Пейзажная живопись фукэйга в японском изобразительном искусстве


Главенствующей философией, оказавшей непосредственное влияние на развитие изобразительного искусства Японии, в 15-16 веке стал дзен-буддизм, пришедший из Китая. Он гармонично наложился на традиционные верования японцев- синто, пропагандировавшие близость к природе и полное единение с ней.
Дзен-буддизм, являясь ветвью традиционного буддизма, призывал отыскать Будду в самом себе. Сделать это можно было созерцая красоты природы, как непосредственно любуясь пейзажем, так и наблюдая за природным сюжетом, изображённым на картине. Таким образом достигалось необходимое для поиска внутреннего Будды умиротворение и состояние «чистого, пустого ума».
Пейзаж в японской живописи стал одним из жанровых ответвлений традиционной гравюры укиё-э, исполнявшейся в виде ксилографии на дереве. Основными сюжетами, которых касались знаменитые японские художники, были популярные мотивы из жизни ремесленников, рыбаков, крестьян, происходившие на фоне величественной и умиротворяющей японской природы.
Мастером синтеза людского и природного являлся художник Касусика Хокусай, живший в 18-м веке. Он впервые в японском искусстве изобразил природу как символ дзен-буддизма, одновременно показав её конкретным и живым образом своей родины. В серии своих картин «Тридцать шесть видов Фудзи», а также «Путешествие по водопадам страны» он сумел донести до зрителя реальную красоту различных уголков природы, показанных в разных ракурсах и в разное время года.


Священная гора Фудзи – потухший вулкан, который часто изображали японские художники, является самым величественным символом дзен-буддизма, побуждающим человека к проникновению в глубь своего сознания. На гравюрах Касусико Хокусая этот пейзаж сопоставляется с созидательной деятельностью человека и тем самым обретает многозначный смысл.

На гравюре «Большая волна» всю плоскость листа на первом плане занимает разбушевавшееся море, в котором между высоких волн ловко лавируют рыбацкие лодки-джонки. Зритель наблюдает за тем, как разбивается волна о твердыню потухшего вулкана. Фудзи выступает на этом пейзаже не просто частью природы, но и своеобразным маяком, на который могут устремить свой путь затерявшиеся в бурном море лодки рыбаков. Этот символ использован художником для отображения образа уютного дома, который обязательно ждёт человека, добросовестно служащего своему делу.

В творчестве другого известного японского художника, Андо Хиросигэ, образ природы, соседствующей с человеком, показан в традиционном идеализированном и иносказательном ключе. Художник создал своеобразный лирический стиль, на котором нашли своё место и конкретный пейзаж знакомой творцу местности, и дзен-буддийское иносказание.


На гравюре «Квартал Гион под снегом» показана улица, уходящая вглубь пейзажа. В центре композиции – священные врата тории – часть буддийского комплекса. На их фоне две изящные девушки стараются противостоять порыву ветра,их фигуры кажутся лёгкими и бестелесными. Использованное художником сочетание голубого, белого и жемчужно-серого в пейзаже помогает передать атмосферу зимы и погрузить зрителя в медитативное состояние.
Мастерство японских художников, работавших в жанре пейзажа, ценится любителями спокойной красоты, так как помогает понять всю хрупкость и неуловимость окружающего мира и природы.

Источник




Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *