Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Фреска – это один из самых известных видов настенной живописи. В переводе с итальянского название этой техники значит «свежий». Изображение наносят на свежую, ещё не высохшую штукатурку. Сегодня, однако, термин «фреска» используют иногда ошибочно, называя так любую стенную живопись (в том числе «а секко», живопись масляными и даже акриловыми красками и другие виды).

Лука Джордано - Похищение Прозерпины
Лука Джордано - Правосудие
Лука Джордано - Сотворение человека
Феофан Грек - Ветхозаветная Троица
Феофан Грек - Преображение Господне
Феофан Грек - Успение Богородицы
Пьетро Перуджино - Автопортрет
Пьетро Перуджино - Распятие Пацци
1 / 8

Самые известные авторы фресок

Многие создатели настенных росписей приобрели мировую известность, а их произведениями восхищаются до сих пор.

Сандро Боттичелли (1445 – 1510)

Сандро Боттичелли - Искушение Христа
Искушение Христа
Сандро Боттичелли

Один из самых выдающихся живописцев эпохи Возрождения. Боттичелли больше всего известен своими картинами, однако написал и немало фресок. Примером его творчества может служить роспись стен Сикстинской капеллы.

Джотто (1266 – 1337)

Джотто - Поцелуй Иуды
Джотто - Поклонение волхвов
1 / 2

Джотто – итальянский художник и архитектор, заложивший основы так называемого Проторенессанса. Произведения Джотто, при сохранении многих черт старого искусства – византийского и готического, приобретают совершенно новые для своего времени элементы: пластичность, пространственную глубину, выразительность жестов и поз.

Мазаччо (1401 – 1428)

Мазаччо – итальянский живописец начала XV века. Несмотря на недолгую жизнь, Мазаччо внёс заметный вклад в реформирование живописи раннего Возрождения. Даже в церковных произведениях Мазаччо использовал элементы, нарушавшие устоявшиеся традиции.

Мазаччо - Троица
Троица
Мазаччо

Например, это первый художник, который начал делать надписи на иконах, картинах и росписях в храмах современным шрифтом, а не старым готическим. Мазаччо добивался максимального реализма в своих творениях, а традиционные религиозные сюжеты использовал для отражения актуальных для его времени общественно-политических и философских идей.

Рафаэль (1483 – 1520)

Рафаэль - Диспута
Рафаэль - Парнас
Рафаэль - Триумф Галатеи
1 / 3

Рафаэль – создатель одних из самых знаменитых фресок в мировом искусстве. Его работы отличаются монументальностью, выразительностью, развёрнутыми сюжетами, сложными композициями. Среди его лучших работ – «Афинская школа», «Парнас», «Диспут», «Триумф Галатеи».

Микеланджело (1475 – 1564)

Микеланджело Буонарроти – один из самых гениальных мастеров эпохи Возрождения. Это был человек со сложной судьбой и долгими духовными исканиями. В живописи он стремился придерживаться только самых высоких стандартов, как он их понимал.

Микеланджело - Потолок Сикстинской капеллы
Микеланджело - Потолок Сикстинской капеллы - 2
1 / 2

Именно Микеланджело больше всего ратовал за «чистую фреску», не испорченную всякими дополнениями вроде масляных красок или «дорисовывания» изображения после высыхания штукатурки. Потолок Сикстинской капеллы, расписанный Микеланджело, приводил в изумление как современников художника, так и людей, живших на несколько столетий позднее, вплоть до нашего времени.

Леонардо да Винчи (1452 – 1519)

Леонардо да Винчи - Роспись потолка в Дощатом зале в Замке Сфорца
Роспись потолка в Дощатом зале в Замке Сфорца
Леонардо да Винчи

Великий гений Леонардо оставил относительно мало живописных произведений, поскольку в большей степени был занят наукой и изобретательством. Однако его картины и фрески получили мировое признание. Правда, самая знаменитая его работа – «Тайная вечеря» на самом деле фреской не является, хотя многие называют её именно так. Это образец «а секко», то есть роспись по сухой поверхности.

