Art-Dot > Картины > Описания картин > Все о картине «Березовая роща» Куинджи: от истории создания и описания до критики и интересных фактов

Все о картине «Березовая роща» Куинджи: от истории создания и описания до критики и интересных фактов

14 841
Все о картине Березовая роща Куинджи

Одним из ярчайших примеров традиционного русского романтического пейзажа XIX века считается картина «Березовая роща», написанная Архипом Куинджи. Именно в этом произведении художник смог в полной мере передать все контрасты и игру света, характерные для живой природы. Картина вот уже много лет привлекает ценителей искусства со всего мира, раз за разом производя неизгладимое впечатление на зрителей.

Краткое описание картины

«Березовая роща» — пейзаж русского художника Архипа Куинджи, созданный в 1879 году. Полотно размером 97 × 181 см содержит в себе изображение залитой солнцем лесной поляны с березами, травой и ручьем.

При создании картины художник уделял много внимания комбинации света и цвета, стараясь добиться максимальной естественности и реалистичности. Во многом, именно благодаря такому подходу произведение стало настолько известным.

На полотне не удастся разглядеть вершины деревьев, поскольку на передний план вынесены только стволы и ветки, заметно выделяющиеся на фоне зеленого фона леса. Ручей выполняет функцию разделительной линии, словно бы создавая две самостоятельные части композиции.

Оригинал картины хранится в Государственной Третьяковской галерее, регулярно собирая вокруг себя почитателей искусства.

Краткая справка «Березовой рощи» Архипа Куинджи

Показать таблицу
Год написания 1887
Стиль Романтизм
Жанр Пейзаж
Размер 181 х 97
Материал Масло на холсте
Где хранится Москва, Третьяковская галерея, Зал 21
Тема Русская природа, очарование леса в солнечных лучах
Настроение Радость, спокойствие, воодушевление

Что изображено на картине

Куинджи нарисовал картину «Березовая роща» с использованием традиционных техник романтического пейзажа, однако привнес в произведение и немало нового. При работе художник активно применял самые необычные методы цветопередачи, создав неповторимое и крайне реалистичное ощущение яркого солнечного света.

Березовая роща Куинджи
Березовая роща Куинджи

Полотно представляет собой изображение лесной поляны с размещенными на переднем плане деревьями, травой и ручьем. Более подробное описание картины «Березовая роща» Куинжи потребует рассмотрения всех элементов в отдельности.

Поляна

Основа картины — это лесная опушка, на которой растут березы. Художник мастерски использует своеобразные сочетания света и цветов, добиваясь впечатления освещенной солнцем поляны.  Зелень показана в разных оттенках в зависимости от ее расположения, что добавляет реализма.

Помимо самих деревьев и травы, поляна включает в себя отображение теней от всех элементов. Причем к нижней части полотна цвета явно сгущаются, создавая ощущение выхода зрителя на полянку из плотного леса.

Деревья

Нельзя не заметить некую чужеродность деревьев всей лесной поляне. У них совершенно другой оттенок и они явно выделяются на фоне разнообразной зелени.

Деревья не стоят по одному, а формируют небольшие группы по 2-3 штуки. Разглядеть верхушки берез не удастся, поскольку они находятся слишком близко к смотрящему. Видны только небольшие зеленые ветки.

При этом деревья на заднем фоне вошли в полотно полностью, формируя некую живую изгородь темно зеленого цвета. Так художник добивался ощущения завершенности композиции.

Трава

Трава на опушке представлена во всем многообразии зеленых оттенков. Она отлично передает ощущение неравномерности солнечного освещения и влияние теней от деревьев. В некоторых местах у травинок очень светлый окрас, тогда как в других он превращается практически в полную черноту.

При ближайшем рассмотрении в траве можно увидеть небольшие цветы. Больше всего они похожи на лютики или колокольчики.

Пока основная часть поляны оказывается под властью солнца, березовая роща создает ощущение безопасности и защиты от палящих лучей.

Ручей

Прямо посередине полотна расположена небольшая речка, больше напоминающая ручей. Этот элемент формирует впечатление симметричного и крайне продуманного произведения.

Наличие крайне сходных деталей в левой и правой стороне картины наталкивает на мысль, что художник изображал место по памяти и вносил свои акценты.

Ручей, извиваясь, уходит вглубь полотна, словно бы приглашая за собой зрителей.

Солнце

Одна из самых важных составляющих картины, которая и вызывает наибольший интерес у ценителей искусства. Куинджи сумел передать солнечные лучи крайне естественно и реалистично, словно бы перенеся сам свет на полотно.

Яркая, освещенная поляна вызывает у смотрящего радость и трепет перед величием природы.

Муравейник

Муравейник. Фрагмент картины Куинджи Березовая роща

Небольшая и малозаметная деталь, которая при этом ярко выделяется на фоне общей зелени травы и деревьев. Муравейник словно бы случайно появился на поляне, однако именно он олицетворяет кипящую жизнь в спокойном и умиротворенном лесу.

