Все о направлении супрематизм в живописи: картины, художники, история

Все о направлении супрематизм в живописи

Супрематизм – это особое направление авангардного искусства, которое основал художник К. Малевич. Стиль был основан на философской концепции мастера, который считал задачей художника отобразить на полотне сущность искусства, не прибегая при этом к привычным образам. Представители русского супрематизма использовали в работе сильные и яркие конструкции, с помощью которых отражали на полотне свои переживания.

Ольга Розанова - Беспредметная композиция (Супрематизм)
Казимир Малевич - Супрематизм. Aвтопортрет в двух измерениях
Ольга Розанова - Беспредметная композиция (Супрематизм)
Василий Кандинский - Диагональ
Василий Кандинский - Радостный подъем
Василий Кандинский - Деликатная напряженность
1 / 7

Подробное описание стиля

Супрематизм в искусстве – это новое направление абстракционизма, основоположником которого стал Казимир Малевич. Считается высшей степенью беспредметного и абстрактного искусства, которое выражено в идеальных конструкциях, четких геометрических фигурах, а также объемах и плоскостях.

Ольга Розанова - Всеобщая война
Любовь Попова - Живописная архитектоника
Василий Кандинский - Композиция VIII
1 / 3

В традиционном понимании стиль не имеет сюжета, рисунка, пространственной перспективы. Определяющий фактор – открытый цвет и геометрические фигуры.

Любовь Попова - Пространственно-силовая конструкция
Любовь Попова - Строительство космических сил
Василий Кандинский - Секущая линия
1 / 3

В работах художников-супрематистов пространство возникает за счет размеров, наклонов и поворотов. Супрематизм Казимира Малевича – это выявление беспредметного в качестве сущности любого из искусств.

Черты

Для картин в стиле супрематизма характерен свой стиль, который невозможно спутать с другим направлением в изобразительном искусстве. В его основе:

  • геометризм;
  • четкое изображение фигур или объектов;
  • яркие оттенки;
  • многоступенчатые композиции;
  • исключение натуральных форм;
  • отсутствие художественной идеи.

По мнению Малевича, венцом идеи супрематизма должны стать светлые геометрические фигуры на светлом фоне.

История развития

В 1915 году Малевич вместе с другими прогрессивными живописцами (Ольга Розанова, Ксения Богуславская, Иван Клюн, Иван Пуни, Михаил Меньков, Николай Суетин, Владимир Татлин) организовали группу художников-супрематистов. Работы в новом стиле представители супрематизма показали публике на одной из выставок футуристов.

Пит Мондриал - Не определен
Иван Клюн - Супрематизм 3
Пит Мондриал - Великолепная обнаженная натура
Иван Клюн - Без названия
Иван Клюн - Супрематизм 4
1 / 5

На полотнах были изображены разнообразные геометрические фигуры, которые были словно подвешены над белым фоном. Ощущение глубины таких композиций придавало работам множество форм, фигур и цвета, подобранные особым образом. Всего было представлено около 35 картин Малевича.

Ольга Розанова - Абстрактная композиция
Пит Мондриал - Пейзаж с деревьями
Ольга Розанова - Полет на аэроплане
Ольга Розанова - Супрематизм
1 / 4

Понятие супрематизм было впервые использовано в Манифесте к выставке футуристов. Более расширенное описание Манифеста было опубликовано годом позже. Новое направление было наиболее ранним и смелым изменением в абстрактной живописи. Название стиля произошло от убеждений Малевича, который считал, что данный вид изобразительного искусства должен быть выше, чем весь прошлый опыт художников (Supremus – от латинского первенство).

Кубизм и супрематизм

Грани между этими двумя направлениями очень тонкие, границы устанавливает философия этих стилей. Как в супрематизме, так и кубизме применяются различные геометрические фигуры, чтобы в полной мере выразить смысл произведения. С помощью этих фигур мастера передают свое внутреннее мироощущение от происходящих в обществе перемен.

Илья Чашник - Супрематическая композиция. 1923.
Надежда Удальцова - Кубистическая композиция
Надежда Удальцова - Музыкальные инструменты
Надежда Удальцова - Пианино
1 / 4

Считается, что супрематизм в живописи – это всегда превосходство и доминантная позиция. Реально существующих предметов и вещей в супрематизме нет, их полностью заменяют геометрические фигуры. Их цвет, размер, форма передают привычные для изобразительного искусства образы и эмоции.