Пьетро Перуджино (1446 – 1524)

Перуджино – представитель умбрийской школы живописи. В своё время это был один из самых знаменитых художников; среди его учеников был в том числе и Рафаэль. Самая знаменитая фреска Перуджино – «Вручение ключей апостолу Петру», выделяющаяся стройностью композиции и яркостью красок.

Пьетро Перуджино - Вручение ключей апостолу Петру
Вручение ключей апостолу Петру
Пьетро Перуджино

Перуджино также завершал фрески Рафаэля после его смерти – редкий случай, когда учитель переживает своего ученика и завершает начатые им работы.

Лука Джордано (1634 – 1705)

Лука Джордано - Апофеоз Медичи
Лука Джордано - Суд Париса
Лука Джордано - Михаил-архангел, поражающий сатану
1 / 3

Лука Джордано – итальянский живописец XVII века, творивший в период постепенного упадка фрески. Его прозвали Лука Фа-Престо, поскольку он создавал свои произведения очень быстро. Высокая скорость создания фресок, однако, сказывалась на их качестве: тогда как одни произведения считаются безусловными шедеврами, другие написаны весьма небрежно и представляют низкую художественную ценность.

Андреа Поццо (1642 – 1709)

Андреа Поццо - Апофеоз Святого Игнасио
Апофеоз Святого Игнасио
Андреа Поццо

Андреа Поццо – итальянский художник эпохи барокко. Стремился обновить жанр фрески, создавая так называемые иллюзионистические росписи, создающие впечатление реально существующих объектов. Также Поццо считается изобретателем техники «меццо».

Андрей Рублёв (1360 – 1428)

Андрей Рублев - Страшный суд
Страшный суд
Андрей Рублев

Андрей Рублёв – наиболее известный средневековый русский живописец. Среди его работ – множество икон и фресок. Однако не все росписи сохранились до наших дней. Примером сохранившихся работ могут служить фрески Успенского собора во Владимире; им тоже грозит опасность, поскольку не соблюдаются в должной мере режимы температуры и влажности.

Феофан Грек (ок. 1340 – ок. 1410)

Феофан – уроженец Византии, о чём говорит и его прозвище. Первое время он работал в византийских городах и генуэзских колониях в Крыму (Галата и Кафа), а затем приехал на Русь. Феофана отличал индивидуальный творческий стиль, его понимание традиций создания фресок различается с незыблемым византийским каноном.

Феофан Грек - Спас Вседержитель
Спас Вседержитель
Феофан Грек

Феофан смог расписать множество храмов в Новгороде и Москве. Примером его работ может служить «Спас Вседержитель» — роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде.

Феофан Грек - Апостол Павел
Феофан Грек - Апостол Пётр
Феофан Грек - Архангел Гавриил
1 / 3

Одна из характерных черт его стиля – крайне минимальное количество красок, из-за чего изображение кажется чуть ли не одноцветным; такая манера символизировала стремление к аскезе, отказу от мирских прелестей, что может указывать на психологический образ самого автора. Идеи Феофана и даже некоторые черты его стиля впоследствии перенимали другие создатели русских фресок.

Гурий Никитин (ок. 1620 – 1691)

Гурий Никитин - Фрески Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимьева монастыря в Суздале
Фрески Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимьева монастыря в Суздале
Гурий Никитин

Гурий Никитин – самый известный русский мастер фрески XVII века. Его монументальная живопись – яркий образец «фряжского стиля», сложившегося под влиянием европейского искусства. Гурий Никитин впервые начал изображать на стенах русских храмов пейзажи, бытовые сцены (например, роспись церкви Ильи-Пророка в Ярославле).

Лучшие фрески мира

«Страшный суд» Джотто

Джотто ди Бондоне - Страшный суд
Страшный суд
Джотто ди Бондоне

Одна из лучших фресок мастера, расположенная над входом в Капеллу дель Арена в Падуе. Произведение отличает высокая точность и детализация фигур, их динамичность, мифологическое событие передано очень реалистично. Такие фрески вовлекали зрителей в живое переживание библейских сюжетов, они не были простыми символами, как в старом средневековом искусстве.

