244 картины стиля барокко в живописи: знаменитые художники и прославленные шедевры

244 картины стиля барокко в живописи

Кратко, барокко — это стиль живописи, скульптуры и архитектуры, который возник в Италии в середине XVI века, а расцвел в период 1590-1720 годов. Его описывают как более выразительный, театральный жанр искусства, чем предшествовавший ему стиль Ренессанса. К его чертам относится насыщенность сильными эмоциями, сложные сцены, использование особых приемов передачи света, драматизм, преобладание религиозных сюжетов. К ярким представителям эпохи барокко относят Рембрандта, Вермеера, Караваджо, Веласкеса, Рубенса.

Франс Халс - Шут с лютней
Антон Ван Дейк - Портрет Карла I на охоте
Антон Ван Дейк - Портрет Марии Луизы де Тассис
Антон Ван Дейк - Портрет принца Томмазо Франческо ди Савойя-Кариньяно
Питер Пауль Рубенс - Портрет Яна Гаспара Сердца
Ян Вермеер - Женщина в красной шляпе
Ян Ливенс - Пожилая женщина читает
Хосе де Рибера - Бражник
Хосе де Рибера - Святой Франциск Ассизский
Веласкес Д. - Плач святого Петра
1 / 10

Предпосылки возникновения направления

Началом развития барокко можно считать событие, произошедшее в 1945-1563 годах — Трентский собор, то есть собрание Католической Церкви, собравшееся для противодействия распространению протестантизма в Европе.

Когда Мартин Лютер опубликовал 95 тезисов в 1517 году, он начал протестантскую Реформацию, которая раскритиковала поведение католического духовенства. Это особенно относилось к низшим классам, которые, по мнению многих, эксплуатировались Церковью.

Караваджо М. - Ужин в Эммаусе
Адриан ванн де Вельде - Доение коровы
Адриан ванн де Вельде - Игроки в гольф на льду близ Харлема
Никола Пуссен - Пейзаж с Орфеем и Эвридикой
1 / 4

Трентский Собор собрался, чтобы обсудить раскол между двумя сторонами христианской Церкви и подтвердить некоторые верования и обычаи. Все это должно было укрепить поддержку католического духовенства, которая хотела сохранить свою власть и господство над большей частью Европейского Общества.

Все это относится и к искусству — художники должны были использовать свое мастерство, чтобы повлиять на массы, показать чудеса и страдания святых в сильной реалистичности и эмоциональности.

Адриан ванн де Вельде - Ферма с мертвым деревом
Адриан ванн де Вельде - Прибрежная сцена
Адриан ванн де Вельде - Пейзаж с фермой на ручье
Карраччи А. - Венера, Сатир и купидоны
1 / 4

Поскольку протестантизм был популярен среди обедневших слоев населения, то предметы искусства уже не должны были принадлежать исключительно богатым, они должны были быть доступны каждому. Барокко должно было говорить со всеми людьми, укреплять власть Церкви и напоминать ее членам о суровости жизни вне благосклонности христианского бога. Это означало, что оно должно было быть прямолинейным, внушительным и вдохновляющим.

Под сильным влиянием взглядов иезуитов (барокко иногда называют “иезуитским стилем”) архитектура, живопись и скульптура должны были совместно оказать единый мощный эффект.

Три цели, которые преследовал вид живописи

Пропаганда католической церкви

Полотна, скульптуры, величественные здания служили для того, чтобы стимулировать и распространять веру общества в церковь.

С этой целью духовенство приняло сознательную художественную программу, произведения которой должны были вызвать у верующих откровенно эмоциональный и чувственный отклик.

Адриан ванн де Вельде - Тренер на пляже в Схевенингене
Адриан ванн де Вельде - Остановка в пути
Караваджо М. - Жертвоприношение Исаака
Карраччи А. - Выбор Геркулеса
1 / 4

Направление барокко, возникшее из этой программы, парадоксальным образом одновременно было чувственным и духовным; в то же время натуралистическая трактовка делала религиозный образ более доступным для среднестатистического посетителя церкви, драматические и иллюзорные эффекты использовались для стимулирования благочестия и передачи впечатления божественного великолепия.

Хосе де Рибера - Девушка с бубном
Хосе де Рибера - Святой Иероним
Адриан ванн де Вельде - Хижина
Джузеппе Кастильоне - Императрица Сяо Сян
1 / 4

Барочные церковные потолки растворялись в живописных сценах, которые представляли яркие виды бесконечного и направляли чувства к небесным заботам.

Укрепление абсолютной монархии

Тенденция сопровождалась одновременной кристаллизацией видного и могущественного среднего класса, который теперь стал играть роль мецената в искусстве.