Илья Чашник - Вертикальные оси в движении
Надежда Удальцова - Гитара
Надежда Удальцова - Кухня
Илья Чашник - Супрематизм. 1923
1 / 4

Представители кубизма иначе используют геометрические фигуры. Их применяют в качестве инструмента для передачи реальных образов. Кубизм предполагает некое разделение на фигуры существующих вещей. Характерные черты кубизма – это пространство реальности, тогда как супрематизм – самостоятельный мир, лишенный земных образов и явлений.

10 знаменитых художников

Особенно ярко направление развивалось в рамках русского авангарда, родоначальником которого по праву считается Малевич. Наиболее интересными работами мастера считают «Черный квадрат» и «Автопортрет в двух измерениях». Несмотря на множество его последователей, никто не смог в полной мере проникнуть в идею супрематизма. Однако некоторые художники заслужили признание.

Эль-Лисицкий

К представителям русского и европейского авангарда относят Лазаря Лисицкого. Он преподавал в художественном училище и оформлял книги, используя авангардный стиль. После знакомства с Малевичем увлекся супрематизмом, продолжая работать в этом направлении под псевдонимом Эль.

Эль Лисицкий - Вот два квадрата
Эль Лисицкий - Летят на землю издалека
Эль Лисицкий - По черному установилось красно ясно
Эль Лисицкий - Тут кончено
Здание типографии журнала Огонёк построено по проекту Эль Лисицкого
1 / 5

Лисицкий первый, кто воплотил идеи супрематизма в архитектуре. В 1932 году по его эскизам было построено уникальное здание типографии «Огонька». Оно отличалось необычными окнами квадратной и округлой формы.

Иван Клюн

Иван Клюн (Клюнков) – известный художник, скульптор и график, который работал в стиле супрематизм. Был соратником Казимира Малевича. В период обучения его художественные вкусы были традиционными.

Иван Клюн - Супрематизм 2
Иван Клюн - Супрематический рисунок
Иван Клюн - Сферическая необъективная композиция
1 / 3

Позже Клюн писал в традициях модерна и символизма, далее появились пейзажи, где он работал в импрессионистической манере. Переломным моментом в творчестве стала дружба с Малевичем, который повлиял на вкус художника.

Ольга Розанова

В начале XX века трудно было найти равных Ольге Розановой по уникальности дара. Она искала свой путь, не признавая авторитетов. Познакомившись с Маяковским, Татлиным, Малевичем, она погрузилась в мир нового искусства.

Ольга Розанова - Беспредметная композиция. Цветопись
Ольга Розанова - Беспредметная композиция
Ольга Розанова - Цветная живопись (Беспредметная Композиция)
1 / 3

Ей была интересна суть живописи и тайна цвета. Розанову привлекал кубизм, супрематизм. Позже она переосмыслила творчество и предпочла работать с цветом, создав теорию цветописи.

Иван Пуни

Иван Пуни – русский художник-футурист и сценограф. Раннее творчество было посвящено пейзажной живописи, затем он пробовал себя в кубизме, супрематизме и футуризме. Им было изобретено направление леттризм, для которого характерно использование букв.

Иван Пуни - Гимнасты и жонглеры
Иван Пуни - Король. Эскиз театрального костюма
Иван Пуни - Универсальный музыкант
Иван Пуни - Человек с дыней
1 / 4

После эмиграции во Францию, он становится Жаном Пуни. Художник выставлялся в Европе и Америке. Его картины пользовались успехом. Однако историки находят, что полотна, написанные в России – лучшее, что было создано мастером.

Любовь Попова

Любовь Попова наиболее яркий представитель русского авангарда среди художников. Обучалась в Школе рисования и живописи, и несколько работ того времени сохранились. На ее творчество влияли путешествия, знакомство с прогрессивными мастерами.

Любовь Попова - Пространственная силовая конструкция
Любовь Попова - Линейная композиция
Любовь Попова - Пространственно-силовое построение
1 / 3

Продолжительный период Попова работала в направлении советской графики, разрабатывала костюмы и декорации для постановок. Сегодня ее работы признаны примером отечественного андеграунда, которые имеют авторский стиль.

Надежда Удальцова

Работы Надежды Удальцовой отличались оригинальным стилем, выразительными композициями. На ранних этапах творческого пути ее поразили полотна Моне, Руссо, Ван Гога, Ренуара, наполненные яркими красками, уникальными световыми решениями и свободой.