«Страшный суд» Микеланджело

Микеланджело - Страшный суд
Страшный суд
Микеланджело

Ещё одно изображение мифического «страшного суда», теперь уже на стене Сикстинской капеллы. Микеланджело создал не просто живописный шедевр, а нарушил саму иконографическую традицию. Правила требовали показывать окончание «страшного суда», когда праведников бог уже отделил от грешников; однако Микеланджело изобразил начало события. На фреске яростный Иисус Христос поражает молнией людей, а те испытывают живые эмоции.

«Афинская школа» Рафаэля

Рафаэль - Афинская школа
Афинская школа
Рафаэль

«Афинская школа» — монументальное и реалистическое произведение, отличающееся невиданной для своего времени пространственной глубиной. Сюжет фрески необычен: она изображает собрание из более чем пятидесяти фигур – знаменитых философов разных стран и эпох. Здесь можно найти Платона, Аристотеля, Зенона, Зороастра и многих других мыслителей.

«Сотворение Адама» Микеланджело

Микеланджело - Сотворение Адама
Сотворение Адама
Микеланджело

Ещё одна знаменитая фреска из Сикстинской капеллы. Произведение наполнено глубоким философским смыслом. Бог протягивает руку навстречу руке Адама и почти касается её. Тем самым «создатель» даёт первичный жизненный импульс человеку; при этом руки персонажей не соприкасаются полностью, это символизирует невозможность соединения божественного и человеческого.

«Триумф святого Игнатия» Поццо

Поццо - Триумф святого Игнатия
Триумф святого Игнатия
Поццо

«Триумф святого Игнатия» Андреа Поццо – удивительная фреска конца XVII века, хороший пример «иллюзионистского» направления. На потолке церкви Сан-Иньяцио изображены летящие на облаках человеческие фигуры, при этом кажется, что они действительно летят под потолком и действие на самом деле разворачивается в храме.

«Триумф Аврелиана» Тьеполо

Фреска первой половины XVIII века, написанная в духе того времени – в популярном стиле рококо. Кроме того, она посвящена не религиозному или мифологическому, а вполне «гражданскому» историческому событию.

Тьеполо - Триумф Аврелиана
Триумф Аврелиана
Тьеполо

Произведению присуща виртуозность венецианской школы, последним представителем которой и был Тьеполо, но тенденции тогдашней моды добавили фреске некоторые недостатки. Например, автор даже не стремился передать реалистичность портретов героев – они скорее напоминают модников XVIII века.

«Битва при Ангиари» Леонардо

Эта фреска должна была стать самой масштабной и выдающейся из всех росписей Леонардо. По своим размерам она в три раза превосходила «Тайную вечерю». Однако наибольшую известность эта фреска заслужила тем, что её по неизвестным причинам… потеряли.

Леонардо - Битва при Ангиари
Битва при Ангиари
Леонардо

Ещё более неожиданным был тот факт, что относительно недавно её обнаружили снова. Оказалось, что это произведение было закрыто другим – фреской работы Вазари. При этом Вазари, который весьма ценил творчество Леонардо, не согласился уничтожить его произведение, а соорудил перед ним фальшивую стену, на которой и написал своё творение, тоже на военную тему.

«Тайная вечеря» Леонардо

Это произведение часто причисляют к фрескам, хотя написано оно по сухой штукатурке темперой. Монументальное творение Леонардо до сих пор окутано тайнами. К примеру, персонаж, сидящий по правую руку Христа – это не апостол Иоанн, как принято думать, а Мария Магдалина.

Леонардо да Винчи - Тайная вечеря
Тайная вечеря
Леонардо да Винчи

Иуда Искариот очень похож на Иоанна Крестителя, которого по сюжету не могло быть в помещении. Апостолы сидят группами по три человека, что связывалось как с четырьмя стихиями, так и со знаками зодиака.

«Смерть и вознесение святого Франциска» Джотто

Джотто - Смерть и вознесение святого Франциска
Смерть и вознесение святого Франциска
Джотто

Одно из выдающихся творений Джотто изображает множество людей, которые собрались вокруг усопшего святого Франциска; в верхней части фрески показана душа Франциска, возносящаяся на облаке на небеса. Однако Джотто поместил в своё творение, как теперь принято говорить, «пасхальное яйцо»: из облака проглядывает ехидно улыбающееся лицо дьявола. Исследователи считают это шуткой Джотто.