Джузеппе Кастильоне - Император Цяньлун в церемониальных доспехах на коне
Караваджо М. - Нарцисс
Сальватор Роза - Автопортрет
1 / 3

Барочные дворцы строились в монументальном масштабе, чтобы показать мощь и величие централизованного государства. Феномен лучше всего проявился в королевском дворце и садах Версаля.

Но в то же время развитие рынка картин для среднего класса и его вкус к реализму можно увидеть в работах братьев Ле Наин и Жоржа де ла Тура во Франции и в различных школах голландской живописи XVII века.

Прославление природы

Третьей тенденцией стал новый интерес к природе и общее расширение интеллектуальных горизонтов человека, вызванное развитием науки и исследованиями земного шара. Они одновременно породили новое ощущение человеческой незначительности и неожиданную сложность и бесконечность природного мира.

Сальватор Роза - Блудный сын
Строцци Б. - Дудочник
Строцци Б. - Женщина с виолой-да-гамба
Хосе де Рибера - Чувство осязания
1 / 4

Развитие пейзажной живописи XVII века, в которой люди часто изображаются в виде мельчайших фигур в обширной природной обстановке, говорит об этом меняющемся понимании человеческого состояния.

Характерные черты

Определяющими особенностями стиля барокко были:

  • реальное или подразумеваемое движение;
  • попытка изобразить бесконечность;
  • акцент на свете и его эффектах;
  • театральность.

Караваджо М. - Пишущий Святой Иероним
Строцци Б. - Портрет Никола Куччи
Веласкес Д. - Продавец воды в Севилье
1 / 3

Для достижения этих эффектов художники ввели или развили ряд техник, включая quadro riportato — «транспортируемые картины» (фрески, которые включали иллюзию того, что они состоят из серии картин в рамах), квадратуру (роспись потолка) и технику trompe l’oeil — «обман зрения». Это позволило размыть границы между живописью, скульптурой и архитектурой, что было характерным для движения.

Адриан ванн де Вельде - Сцена на побережье в Схевенингене
Адриан ванн де Вельде - Вид на Oudezijds Voorburgwal с Oude Kerk в Амстердаме
Никола Пуссен - Венера и Адонис
1 / 3

Только в эпоху барокко живопись достигла уровня физического реализма, который можно было бы обоснованно назвать «фотореалистичным».

В отличие от ренессансного искусства, которое обычно показывало момент, предшествующий событию, художники барокко выбирали наиболее драматический момент — секунды, во время которых происходило действие: Микеланджело, работавший в эпоху Высокого Возрождения, показывает своего Давида собранным и неподвижным перед битвой с Голиафом; барочный автор Давид Бернини застигнут в момент метания камня в великана.

Адриан ванн де Вельде - Холмистый пейзаж с шоссе
Никола Пуссен - Пейзаж с Полифемом
1 / 2

Искусство барокко должно было вызывать эмоции и страсть, а не спокойную рациональность, которая ценилась в эпоху Возрождения.

Развитие направления в разных странах

Искусство барокко проявлялось по-разному. Каждая нация стремилась привнести в новое направление нечто особенное, только свое.

Караваджо М. - Гадалка
Караваджо М. - Музыканты
Никола Пуссен - Слепец Орион ищет Солнце
1 / 3

Барокко, как художественный стиль, подразумевало непринужденность изображения, простоту подачи сюжета. В отличие от средневековых картин, живопись не ограничивалась библейскими сценами: в изобилии появлялись портреты, пейзажи, зарисовки из жизни людей.

Строцци Б. - Портрет кардинала Федерико Корнаро
Строцци Б. - Портрет Клаудио Монтеверди
Хосе де Рибера - Аристотель
1 / 3

Художники разных стран привнесли собственную изюминку в общие правила европейского барокко: работы итальянцев заметно отличается по стилю, содержанию от творчества мастеров других держав (французов, голландцев, испанцев).

Италия

Италия – страна, где зародился и получил дальнейшее развитие стиль барокко. Первоначально в ходу были мифологические и религиозные сюжеты. Постепенно начался переход к портретной живописи. Появились новые приемы, техники написания полотен: контраст света и тени, диагональное расположение фигур, эксперименты с цветовой гаммой.

Джузеппе Кастильоне - Сто лошадей
Караваджо М. - Шулера
Карраччи А. - Поедатель бобов
Сальватор Роза - Ведьмы и демоны
Строцци Б. - Кухарка
1 / 5

Ярчайшие представители итальянской живописи:

  • М. Караваджо,
  • А. Карраччи,
  • С. Роза,
  • Б. Строцци,
  • Д. Кастильоне.

Испания

Первоначально шедевры испанского барокко отличались строгостью, жесткостью. Представители этого направления в работе придерживались принципов реализма. Большая часть первопроходцев была крайне религиозна, их картины на библейские сюжеты украшали храмы, так как главными заказчиками были священнослужители.

