинают развиваться дальше. Так в 1990-е года популярным стрит-артером стал Space Invander.
Начиная с 2000-х годов отношение к граффити, стало более осознанным и серьезным. Художники стрит-арта вырабатывают собственный стиль, создавая все новые и новые ответвления.
Стрит-арт захватил мир в начале XXI века. Появлялись целые арт-кварталы, а городские районы стали галереями под открытым небом.
Стрит-арт в СССР и России
Самые первые попытки уличного искусства возникли еще в 1920 г., когда Малевич вместе с Лисицким оформили несколько фасадов в стиле супрематизм.
Спустя пару десятилетий, в 90-е годы, настала эпоха брейк-данса, рэпа и граффити, российскую культуру захватывают американские ценности. Теперь каждый желающий мог стать танцором и художником, при этом необязательно этому учиться. Процесс стал важнее результата.
За стрит-арт был назначен тюремный срок от 3 до 5 лет по статье Порча государственного имущества и Антисоветская пропаганда.
В СССР стрит-арт пришел из западных регионов, куда он проник из США уже в американизированном виде.
В продаже были баллоны с аэрозольной краской для окрашивания машин и просроченная краска из Европы. Именно ее использовали уличные художники. Тогда и мечтать не могли о будущем изобилии.
Самыми первыми представителями уличного искусства были Крыс (Вадим Мейкшанс), Баскет и Макс-Навигатор. С 2003 г. в России проходят первые стрит-арт мероприятия и фестивали. Так хулиганские росписи переросли в настоящее искусство.
Начиная с 2000-х годов стрит-арт стал модным элементом городской среды. Теперь у художников заказывают роспись фасадов, рекламных баннеров, приглашают их для оформления праздников и мероприятий. Открывают настоящие галереи стрит-арта, проводят выставки, фестивали.
Однако стрит-арт в России все еще воспринимают негативно. Для большинства роспись фасадов в любом проявлении – это вандализм, когда за рубежом вандализмом считают закрашенные граффити Бэнкси.
Наиболее известные представители российского стрит-арта
Слава ПТРК
Художник родом из Екатеринбурга. Частый гость выставок как в России, так и в Европе. В своих работах он часто соединяет диснеевских персонажей с фигурами российских киноперсонажей, например, изображение Черного Плаща в теле Данилы Багрова (серия работ «Детство перед телевизором»).
Паша 183
Известный российский художник. Символ российского стрит-арта. Он создавал граффити на острые социальные темы. Например, знаменитая шоколадка «Аленка» в его работах, вместо светлого образа из детства стала просто товаром (расположена на заброшенной стройке Национального парка «Лосиный остров» возле Москвы). После его смерти в 2013 г. Бэнкси посвятил ему работу «P183. R.I.P.».
Кирилл Кто
Художник оставляет различные надписи на фасадах городов. Тексты всегда несут позитивный посыл. Например, надпись: «Будет всегда лучше, чем было», вселяет надежду.
Алексей LUKA
Московский творец создает работы в абстрактном стиле. Они отлично вписываются в образ города, к тому же Алексей для каждого места подбирает уникальное сочетание цветов.
Никита NOMERZ
Художник рисует лица старым заброшкам, реанимирует заброшенные здания новыми росписями и просто украшает город. Например, проект «Живые стены» заставляет поверить, что дома могут жить своей жизнью.
15 известных представителей стрит-арта
Banksy
Бэнкси родился в 1974 г. Настоящее имя неизвестно. В своих работах балансирует между маркетингом, социальной позицией и провокацией. Его уникальный трафаретный стиль сформировался в 2000 г. До этого он развивался в команде стрит-артеров.
Бэнкси не только художник, но и режиссер, его фильм «Выход через сувенирную лавку» номинировался на Оскар в 2011 г.
Самые известные работы:
- «Любовь к правопорядку» — двое целующихся полицейских.
- «Надежда» или «Девочка с шариком» – девочка, отпускающая воздушный шар.
- «Заметите это под ковер». 2006 г.– горничная, «приподнимает» фасад здания, чтобы смести туда мусор.
