Эпоха, которая принесла миру множество открытий, стала синонимом культурного прорыва и неотъемлемой частью всеобщего просвещения, носит название Возрождение, или Ренессанс. Она пришла на смену Средневековью и послужила основанием для ярких открытий, развитию науки и технологии.
- Что такое эпоха Возрождения
- Периоды
- Человек эпохи Возрождения
- Изобразительное искусство
- Известные художники эпохи Ренессанса
- Шедевры эпохи Возрождения
- Скульптура
- Наука
- Философия
- Архитектура
- Театр
- Музыка
- Литература
- Медицина
- Политика
- Церковь
- Образование
- Географические открытия
- Каноны женской красоты
- Ренессанс в России
- Влияние эпохи на мир
Что такое эпоха Возрождения
Культурный расцвет, время открытий и переосмысления, формирования «Золотого фонта» всемирной истории и культуры, появление новых имен в живописи, архитектуре, музыке – все это Возрождение.
Эпоха охватывает 3 столетия, благодаря чему мир приобрел такие имена, как:
- Леонардо да Винчи.
- Джорджоне.
- Боттичелли.
- Рафаэль.
- Никола Пизано.
- Арнольфо ди Камбио.
- Тициан.
- Микеланджело
В этот период культура получила качественное перерождение. Средневековые каноны с их мрачностью уступили место гуманистическому, светскому и реалистичному направлениям. В основе Ренессанса лежит интерес к идеалам античности. Качественные преобразования повлияли на становление культуры и искусства во всех странах Европы.
Изменения затронули не только направление прекрасного, повлияли они и на мировоззрение человека и общества. Рухнувшие оковы средневековых взглядов позволили посмотреть на мир под другим углом, увидеть возможности для развития и совершенствования. Именно поэтому каждый монарх считал своим долгом поддерживать художников, музыкантов и скульпторов. Основной стала идеи совершенствования, развития, познания и открытий.
Периоды
Зарождение – XIV век, страна – Италия. Исследователи и ученые не могут определиться с точными временными рамками эпохи. Каждый период приблизительный, поскольку страны входили в Ренессанс постепенно. Связано это с отставанием в социально-экономическом развитии, различиями во взглядах и суждениях.
Примерными датами можно назвать XIV- XVI столетия. Годы эпохи Возрождения характеризуются проявлением светского характера культуры. Религиозные взгляды уступают место гуманизации.
Возрождается интерес к античности и всему, что с ним связано. Внедрение в европейский мир античных элементов привнесло в культуру и искусство яркие мотивы, которые и сделали произведения незабываемыми. В это время появляется человек эпохи Возрождения – целеустремленный, вдохновленный, стремящийся к открытиям.
Начальные признаки эпохи Ренессанса стали заметны обществу ему в XIII-XIV веках, но твердые позиции появились в 20-х годах XV века. В Эпохе Возрождения принято выделять 4 основных периода:
- Проторенессанс.
- Раннее Возрождение.
- Высокое Возрождение.
- Поздний Ренессанс.
В каждом периоде появлялись новые веяния и стремления, позволяющие совершенствоваться и развиваться.
Проторенессанс – период, который относится к XIII-XIV векам. Появление отмечено в Италии.
Время подготовки к Возрождению подразделяется на еще 2 подэтапа – время жизни и смерти ключевой фигуры истории западного искусства, архитектора и художника Джотто ди Бондоне. В этот период на искусство оказывали влияние средневековые мотивы – готика и романтизм, а также византийские традиции.
Бурное развитие было остановлено эпидемией чумы, которая накрыла все Европу. Джотто был первым, кто наметил основные тенденции живописи, указал путь, по которому в дальнейшем пошло основное развитие Ренессанса.
Следующим был период раннего Возрождения. Примерное время развития – 80 лет. Ученые относят к нему 1420-1500 годы. В искусстве еще прослеживались веяния средневековой культуры и традиций. Одновременно активно добавляют элементы, позаимствованные у классической древности – Античности.
Условия социальной среды, взгляды и стремления быстро меняются. Основной концепцией в искусстве становятся именно античные элементы. Главной личностью, мастером на этом этапе стал живописец Мазаччо, рожденный во Флоренции. Взяв за основу идеи и взгляды предшественников, он принес в свое творчество практически осязаемую скульптурность фигур и образов на холстах картин.