Веласкес Д. - Мужская голова в профиль
Франсиско де Сурбаран - Поклонение пастухов
Хосе де Рибера - Св. Себастьян
Эль Греко - Святой Иероним
1 / 4

Постепенно живопись начала «оживать», покидать пределы религии: появились портреты, строгость изображения осталась в прошлом. Позднему периоду испанского барокко свойственно ощущение движения, игра света и тени, колоритность и плавность линий.

Веласкес Д. - Завтрак
Эль Греко - Пьета
Эль Греко - Мученичество святого Маврикия
Хосе де Рибера - Кающийся Святой Иероним
1 / 4

Главными заказчиками барочной живописи в Испании был королевский двор и католическая церковь. Как следствие – некая скудость сюжетов (портреты, картины на религиозные темы). Направления, присущие другим странам (пейзаж, натюрморт, живопись на бытовые темы) распространения не получили.

Веласкес Д. - Старуха, жарящая яйца
Франсиско де Сурбаран - Отрочество Богоматери
Эль Греко - Видение Мадонны святому Лаврентию
Франсиско де Сурбаран - Экстаз св. Франциска
Хосе де Рибера - Св. Мария Египетская
Веласкес Д. - Святой Павел
1 / 6

Художники-живописцы, представители испанского барокко:

  • Д. Веласкес,
  • Х. Рибейра,
  • Ф. Сурбаран,
  • Эль Греко.

Франция

Эпоха барокко во Франции началась с середины XVII века. Стиль развивался параллельно с главенствующим на тот момент классицизмом, пока не слился с ним воедино.

Собор Дома инвалидов
Версаль
1 / 2

Ярче всего проявилось французское барокко в архитектуре: помпезные, пышные дворцы, кажущиеся нереальными, поражающие тысячами мелких деталей, завитков, скульптур. Внутреннее убранство помещений удивляло не меньше: обязательная позолота, лепнина, причудливые декоративные украшения.

Живопись не отставала, и была представлена в основном праздничными портретами знатных людей.

В начале XVIII века от барокко отделяется стиль рококо – не такой вычурный, более скромный и спокойный.

Голландия

Голландия, несмотря на мизерные размеры, была прогрессивным, открытым всему новому государством. В XVI веке там создавались Академии искусства, изучающие передовые направления в живописи, скульптуре, архитектуре. Голландцы одними из первых приняли зарождающийся в Италии стиль барокко, начали активно работать в данном направлении.

Антон Ван Дейк - Карл I
Антон Ван Дейк - Портрет Джорджа Гейджа с двумя спутниками
Питер Пауль Рубенс - Ахилл, открытый Улиссом и Диомедом
Питер Пауль Рубенс - Победа истины над ересью
Франс Халс - Регентши приюта для престарелых
Франс Халс - Семейный портрет Исаака Массы и его жены
Ян Вермеер - Кружевница
Ян Вермеер - Сводница
Ян Ливенс - Король Гай Лузиньян и король Саладин (Рубенс)
1 / 9

В отличие от большинства империй, в Голландии процветал средний класс, и заказчиками картин становились не только аристократы, но и купцы, зажиточные горожане. Ограничения по сюжету не было: художники писали портреты, натюрморты, пейзажи, бытовые сцены. В ходу были небольшие по размерам полотна, которыми украшали дома.

Франс Халс - Весёлый собутыльник
Антон Ван Дейк - Портрет художников Лукаса и Корнелиса Валов
Антон Ван Дейк - Семейный портрет
Питер Пауль Рубенс - Голова старика
Франс Халс - Святой Лука
Ян Вермеер - Дама, пишущая письмо
Ян Ливенс - Портрет молодой девушки в профиль
1 / 7

Голландские мастера строго разделялись по жанрам: портретисты никогда не писали натюрмортов, пейзажисты не брались за портреты. Каждый занимал свою нишу, оттачивая мастерство, пытаясь достигнуть совершенства.

Франс Халс - Портрет молодого человека с черепом
Антон Ван Дейк - Автопортрет
Питер Пауль Рубенс - Статуя Цереры
Франс Халс - Портрет Виллема Круса
Ян Вермеер - Аллегория Живописи
Ян Вермеер - Дама, стоящая у вирджиналя
Ян Ливенс - Автопортрет
1 / 7

В XVII веке Голландия стала независимым государством, и это радостное событие немедленно нашло отражение в искусстве. Голландская живопись эпохи барокко – яркая, насыщенная, раскрепощенная. Художники воспевали все, что видели: не только аристократию, но и простых людей, красоты природы.