Фрески Кносского дворца

Акробаты с быком
Царь-жрец
Парижанка
1 / 3

Древнейший Кносский дворец на острове Крит – настоящая «картинная галерея». Стены его залов украшены виртуозно написанными фресками; их особенность – преобладание красного и коричневого цветов. Портреты людей написаны настолько тщательно и детально, что исследователи считают, что они были написаны с натуры. Некоторые изображения показывают специфические развлечения тогдашних жителей Крита – упражнения акробатов с разъярёнными быками. Присутствует на фресках и характерный орнамент.

Описание

Почему же художники решили наносить изображения именно на свежую штукатурку? Дело в том, что когда она высыхает, то на её поверхности образуется тонкая прозрачная известковая плёнка. Она защищает изображение, делая его долговечным. Именно поэтому до наших дней сохранились многие фрески, написанные в средние века и даже в античную эпоху.

Пьетро Перуджино - Фрески из залы приемов Правления биржи в Перудже. Бог-Отец с пророками и сивиллами
Пьетро Перуджино - Фрески из залы приемов Правления биржи в Перудже. Преображение Христово
1 / 2

У фресковой живописи есть и свои ограничения. Например, размер поверхности, покрываемый изображением за один день, не такой большой, как при других техниках; однако произведение нужно закончить до того, как стена высохнет. Поэтому создание фрески – процесс трудоёмкий и сложный.

Живопись а секко (то есть по сухой штукатурке) позволяет создавать произведения более быстро; но по долговечности она заметно уступает фреске. Изображение, нанесённое на свежую штукатурку, нельзя перерисовать, переделать при необходимости, его можно лишь немного подправить.

Пьетро Перуджино - Всемогущий с Пророками и Сивиллами
Пьетро Перуджино - Крещение
Пьетро Перуджино - Троица и шесть святых
1 / 3

Изначально для настоящей фрески не были доступны некоторые цвета, в том числе такой важный, как синий: все известные средневековым художникам синие пигменты теряли свои свойства во влажной среде. Поэтому небо и синюю одежду на таких изображениях добавляли позднее, когда покрытие высыхало.

Фреску наносили не на знакомую нам строительную штукатурку, основанную на цементе. Пригодная для нанесения изображения штукатурка называется левкасом. Для её приготовления необходимо смешивать известь с песком. Краски тоже используют особые – натуральные, разведённые водой. Поэтому для фресок характерен особый колорит; их яркие цвета не блекнут даже спустя много столетий.

Виды фресок

Базовый принцип создания фрески с течением времени изменялся и дополнялся. Свою роль играли климат, состав штукатурки, рецепт составления красок и т. д. Поэтому принято выделять несколько видов фресок.

Вилла Boscoreale
Вилла мистерий
Вилла мистерий
1 / 3

«Истинную» фреску называют также «буон фреской». При её создании мастера наносили самый верхний слой грунта только на ту часть стены, которую собирались расписывать в данный момент. Краска при таком подходе не содержит связующих компонентов, поэтому должна успеть впитаться в грунт, пока он не высох.

Живопись в Стибие
Вилла мистерий
Вилла мистерий
1 / 3

Такая фреска была распространена в глубокой древности и в античную эпоху. Образцом её могут служить настенные росписи в Помпеях. В более позднее время чистая фреска широко применялась в эпоху Возрождения, прежде всего в итальянском искусстве. Такие произведения создавали Джотто (росписи в часовне Скровеньи), Микеланджело («Страшный суд») и другие художники.

Джотто - Бегство в Египет
Джотто - Введение во храм
1 / 2

Умение создавать чистые фрески считалось в Италии признаком высшего мастерства. Когда Микеланджело создавал свой «Страшный суд», ему посоветовали написать его масляными красками, но великий мастер возмутился и разразился бранью, заявив, что никакого другого стиля, кроме «буона», он не признаёт.