Следующий этап — период высокого Возрождения. Считается пиком Ренессанса. Время – 1500-1527 годы. Развитие культуры позволило перенести центр культуры из Флоренции в Рим. Скачок произошел благодаря вступлению на престол нового Папы Римского — Юлия II.
У него были смелые и прогрессивные взгляды, которые позволили в полной мере способствовать расцвету Ренессанса. Благодаря предприимчивости, присутствующей в характере, ему удалось привлечь в Рим ведущих художников и скульпторов со всей Италии. Именно в это время появляются шедевры, которые изменят мир искусства.
Следующий этап – позднее Возрождение. Его временной отрезок 1530-1620 годы. Развитие культуры и искусства в этот период протекает неоднородно и разнообразно. Исследователи и искусствоведы спорят и не могут определиться с основными направлениями в развитии и точными датами.
Часть специалистов указывает, что эпоха Возрождения окончательно угасла с падением Рима. Южная часть Европы погрузилась в Контрреформацию, которая не позволила мыслить свободно и смело, как того требовало Возрождение.
На позднем этапе Ренессанса наблюдался выраженный кризис идей. Возникали противоречия в мировоззрении, которые переросли в маньеризм. Возникший стиль специалисты характеризуют дисгармонией и надуманностью, потерей равновесия между духовной и телесной составляющей, которая была свойственна смелой эпохе новых устремлений.
В Венеции творили Тициан и Палладио. Их произведения не затронули противоречия кризис во взглядах. Увидеть, как смотрели на мир мастера можно на полотне Тициана «Изабелла Португальская».
Человек эпохи Возрождения
Стремительное развитие эпохи Возрождения отразилось и на человеке. Пик расцвета культуры отразился и в обществе. Термин был внедрен Джорджо Визари. Ренессанс положил начало активному развитию науки, торговли и взаимоотношениям между соседними странами.
Замкнутое Средневековье осталось в прошлом, люди с надеждой смотрели в будущее. Благодаря этому их взгляды на происходящее и мировоззрение в целом изменились. Яркая эпоха итальянского Возрождения распространяла свое влияние на всю Европу и соседние с ней страны.
Главная черта, позволяющая понять, что перед нами человек эпохи Возрождения – целеустремленность, ясность мысли и буйство чувств.
Характеристика общества и человека того времени:
- У людей преобладает гуманизм в мировоззрении.
- Отрицается сословность.
- Происходит отказ от роскоши и различных привилегий, свойственных обществу средневековья в Европе.
- Античная культура возрождается, внося во взгляды романтизм.
- Естественность во всем, природа, как основа для жизни – главная черта в восприятии происходящего.
- Появилось явное пренебрежение схоластикой и правом.
В обществе начинает формирование новый пласт – интеллигенция. Люди становятся боле утонченными, возникают понятия этикета, морали и духовности, которым предстоит пережить долгий период становления и совершенствования, возвышенности и чувственности.
На первый план выходят идеи просвещения, идеалы нравственности, политическая жизнь становится насыщенной, поскольку производится обмен мастерами. Активно находят свое отражение, такие противоположные понятия, как нравственный нигилизм, религиозный анархизм. Все это дает возможность познавать и развиваться.
Торговля между городами и странами способствует быстрому росту городов. Благодаря этому в обществе стали формироваться новые классы. Рыцари средневековья сменились наемной армией.
Образ человека эпохи Ренессанса – центр поклонения, главная фигура в мире. Появилась вера в безграничные возможности личности, в силу собственного духа и красоту. Идеалом для человека и общества стали удовлетворения всех естественных потребностей, поскольку без этого невозможно жить и двигаться дальше.
Изобразительное искусство
Яркая культура эпохи Ренессанс нашла свое отражение в изобразительном искусстве. Люди эпохи Возрождения привнесли в него линейную и пространственную перспективу. В этот период появляются знания пропорций и усиливается внимание к анатомии человеческого тела.