Антон Ван Дейк - Конный портрет Антона Джулио Бриньоле-Сале
Антон Ван Дейк - Конный портрет короля Карла I со шталмейстером Сен-Антуаном
Питер Пауль Рубенс - Охота на тигров и Львов
Франс Халс - Встреча офицеров роты святого Адриана в Харлеме
Ян Вермеер - Девушка за вёрджинелом
Ян Ливенс - Портрет Рембрандта
1 / 6

Жанровая живопись периода XVII-XVIII веков была представлена маринистами, пейзажистами, портретистами, художниками, воплощавшими бытовые сцены из жизни горожан и т.д. Главный акцент на картинах голландских мастеров – буйство цвета, выраженная игра света и тени.

Антон Ван Дейк - Портрет Генриетты Марии с карликом Джеффри Хадсоном
Антон Ван Дейк - Портрет сэра Роберта Ширли
Питер Пауль Рубенс - Святой Матфей
Франс Халс - Цыганка
Ян Вермеер - Аллегория веры
Ян Ливенс - Мальчик в плаще и тюрбане (портрет принца Руперта Пфальцского)
1 / 6

Прославленные голландские живописцы той эпохи:

  • А. ван Дейк,
  • П. Рубенс,
  • Я. Вермеер,
  • Ф. Халс,
  • Я. Ливенс.

Барокко в искусстве России

Русское барокко берет начало в конце XVII – первой половине XVIII века. С легкой руки Петра I, не желавшего отставать от прогрессивной Европы, в столицу начали привозить зарубежных архитекторов, художников, скульпторов – для того, чтобы они обучали русских живописцев и строителей новому стилю.

Никитин И.И. - Портрет напольного гетмана, 1720-е
Боровиковский В.Л. - Портрет А. Г. и А. А. Лобановых-Ростовских
Матвеев А.М. - Автопортрет с женой Ириной Степановной, 1729, ГРМ
Антропов А.П. - Портрет тверского архиепископа Платона Левшина
1 / 4

До этого момента все, что строили на Руси – это церкви и строгие боярские платы, все, что рисовали – иконы, сцены из жития святых. Понятия живопись, как такового, не было, портреты не писались – на холстах было принято изображать Иисуса, его Матерь и божьих угодников.

Боровиковский В.Л. - Портрет сестёр А. Г. и В. Г. Гагариных
Антропов А.П. - Портрет Екатерины II
Левицкий Д.Г. - Ф. С. Ржевская и Н. М. Давыдова
Матвеев А.М. - Портрет Петра I, 1724–1725
Никитин И.И. - Портрет канцлера Головкина
1 / 5

В петровском барокко еще оставались черты средневековья, некая скованность и несуразность, но это уже был явный переход от одной эпохи к другой. Портреты очень быстро вошли в обиход, невероятно популярными стали миниатюры на эмали. Здания приобрели легковесность, кокетливость, русские дворцы по красоте перестали уступать европейским.

Конец культуры барокко связывают с кончиной императрицы Елизаветы Петровны (1761 г.).

Антропов А.П. - Портрет В.В.Фермора, 1765
Матвеев А.М. - Княгиня Анастасия Петровна Голицына
Левицкий Д.Г. - Портрет архитектора А. Ф. Кокоринова
Боровиковский В.Л. - Портрет Павла I
1 / 4

Стиль барокко в искусстве России начался с архитектуры, основными его видами стали:

  • Нарышкинское,
  • Петровское,
  • Голицынское,
  • Елизаветинское,
  • Строгановское барокко.

Названия даны по именам знатных особ – заказчиков дворцов и иных построек.

Левицкий Д.Г. - Е. Н. Хрущова и Е. Н. Хованская
Боровиковский В.Л. - Портрет вице-канцлера князя А. Б. Куракина
Левицкий Д.Г. - Портрет П. А. Демидова
1 / 3

Ярчайшими представителями барокко стала плеяда художников-портретистов:

  • А.М. Матвеев (1701-1739),
  • И.И. Никитин (1690-1742),
  • В.Л. Боровиковский (1757-1825),
  • Д.Г. Левицкий (1735-1822),
  • А.П. Антропов (1716-1795)

Портреты того времени носили «придворный» характер: рисовали аристократов, царствующих особ, членов их семей. Отличительные признаки – самобытность, правдивость в изображении модели, подчеркивание не только внешней, но и внутренней красоты человека.

Фальконе - Пигмалион и Галатея
Фальконе - Оракул
Фальконе - Сидящий купидон
Фальконе - Флора
Шубин Ф.И. - Екатерина II — законодательница
Шубин Ф.И. - Павел I
Шубин Ф.И. - Портрет графини Марии Паниной
Шубин Ф.И. - Портрет князя А.М. Голицына
1 / 8

Параллельно с живописью развивается скульптура. Барокко дало России такие имена, как:

  • Ф.И. Шубин (1740-1805),
  • Фальконе (1716-1791).