Надежда Удальцова - Автопортрет с палитрой
Надежда Удальцова - Живописное построение
Надежда Удальцова - Композиция
Надежда Удальцова - Синий кувшин
1 / 4

После знакомства с Малевичем ее захватило новое направление – супрематизм. Ее работы характеризовались абстрактной трактовкой образов и смелостью. Удальцова столкнулась с обвинениями в формализме, однако продолжила писать натюрморты, пейзажи, наполненные особым смыслом.

Василий Кандинский

Василий Васильевич Кандинский – французский и русский художник, один из основоположников абстракционизма, теоретик изобразительного искусства. Он выбрал карьеру художника в зрелом возрасте, находясь под впечатлением от выставки импрессионистов. Обучался живописи в частной студии Мюнхена, позже поступил в академию художеств.

Василий Кандинский - Круги в круге
Василий Кандинский - На белом II
Василий Кандинский - Оранжевое
1 / 3

Работал над полуабстрактными и реалистическими полотнами, главным образом пейзажами. После революции занимался общественной работой, уделяя время преподавательской деятельности.

Пит Мондриал

Питер Корнелис Мондриан – нидерландский художник, который наравне с К. Малевичем и В. Кандинским положил начало абстракции в изобразительном искусстве. Особенностью его полотен стала духовная составляющая. Он выстраивал линии и цвета на плоской поверхности, пытаясь выразить красоту простым способом.

Пит Мондриал - Пейзаж
Пит Мондриал - Серое дерево
Пит Мондриал - Натюрморт с кувшином и имбирём I
Пит Мондриал - Натюрморт с кувшином и имбирём II
1 / 4

Настоящее страстью Мондриана была абстракция. Изображение вертикальных и горизонтальных линий он совершал, доверяя лишь своей интуиции. Наиболее известные работы были созданы после Первой мировой войны.

Илья Чашник

Илья Григорьевич Чашник занялся изобразительным искусством в юные годы. Художник проникся философией супрематизма, в своем творчестве экспериментировал с формами и цветами. Вместе с Малевичем занимался разработкой орнаментов в супрематическом стиле.

Илья Чашник - Композиция. 1926-1927
Илья Чашник - Супрематизм. 1922-1923
Илья Чашник - Композиция с красной полосой
Илья Чашник - Композиция. 1925
Илья Чашник - Супрематический крест
1 / 5

Как и многих художников его захватила идея космизма в искусстве. После утверждения основных супрем, приверженцы супрематизма приступили к разработке космических супрем.

Александр Родченко

Александр Михайлович Родченко получил образование художественной школе. Он не только выставлял свои работы, но и занимался написанием научных трактатов, фотографией, скульптурой.

Александр Родченко - Беспредметная композиция. 1919 г
Александр Родченко - Беспредметная композиция №65
Александр Родченко - Беспредметная композиция №60
1 / 3

Родченко не боялся экспериментировать и спокойно относился к критике. В живописи был сторонником авангардизма, умел выстраивать уникальные композиции из линий, геометрических фигур, работая над пересечениями и отрезками.

12 самых известных картин

Многие художники в начале XX века прониклись идеями и философией супрематизма. Часть известных картин сохранилась до наших дней и представлены в крупных музеях и частных коллекциях.

«Черный супрематический квадрат»

Казимир Малевич - Чёрный супрематический квадрат
Чёрный супрематический квадрат
Казимир Малевич

Автор «Черного квадрата» Казимир Малевич. Впервые полотно было представлено в 1915 году на выставке футуристов. Оно не раз подвергалось критике и до сих пор вызывает непонимание у многих. Однако работа никого не оставляет равнодушным. Картина передает ощущение бездны, небытия, где нет границ и посторонних объектов.

«Автопортрет»

Казимир Малевич - Автопортрет
Автопортрет
Казимир Малевич

Еще одна работа Казимира Малевича – «Автопортрет». Полотно реалистично, и является своеобразным творческим завещанием русского авангардиста. И хотя портрет ориентирован на ренессансные образцы, фон картины явно супрематический.

Супрематизм 65

Казимир Малевич - Супрематизм 65
Супрематизм 65
Казимир Малевич

Художник – Казимир Малевич. Мастер изобразил красный крест, округлую форму черного цвета, оттенки воды, земли и огня. Полотно подтверждает интерес авангардиста к народному искусству. Работа хранится в музее города Харькова.