Появляются холсты с изображением сюжетов из Античной мифологии, повседневные и бытовые иллюстрации, используются темы национальной истории европейских стран. Основными для художников становятся масляные краски, так как их текстура и разнообразие оттенков позволяет точнее передать замыслы и взгляды мастеров кисти.
Первые картины Ренессанса появились в Италии в 14 столетии. Художники, творившие в этот период:
- Пьетро Каваллини (1259-1344).
- Симоне Мартини (1284-1344).
- Джотто (1267-1337).
Мастера раннего Возрождения выбирали для себя близкую духу общества тематику – религию. Большое влияние на картины оказывали традиции интернациональной готики. Вместе с ней включались и новые приемы: построение, объемная композиция. Активно стали использовать пейзаж на заднем плане. Этот прием позволил сделать изображение более реалистичным, живым, настоящим.
Смотрящий на него человек смог полностью погрузиться в атмосферу, почувствовать силу энергетики, которую вкладывал в свою работу художник. Предшествующие традиции иконографии отступили, забрав условности в изображениях.
Становление изобразительного искусства эпохи Возрождения пошло началось в XV веке. Тогда Филиппо Брунеллески (ученый и архитектор) открыл и подробно описал закон линейной перспективы. Благодаря этому живописцы смогли воплощать в своих творениях совершенные объемные изображения трехмерного пространства на плоском полотне.
Следующим изменением, которое претерпело изобразительное искусство эпохи Возрождения, стало появление нерелигиозной тематики в основе сюжета. В это время появились такие самостоятельные жанры в живописи, как портрет и пейзаж.
Религиозные сюжеты приобретали в этот период иную трактовку — художники эпохи Возрождения стали рассматривать их персонажей как героев, подобных античным. Они приобрели выраженную индивидуальность, получили черты личности, в поступках начала прослеживаться мотивация.
Мастера раннего Ренессанса:
- Мазаччо.
- Мазолино.
- Пьеро Делла Франческо.
- Беноццо Гоццоли.
- Джованни Беллини.
- Сандро Боттичелли.
Большое распространение в творчестве получила скульптура, которая повлияла и на живопись. На холсте стали появляться бюст, рельеф мышц, изгибы тела. Мастера художественного слова научились в полной мере отображать пластику, разнообразие эмоций, движений тела. Появились сложные сцены и многоплановость. Во многом на становление живописи повлияли скульпторы Донателло и Лоренцо Гиберти.
Высокое Возрождение – этап, в течение которого мир получил большую часть известных произведений культуры и искусства. В этот период живопись начала рассматриваться, как объект для изучения анатомии человека, познания законов природы, внимательного изучения мимики, чувств и эмоций человека.
Художники уделяли внимание таким вопросам, как правильное построение композиции и гармония образа. Сложность и кропотливость работы позволили создать Золотой фонд произведений искусства, который с годами только увеличивает ценность и значимость.
На этом этапе важным стало соединение гуманизма, эстетики и натурализма. Именно таких принципов придерживался, например, Рафаэль Санти. Героики и пафоса привносят в изобразительное искусство произведения, вышедшие из-под руки другого мастера – Микеланджело Буонарроти.
Он отображает трагедию, которая стала наполнять сердца вместе с кризисом гуманизма. Его холсты прославляют силу и мощь человека, указывают на естественную красоту его тела. Во время просмотра картин остается стойкое ощущение одиночества в этом огромном, но чужом мире.
Отдельного внимания заслуживает творчество двух мастеров – Джорджоне и Тициана. Они проявляли повышенный интерес к такому направлению в живописи, как пейзаж. Поэтизация сюжета стала для них главным движущим механизмом. Мастерски они изображали на своих холстах и портреты. В них в полной мере находил свое отражение характер и внутренний мир человека.
Позднее Возрождение – особая страница в искусстве того времени. После падения Рима наступает длительный период кризиса. Находит отражение он в работах позднего Рафаэля. Новое направление получает название маньеризм.
Для этого направления характерны следующие черты:
- Взвинченность.
- Изломы линий.
- Неестественные позы (деформация фигур).
- Напряженность.
На картинах женщины и мужчины обнажены, но ожидаемой красоты тел не наблюдается. Мастера используют необычные и даже причудливые эффекты, отдают предпочтение игре освещения и перспективы. На холстах прослеживается изобилие едкой хроматической гаммы. Видна перегруженность композиции и сюжета.