Таблица 1. Значимые произведения русского барокко

Показать таблицу
Живопись Скульптура Архитектура
Произведение Автор Произведение Автор Произведение Автор
«Автопортрет с женой» — первая русская работа в стиле автопортрета (1729) А.М. Матвеев Бюсты Ломоносова, Екатерины II, Павла I Ф. Шубин Церковь покрова в Филях Построена по заказу Л. Нарышкина, имя автора не сохранилось
«Петр I на смертном ложе» (1725) И.Н. Никитин Медный всадник, Флора, Амур, Зима Фальконе Зимний, Воронцовский, Строгановский дворцы Растрелли
«Портрет Струйской» (1772) Ф. Рокотов Александро-Невская лавра Трезини
«Портрет Лопухиной» (1797) В. Боровиковский Китайский, Мраморный дворцы Ринальди

Известные картины

Ярчайшими примерами барокко в живописи можно назвать следующие работы.

«Менины» (Веласкес, 1656)

Диего Веласкес - Менины
Менины
Диего Веласкес

Одна из самых знаменитых картин в мире, хранящаяся в испанском музее Прадо. «Менины» считается вершиной творчества художника, так как у нее невероятно сложная, даже загадочная композиция. На картине изображены и король, и королева, и их дочь со свитой слуг, и даже сам Веласкес, занятый рисованием.

«Медуза» (Караваджо, 1598)

Караваджо - Медуза
Медуза
Караваджо

Особенность холста в том, что рисунок на нем сделан без набросков. Всего год потребовалось художнику, чтобы выполнить заказ кардинала дель Монте. Мрачные тона, гримаса ужаса на отрубленной голове – все это не умаляет гениальности шедевра, который сегодня находится в Галерее Уффици (Флоренция).

«Воздвижение креста» (Рубенс, 1610)

Питер Пауль Рубенс - Воздвижение Креста Господня
Воздвижение Креста Господня
Питер Пауль Рубенс

Картина, прославившая художника. Впервые избитый сюжет казни Христа был преподнесен по-новому: натурально, живо, как будто это не событие давно минувших лет, а сцена, происходящая в данный момент перед глазами зрителя. Рубенса после этого стали называть «богом живописцев».

«Девушка с жемчужной сережкой» (Вермеер, 1665)

Ян Вермеер - Девушка с жемчужной серёжкой
Девушка с жемчужной серёжкой
Ян Вермеер

Полотно не только красивое, но и загадочное. Неизвестно, кто изображен на холсте, и когда точно была написана картина. Девушку с портрета окрестили «голландской Моной Лизой», полюбоваться на нее можно в королевской художественной галерее в Гааге.

«Возвращение блудного сына» (Рембрандт, 1669)

Рембрандт - Возвращение блудного сына
Возвращение блудного сына
Рембрандт

Одна из самых известных работ Рембрандта. В основе – религиозная притча о всепрощении и безграничной родительской любви. Полотно находится в Эрмитаже: оно было куплено по поручению Екатерины II в 1776 году.

«Автопортрет» (Ван Дейк, 1623)

Антонис ван Дейк - Автопортрет
Автопортрет
Антонис ван Дейк

Благодаря этому холсту современный человек может представить, как выглядел гений. Автопортрет считается лучшей работой фламандца Ван Дейка. Его стиль отличается изяществом, а самого себя он изобразил с особой любовью, подчеркнув тонкость рук, аристократизм и правильные, даже женственные черты лица.

«Даная» (Рембрандт, 1647)

Рембрандт - Даная
Даная
Рембрандт

Картина, которую мастер рисовал с особой любовью целые 10 лет. Она писалась не по заказу, а для собственного удовольствия, и украшала дом художника вплоть до его смерти. Находится в Государственном Эрмитаже.

«Смерть Марии» (Караваджо, 1606)

Караваджо - Смерть Марии
Смерть Марии
Караваджо

Новаторская работа, представившая мать Христа не как божественную личность, а как обычного человека. В связи с этим, церковь, выступавшая заказчиком, отказалась выкупать холст. Но впоследствии произведение было признано гениальным, и сегодня украшает стены Лувра.

«Три грации» (Рубенс, 1623)

Рубенс - Три грации
Три грации
Рубенс

Фламандец любил изображать женское тело таким, какое оно есть от природы. Героини картины по современным меркам не особенно грациозны, но до сих пор это полотно считается гимном женской красоте и обаянию.