Андреа Поццо - Апофеоз Игнатия
Апофеоз Игнатия
Андреа Поццо

«Меццо» — вид искусства фрески, изобретённый в XVI веке. При этом подходе сухую штукатурку увлажняют вторично и на неё наносят изображение. Образцом такого стиля может служить творчество Андреа Поццо («Апофеоз Игнатия»).

Роспись в куполе собора Рождества Богородицы,
Стенопись Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря
1 / 2

В древнерусском искусстве, а также в итальянском до XVI века применялась смешанная техника. Основное изображение создавали на сырой поверхности, а после высыхания яичной темперой дописывали детали композиции.

Фрески Андрея Рублёва и Даниила Чёрного
Фрески Андрея Рублёва и Даниила Чёрного

Примерами могут служить произведения Дионисия – русского художника конца XV – начала XVI века (изображение святого Николая на куполе Ферапонтова монастыря), Андрея Рублёва (росписи Успенского собора во Владимире).

Этапы создания фрески

Прежде чем создавать произведение, необходимо подготовить поверхность. Стандартное количество слоёв штукатурки – два. В основе штукатурки для фрески лежит гашеная известь, смешанная с песком в определённой пропорции. На основной слой наносится дополнительный; это очень тонкий слой – 3 – 5 миллиметров. Пока верхний слой остаётся влажным, на нём можно писать.

Заранее необходимо подготовить шаблон. Это может быть обычный рисунок. Шаблон прикладывают к поверхности и продавливают контуры (графью) – это можно сделать, например, карандашом. Применяли и другой вариант: с шаблона снимали кальку с прорезанными отверстиями, и через них углём наносили контуры прямо на стену. Итальянские мастера эпохи Возрождения иногда усиливали контуры с помощью сангины – особого карандаша без оправы.

Феофан Грек - Богоматерь
Феофан Грек - Иоанн Креститель
Феофан Грек - Пророк Гедеон
1 / 3

Теперь можно приступать к окрашиванию. Нередко художник для начала наносит так называемый подмалёвок, то есть закрашивает отдельные области серым цветом. Это необходимо для того, чтобы наносящийся поверх него основной цвет приобретал особый оттенок.

Серый подмалёвок позволяет добиться интересного оптического эффекта. Наиболее ортодоксальная цветовая палитра включает всего несколько красок; остальные цвета получаются с помощью наложения слоёв. Чтобы, например, получить коричневый цвет, нужно на серую основу наложить красную краску.

Когда изображение готово, штукатурке дают высохнуть. Это основной способ создания фресок. В определённых случаях прибегали к дополнению и уточнению произведения уже по сухой поверхности.

Чем отличаются фреска, мозаика и икона

Фреска, мозаика и икона – совершенно разные виды искусства. Фреска создаётся путём росписи водяными красками по влажной штукатурке. Мозаика – изображение, созданное из небольших кусочков твёрдого материала.

Битва при Иссе
Битва при Иссе

Икона же – это скорее жанр культовой живописи: портрет святого или изображение мифологического события. Понятно, что фрески и мозаики могут быть не только религиозными. В качестве примеров можно привести «Битву при Иссе» — античную мозаику, изображающую сражение Александра Македонского с персидским царём Дарием, или уже упоминавшийся «Триумф Аврелиана» — фреску светского содержания, да ещё и в актуальном для XVIII столетия стиле рококо. Иконопись обычно представлена малыми формами.

История развития

История фрески начинается в глубокой древности. А её исчезновение как вида искусства произошло относительно недавно (XVIII век).

Настенные рисунки и росписи – самый древний вид изобразительного искусства. В некотором смысле предшественниками фрески можно назвать образцы первобытной пещерной и наскальной живописи. Больше всего таких рисунков обнаружено в Европе, хотя пещеры с росписями имеются и в других частях планеты.

Прп. Макарий Великий
Св. Артемий
Святой Владислав
1 / 3

Желание украшать стены жилищ изображениями не исчезло и после того, как было освоено строительство и появилась настоящая архитектура. Природный камень уступил место искусственному (штукатурке).