Первые творцы в жанре маньеризма:
- Пармиджанино.
- Понтормо.
- Бронзино.
Мастера жили и работали во Флоренции и были придворными живописцами герцога Медичи. Затем мода на новое направление распространилась по всей Италии и другим европейским странам. На смену маньеризму пришел стиль барокко.
Северное Возрождение – отдельный этап развития изобразительного искусства и культуры в целом. От итальянского Ренессанса здесь присутствует только название.
Направление Антверпенский маньеризм появилось благодаря работам художников, которые жили на севере Альп. Они не могли полагаться на образы античного искусства, так как не располагали ими. Мастера не ориентировались на археологические работы и изыскания, проводимые в этот период в Италии.
В Альпах долгое время сохранялись и почитались традиции и навыки, которые пришли вместе с готическим направлением в искусстве. Анатомическим подробностям, античности, как основе сюжета мастера в этом случае внимания не уделяли.
Портреты, написанные рукой художника севера, лишены идеалов и гармонии, излишней яркости. В своем реализме подобные холсты доходят до выраженного натурализма. Северяне – творцы, которые учитывают стихии народной (крестьянской) жизни.
Произведения руководствуются фольклорными традициями и обычаями. Проследить становление искусства в этом регионе можно по произведениям Питера Брейгеля Старшего.
Бургундские Нидерланды – место, где в XV столетии (первой его половине) появилось старонидерландское искусство. Оно представляет собой успешное сочетание интернациональной готики, веяний раннего Ренессанса и местных традиций в творчестве. Особенности: усложненная иконография, запутанный символизм, повышенное внимание к подробностям и нюансам домашнего обихода и быта простых людей.
Каждое произведение пронизано суровой естественностью. В процессе работы происходит переход от темперы к масляной живописи. Такой прием позволяет творцу более рельефно и выразительно передать на холсте многообразие и блеск мира, окружающего людей, его предметы и явления.
Основные достижения северного Возрождения принято связывать с именами Робера Кампена, Рогира ванн дер Вейдена и братьев ванн Эйков. Художественная школа во второй половине XV столетия испытала на себе соединение готических мотивов и веяния итальянского искусства. Своеобразный союз нашел отражение в творчестве Мемлинга.
Непосредственно в Италии с интересом следили за достижениями, которые демонстрировали художники из Нидерландов. Влияние основоположницы Ренессанса стало активно проникать в этот регион в 16 столетии.
Прорыв произошел, когда художник из Баварии Альбрехт Дюрер совершил поездку в Венецию, чтобы совершенствовать свое мастерство. В этот же период в Нидерландах полностью сформировалась школа антверпенского маньеризма. Яркий представитель направления – Мабюз.
С началом этапов Реформации религиозная живопись на севере Европы стала предметом запрета. На смену ей пришли другие направления и жанры: пейзаж, натюрморт или жанровая живопись. Основаны они на наблюдениях за природой и явлениями.
Известные художники эпохи Ренессанса
Знаменитые художники Возрождения подарили миру произведения, которые стали частью «Золотого фонда» живописи. На холстах отражена эволюция в мире искусства, выраженная в смелых и ярких образах, точности линий.
Тинторетто (1518-1594)
Итальянский художник, творивший в Венеции. Созданная ранее перспектива иллюзии трехмерного пространства была усовершенствована им до предела. Для этой цели Тинторетто применял длинные и широкие перспективы.
Выбранный им стиль отражает новаторские технологии, яркость и насыщенность красок и нескрываемую драматичность.
Тициан (1488/1490-1576)
Итальянский художник, который экспериментировал с различными стилями и направлениями в живописи. В основе его работ были портреты, ландшафты, религиозные и мифологические тематики. Особенность техники – свободные мазки и тонкость тона.
Ему удалось успешно внедрить смелые образы обнаженных тел в живопись, сочетать их с религиозными сюжетами.
Альбрехт Дюрер (1471-1528)
Немецкий художник начал свой путь в творчестве в качестве успешного мастера гравюр на дереве. Печатное производство под его влиянием достигло невероятных масштабов и стало самостоятельной художественной формой.