«Вид Толедо» (Эль Греко, 1600)

Эль Греко - Вид Толедо
Вид Толедо
Эль Греко

Редкая картина, изображающая любимый город мастера, ведь по большей части Эль Греко выбирал библейские сюжеты. Это один из первых пейзажей в европейской живописи, поэтому холст заслуживает особого внимания.

Знаменитые художники

Выдающиеся мастера-живописцы эпохи барокко.

Антонис ван Дейк (1599-1641)

Антонис ван Дейк - Франсуа Ланглуа
Антонис ван Дейк - Апостол со сложенными руками
Антонис ван Дейк - Голова молодого человека
Антонис ван Дейк - Мадонна с младенцем
Антонис ван Дейк - Оплакивание Христа
Антонис ван Дейк - Портрет двух молодых англичан
Антонис ван Дейк - Портрет Жака Ле Роя
Антонис ван Дейк - Портрет Эверхарда Джабаха Абача
Антонис ван Дейк - Св. Мартин разделяет свой плащ
Антонис ван Дейк - Святой Франциск Ассизский в экстазе
Антонис ван Дейк - Траур
Антонис ван Дейк - Эскиз бородатого мужчины с поднятой рукой
1 / 12

Фламандский живописец, начинавший как портретист. Затем перешел на картины с религиозными, мифологическими сюжетами. Работал при дворе, рисовал королевских персон. Считается создателем нового типа декоративного портрета. Ученик Рубенса, добившийся не меньшей популярности, чем учитель.

Питер Пауль Рубенс (1577-1640)

Питер Пауль Рубенс - Автопортрет с Изабеллой Брант
Питер Пауль Рубенс - Елена Фоурмен с детьми
Питер Пауль Рубенс - Копия тициановской Венеры и Амура
Питер Пауль Рубенс - Охота на львов
Питер Пауль Рубенс - Портрет Елены Фоурмен
Питер Пауль Рубенс - Портрет Изабеллы Брант
Питер Пауль Рубенс - Портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа
Питер Пауль Рубенс - Похищение дочерей Левкиппа
1 / 8

Стоял у истоков европейского барокко. Автор 3 тыс. полотен на разную тематику: религиозную, мифологическую, бытовую, историческую. Работал при королевском дворе, писал портреты вельмож, аристократов. Воспитал целое поколение учеников, с одним из них (Антонисом Ван Дейком) успешно и плодотворно сотрудничал.

Микеланджело де Караваджо (1571-1610)

Микеланджело де Караваджо - Се человек
Микеланджело де Караваджо - Благовещение
Микеланджело де Караваджо - Давид с головой Голиафа
Микеланджело де Караваджо - Иоанн Креститель
Микеланджело де Караваджо - Кающаяся Магдалина
Микеланджело де Караваджо - Молитва святого Франциска
Микеланджело де Караваджо - Портрет папы Павла V
Микеланджело де Караваджо - Саломея с головой Иоанна Крестителя
Микеланджело де Караваджо - Юдифь обезглавливает Олоферна
1 / 9

Один из крупнейших мастеров барокко, реформатор живописи XVII века. Первым начал применять в работе игру света и тени. Мастер сложных композиций, многофигурных сюжетов. Наибольшую славу ему принесли картины на религиозную тематику.

Рембрандт ван Рейн (1606-1669)

Рембрандт ван Рейн - Еврейская невеста
Рембрандт ван Рейн - Автопортрет
Рембрандт ван Рейн - Заговор Юлия Цивилиса
Рембрандт ван Рейн - Иаков благословляет сыновей Иосифа
Рембрандт ван Рейн - Иаков, борющийся с ангелом
Рембрандт ван Рейн - Лукреция
Рембрандт ван Рейн - Моисей, разбивающий скрижали Завета
Рембрандт ван Рейн - Портрет женщины с собачкой
Рембрандт ван Рейн - Синдики
Рембрандт ван Рейн - Старик в красной шапке (этюд)
1 / 10

Голландец, попробовавший себя практически во всех жанрах живописи, от портрета до пейзажа. Каждый холст – это целая философия, а персонажи прописаны до мельчайших деталей: есть возможность оценить не только внешние атрибуты, но и почувствовать внутренний мир и глубину переживаний изображенных людей.

Диего Веласкес (1599-1660)

Диего Веласкес - Ссора солдат перед посольством Испании
Диего Веласкес - Завтрак
Диего Веласкес - Марс
Диего Веласкес - Плач святого Петра
Диего Веласкес - Сдача Бреды
Диего Веласкес - Три музыканта
Диего Веласкес - Ужин в Эммаусе
Диего Веласкес - Урок верховой езды принца Бальтазара Карлоса
Диего Веласкес - Христос и христианская душа
Диего Веласкес - Швея
1 / 10

Придворный испанский живописец, не ограничивавшийся только написанием портретов вельмож. В его копилке – мифологические сюжеты, картины на библейские, исторические темы. Изображая людей, придерживался принципов реализма.

