Диего Веласкес — испанский гений эпохи барокко

Все, что вы хотели знать о Диего Веласкесе

Диего Веласкес – один из величайших художников Испании, выдающийся творец эпохи барокко. Еще в далеком XVII веке картины мастера были оценены по достоинству, и только ему было дозволено писать портреты короля. Веласкес — художник, разделивший историю испанской живописи на «до» и «после», крикнувший так громко, что эхо его идей перекатывалось по миру еще не одно столетие.

Детство

6 июня 1599 года в Севилье был крещен мальчик по имени Диего де Сильва Веласкес. Он родился в небогатой семье мелкого чиновника, Хуана Родригеса де Сильва.

Показать таблицу
Историческая справка
Годы жизни 6 июня 1599 — 6 августа 1660
Страна Испания
Жанр Портреты, бодегонес (ранние работы)
Стиль Барокко
Сюжеты Портреты, история, мифология, религия

Способности в живописи обнаружились у мальчика очень рано, в возрасте 10 лет он был отдан на обучение в мастерскую Франсиско Эрреры. Однако, пробыл там юноша недолго – не смог выдержать скверного характера учителя. И в 1611 году его отец заключил договор об обучении с известным художником того времени — Франсиско Пачеко.

Образование дало мальчику необходимые навыки, развило вкус и эстетическое чувство. Спустя 6 лет обучения Диего стал членом гильдии художников. 18-тилетний живописец получил право свободно творить и преподавать, что было невероятной редкостью в то время. Все благодаря учителю, Франсиско Пачеко, который замолвил словечко за юного Веласкеса. И у него появилась замечательная возможность показать себя.

Творческий путь

Первые самостоятельные работы автора написаны в жанре бодегонес (бытовые сцены в трактирах). Он хотел рисовать Испанию настоящей, живой. Интерес к простым людям сопровождал творца всю его жизнь.

Диего Веласкес – Водонос из Севильи
Водонос из Севильи

Самая известная из ранних картин Диего Веласкеса – «Водонос из Севильи». Казалось бы, простой портрет торговца. Однако, уже здесь появляется главная особенность его творчества – аллегоричность. В картине «Водонос из Севильи» живописец рисует своего учителя Пачеко, слева от него подмастерье, а в центр помещает себя. Эта картина — олицетворение трех возрастов, трех поколений.

Поражает виртуозность художника – Веласкесу едва исполнилось 20, а его манера письма невероятно реалистична, безупречна.

В 1623 году живописец отправляется со своим учителем в Мадрид. И чудо! Почти сразу ему заказывают портрет взошедшего на престол Филиппа IV.

Молодой король, изучавший некогда живопись, понимает, что перед ним невероятно талантливый художник. И спустя несколько месяцев Диего де Сильва Веласкес назначен придворным художником, он переезжает вместе с семьей в Мадрид.

Филипп IV и живописец становятся настоящими друзьями. Художник стремительно продвигается по карьерной лестнице. А от его мастерской, находившейся во дворце, ключ был лишь у двух людей: у самого портретиста и у короля.

Диего Веласкес – Кузница Вулкана
Кузница Вулкана

Основная работа живописца заключалась в рисовании портретов королевской семьи. Но, помимо этого, он должен был писать картины для украшения дворца, что давало ему невероятную свободу в выборе тем; другие придворные художники не могли этим похвастаться. И все же Веласкес в основном рисовал портреты. Когда его натурщиком была не царская особа и не знатный дворянин, художник рисовал простых людей: карликов и уродов, шутов и крестьян.

В 1629 году Диего по совету Рубенса отправляется в Италию учиться. Первую поездку на родину Возрождения нельзя назвать приятной. Все знали о его близости с испанским королем и относились подозрительно, порой даже обвиняя в шпионаже.

Диего Веласкес – Одеяние Иосифа
Одеяние Иосифа

Но путешествие по Италии принесло свои плоды. Познакомившись с огромным количеством произведений разных художников, Веласкес отдал предпочтение Тициану, что сильно повлияло на характер его живописи. Меняются и сюжеты картин – все чаще мастер прикасается к мифологии («Кузница Вулкана», «Одеяние Иосифа»). А находясь под Римом, художник начинает писать пейзажи на пленэрах, что было совершенно непопулярно в то время.

Вернувшись в Мадрид, мастер снова обращается к изображениям людей. Рисует конные портреты Филиппа IV, его жену, детей. 1630-е стали самыми плодородными в жизни творца. Создаются картины библейского жанра, батальные сцены.

Менины Диего Веласкес
Менины

В 1649 году настает черед новой поездки в Италию. В это раз Диего Веласкес отправляется туда в составе дипломатической миссии. Но тут в нем заиграли амбиции – он решает покорить Италию своим талантом. И случается невероятное – Папа Римский Иннокентий X заказывает Веласкесу портрет. Работа приводит в восторг весь Рим, виртуоза награждают папской медалью.