Композиция и техника

Больше всего на полотне Куинджи оттенков зеленого цвета. Тут представлены практически все его разновидности: от темно-елового или даже черноватого до яркого и светлого. Сразу заметно, что художник с любовью и всем вниманием создавал свое полотно, добавляя все больше деталей в общую композицию.

«Березовая роща» — типичный пример техники, неоднократно используемой Куинджи в своих картинах. В ней присутствует характерная для него острота и лаконичность, и удивительные эффекты света и тени.

Найти здесь какой-либо сложной композиции или замысла скорее всего не удастся, однако все это в данном случае и не играет роли. Все завязано исключительно на цветовой палитре и возможностях ее использования.

Тема картины

Картина «Березовая роща» Куинджи изначально создавалась в жанре романтического пейзажа. Важная часть композиции — необычная игра солнечного света и теней от находящихся на поляне деревьев.

Как и в других работах Куинджи, здесь четко прослеживается удивительно яркое и самобытное восприятие русской природы. При ее отображении художник использует неброскую цветовую гамму, которая словно бы наполняет спокойствием и умиротворяет каждого зрителя.

Автор намеренно не прорисовывает мелких деталей, предоставляя смотрящему самостоятельно додумать пейзаж в соответствии со своими представлениями. Художнику было важно передать общее ощущение радости, восторга и воодушевления.

Сочетание темных и светлых оттенков делают полотно сразу и реалистичным, и фантастическим, оставляя простор для воображения.

Сюжет картины «Березовая роща» Куинджи связан с родственностью и уютом русских пейзажей, а также с возможностью ощутить себя прямо в центре залитой солнцем поляны с красивыми березами.

Почему Куинджи дал название картине «Березовая роща»

Полотно «Березовая роща» включает в себя изображение лесной поляны, на которой расположено несколько берез, ручей и муравейник. В традиционном смысле роща должна представлять собой какой-либо лиственный лес, состоящий из тех или иных деревьев.

На картине Куинджи стоящие на лужайке березы трудно назвать лесом, однако создаваемые ими тени действительно формируют ощущение настоящей рощи. Именно это и стало причиной появления соответствующего названия.

Какое впечатление оставляет картина

Произведение отличается заметной и крайне запоминающейся игрой света и тени. Художник мастерски изобразил залитую солнцем лесную поляну, создав натуральный образ лучей. Звучание картины «Березовая роща» очень спокойное, радостное и воодушевляющее.

Расположенный по центру ручей зазывает идти вглубь картины, скрывая за собой сказочный и удивительный мир природы. Несмотря на отсутствие реалистичности в изображении травы и деревьев, созданный художником мир кажется очень натуральным и привлекательным. Так и хочется сделать шаг в картину и оказаться прямо в центре озаренной солнцем поляны под уютными тенями берез.

Отношение автора к картине

Отделившись от Общества передвижников, Архип Куинджи сумел создать действительно впечатляющие полотна, навсегда вписавшие его имя в список самых ярких и влиятельных деятелей искусства.

Представляя публике картину «Березовая роща», художник явно рассчитывал повторить невероятный успех «Ночи на Днепре». Он продолжил использовать свой уникальный стиль реализма, который находится в непосредственной близости с откровенной выдумкой.

Ночь на Днепре Куинджи
Ночь на Днепре Куинджи

Куинджи крайне ответственно подошел к показу полотна, оформив дополнительное освещение для большего эффекта. Однако сенсации в полном смысле этого слова не произошло. Публика в профессиональных кругах благосклонно отнеслась к новому творению, однако ожидаемого повсеместного восторга автор не получил.

Пейзаж. Степь Куинджи
Пейзаж. Степь Куинджи

По сведениям некоторых биографов, именно по этой причине Куинджи надолго исчез сразу после показа картины и не представлял полотна на крупных выставках еще почти 20 лет.

История создания картины «Березовая роща» Куинджи

Картина «Березовая роща» была написана в 1879 году.  Изначально автор создавал его к ближайшей выставке передвижников, однако выход из их Общества несколько изменил планы художника. Так что публика увидела новое творение несколько позже.

Уход от передвижников явно пошел творцу на пользу, так как созданные после этого картины пользовались неизменным успехом. Отказавшись от активно продвигавшихся социальных тем, автор сосредоточился на близких по духу пейзажах. При этом он сумел создать свой собственный неповторимый стиль, представляющий собой несколько видоизмененный и усовершенствованный реализм.

Выбор березы как основного мотива полотна не случаен. Именно это дерево было самым любимым у пейзажиста. К нему художник испытывал очень теплые чувства, связывая со всей русской природой.

При работе над картиной автор внимательно рассчитывал все мельчайшие детали, включая высоту берез, площадь изображаемой поляны и оттенки заднего фона. В основу легла четкая мысль, которую Куинджи с успехом перенес на полотно. Перед появлением шедевра было создано немало эскизов и набросков.

Критика

«Березовая роща» привлекла внимание публики уже во время первого показа. И это связано не столько с масштабностью и ответственным подходом к выставке со стороны художника, сколько с удивительными авторскими решениями Куинджи. Полотно притягивало зрителей резкими контрастами, а также поразительно реалистичной игрой света и тени.

