Картина «Менины» — загадка живописи XVII века

Менины

Признанная лучшей картиной в истории искусства в 1985 году, произведение направления барокко Диего Веласкеса «Менины» (с испанского «фрейлины») почти не поддается определению и описанию. На самом базовом уровне она представляет собой групповой портрет пятилетней инфанты Маргариты и ее придворных, короля и королевы Испании, а также самого автора. В то же время это полотно об искусстве, иллюзии, реальности и самом творческом акте, а также претензия на благородство художников и изобразительного искусства в целом.

Работа давно покорила зрителей своим эффектом натурализма. Критики XIX века видели в ней предвосхищение изобретения камеры с ее эффектом захвата «моментального снимка» момента во времени и пространстве.

Герои и описание картины

Во многом благодаря историку искусства XVIII века Антонио Паломино и его книге об испанских художниках 1724 года мы знаем довольно много о людях и месте, изображенном на полотне. В рамках своих исследований Паломино беседовал с коллегами Веласкеса (сам художник умер в 1660 году), а также с четырьмя из девяти человек, изображенных на произведении.

Краткая информация
Автор произведения Диего Веласкес
Альтернативное название Семья Филиппа IV
Год написания 1656
Жанр Барокко
Сюжет Портрет, жанровая сцена
Материалы Холст, масло
Размеры 3,20 х 2,74 метра
Где хранится оригинал Музей Прадо — Мадрид, Испания

В центре зала стоит принцесса Маргарита Мария Австрийская, первый ребенок Филиппа IV и его второй жены Марианны. На ней кремовое платье с пышной юбкой и прозрачными рукавами. Ее мягкие золотистые волосы и розовые щеки словно светятся, отражая поток естественного света, который проникает в картину. Маргарита — один из немногих моментов легкости во всей композиции.

Инфанта, фрагмент
Инфанта, фрагмент

Прямо слева и справа от нее находятся фрейлины, которые сопровождают молодую королеву и ухаживают за ней в повседневной жизни.

Прямо слева от нее стоит Мария Агустина де Сармьенто, которая опускается на колени, чтобы предложить девочке маленький кувшин на серебряном блюде; справа мы видим Изабеллу де Веласко, которая делает реверанс, вытянув руки над своим пышным платьем.

Мария Агустина де Сармьенто и Изабелла де Веласко
Мария Агустина де Сармьенто и Изабелла де Веласко

Обе девушки одеты в изысканные наряды, включая бабочек, заколотых в волосах.

Далее справа стоит карлик Марибарбола и придворный шут Николас Пертусато (или Николасито), которые были частью королевского двора.

Марибарбола и Николас Пертусато
Марибарбола и Николас Пертусато

Веласкес нередко изображал этих второстепенных персонажей; их портреты тоже висели во дворце. Николасито опирается ногой на большую ласковую собаку, которую некоторые считают мастифом.

Сразу за менинами стоит монахиня Марсела де Уллоа, которая, вероятно, застигнута в середине разговора с неизвестным придворным. Слева мы видим самого Веласкеса, выглядывающего из-за большого полотна. На нем прекрасный черный костюм, включая плащ и орден Сантьяго, нарисованный на груди. Этот символ был знаком его рыцарского звания, которым король наградил портретиста в 1659 году.

Марсела де Уллоа
Марсела де Уллоа

В центре задней стены расположена открытая дверь, в которой человек либо поднимается, либо спускается по лестнице и смотрит в сторону зрителя. Это Хосе Нието Веласкес, камергер королевы, который также управлял королевской гобеленовой мастерской.

Хосе Нието Веласкес
Хосе Нието Веласкес

Наконец, пожалуй, самый важный аспект — зеркало слева от Нието Веласкеса, где мы видим подсвеченное отражение пары — короля Филиппа и его супруги Марианны. Учитывая это, можно предположить, что они стояли там, где стоим мы, зрители, в то время как Веласкес писал их портрет. «Менины», таким образом, изображает момент, когда принцесса и ее свита вошли во время процесса написания портрета.

Король Филипп и его супруга Марианна
Король Филипп и его супруга Марианна

Есть и обратная догадка — король заглянул в мастерскую художника во время написания Маргариты.

Третья теория утверждает, что принцесса отказалась присоединиться к семейному портрету, и на работе видно, как ее уговаривает некая фрейлина.

Загадки и тайны

«Менины» была предназначена для короля и сначала висела в его личном кабинете.