Ник Уокер
Британский художник создавал свои работы еще в далекие 80-е. Самая знаменитая – это надпись «Vandalism», где первая буква нарисована в виде сердца. В работе использует смешанные техники, добавляя цитаты и немного иронии.
Ник Уокер один из основоположников стрит-арта. Повлиял на многих личностей, включая Бэнкси.z
Кит Харинг
Художник был популярен в 80-е и 90-е года XX века. Известность принесли яркие мультяшные рисунки в метро, которые бросались в глаза и легко запоминались.
Вскоре Кит Харинг начинает печатать их на футболках, постерах и значках. Основная идея всех работ – мир, любовь и сама жизнь. Один из его известных персонажей – «радиоактивный ребенок». В 31 год умер от СПИДа.
Invader (Space Invader), или Космический захватчик
Он создал новый стиль стрит-арта – рубикубизм. Его первая уличная мозаика появилась в 1998 г. Invader кропотливо подбирает место для своих инсталляций. Он выкладывает пиксельных персонажей из керамической плитки, «захватывая» таким образом города. Список «захваченных» мест он публикует на сайте.
Свои работы он создает под покровом ночи. На нем всегда надета маска, скрывающая лицо. Личность по сей день неизвестна.
Питер ROA
Стрит-артер родом из Бельгии. Основная тема работ – животные и птицы, изображенные в графичной манере и черно-белом цвете. Большое внимание уделяет мелким деталям. Особенно любит рисовать кроликов, крыс и пернатых.
Художник часто путешествует, и всюду оставляет животных, характерных для места, где он остановился.
Фейри Шепард
Стал создавать граффити в 1989 г. Стиль художника часто копируют другие мастера. Как графический дизайнер он работал с брендами PepsiCo и Adidas, рисовал обложку альбома для Black Eyed Peas.
Одной из самых знаменитых работ стал портрет Барака Обамы с подписью «Hope» (надежда). Славу принес портрет Андре «Великана» Руссимоффа, знаменитого борца, с подписью «OBEY» (Повинуйся).
Рон Инглиш
Творец родом из Далласа родился в 1959 г. Расписывал стены еще в 70-е годы. Его считают одним из основоположников стрит-арта.
В своих работах реализует принципы поп-арта, о которых говорил еще Энди Уорхол. Используя символы современного поп-мира, он смешивает «высокие» и «низкие» культурные традиции, превращая трагедию в фарс, а торжественность в клоунаду. Изменил взгляд художников и зрителей на современное искусство.
Жан-Мишель Баския
Начинал карьеру как уличный художник под псевдонимом SAMO. Благодаря сильному желанию пробился в мир искусства, начал выставлять свои работы в именитых галереях и познакомился с популярными художниками 80-х годов XX века. В 27 лет умер от передозировки наркотиками.
Марк Дженкинс
Скульптор создает шокирующие скульптуры на оживленных улицах города. Используя лишь скотч, газеты и старую одежду, он вызывает у прохожих страх, гнев и ненависть.
Его главная фишка – размещать свои работы в неожиданных местах и неестественных позах. Так, из мусорной корзины может выглядывать девушка, прямо на дороге будет стоять кровать, где спит неизвестная, а в стене застрянет человек без головы.
Aryz
Каталонский художник 1988 года рождения создает муралы – большие граффити на фасадах зданий. Для создания работ использует кисти, а не баллончики. Считает себя уличным художником и не называет свои работы граффити.
Арис не вкладывает глубинного смысла в творчество, отдает предпочтение сочетанию цветов и композиции. Так, в 2012 г. на фестивале Meeting of Styles в Буэнос-Айресе он нарисовал лошадь на велосипеде, а в 2014 г. большой скелет в Португалии.
Арис отмечает, что его первое граффити выглядело ужасно. На следующий день он пришел поправить работу, однако сделал только хуже.
Os Gemeos
Один из известнейших дуэтов стрит-артеров. Это братья-близнецы родом из Бразилии, 1974 года рождения. Их увлечение хип-хоп культурой началось в 1986 г. Они создают муралы, инсталляции, картины на холстах.