Свт. Савва и прп.Симеон Неманичи
Свв. Константин и Елена
Лобзание Иуды
1 / 3

Доподлинно неизвестно, когда появилась самая первая фреска, однако в эпоху Эгейской культуры (древнейшая Греция, второе тысячелетие до нашей эры) это искусство было уже широко распространено. Классическим примером эгейской фрески служат росписи Кносского дворца. Тогдашние изображения не были чистыми фресками; у красок был связующий компонент – обычно казеин или клей, а техника напоминала а секко. Обнаружены настенные росписи и в районе Акротири на Кипре. Славится своими росписями и Древний Египет.

Ангел и лжецари
Гефсиманское моление
1 / 3

Древние люди оценили возможность создания монументальных композиций на стене с использованием относительно доступных материалов. Искусство фрески перебралось в классическую античность. В древних Греции и Риме она обрела весьма широкую популярность.

В те времена известковую штукатурку наносили на стену в несколько слоёв (до семи), что упрощало создание росписей. Римляне, превосходные строители, изобретали новые методы повышения крепости штукатурки и сохранения изображений. Так, знаменитый архитектор Витрувий советовал покрывать высохшую фреску смесью масла и воска, которую затем нужно было нагреть и растереть. Сохранившиеся римские фрески можно видеть на стенах Геркуланума.

Ктиторская композиция
Ктиторская композиция

Фрески, создававшиеся в жилых и общественны помещениях, изображали бытовую жизнь людей, пейзажи, портреты. Особый смысл имела храмовая роспись, на которой были запечатлены боги, герои, мифологические сюжеты.

Обычай расписывать стены храмов бытовал во все времена и у многих народов. Поэтому неудивительно, что христиане продолжили эту традицию. В первые века христианства изобразительное искусство жило по преимуществу лишь в храмах; украшать жилые дома и прочие светские постройки у христиан было не принято, ведь для них это была «суета, отрывающая верующих от бога».

Неманичи
Святые отцы
1 / 3

При этом христианский храм мог быть очень большим, и для его росписи было необходимо, чтобы покрытие стен долгое время оставалось влажным. Для этого количество слоёв штукатурки было уменьшено до двух, а в верхний слой вместо толчёного мрамора стали добавлять лён или паклю. В результате верхний слой штукатурки стало возможно наносить сразу на всю поверхность, отведённую для росписи.

Оранта София Киевская
Оранта София Киевская

Византийские фрески, украшающие стены многих храмов, считаются непосредственными предшественниками средневековой западноевропейской настенной живописи. «Греческую» технику переняли и древнерусские художники, поначалу строго придерживавшиеся её канонов (таковы фрески Софии Киевской). Однако постепенно состав материала для покрытия стен изменялся.

Часть фрески Евхаристия Софиевского Собора
Часть фрески Евхаристия Софиевского Собора

Известь перед нанесением на стены промывалась от «емчуги» — примеси, которая при высыхании выступала на поверхность и портила изображение. Из-за этого способность левкаса (штукатурки) удерживать краску снижалась; также увеличилась скорость высыхания покрытия.

Часть фрески Евхаристия Софиевского Собора
Часть фрески Евхаристия Софиевского Собора

Художники начали добавлять в краску клеящий компонент, а также более широко применять последующую роспись темперой (таковы фрески храмов Новодевичьего монастыря). В XVII веке русские мастера фресок создавали изображения уже полностью яичной темперой, а несколько позже пытались использовать для этого масляные краски, которые совершенно не подходили для этой техники. Старая «Византийская» школа уступила место новым веяниям.

Белый ангел - Сербский монастырь Милешева
Белый ангел
Сербский монастырь Милешева

Известны храмовые фрески и в других странах «греческой веры», то есть православных. Роспись неизвестного мастера «Белый ангел» в сербском монастыре Милешева стала одним из первых изображений, отправленных в космос. Красивый лик ангела на этой фреске сравнивается со знаменитой Моной Лизой.

Произведение иллюстрирует библейский сюжет – небесный посланник указывает жёнам-мироносицам на пустующую пещеру, где был погребён Христос. Другая известная фреска находится в сербской церкви в Студенице; это «Рождество богородицы», выделяющееся развёрнутым сюжетом.