Но дата картины усложняет то, что именно Веласкес намеревался сделать с этой массивной работой.

В ранней описи королевской коллекции, составленной после смерти короля Филиппа IV в 1666 году, упоминается произведение Веласкеса 1656 года, изображающее Маргариту с ее фрейлинами и женщиной-карликом.

Описание подходило — и, поскольку принцесса родилась в 1651 году, а ей, судя по всему, было пять или шесть лет на полотне, даты совпадали. Но эта интерпретация осложняется орденом Сантьяго, нарисованным на груди портретиста: известно, что автор не был посвящен в рыцари до ноября 1659 года.

Начиная с Паломино, различные ученые предполагали, что красный крест был добавлен к картине позже, по указанию короля. Паломино считал, что эта работа изначально была частью кампании Веласкеса по достижению рыцарского звания.

Сам живописец
Сам живописец

Он рассматривал монументальное полотно как пример стремления художника к вечной славе, средство сохранения собственного имени и связи с королевской семьей. «Имя Веласкеса будет жить из века в век так же долго, как и имя прекрасной Маргариты, в тени которой увековечен его образ», — писал историк.

Полотно хранилось в королевском дворце до 1819 года, когда его перевезли в Прадо. Но даже до этого немногие привилегированные люди, видевшие его, отмечали новизну изображения художника рядом с членами королевской семьи.

«Эта картина больше похожа на портрет Веласкеса, чем на портрет императрицы», — сказал португальский писатель Феликс да Коста, увидевший полотно в 1696 году. Хотя первоначально она была названа как «Семья Филиппа IV», в 1843 году ей дали название «Менины» в попытке признать ее статус гораздо больше, чем традиционный семейный портрет.

В наше время реставраторы, исследовавшие произведение, уверяют, что на не нет двух различных слоев краски. Таким образом, крест был частью оригинала — свидетельства, которые привели к новым теориям.

Хотя большинство ученых продолжают датировать подлинник 1656 годом, Браун предложил скорректированную временную шкалу — между 28 ноября 1659 года, когда Веласкес был посвящен в рыцари, и апрелем 1660 года, когда он помогал королю в экспедиции в Пиренеи для встречи с французами.

Учитывая это, автор создал величайшее произведение искусства всего за четыре месяца. Браун утверждает, что «Менины» была благодарственным подарком для короля, после того как Веласкес был награжден орденом Сантьяго — высшей честью. Диего дважды пытался вступить в элитный Орден, но ему отказали из-за его статуса художника, несмотря на поддержку Папы и Филиппа.

Мастиф
Мастиф

В Испании XVII века художники были на том же социальном уровне, что и кузнецы или портные, так как им платили за труд, который они делали своими руками. Большую часть своей карьеры Веласкес боролся за то, чтобы поднять статус искусства в Испании до такого же уровня уважения и восхищения, как и в Италии.

Недавно была выдвинута новая интерпретация, предполагающая, что портрет мог быть заказан в свете некоторых очень специфических обстоятельств. В то время, когда была написана «Менины», наследный принц Бальдассаре Кастильоне погиб в результате несчастного случая на верховой езде, и инфанта Маргарита стала единственным оставшимся в живых ребенком короля.

Есть предположение, что до рождения Карлоса II монархия рассматривала возможность подготовки принцессы к управлению страной, как королева Кристина Шведская.

Еще одно изображение Маргариты
Еще одно изображение Маргариты

Широко распространено мнение, что сценарий, который мы видим, воображаемый. Веласкес, конечно, видел каждую из частей полотна своими глазами, но он создал их вместе, сплетая повествование в соответствии со своими собственными целями. «Факты превращаются в вымысел», — пишет Браун. Произведение это «чисто продукт воображения художника».

Зеркало — это одна из многих давних тайн. Ученые не уверены, отражает ли он реального короля и королеву или нарисованный портрет пары, который появляется на холсте, над которым работает Веласкес. Из-за того, как художник играл с перспективой, можно было бы привести аргументы в пользу любого сценария.

Анализ

Стилистически произведение «Менины» считается суммой всех лучших частей ранних картин Веласкеса. Как и его первые бодегоны (жанровые работы), полотно отмечено интенсивной, караваджистской светотенью, ограниченной и мрачной палитрой, фотографическим реализмом и удивительно свободными, безудержными мазками кисти.