Дюрер совершенствовал свое мастерство художника, общаясь с Рафаэлем и Леонардо да Винчи. Он ввел итальянское искусство в северные традиции живописи.
Иероним Босх (1450-1516)
Голландский художник, известный тем, что первым стал изображать на холстах миры необычные, скрытые от глаз людей, загробный мир и мифические существа также появлялись в его работах в числе первых, чем вызвали неподдельный интерес к произведениям.
Его образы гротескны, в основе творчества лежат библейские сюжеты, в центре – сравнение жизни земной и небесной, Рая и Ада. Мастер понимал глубинные и подсознательные страхи людей, умело переносил их на холсты, заставляя задуматься.
Джотто (1267-1337)
Итальянский художник периода Раннего Ренессанса. Его творчество положило конец преобладанию в живописи влияния Византийского стиля. Смелые новации, необычный взгляд на техники письма позволили внести революционные изменения и открыть дорогу Ренессансу. Мастер изображал лица, жесты и эмоции максимально приближенными к естественным.
Сандро Боттичелли (1445-1510)
Изобразительное искусство эпохи Ренессанса стало расцветом для просветителей. Многие гуманисты воспринимают Боттичелли, как основоположника жанра. Художник выбирал для себя мифологические и религиозные сюжеты, идеально писал портреты людей. Он стремился запечатлеть на холсте доброту и нежность, искренность и позитив.
Донателло (1386-1466)
Итальянский мастер совершил поездку в Рим и изучил там древние руины. Художник стал постепенно уводить живопись из-под влияния готики, привнося в изображение плавность линий и детальный реализм. Лица, изображаемые на холстах, получили эмоции, стали более живыми, настоящими.
Основным направлением в работе была скульптура, но работы мастера оказали огромное влияние и на мир изобразительного искусства, вдохнув в образы жизнь.
Рафаэль (1483-1520)
Итальянский художник, творивший на этапе Высокого Ренессанса. Его основным направлением в творчестве стала реалистичность образов. Многие художники эпохи Возрождения старались подражать и ровняться на творчество мастера. Эмоции и чувства – особенность всех полотен.
Микеланджело (1475-1564)
Изобразительное искусство эпохи Возрождения во многом равнялось на произведения гениального итальянского мастера. Он был также одним из величайших скульпторов своего времени. Стиль мастера был своеобразным и очень личным, в ним преобладает естественность и натуральность, благодаря которым при взгляде на произведения полностью проникаешься сюжетом.
Леонардо да Винчи
Великое искусство эпохи Ренессанса нельзя представить без работ этого мастера. Да Винчи был не только талантливым художником, но и непревзойденным инженером, математиком, ботаником и скульптором. Для своего времени он создал много величайших открытий, которыми пользовались многие ученые и исследователи в будущем.
Глубокие познания в анатомии, геологии, физике позволили разработать ему уникальный метод, плавный переход от света к тени. На холстах можно видеть переход, выраженный контраст, который позволяет добиться трехмерного объема. Основные стили в работе: религиозная живопись, художественные образы.
Шедевры эпохи Возрождения
Возвышенность, романтизм, легкость, античность и реализм — черты эпохи Ренессанса. Они выделяют произведения из ряда других полотен.
Мона Лиза (Леонардо да Винчи)
Произведение является самым обсуждаемым мировым шедевром. Холст поражает визуальным воплощением, выбранными техниками письма. Загадки окружают картину со дня ее появления.
Основная – полуулыбка, кому принадлежит самый узнаваемый образ. Теплые тона и мягкие оттенки наполняют произведение легкостью, располагают к себе. В нем нет трагического составляющего, но легкий ареол грусти окутывает, стоит только внимательно вглядеться в холст.
Сотворение Адама (Микеланджело)
Культура эпохи Ренессанс построена на смелом сочетании новых решений в жанре живописи и традиционных сюжетах. Яркий пример — это произведение. В центре момент сотворения первого человека – Адама. Основное внимание уделяется моменту вселения души в тело, что показано в виде соединения рук Бога и Человека.