Начинали свое творчество с копирования любимых художников, а затем выработали свой уникальный стиль. Братья считают, что каждый творец рожден вместе со своим уникальным стилем, нужно лишь его раскрыть.
Blek le Rat
Как и Бэнкси, Блек ле Рат использует трафареты для создания работ. Ксавье Проу (настоящее имя художника), вышел из респектабельной французской семьи.
Часто изображает черных крыс, их он считает по-настоящему свободными. Также рисует людей, животных, формируя символичные образы. Одно из самых знаменитых граффити – «Шарло» или «Старик», где изображен пожилой человек в натуральную величину с кепкой на голове.
Эрнест Пиньон-Эрнест
Французский художник один из пионеров стрит-арта на территории Европы. Работает в стиле постер-арт или плакатной графики. Он выступал против расовой сегрегации, эстетизировал революционные настроения, что часто отражалось в его работах. Например, изображение африканской семьи, заключенной за колючей проволокой.
Blu
Итальянский творец украсил множество стен в разных уголках мира, основная их часть в Европе и Южной Америке. Начал свое творчество в 1999 г. В каждой работе есть социальный мотив, что и вызывает бурные эмоции у зрителей, а также властей, которые давно смирились с наличием муралов на стенах.
Faith47 (FAITH XLVII)
Узнаваемые муралы создает женщина, продвигая идеи феминизма, социальной несправедливости, а также защиты природы и неравенства женщин. Художница-самоучка, начала создавать работы в 19 лет.
Один из ее муралов расположен на задней стене «Атриума» в Москве. На нем изображена женщина с покрытой головой. Надпись гласит: «Ты разбудила во мне давно забытое».
12 знаменитых граффити мира
«Господи, помоги мне выжить среди этой смертной любви!» в Берлине
Поцелуй Леонида Брежнева и Эриха Хонеккера нарисовал Дмитрий Врубель. Это русский художник, проживающий в Берлине.
Братский поцелуй знают даже те, кто никак не связан с искусством или политикой. Поцелуй демонстрирует 1979 г., когда между Восточной Германией и СССР был заключен 10-летний договор. Сейчас произведение размещено в Истсайдской галерее.
«Майя» в Москве
Автор произведения Эдуардо Кобра. Это большое яркое изображение 18х16 метров. На фасаде здания по адресу Большая Дмитровка 16/1, изображена Майя Плисецкая. Изображение было создано в 2013 г., за 1,5 года до смерти балерины. Майя Плисецкая успела увидеть портрет своими глазами.
«Ярость, бросатель цветов» или «Протест» в Вифлееме
Автор знаменитого граффити – Бэнкси. В очередной раз он поднимает острые социальные темы. «Бросатель» замахнулся в броске, однако вместо коктейля Молотова держит в руках охапку цветов.
Тема граффити – протест войне между Израилем и Палестиной. Изображение можно найти в получасе ходьбы от Базилики Рождества Христова.
Стена Джона Леннона в Праге
Авторами данного граффити стали сразу несколько художников. Стена расположена напротив французского посольства. Ее стали украшать надписями и рисунками после смерти Леннона в 1980 г.
Искусство приняли за вандализм. Однако французское консульство приняло решение оставить стену, чтобы предотвратить протесты. Ежедневно здесь возникают новые надписи, как дань любви к рок-музыканту.
«Весь мир» или «Туттомондо» в Пизе
Кит Харинг выражал в своем творчестве идею любви, единства и мира. Его фреска «Туттомондо» (что переводится как «Весь мир»), стала последней работой, через год Кит Харинг скончался.
Холстом для работы стал северный фасад церкви Святого Антония, церковь захоронили после событий Второй Мировой войны. «Туттомондо» показывает мирное будущее в гармонии и любви, призывая не совершать ошибок прошлого.
«Этносы» в Рио-де-Жанейро
Художник – Эдуардо Кобра (он же нарисовал Майю Плисецкую в Москве). Благодаря этой работе, Эдуардо попал в Книгу рекордов Гиннеса, за самое масштабное граффити на улице, созданное одним художником.