Ян Вермеер (1632-1675)

Ян Вермеер - Молочница
Ян Вермеер - Бокал вина
Ян Вермеер - Гитаристка
Ян Вермеер - Девушка, читающая письмо у открытого окна
Ян Вермеер - Диана со спутницами
Ян Вермеер - Молодая женщина с кувшином воды
Ян Вермеер - Офицер и смеющаяся девушка
Ян Вермеер - Спящая девушка
Ян Вермеер - Хозяйка и служанка
Ян Вермеер - Христос в доме Марфы и Марии
1 / 10

Голландский живописец, мастер в написании портретов и бытовых сюжетов. В отличие от коллег по цеху, не писал религиозных картин. Его стиль – композиции с тщательно прописанным интерьером и одной-двумя фигурами в центре.

Эль Греко (1541-1614)

Эль Греко - Бегство в Египет
Эль Греко - Аллегория испанской пословицы
Эль Греко - Мальчик, раздувающий лучину
Эль Греко - Поклонение волхвов
Эль Греко - Портрет неизвестного
Эль Греко - Святой Иаков Алфеев
Эль Греко - Святой Иоанн Евангелист
Эль Греко - Святой Лука
Эль Греко - Христос изгоняет торговцев из храма
Эль Греко - Христос исцеляет слепого
1 / 10

Испанец с греческими корнями, представитель раннего барокко. Будучи чрезвычайно религиозным, предпочитал писать библейские сюжеты. Отличительное свойство его картин – серо-перламутровая цветовая гамма.

Никола Пуссен (1594-1665)

Никола Пуссен - Йохан Сандберг
Никола Пуссен - Евхаристия
Никола Пуссен - Пейзаж с Диогеном
Никола Пуссен - Пейзаж с телом Фокиона
Никола Пуссен - Рукоположение
Никола Пуссен - Смерть Германика
Никола Пуссен - Царство Флоры
Никола Пуссен - Чума в Азоте
1 / 8

Французский представитель классического барокко, творивший на территории Италии. Начинал писать на религиозные темы, затем перешел на портреты, в конце жизни заинтересовался пейзажами. Помимо живописи, увлекался графикой.

Хосе де Рибера (1591-1652)

Хосе де Рибера - Мученичество св. Филиппа
Хосе де Рибера - Магдалена Вентура с мужем и сыном
Хосе де Рибера - Прометей
Хосе де Рибера - Святая Инесса и ангел, укрывающий её покрывалом
1 / 4

Продолжатель принципов работы Караваджо. Помимо живописи, оставил после себя внушительный объем графических работ. Преобладающие в творчестве темы – религия, мифология.

Адриан ванн де Вельде (1636-1672)

Адриан ванн де Вельде - Битва
Адриан ванн де Вельде - Церковь Святого Северина в Кельне в вымышленной обстановке
Адриан ванн де Вельде - Городской пейзаж с подъемным мостом
Адриан ванн де Вельде - Животные у реки
Адриан ванн де Вельде - Замерзший канал с фигуристами и хоккеистами
Адриан ванн де Вельде - Игроки в гольф на льду близ Харлема
Адриан ванн де Вельде - Семейный портрет в пейзаже
1 / 7

Короткая жизнь художника не помешала ему прославиться, как мастеру пейзажа. Наследие составляет более 400 картин. Мастер начинал работать над религиозными, мифологическими темами, но развиться в данном направлении помешала преждевременная смерть.

Барокко в архитектуре

В архитектуре стиль барокко проявился особенно ярко. Впечатляющими, вызывающими восхищение считаются дворцы барокко: грандиозные по масштабам, величественные, помпезно украшенные.

Отличительные черты зданий данной эпохи:

  1. Искривленное пространство. Архитектурные ансамбли создавались путем чередования выпуклых и вогнутых секций. Одна часть здания плавно перетекает в другую, дополняют картину обязательные башенки, балконы, эркеры.
  2. Обилие декора. Украшение постройки зачастую чрезмерно: стены скрываются за богатой лепниной, скульптурами, колоннами.
  3. Гармония с прилегающей территорией. Как правило, дворцы окружены садом, парком, площадью с фонтанами. Композиция смотрится, как единое целое.