«Зеленая полоса»

Ольга Розанова - Зеленая полоса (Цветная живопись)
Зеленая полоса (Цветная живопись)
Ольга Розанова

Первая абстрактная картина, которая вышла за свои рамки. Это фрагмент полосы, не имеющее начала и конца. Художник Ольга Розанова использовала разные оттенки зеленого цвет. Хранится в Ростовском Кремле города Ростова.

«Трефовый валет»

Ольга Розанова - Трефовый валет
Трефовый валет
Ольга Розанова

Картина «Трефовый валет» написана Ольгой Розановой предположительно в 1912-1913 году. В работе автор использовала гуашь, карандаш, чернила и бронзу. Фон – желтый, на нем изображен черный трефовый символ, черным контуром написана фигура мужчины со щитом и алебардой. Полотно хранится в Ивановском областном художественном музее.

«Космос – красный круг на черной поверхности»

Илья Чашник - Красный круг на чёрной поверхности
Красный круг на чёрной поверхности
Илья Чашник

Картина написана Ильей Чашником в 1925 году. Художник продолжил тему космоса в супрематизме, начатую Казимиром Малевичем. На черном фоне изображение ярко-красного круга, к которому стремится изящная связка супрем. Полотно до сих пор поражает точностью предвидения, ведь работа была закончена задолго до начала освоения космоса.

«Супрематизм. Конструкция»

Иван Клюн - Супрематическая конструкция
Супрематическая конструкция
Иван Клюн

Автором картины является Иван Клюн – яркий представитель супрематизма. При создании полотна он делал упор на форму и цвет. Некоторые элементы картины тесно взаимодействуют друг с другом, остальные изображены довольно самодостаточно. Полотно хранится в Москве, в Третьяковской галерее.

«Супрематический состав»

Иван Пуни - Супрематический состав
Супрематический состав
Иван Пуни

Картина принадлежит кисти Ивана Пуни. Художник создал композицию на синем фоне, на которой не просто геометрические фигуры. Они имеют объем, тени, и словно подвешены в невесомости. Они не соприкасаются друг другом, хотя некоторые перекрываются визуально. Картина находится в Амстердаме.

«Композиция № 61»

Александр Родченко - Беспредметная композиция №61
Беспредметная композиция №61
Александр Родченко

Автор картины – А. Родченко. Художник, работая над циклом композиций «Концентрация цвета», использовал линии как самостоятельные формы в изобразительном искусстве. Новаторский подход позволил ему изобразить новые формы и возможности. Картина находится в Ивановском художественном музее.

«Седьмое измерение. Супрематический рельеф»

Илья Чашник - Седьмое измерение. Супрематический рельеф
Седьмое измерение. Супрематический рельеф
Илья Чашник

Картина относится к раннему периоду творчества Художника Чашника. Он использовал чернила, дерево и картон. Композиция не содержит кругов, квадратов и крестов, поскольку художник стремился к линейной геометрии и гармоничным цветовым решениям. Картина находится в частной коллекции Англии.

«Беспредметное»

Михаил Миньков - Беспредметное
Беспредметное
Михаил Миньков

Художник Михаил Миньков стремился отобразить на своих полотнах не только форму, но и подходящее к ним цветовое решение. Картина создана под впечатлением некоторых работ Малевича. В работе мастер использовал масло, холст. Картина находится в Краснодарском краевом художественном музее.

«Красный квадрат УНОВИС»

Автор – Иван Чашник. Композиция составлена из двух фигур – большого черного треугольника, который перечеркнут линиями, и красного квадрата неровной формы. Трактуют картину по-разному. Многие приписывают ей сверхестественную силу. Полотно находится в частной коллекции.

Илья Чашник - Красный квадрат УНОВИС
Красный квадрат УНОВИС
Илья Чашник

Абстрактное искусство открыло совершенно новые горизонты выражения духовной составляющей с помощью цвета и форм. Однако для художника, который работает в этом стиле важно обладать врожденным художественно-эстетическим вкусом, особым восприятием мира, поэтому так мало выдающихся произведений этого направления.

Напишите, что вы думаете о статье «Все о направлении супрематизм в живописи: картины, художники, история»
Ваш адрес email не будет опубликован.

вверх