Аннибале Караччи – талантливый гравер и живописец, принадлежит к знаменитой династии итальянских художников XVII века. Вместе с братьями Лодовико и Агостино основал школу «Академия дельи Инкамминати».
В школе продвигались идеи сочетания лучших достижений мастеров прошлого, рисование с натуры, избегание условностей. Работы братьев стали переходным моментом в мире искусства от живописи маньеризма в барокко.
Караччи долгое время воспринимался современниками в контексте творчества трех братьев, однако вскоре его талант стал раскрываться и опережать мастерство его партнеров.
Детство
Аннибале родился в 1560-м году в Болонье, в семье потомственных портных. У отца мальчика не было никаких сомнений относительно будущего сына: ребенку предстояло пойти по стопам родителя и стать закройщиком.
Историческая справка | |
Годы жизни | 3 ноября 1560 — 15 июля 1609 |
Страна | Италия |
Жанр | Живопись |
Стиль | Барокко |
Сюжеты | Портреты, религия |
Но ребенок не проявлял никакого интереса к ремеслу родителей. С детства он увлекался живописью и особенно рисунками именитых авторов Микеланджело, Рафаэля, Корреджо, чье влияние хорошо прослеживается в его ранних работах.
Уже в раннем возрасте рисунки будущего живописца отличались особой техникой, присущей только ему. Уникальный подход к цвету подвергался критике со стороны старых мастеров. Мальчик обучался по принципам старой академической школы.
В конце XVI века в искусстве преобладал маньеризм – направление живописи, характеризующееся утратой ренессансной гармонии телесного и духовного. Художники в преобладающем числе случаев работали именно в этой технике, и Аннибале не исключение.
Юный автор понимал, что его самобытность не находит должного воплощения в данном течении. Он хотел сочетать лучшие черты мастеров прошлого и развивать свой стиль.
Творческий путь
Аннибале Караччи создал множество знаменитых работ: от фресок до гравюр и красочных полотен. В 1582 живописец получил свой первый заказ на роспись дворца Фава в античном стиле. На работу ушло два года, спустя которые критикам стало ясно, что талант автора стремительно развивается.
Несколько лет Аннибале путешествовал по Италии и Европе, изучая работы мастеровитых живописцев, запоминая техники их стиля. Его поразили Микеланджело, Тициан, Корреджо и многие другие.
Главным приобретением в путешествиях было осознание вторичности собственного стиля. Автор понял, что слишком сильно пытается подражать им, и решил заняться поисками собственных уникальных техник.
В 1585 году братья Караччи создают «Академию вступивших на правильный путь», или «Академию дельи Инкамминати». «Правильным» художники считали изображение естественных форм, способных пробуждать глубокие религиозные чувства. В Академии читались лекции об искусстве, анатомии, композиции, перспективе. Множество талантливых авторов обучались в Академии.
Постепенно мастерство портретиста стало оттеснять на второй план его двоюродных братьев. Автор получает очень важный и дорогой заказ по росписи дворца Фарнезе при дворе самого кардинала в Риме. Здесь мастер творил до конца жизни, создав множество невероятных картин и фресок.
Техника и стиль
В ранних работах Аннибале Караччи явно прослеживается влияние мастеров Микеланджело, Корреджо, Рафаэля и других. Автор старался учиться у лучших примеров искусства, считывать их техники и переосмыслять их по-своему.
С дальнейшим развитием мастерства в его картинах стало появляться много насыщенных оттенков, колорит стал отличаться свежестью и яркостью. Художник четко и безошибочно рассчитывал композицию.
Искусствоведы отмечают, что более зрелые работы живописца отличались от прежних меньшей искренностью и вдохновением. Они становились более механичными, будто неискренними. Поздние произведения автора посвящены религиозным тематикам, которым посвящали свои картины большинство художников XVII века.
Влияние на мир искусства
Творчество братьев Караччи и в особенности Аннибале значительно повлияло на живопись XVII века. Они стали предтечей для крупного течения искусства – барокко. Их картины были динамичными и эмоциональными, как принято в маньеризме, и сочетали роскошность Ренессанса, что и стало основой для барокко.
Среди знаменитых работ автора – монументальная фреска «Пьета Фарнезе», создававшаяся в течение восьми лет. Широко известны росписи «Юпитер и Юнона», «Меркурий и Парис», «Пан и Дианы» и многие другие.
Самая известная картина – «Святые жёны-мироносицы у гроба воскресшего Христа». На полотне изображена сцена из Евангелия, где три Марии встречают Ангела, сообщающего о воскрешении Христа.
Не менее известной работой считается «Мясная лавка», считающаяся одной из первых попыток изображения жанровой ситуации. По мнению искусствоведов, на полотне могут быть изображены сами братья.
Современники мастера считали одним из лучших полотен «Воскресение Христа». На картине умело продумана композиция, фигуры расположены в сложных ракурсах, общий стиль картины объединяет эту работу с другими рисунками автора. Помимо создания фресок и живописных полотен, автор воспроизводил собственные работы в многочисленных гравюрах.
Личная жизнь
О личной жизни художника, о его наследниках фактически не осталось никаких сведений. Живописец жил ежемесячными заказами на фрески, работал кистью без устали. К концу жизни он имел за плечами сотни невероятно талантливых работ, но ни гроша за душой.
Смерть
В безнадежной нищете гравер страдал ревматизмом и не мог закончить последних заказов. В 1609 году мастер скончался. Единственным завещанием было желание похоронить его рядом с могилой Рафаэля, и его предсмертная воля была исполнена.
Интересные факты
Интересно, что большинство работ автора сохранились благодаря его другу-антиквару, Франческо Ангелони. В его коллекции хранилось несколько сотен работ.
Полотна живописца выставлены по всему миру в главных столицах изобразительного искусства: Вене, Париже, Дрездене и других. Художественные полотна автора хорошо сохранились, в отличие от многих фресок, которые со временем потускнели и стали плохо различимы.