Лоренцо Бернини - Площадь Святого Петра (Ватикан)
Жюль Мансар - Версальский дворец (Франция)
Зеркальный зал
Мраморный двор Версальского дворца
Партер перед оранжереей
Пьер Патель - Версальский дворец, 1668
Дворец Шёнбрунн
Шёнбрунн при Марии Терезии
Джованни Саккетти, Франческо Сабатини - Королевский дворец в Мадриде
1 / 9

Гениальные примеры архитектуры барокко:

  • Площадь Святого Петра (Ватикан) – Лоренцо Бернини.
  • Версальский дворец (Франция) – Жюль Мансар.
  • Зимний дворец (Россия) – Доминико Трезини.
  • Дворец Шенбрунн (Вена) – Иоганн фон Эрлах.
  • Королевский дворец Мадрида (Испания) – Джованни Саккетти, Франческо Сабатини.

Отличие классицизма, барокко и реализма

Параллельно с барокко развивались другие стили: классицизм, романтизм, реализм. Отличить эти стили друг от друга несложно, основные черты каждого представлены в таблице:

Андреа Палладио. Вилла Ротонда близ Виченцы (Классицизм)
Ф. Юварра. Базилика ди Суперга (Барокко)
Брянский собор (Реализм)
1 / 3

Таблица 2. Отличительные черты классицизма, реализма, барокко в архитектуре

Показать таблицу
Классицизм Барокко Реализм
  • Простая, симметричная форма зданий,
  • Сдержанный декор,
  • Строгость линий,
  •  Единый, рациональный стиль.
  •  Сложность форм, разница в объемах,
  •  Пышные фасады,
  • Богатый декор,
  • Обилие арочных проемов, колонн.
  • Отсутствие лишних деталей,
  •  Простота формы,
  • Минимум или отсутствие декора,
  • Четкость линий и пропорций.

Жак Луи Давид - Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами (Классицизм)
Валантен де Булонь - Солдаты играют в карты и кости (Барокко)
Уинслоу Хомер - Попутный ветер (Реализм)
1 / 3

Таблица 3. Отличительные черты классицизма, реализма, барокко в живописи

Показать таблицу
Классицизм Барокко Реализм
  • Четкая композиция,
  • Логично развернутая сюжетная линия,
  • Сдержанные эмоции.
  • Динамичная композиция,
  • Грандиозность замысла,
  • Драматическое напряжение, буйство эмоций.
  • Изображение обыденных ситуаций, без прикрас,
  •  Внимание к деталям,
  • Универсальность в изображении людей.

Отличия барокко и рококо

Рококо пришел на смену барокко, унаследовав некоторые его черты. Но между двумя стилями есть и существенные отличия.

Гварини Г. Паласио Реаль. Королевский дворец в Мадриде (Барокко)
Французское рококо. Амалиенбург под Мюнхеном
1 / 2

Таблица 4. Отличительные черты барокко и рококо в архитектуре

Показать таблицу
Барокко Рококо Примеры произведений
  • Грандиозность, пышность, помпезность,
  • Просторные, масштабные залы,
  • Чрезмерный декор, скрывающий стены,
  • Изогнутые, плавные линии.
  •  Легкость, изящество форм,
  • Небольшие внутренние помещения,
  • Акцент на детали,
  • Ассиметричность форм,
  • Преобладание светлых, пастельных тонов.
Барокко: Палаццо Кариньяно (Италия), дворец Мафра (Португалия), Петропавловский собор (Россия).

Рококо: дворец Келуш (Португалия), дворец Шарлоттенбург (Германия), Китайский дворец в Ораниенбауме (Россия)

Валантен де Булонь - Аллегория Италии (Барокко)
Жан-Этьен Лиотар - Голландская девушка за завтраком (Рококо)
1 / 2

Таблица 5. Отличительные черты барокко и рококо в живописи

Показать таблицу
Барокко Рококо Примеры произведений
  • Масштабность изображения,
  • Ставка на динамику, игру контрастов, чередование света и тени,
  • Напряженность, эмоциональность образов.
  • Бегство от реальности, изображение иллюзорного мира,
  •  Любовь к легким, пастельным цветам,
  • Отсутствие контрастов,
  • Необременительный сюжет.
Барокко: «Воздвижение креста» (Караваджо), «Вакх» (Рубенс), «Святое семейство» (Эль Греко) Рококо: «Паломничество на остров Киферу» (А. Ватто), «Качели» (Н. Ланкре), «Прачки» (Ж-О. Фрагонар).

Важность эпохи

Это один из самых важных периодов в западной истории, поскольку он способствовал построению европейской идентичности, которая искала выход из классицизма эпохи Возрождения. Кроме того, она играла ключевую роль во всех религиозных конфликтах, происходивших в то время, поскольку протестанты сталкивались с теми, кто строил простые и скромные здания для религиозных служб с элегантными, величественными и сложными конструкциями; можно сказать, что барокко выступало эстетическим выражением Контрреформации.

Напишите, что вы думаете о статье «244 картины стиля барокко в живописи: знаменитые художники и прославленные шедевры»
Ваш адрес email не будет опубликован.

вверх