Композиция

Если работа и была признана величайшей картиной всех времен, то во многом благодаря необычайной и новаторской сложности композиции. Знаменитое полотно Веласкеса на первый взгляд может показаться относительно простым, но при ближайшем рассмотрении выясняется, что это композиция поразительной сложности.

Глубина пространства

План портрета разделен на сетку, состоящую из четырех частей по горизонтали и из семи по вертикали. Кроме того, холст также разделен на семь слоев глубины.  У «Менины» самое глубокое и тщательно очерченное пространство среди всех произведений Веласкеса, и это его единственная картина, где виден потолок комнаты.

Пространство комнаты изображено как декорация с семью слоями пространства, расположенными через неравные интервалы. Первый, самый мелкий слой, начинается с выступающего полотна слева от плоскости изображения и охватывает карлика, поставившего ногу на собаку, с правой стороны.

Композиция
Композиция

Второй уровень состоит из принцессы и ее служанок, третий — из Веласкеса, компаньонки и придворного, четвертый — из задней стены комнаты, пятый — из пространства за открытой дверью и фигуры Нието, шестой — из отражения в зеркале, и, наконец, седьмой уровень — это пространство вне плоскости картины, где стоят король, королева и зритель.

Закономерности и связи

Для такой большой, многофигурной композиции важна отличная организация. Веласкесу удалось навести порядок, используя систему изогнутых и диагональных линий. Он расположил фигуры на переднем плане в форме буквы X с инфантой Маргаритой в середине, тем самым подчеркнув ее важность и сделав пятилетнюю девочку центром композиции.

Одна диагональ создается с коленопреклоненной фрейлиной слева от инфанты, вторая простирается от стоящей фрейлины справа и до компаньонки и придворного на заднем плане. Третья начинается с Веласкеса слева и спускается через голову инфанты к лежащей собаке справа.

Композиция и ее центр
Композиция и ее центр

Автор мастерски использует свет и тень, чтобы еще больше упорядочить композицию. С помощью них он создает систему двойных дуг, которые еще больше централизуют инфанту: одна сверху, которая начинается с Веласкеса, спускается к Маргарите и поднимается к Нието на заднем плане, и одна снизу, созданная дугой света на переднем плане.

Расположение самих фигур создает узор, который в дальнейшем упорядочивает композицию. Слева стоит сам автор, за ним королевская чета в зеркале, за ними — Нието, за ним — компаньонка и придворный. Это создает ритм «мужчина-женщина-мужчина», все эти персонажи стоят над инфантой и таким образом символически защищают ее.

Тот факт, что Маргарита изображена практически чисто белой, еще больше выделяет ее, учитывая, что большая часть картины находится в тени.

Рамки

Все герои обрамлены самой комнатой, в которой они находятся, в то время как буквальные рамки существуют в виде холста слева, рамок картин на задней стене, дверного проема, обрамляющего Нието, и, наконец, зеркала, обрамляющего королевскую чету.

Эти последние две наиболее интересны с точки зрения композиционного устройства, которое они обеспечивают. После инфанты это две другие фокусные точки полотна,  они создают эффект «оттолкни-притяни».

Глубина
Глубина

Справа открытая дверь манит зрителя представить место за ее пределами, а зеркало слева, создавая иллюзию рецессивного пространства, фактически выталкивает зрителя из плоскости изображения, так как оно отражает то самое пространство, в котором находится зритель.

Настроение, тон и эмоции

В отличие от других придворных портретистов, Диего избегает хвастовства или невероятного идеализма, рисуя королевских подданных. Вместо этого он прививал своим натурщицам беспрецедентную человечность и восхищался тем, что передавал различные поверхности и текстуры (волосы, шелк, стекло, зеркала) как можно более правдиво.

Сама композиция несет на себе печать реализма; прерывистые действия персонажей (инфанта в середине поворачивает голову, самый маленький карлик справа дразняще играет с собакой, которая послушно гримасничает) придают картине моментальную атмосферу.

Техника мазков

Издалека произведение производит впечатление удивительно реалистичного, и сама композиция часто описывается как «моментальный снимок». Удивительно, однако, что Диего удается создать этот реализм из самых необузданных и абстрактных мазков кисти.

С близкого расстояния почти невозможно различить формы или контуры: поверхность становится ослепительным отображением танцующих, мерцающих мазков краски с поспешно нанесенными бликами, чтобы предположить отраженный свет. Как сказал испанец XVII века Антонио Паломино: «Невозможно понять это, стоя слишком близко, но на расстоянии это чудо!»