Сикстинская Мадонна (Рафаэль)
Образ соединяет в себе начало эпохи, появление новых знаний и конец мрачности. Полотно пронизано тайнами. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что вокруг Мадонны располагаются лица маленьких ангелов.
В ее взгляде одновременно можно прочитать грусть и надежду печаль и радость. Переход тонов и оттенков подобран безупречно, что позволяет прочувствовать всю гамму эмоций, которую мастер вложил в свое произведение.
Рождение Венеры (Боттичелли)
Яркая эпоха итальянского Возрождения подарила произведение, которое вселяет оптимизм и дарит приятное тепло. В центре сюжета лежит миф о рождении одного из самых романтичных и нежных существ – богини любви Венеры. Она появилась из морской пены и своими прекрасными чертами покорила всех.
Античность оказала влияние на автора, благодаря чему на холсте присутствуют правильные анатомические штрихи, соблюдены пропорции. Цвета и оттенки подобраны так, чтобы вселять радость и позитив. Грусть и печаль отступают, открывая дорогу смелым мечтам и надеждам.
Поклонение волхвов (Джотто)
Автор – представитель эпохи Ренессанса. Для работы он выбрал библейский сюжет. Для многих духовная составляющая была главным элементом творческого процесса. Здесь основное внимание уделяется фигурам людей. В них чувствуется внутреннее достоинство и сила духа.
Природа обозначена синевой неба, на заднем фоне прослеживаются ее очертания. Мастер отошел от привычных золотых оттенков, которые активно использовались в живописи, что позволило в полной мере передать всю глубину момента. Все элементы и детали подобраны так, чтобы создать у человека иллюзию присутствия.
Мадонна Литта (Больтраффио)
У произведения в момент создания было название «Мадонна с младенцем», но позднее оно было переименовано. Полотно демонстрирует яркость и эмоциональность момента общения матери и ребенка. Темные и светлые оттенки призваны подчеркнуть бурю чувств. Стоит кратко взглянуть на холст, чтобы понять всю глубину нежности, заключенную в картине.
Тайная Вечеря (Леонардо да Винчи)
Мировая художественная культура признает картину одной из выдающихся работ, которая была написана рукой Леонардо да Винчи. Изначально холст предназначался для монастыря, находившегося в Милане. В центре сюжета лежит последняя трапеза Иисуса Христа и его учеников.
Современники художника, имевшие возможность наблюдать за его творчеством в момент создания полотна, отмечали, что мастер мог трудиться над ним весь день, без еды, отдыха или сна. Художник применял принципы натурфилософии, старался, чтобы все детали и образы выглядели натуральными, будто застывшими в моменте времени.
Скульптура
Основным центром становления и развития этого направления в искусстве была Италия. Средневековье с его готическими и мрачными мотивами постепенно уступало место смелым образам, которые появились и в скульптурах. Многие художники эпохи Возрождения создавали прекрасные произведения из бронзы или мрамора.
Формироваться творчество начало в пизанской школе мастеров (основатель – Пизано). Основным материалом был мрамор. Главные сюжеты – Библия. В этот период формы получили объемность. Стиль Пизано отличался от привычных динамичностью и смелостью. Известное произведение — фонтан Маджоре в Перудже.
На этапе Раннего возрождения главным мастером стал Донателло. Он считается основоположником индивидуализированного скульптурного портрета. Произведения: Святой Марк, Давид, Статуя Гаттамелаты.
Высокое Возрождение – период стремительного развития искусства. Особого внимания заслуживают скульптуры Микеланджело. Они полны героизма в образах и трагического ощущения кризиса в жанре гуманизма. Произведения этого периода: Пьетра, Умирающий раб, Моисей. Современные скульпторы и живописцы вдохновляются
Наука
Активное развитие науки переходного периода от Средневековья к Новому времени позволило сделать множество открытий и подарить миру имена ученых, которые способствовали появлению технологий, знаний и умений для создания сложных механизмов.
Идеалом стал возврат к ценностям, характерные черты которых – гуманизм, просветительство, развитие и совершенствование. Культура повлияла на взгляды и мировоззрение людей, изменила общество. Если ранее в основе лежали церковные постулаты, то во времена Ренессанса – исследования, опыты, знания.