Фото Архипа Куинджи
Фото Архипа Куинджи

В профессиональных кругах полотно оценили очень высоко. Третьяков выкупил все три выставленных картины сразу после выставки.

Несмотря на успех, у картины все-таки появились недоброжелатели. Некоторые критики отмечали излишнюю сосредоточенность автора на зеленых оттенках и отказ от традиционных пейзажных методик в пользу достаточно сомнительных новшеств.

Однако единичные негативные отзывы мало волновали Куинджи, пока в газете «Молва» не появилась крупная статья «Беглые заметки». В ней некий автор критикует все представленные в рамках выставки полотна художника, отмечая несовершенство атмосферы «Березовой рощи» и неуместно расставленные деревья.

Позже стало ясно, что статью написал передвижник Константин Клодт. В результате конфликта Куинджи окончательно вышел из их Общества и на долгое время пропал с крупных выставок, предпочитая закрытые частные показы.

Березовая роща Куинджи и Левитана: общее и различия

Полотно Куинджи «Березовая роща» было представлено публике в 1881 году, а спустя четыре года Левитан начал работу над собственной одноименной картиной. У обоих произведений сходный мотив и примерно одинаковые слегка вытянутые форматы. Внимательный анализ полотен дает понять, что общее между произведениями на этом заканчивается

Березовая роща Левитана

Куинджи с самого начала стремился создать драматический эффект, добиться контрастов и крайне скрупулезно подходил к созданию освещения. Его задачей было формирование некого фантастического, космического света, проникающего повсюду. Левитан же явно оказался более лиричным и сосредоточился на психологической составляющей.

Если Левитан в своей «Березовой роще» старался передать естественную асимметрию природы, то Куинджи не волновался на реализм изображаемых предметов и прибегал к откровенной симметрии. Первый использовал в качестве объекта отображения реальное место, а второй работал по памяти.

Чем знаменит Архип Куинджи: краткая биография автора

Известность к Архипу Куинджи пришла далеко не сразу. Художник родился в бедной семье сапожника и довольно рано лишился обоих родителей. Опекунами мальчика стали дядя и тетя, под патронажем которых он учился грамматике и посещал городское училище. Учеба не была сильной стороной Куинджи, однако он быстро открыл в себе желание рисовать.

После обучения и многолетней практики Архип Куинджи сумел завоевать признание в среде художников и вступил в Товарищество передвижников в 1875 году. В тот период он представил публике полотна «Степь» и «Украинская ночь», приведшие публику в восторг.

Украинская ночь Куинджи
Украинская ночь Куинджи

Участвуя в разнообразных выставках, художник вырабатывал свой собственный самобытный стиль и все чаще сосредотачивался на проработке света в картинах. К 1879 году автор разорвал от ношения с передвижниками и пошел своим путем.

Настоящим успехом стало полотно «Ночь на Днепре», в котором художнику удалось придать лунному свету удивительную реалистичность и проработанность. Люли выстраивались в очереди, чтобы увидеть настоящий шедевр.

«Березовая роща» стала логичным продолжением идей автора, собрав в себя все лучшие концепции по передаче реалистичного света на картинах. Во многом, именно она сделала художника по-настоящему знаменитым.

Умер Архип Куинджи в 1910 году, завещав капитал Обществу своего имени, которое он основал в 1908 году с пейзажистом Константином Крыжицким. Общество активно занималось поддержкой художников, а также розыском новых талантов.

Интересные факты о картине

Картина «Березовая роща» произвела фурор во время первого показа, укрепив на Куинджи званием мастера света и тени. Вполне логично, что вокруг нее начало появляться огромное количество слухов и домыслов.

Полотно довольно четко формирует представление о модерне с условной декоративностью. Оно сильно выделялось на фоне других картин в рамках выставки реалистов-передвижников и явно опережало свое время.

Некоторые современники регулярно обвиняли Куинджи в мошенничестве и даже колдовстве. Один их слухов связан с тем, что друг художника химик Менделеев создавал ему специальные краски, которые через некоторое время полностью исчезают с полотен. Как показала история, подобные претензии были необоснованны.

«Березовая роща» вызвала много споров в профессиональных кругах. Даже некоторые известные художники упрекали Куинджи в отсутствии вкуса и указывали на его чрезмерное увлечение зеленым цветом.

Была даже версия, что художник написал работу на стекле, а на выставке подсвечивал ее сзади лампой. Это связано с тем, что некоторые зрители попросту не могли поверить в достижение подобной реалистичности освещения на полотне. Нередко зрители прямо на выставках заходили за картину в поисках секретных источников света. Сам Куинджи такие характеристики и домыслы не осуждал, так как они явно подтверждали его мастерство.

Напишите, что вы думаете о статье «Все о картине «Березовая роща» Куинджи: от истории создания и описания до критики и интересных фактов»
Ваш адрес email не будет опубликован.

вверх