Диего Веласкес – Пряхи
Пряхи

Спустя два года живописец возвращается в Мадрид. В последние 10 лет жизни он пишет множество работ, среди них его самые известные картины: «Менины» и «Пряхи».  Не бросает он и портретную живопись — вновь и вновь заставляет позировать членов королевской семьи, для которых за годы дружбы он стал родным.

Стиль

Техника Диего Веласкеса с годами изменялась, совершенствовалась. Начинал он с привычного для Испании тенебризма — традиционной техники последователей Караваджо. Хорошим примером послужат произведения «Старуха, жарящая яйца», «Водонос из Севильи», «Непорочное зачатие» и ранние портреты.

Старуха, жарящая яйца
Диего Веласкес - Непорочное зачатие
1 / 2

После поездки в Италию и знакомства с художниками других стран его стиль и техника живописи сильно меняются. Он начинает использовать более светлые цвета, избавляется от темноты на полотнах. Осмысленнее подходит форме и детализации.

С годами стиль все больше упрощался. Художник стал пользоваться обобщениями, крупными мазками, прорисовывая мелочи лишь там, где требовался акцент. Это своего рода свидетельство мастерства живописца. В упрощающемся стиле Веласкеса многие искусствоведы видят предвестие импрессионизма. Особенно это заметно в пейзажах («Вилла Медичи в Риме, полдень», «Вилла Медичи в Риме, конец дня»).

Диего Веласкес - Вилла Медичи в Риме, конец дня
Диего Веласкес - Вилла Медичи в Риме, полдень
1 / 2

Через все творчество придворного художника проходит интерес к бытовому жанру. Даже мифологические и библейские сюжеты дополнены чертами этого жанра («Кузница Вулкана», «Пьяницы» и пр.). И из этой особенности вытекает следующая – аллегоричность.

Диего Веласкес - Триумф Вакха (Пьяницы)
Триумф Вакха (Пьяницы)

Аллегория – неотъемлемая деталь эпохи барокко. Однако, у Веласкеса она особенно важна. Почти каждая работа скрывает в себе потайной смысл, а иногда и несколько («Сдача Бреды», «Пряхи»).

Диего Веласкес - Сдача Бреды
Сдача Бреды

Одну из самых сложных своих загадок живописец воплотил в картине «Менины». Сперва кажется, что это лишь портрет инфанты в окружении служанок. Но потом зритель замечает автопортрет художника в углу, зеркало на стене, и возникает путаница. Кого рисует Веласкес? Кто отражается в зеркале? При чем тут инфанта?

Влияние на мир искусства

Многие испанские художники выросли на картинах Диего Веласкеса (Ф. Гойя называл его своим мастером). Однако, до XIX века его имя редко упоминалось за пределами Испании, его творчество описывалось лишь кратко. Вероятно, из-за того, что многие его работы хранились в королевских дворцах и были недоступны для зрителей. Но после открытия Прадо творчество мастера портретов воскресло.

Э. Мане - Флейтист
Э. Мане — Флейтист

Большой интерес к испанскому автору проявили импрессионисты. Э. Мане писал портреты в его стиле («Флейтист»), Ренуар исследовал его творчество. В начале 20 века многие модернисты вдохновлялись работами классика испанского барокко. Пикассо создал десятки версий «Менин», огромное влияние Веласкес оказал на Сальвадора Дали.

Личная жизнь

В 1618 году Диего женился на дочери своего учителя, и спустя год у них родилась дочь Франсиска. В 1621 году Хуана Миранда вновь забеременела, но родившаяся девочка умерла во младенчестве.

Диего Веласкес - Венера с зеркалом
Венера с зеркалом

Есть мнение, что во время своей второй поездки в Рим художник завел любовницу, которую написал на картине «Венера с зеркалом». По некоторым документам известно, что эта женщина родила от Диего сына Антонио.

Смерть

В 1660 году портретисту была поручена организация свадьбы Марии Терезии и Людовика XIV. Суматоха подорвала здоровье художника, и, вернувшись в Мадрид, он сильно заболел. 6 августа 1660 года Диего скончался в приступе лихорадки. Спустя 8 дней умерла его жена, супругов похоронили вместе.

Интересные факты

Несколько увлекательных фактов:

  • В мастерской Веласкеса стояло личное кресло Филиппа IV – король очень любил наблюдать за работой своего друга.
  • Ученик живописца женился на его дочери, как и когда-то сам Диего женился на дочери своего учителя.
  • В честь Веласкеса названы бульвар в Москве и кратер на Меркурии.
  • При рождении будущему мастеру портрета дали фамилию матери, Иеронимы Веласкес.
  • Кладбище, на котором он был похоронен, разграбили французы, и неизвестно, где находятся останки художника.
  • Учитель виртуоза Ф. Пачеко основал свою академию художеств, которая существует до сих пор.
Напишите, что вы думаете о статье «Диего Веласкес — испанский гений эпохи барокко»
Ваш адрес email не будет опубликован.

вверх