Фреска занимает почти 16 м в высоту и 190 м в длину. Работу создавали 2 месяца.
«Этносы» показывают 5 олимпийских колец и мировых континентов, включая их древние этносы. Работа выполнена на заказ в 2016 году перед Олимпийскими играми в Рио-де-Жанейро.
«Девочка с воздушным шаром» в Лондоне
Работа выполнена Бэнкси в 2002 г. Существует две версии, одну из работ украшает текст: «Надежда есть всегда». В 2014 г. стену вырезали, чтобы выставить на аукционе.
В 2018 г. эту же работу, выполненную автором на холсте, продали за 1400 млн долларов. Однако сразу после покупки, работу уничтожил шредер, который был встроен в раму. После этого Бэнкси назвал картину «Любовь в мусорной корзине».
«P183. R.I.P.»
Автор Бэнкси. Картина посвящена Паше 183, художнику из России. Рисунок появился спустя несколько дней после его смерти, обстоятельства которой не разглашаются.
На ней изображен баллончик с краской, над которым, словно у фитиля над свечой, горит огонек. Пашу 183 называли русским Бэнкси.
Роспись крыши фабрики «Красный Октябрь» в Москве
В полном размере роспись можно увидеть только с воздуха. Процесс росписи занял 2 дня, ушло более 700 кг краски. Если поставить рисунок вертикально, то его можно будет сравнить с 22-этажным домом.
Роспись стала самой крупной каллиграфической работой на территории России. Она занимает площадь 1625 м². Данное изображение даже можно увидеть из космоса.
Команда художника лишь окрасила крышу в черный цвет, всю роспись Покрас Лампас выполнял вручную.
«Машина заказов» в Гренобле
Произведение создала команда Nevercrew, куда входят 2 итальянских художника. Работа занимает весь фасад здания. Изображает 2 китов, подвешенных на вешалку с помощью кусков ткани.
Граффити было создано в 2016 г. на фестивале уличного искусства. Творцы хотели привлечь внимание людей к проблеме эксплуатации ресурсов природы.
«Сан Дженнаро» в Неаполе
Изображение создал художник из Италии Jorit. На граффити нарисован святой. Для жителей Неаполя характерно сочетание строгой религиозности и жгучей любви к современному искусству.
Портрет в стиле реализма занимает весь фасад здания. Он расположен в районе под названием Forcella. Там проживает местная мафия, что делает эту местность наиболее опасной.
«Он молится за нас» («Молись за нас») в Афинах
Роспись в 2011 г. создала команда Kretsis Crew вместе с двумя художниками (Павлос Цаконас и Манолис Анастасакос).
Основой для работы послужила знаменитая гравюра Альбрехта Дюрера. Однако на фасаде здания, руки, сложенные в молитве, развернуты вниз.
Художники специально сменили направление рук. Они хотели показать, что бог молится за нас. Он не возводит руки к небу, а спускает их к людям.
Где проходит черта между стрит-артом и вандализмом
Сначала стрит-арт стер границу между профессиональным и непрофессиональным искусством, а затем между искусством и реальностью. Однако, где проходит граница между стрит-артом и вандализмом до сих пор не очень ясно.
Настоящий стрит-арт вдохновляет, заставляет думать и размышлять, просто радует глаз. Качественное искусство не оскорбляет чувств, не вызывает отвращения или возмущения. Оно дает надежду, побуждает к действию.
Вандализм напротив не несет большой смысловой нагрузки. Это нецензурные выражения, несуразная реклама, работы, которые портят фасад здания, а не украшают его. Сюда же можно отнести искусство, которое совершенно не вписывается в контекст города или его архитектурный образ.
Настоящий стрит-артер должен не только хорошо рисовать, но и обязан думать, как его работа повлияет на жителей и город в целом.
«Уличное искусство – это оружие массового поражения по сравнению с любой пропиаренной в интернете выставкой».
Роман Минин (уличный художник)