Рождество богородицы - Сербская церковь в Студенице
Рождество богородицы
Сербская церковь в Студенице

В Европе это искусство было развито прежде всего в Италии. Исключением являлась только Венеция, слишком влажный климат которой не позволял создавать «истинные» фрески. До конца XIII века итальянцы придерживались византийских канонов, но позднее стали от них отходить.

В середине XV века подробное описание искусства фрески сделал Ченнино Ченнини – известный в то время художник; он же и придумал сам термин «фреска», и он же определил «чистую» разновидность этой техники.

Ченнино Ченнини - Св. Августин
Св. Августин
Ченнино Ченнини

Итальянские живописцы тщательно подходили к созданию произведений, так как изображения были гораздо сложнее в композиционном и цветовом смысле, чем византийские образцы. Вначале необходимо было сделать эскиз картины, потом перевести его контуры на кальку, а уже она прикладывалась к поверхности стены; через неё наносилось предварительное изображение, которое затем расписывали.

До XVI века окончательная отделка произведения производилась темперой после высыхания поверхности. Но в эпоху «Высокого Возрождения» художники стали считать эту технику «низкопробной» и почти не применяли её, отдавая предпочтение «чистой» фреске.

Ченнино Ченнини - Св. Григорий
Св. Григорий
Ченнино Ченнини

С другой стороны, некоторые живописцы начали применять новаторскую методику, названную «меццо»: роспись производили по заново увлажнённой штукатурке. Другие мастера пользовались иными техниками, прежде всего а секко. Самое известное произведение в этом стиле – «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.

С XVIII века фреска начала постепенно сдавать свои позиции. Тем не менее в это время она распространилась за пределы Италии, в первую очередь в такие страны, как Германия и Испания. Правда, с этого времени такие росписи начали выполнять не водорастворимыми, а казеиново-известковыми красками.

Виды современных фресок

В целом искусство фрески безвозвратно ушло в прошлое. Однако данная техника не исчезла совсем: в наше время такие изображения украшают стены многих частных домов и даже общественных организаций. Процесс создания современных фресок не совсем такой же, как у классических произведений, но общие принципы те же.

Наиболее востребованы такие виды современной фрески:

  1. Роспись на эластичной штукатурке. Техника её исполнения больше всего похожа на классическую фреску, однако вместо традиционной известковой штукатурки используются специальные готовые составы, которые наносятся на стену с помощью монтажной сетки.
  2. Изображение на холсте. В этом случае на холст наносят грунтовку, а уже на ней создают изображение. Поверх него наносят прозрачный слой воска, поскольку такую фреску нельзя чистить щётками – она очень хрупкая. Обычно изображение искусственно состаривают, чтобы добиться естественного эффекта.
  3. Фреска на флизелиновой основе. Это относительно недорогой продукт массового производства, техника создания его проста. Для изготовления такой «росписи» на флизелин нужно нанести тонкий слой штукатурки, а затем создать на нём рисунок с помощью принтера для фотообоев. Такую фреску можно клеить, как обычные обои, только полотно получается большим и широким, благодаря чему не образует стыков.

Использование фресок в современном интерьере

Фреска в наше время является довольно дорогим и поэтому «элитным» способом оформления интерьера. Помещение с расписными стенами может напоминать старинную виллу, дворец, владения богатых и выдающихся людей эпохи Возрождения. При этом, однако, современная фреска не испытывает ограничений ни в выборе сюжета, ни в стиле, ни даже в технике исполнения. Изображение может быть футуристическим, юмористическим, а может и подражать классическим формам.

В мире и гармонии с природой. Картина 2
Дети мира мечтают о мире. Картина 1
Дети мира мечтают о мире. Картина 2
1 / 4

Интересным образцом современного искусства могут служить фрески Денвера. Росписи в аэропорту этого города, созданные Лео Тангумой, показывают страшные картины. Написаны эти произведения с целью предупредить человечество; можно понимать их как некую форму социальной рекламы.

Напишите, что вы думаете о статье «Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи»
Ваш адрес email не будет опубликован.

вверх