Питер Брейгель Старший считается самым важным нидерландским художником второй половины шестнадцатого века. Родился в голландском городе Бреда. Он был главой династии живописи, которая включала ещё двоих сыновей Питера Брейгеля Младшего и Яна Брейгеля.
Несмотря на своё прозвище «Мужицкий», он был не просто художником, изображающим повседневную комичность крестьянской жизни. Он также писал сюжеты, часто нетрадиционным способом, многих других тематик и оказал огромное влияние на художника Иеронима Босха.
Описание и значение известных работ
«Падение мятежных ангелов» — картина, на которой изображены ангелы, в белых одеяниях, падающие на массу из чудовищ. Эти странные деформированные фигуры заполняют нижнюю половину картины и символизируют массу злых существ. Брейгель хотел передать в своей работе мысль о тщетности бытия, что даже всё хорошее ведёт к смерти и всеобщей погибели.
«Вавилонская башня», картина отображает обречённую башню, кажется, что часть её всё ещё строится, другая часть уже построена, а какая-то уже в руинах. Смысл картины, опять же чем-то похож с предыдущей описанной работой. Все труды напрасны, жизнь бессмысленна и тщетны стремления смертных сравниться с Богом. Тему Вавилонской башни, живописец использовал дважды. Существует ещё одна работа «Малая Вавилонская башня», написана немного раньше.
На первый взгляд «Поклонение волхвов», казалось бы обычная картина, на популярную религиозную тематику, с изображением Девы Марии с младенцем Иисусом на руках, расположенной в центре композиции. Однако, при близком рассмотрении работы, можно заметить, что окружающие не очень рады событию.
Они скорее сосредоточены на рассмотрении дорогих подарков, а не на Мадонне с младенцем. Кто-то с завистью смотрит на чашу с золотом, кто-то с насмешкой или презрением. Очень интересно изучать эмоции на лицах людей, художник передал их невероятно реалистично.
Цель картины — показать, что рождение ребёнка, не вызывает никаких положительных эмоций в мире войны и смерти. Это был действительно смелый шаг, со стороны Брейгеля, изобразить Святое семейство в таком варианте.
Изображение распятия в картине «Путь на Голгофу» представлено с очень необычной точки зрения. Среди кишащей массы фигур, можно увидеть центральный образ Христа. Процессия проходит слева направо к горе-Голгофе, а на переднем плане, зритель может увидеть Иоанна и Марию в трауре. Брейгель представляет событие распятия, незаметным среди течения обычной жизни.
Художник разработал оригинальный стиль в его картинах, который равномерно отображает сюжет, тематику и смысл. Темы работ были весьма разнообразны, от обычных библейских сцен до мифологических образов, например, пейзаж с падением Икара.В работах присутствовали религиозные аллегории в стиле Босха, а также социальные аллегории.
Самое большое вдохновение он получал от написания пейзажей. Его горные ландшафты имеют несколько параллелей в европейском искусстве. Художник был очень известен при жизни и сейчас его работы остаются неизменно популярными.