Одной из основных теоретических проблем в науке этого периода стало электричество и магнетизм. Основателем исследований является Уильям Гилберт. По образованию он врач, но в круг его интересов входила и магнитная философия.
Именно Гилберт выдвинул предположение, что наша планета — круглый магнит, географические полюса которого совпадают с магнитными. Для доказательства своей теории он изготовил уменьшенную копию Земли из круглого магнита, к которой была прикреплена стрелка. С ее помощью он проводил опыты и исследования магнитного поля планеты.
Другие выдающиеся ученые и деятели науки эпохи Возрождения:
- Николай Коперник – его открытия – настоящая революция в мире науки.
- Джордано Бруно.
- Галилео Галилей.
- Иоганн Кеплер.
Труды ученых позволили лучше узнать, как устроены земные объекты. Открыть закономерности косметических тел и явлений. Механика, технология, физика – все эти науки активно развивались в период Ренессанса.
Философия
Философия и эпоха Ренессанса создали удивительное течение, представляющее собой совокупность нескольких направлений, школ и взглядов. Они возникли и развивались в Европейских странах в самом начале независимо друг от друга, но в тоге смогли объединиться. Произошло это благодаря великим географическим открытиям, развитию торговых отношений.
Основные проблемы и становление взглядов были сосредоточены вокруг отрицания главенства церковных учений. Изобретения ученых, их труды и наблюдения позволили понять, что главным является природа, человек и его сознание.
Вечные ценности в этот период – творчество, саморазвитие, совершенствование. Для философии характерен антропоцентризм и интерес к античной культуре. В этот период в Европе происходят крупные революции – Английская (буржуазно-демократическая) и Нидерландская. Возникла новая общественно – экономическая формация – капитализм.
Также для этого времени характерен бурный рост городов, культурное совершенствование. Все это не оставляло места для рассуждений о главенствующий роли церкви.
Основными направлениями в философии стали:
- Гуманизм.
- Неоплатонизм.
- Натурфилософия.
Социально-утопические идеи, реформаторские и смелые взгляды стали основными в высказываниях многих известных личностей. Деятели, которые стали идеалами для философского просвещения: Мартин Лютер, Николай Кузанский, Андрес Везалий, Томас Мюнцер.
Архитектура
Перемены, которые затронули общество, не обошли стороной архитектуру. Появились новые стили и направления, завоевавшие доверие мастеров. Ведущие архитекторы разрабатывали проекты, ориентируясь на античные мотивы. Известные мастера:
- Филиппо Брунеллески (1377 — 1446) — основоположник архитектуры ренессанса. Он создал теорию перспективы и ордерную систему.
- Леон Баттиста Альберти (1402 — 1472) — создатель её целостной концепции.
- Донато Браманте (1444 — 1514) — мастер центрических композиций. Его произведения отличаются идеально выверенными пропорциями.
- Микеланджело Буонарроти (1475 — 1564) — мастер руководил строительными работами, которые проводились в тот период в Риме.
Внимания заслуживает Андреа Палладио (1508 — 1580). Это родоначальник первой фазы классицизма (палладианство).
Театр
Полноценное воспитание человека невозможно себе было представить без театральных постановок. В основе лежали романтизм, драма, комедия. Ренессанс подарил имена, которые известны и почитаемы спустя столетия:
- Помпоний Лето.
- Лудовико Ариосто.
- Николо Макиавелли (ведущий политик своего времени, много внимания уделяющий искусству и театру).
- Хуан дель Энсина.
- Уильям Шекспир.
Ведущие деятели искусства создали бессмертные произведения с глубоким смыслом и захватывающим сюжетом. Их творчество стало основой для многих поколений.
Музыка
Активно развивается музыкальная часть искусства эпохи Возрождения. Во Франции и Бельгии зарождается фламандская школа. В ее основе лежат народные песни и мотивы. Появляются новые инструменты – виолы (струнно-смычковые).
Лютня активно используется в Италии, Испании, Франции. Появляются различные музыкальные жанры и направления (шансон, фроттола, мадригал).
Музыкальное творчество вплетает отголоски готики и новых веяний. Известные имена и композиторы: Яков Обрехт, Жоскен Депре, Адриан Виларт, Николо Вичентино.