Интересные факты

  • Принцесса Маргарита была любимым образом картин художника. После «Менины» он писал ее портрет по заказу короля еще несколько раз.
  • По легенде орден Сантьяго написал сам Филипп IV.
  • Король видел это произведение перед своими глазами каждый день.
  • Сейчас работа висит в музее очень низко, чтобы зритель, смотря на нее, мог чувствовать эффект присутствия. Полотно завораживает, притягивает и одновременно пугает до мурашек. Герои будто смотрят на наблюдающего прямо в душу.

Изопарафразы

Полотно породило за собой ряд других произведений, копирующих его явно или лишь композицией, направлением.

Так, Пабло Пикассо, изучающий его, заперевшись в своем кабинете, нарисовал 58 своих видений «Менины», Ричард Гамильтон создал гравюру в стиле поп-арт в 1973 году, а Маноло Вальдес 21 бронзовые статуи в 2007.

Менины по Пикассо, Ричард Гамильтон
Менины по Пикассо, Ричард Гамильтон

Маноло Вальдес Фрейлины
Маноло Вальдес Фрейлины

Пабло Пикассо
Пабло Пикассо

Напишите, что вы думаете о статье «Картина «Менины» — загадка живописи XVII века»
Ваш адрес email не будет опубликован.

17 комментариев
  1. Я очень люблю испанскую живопись, но данную картину Веласкеса вижу впервые. С интересом прочла информацию о ней. Персонажи на картине как живые, ни одно фото не передаст такого настроения и атмосферы момента. А с каким мастерством написаны туалеты принцессы и фрейлин, хочется тронуть рукой и ощутить ткань под пальцами. Великолепная работа.

  2. Как интересно и детально разобрана картина. Простой зритель видит только картину в целом и получает общее впечатление. А оказывается тут столько закономерностей, технических нюансов и связей. Очень познавательно. Девочка в центре картины очаровательна. Глаз не возможно отвести. Какая величественная стать. Вот оно настоящее искусство.

  3. Я всегда восхищалась художниками, которые могли написать на холсте тонкость волоса, прозрачность кружева, еле уловимый изгиб тканей. Это так красиво, завораживает. Хочется на эти детали смотреть бесконечно. Картина написана очень изящно.

  4. Спасибо большое за статью, очень познавательно, пишу доклад и в вашей статье нашла ответы на все мои вопросы, долго искала и не пожалела что зашла к вам, именно у вас очень интересно и детально разобрано произведение. Рада, что выбрала как тему для доклада картину «Менины», именно эта тема меня чем то притягивала, изучив материалы о ней, я перестала жалеть о своём выборе.

  5. Живопись дарит нам огромное количество еще неразгаданных тайн или просто загадок. Ведь любая картина отображается через призму сознания конкретного человека. Один видит это, а второй совсем другое. Так и здесь — суждения расходятся, и это нормально, так как никто не знает точно, о чем думал художник, создавая свое творение… Одно несомненно — произведение очень эмоциональное и нацеленное непосредственно в душу смотрящего…

  6. Интересная и загадочная картина. Самое светлое пятно — инфанта. Нежный и милый образ ребенка. И чем дальше от нее, тем темнее становятся краски. Словно сгущающиеся тучи вокруг: тьма и опасность. И менины — светлые защитницы маленькой девочки, заботливые хранительницы ее детства и чистоты.
    Сколько символов и загадок в одной картине. Поразительно!
    Спасибо за такой подробный и интересный разбор.

  7. Наверное его картины одни из самых загадочных в истории, а конкретно эта картина одна из самых красивых, хорошо, то что наткнулся на вашу статью, мне как раз задали тему про картины Веласкеса, огромное спасибо, было очень информативно!!! Начал все больше проникать в творчество разных художников.

  8. Когда-то читала об этом полотне Веласкеса, решила освежить память. Очень понравилась в статье фраза о том, что картина больше является портретом самого художника, чем маленькой инфанты. И правда, насколько гениально проработано пространство с его персонажами, как здорово поставлена зрительская точка зрения. Спасибо за разбор, было приятно освежить память! А Диего Веласекс — мастер своего дела. О таких выдающихся личностях необходимо помнить и просвещать окружающих.