Литература
Главные достижения – книги и произведения, которые стали классикой не только своего времени. В литературе Ренессанса преобладал прогрессивный гуманизм, отчетливо прослеживалась радость жизни, возвращение к идеалам античности. Гармония с окружающим миром и чрезмерная эмоциональность накладывала отпечаток на сюжет.
Центром является человек и его психология. Ведущие просветители и поэты Возрождения: Данте Алигьери, Томас Мор, Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо, Макиавелли, Лудовико Ариосто, Пьетро Аретино, Бернардо Довици, Лопе де Вега, Шекспир.
Медицина
Главный первопроходец в медицине – Леонардо да Винчи. Он активно изучал анатомию, влияние растений и трав на организм человека. В эпоху Возрождения было открыто легочное кровообращение. Описание получили почки, гортань.
В хирургии и эмбриологии происходили открытия, позволившие делать сложные операции и следить за развитием плода. В это время еще ощущалось влияние средневековья, поэтому научные изыскания часто сопровождали магические ритуалы. Ведущие специалисты: Парацельс, Реальдо Коломбо, Мигель Сервет.
Политика
Активной была и политическая жизнь. На смену феодализму приходит капитализм. Главными становятся права, интересы и потребности людей. Общество начинает влиять на процессы, которые происходят в стране.
Зарождаются социальные слои, появляются различные теории. Известные политики: Томас Мор, Жан Боден, Николо Макиавелли.
Церковь
Ренессанс называют эпохой реформации, но не против религии как таковой, а против господства церкви во всех сферах человеческой жизни. Итогом реформации стало появление третьего крыла христианства – протестантизма.
Образование
Активное развитие эпохи Возрождения нашло отражение и в образовании. Большое внимание уделялось таким наукам, как этика, ботаника и математика, естествознание, астрономия и география.
Появилось три уровня обучения: начальное (под влиянием церкви), повышенное и высшее. В основе педагогики лежит переосмысление. Гуманизм стал главным направляющим фактором в образовании.
Географические открытия
В период Ренессанса были сделаны важные открытия: Америки Колумбом, морского пути в Индию. Осуществились плавания, Васко да Гамы и Магеллана (открытие Африки и Азии). Были сделаны открытия, связанные с землями Австралии и Океании.
Каноны женской красоты
Все церковные заперты и табу были в этот период сняты. Душа стала второстепенной, на первое место выходила природная естественность. К красоте, как явлению, перестали относиться, как к дьявольскому искушению. Подчеркнутые женские половые признаки стали залогом интереса.
С другой стороны, мода на здоровье диктовала женщине необходимость иметь большую грудь. Красивыми в обществе считали широкие бедра, крепкую талию и большие ягодицы.
Девичья легкая красота уступала очертаниям зрелой женщины после 35 лет. Именно поэтому великие художники эпохи Возрождения считали своим долгом создать рисунок обнаженной натуры, а затем перенести его на холст.
Ренессанс в России
Возрождение в России приходится на период правления Петра Великого. В XVIII столетии активно развиваются контакты с Германией, Францией, Бельгией, Италией. Вместе с ними приходят и новые веянья в искусстве, литературе и музыке. Архитектура также преображается.
В XVI — XVII веках в стране активно возводят шатровые храмы. Под влиянием Ренессанса иконография в России становится более реалистичной. В портретной живописи появляются реальные черты личности. Андрей Чохов создает в этот период Царь Пушку.
Влияние эпохи на мир
Русская, французская и итальянская линии в развитии Ренессанса различаются. Расцвет культуры и ее развитие, революционные изменения в обществе и всех ее слоях не могли остаться незамеченными в мире.
Выдающиеся имена эпохи Возрождения, которые внесли изменения в мировоззрение поколений — Петрарка, Боккаччо, Брунеллески, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Их открытия в искусстве, науке, технике стали основой для дальнейшего совершенствования.
Развитие охватывает астрономию и приводит к космическим полетам, опыты в области медицины позволяют современным врачам побеждать самые сложные болезни. Музыкальные композиции, произведения литературы, театральные постановки – образец для подражания современным поэтам и писателям. Всего этого не было бы без прорывных и смелых взглядов людей эпохи Возрождения.