  9. Какая завораживающая картина!! Краски, детали, как все подобрано, все на столько естественно, что такое ощущение, еще пару минут просмотра и персонажи оживут и начнут двигаться.Собака начнет чесать себе ушко и вздрогнет от прикосновения. Девочка начнет капризничать и вредничать, потом вовсе расплачется и убежит. Все детали очень глубоко прописаны, художник талант однозначно)

  10. В 2008 году приехав в Мадрид, я впервые увидел эту картину и вообще узнал о её существовании. Особого она не впечатлила, в музее есть много куда более известных полотен. Что же касается самой картины, то моё личное мнение, закладки здесь нет. Автор решил оставить себя в истории. И как это сделать лучше всего? Правильно, нарисовать себя на фоне известных особ. Более того особы подобраны как бы сегодня сказали «коллаж». То есть персонажи собраны в одной картине по принципу важности, а не по реалистичности. Ибо понятно, что такого на самом деле просто не могло быть. Но автор собрал всех в одном месте чтобы наверняка картина стала загадкой и тем самым вошла в историю, и вместе с ней и имя автора. На это и была рассчитана работа автора. «Тщеславие» на картине я вижу крупными буквами и ничего более.

  11. Очень интересная картина. Действительно старинные полотна пропитаны духом таинственности и загадки. Хочется раскрыть тайну и узнать истинный смысл рисунка. Прям детектив какой-то. Не хватает сыщика с лупой для раскрытия тайны. Сразу вспоминается загадочная улыбка Джоконды. Я под впечатлением. И мне действительно очень интересно раскрыть тайну.

  12. Я не изучала живопись и не являюсь знатоком всех художников и писателей. Я лишь люблю разглядывать картины великих людей. Эта картина Веласкеса про девочку принцесску заставила меня остановиться и оглядеться. Картина написана в мрачных тёмных тонах, в духе тех времен. Но это не исключает осознания того что даже в те времена девочки в пелёнок любили красивые наряды и вели себя надменно. На лице маленькой девочки видно, что она не хочет идти у кого то на поводу, она будет делать так как ей хочется. И она знает, что её свита и родители исполнят любую её прихоть. Дк почему она должна отказывать себе в капризах? Нет, напротив она пользуется этим сполна. И наверняка карлик женщина много натерпелась от неё. Но это лишь мое сугубо непрофессиональное мнение.

  13. Очень интересно было почитать о технике исполнения картины. Действительно, каждая фигура на картине четко на своем месте. Выполнена с математической точностью. В то же время геометрия картины совершенно не напрягает. Наоборот. Краски передают даже интенсивность освещения в комнатах. Единственно, мне хочется убрать часть потолка. чтобы люди вышли на первый план.
    Хотелось бы, конечно, увидеть ее в оригинале.

  14. Картины старых мастеров удивляют своей мощью красок и теней.Это полотно стоит в этом ряду.Не оставляет ощущение,что сейчас все персонажи начнут двигаться и продолжится действо,которое хотел нам показать художник.Нюансам отведена здесь огромная роль и они то и делают картину загадочной, с непокидающим ощущением тайны.Это космос.

  15. Картина Веласкеса «Менины» чрезвычайно сложна для восприятия. Мир как бы складывается, стремясь к размерам маленькой инфанты Маргариты. Это и карлики, не превышающие ее рост, и приседающие в реверансе фрейлины. И даже король с королевой, предстающие крохотными отражениями в зеркале за спиной инфанты. В композиции явно чувствуется гротеск. Несколько перспектив не дают глазу задержаться надолго на одном из персонажей. Взор блуждает, пытаясь уловить главное, но оно продолжает ускользать. Не менее странно и даже вызывающе выглядит изображение на картине самого художника в полный рост, чуть фоном, но все же достаточно ярко. Нет, это необычный портрет королевской семьи. Но что? Мне так и не удалось этого понять.

  16. Меня впечатлила маленькая принцесса. Многие девочки мечтают или воображают, что они принцессы.
    Художник отлично передал настроение девочки и осознание своей роли в этой жизни в столь юном возрасте. Как она себя держит, как смотрит! Очень интересная статья погружает в атмосферу того времени и детально рассказывает о мастерских приемах живописца, использованных в данной работе. Очень познавательно и интересно читать! Получила эстетическое наслаждение! Благодарю!

  17. Как по мне картина немного мрачновата и от некоторых лиц бегут мурашки по коже, но автор передал определенную реальность того времени, которая завораживает невольно. Девочка отличилась от всех придворных не только нарядом, но и самой постановкой, она не нарисована большим планом, но тем не менее больше всего бросается в глаза. Загадочная и одновременно чарующая картина.

вверх