Art-Dot > Жанры и стили > Реализм в живописи: основные черты, характеристика, картины, художники

Реализм в живописи: основные черты, характеристика, картины, художники

50 218
Реализм в живописи

Реализм возник в искусстве во второй половине XIX века. Термин происходит от латинского reālis что переводится как «действительный», настоящий. Это стиль в искусстве, который воспроизводит жизнь людей как есть, без прикрас.

1 / 8

Это и литература, и скульптура, и живопись. Первые русские писатели-реалисты – Радищев с его «Путешествием из Петербурга в Москву», Пушкин, Гоголь. Чуть позднее появились Достоевский, Тургенев, Некрасов, Толстой. Из западных литераторов в реалистической направленности писали Эмиль Золя, Оноре де Бальзак, Виктор Гюго.

Подробное описание стиля

Новый по содержанию и идейной направленности стиль проник в живопись 40-х годах XIX столетия. Его родиной стала Франция. Стремление творческих людей переосмыслить действительность, в которой они живут, говорить о ней, затронула все сферы жизни существовавшего в тот период общества.

1 / 3

Это был век стремительных изменений во всех сферах жизни и послуживших толчком для становления нового, реалистического стиля в искусстве. На становление реализма в живописи оказало свое влияние и возникновение фотографии, породившей новый вид искусства. Термин «реализм», как название нового стиля, дал литературный критик Шанфлёри в 50-е годы того же столетия. Художник Курбе так определил для себя задачу, которую ставит реализм перед искусством: «Запечатлеть нравы, идеи и облик эпохи, согласно моей оценке».

1 / 3

Реализм XIX века не ставил ограничений ни в выразительных средствах, ни в тематике. Живописцы имели возможность изображать все, что видели вокруг себя. Но наибольший интерес представляли картины, написанные на злободневные темы.

1 / 2

Из Франции стиль охватил другие страны, где он приобрел основные черты:

  • в России — передвижничество;
  • в Италии — стиль получил название веризма маккьяйоли,
  • в Австралии — Гейдельбергская школа (Т. Робертс, Ф. Маккаббин),
  • в США — Школа мусорного ведра (Э. Хоппер).

1 / 3

В противовес грубой и рационалистичной живописи в начале ХХ века возникла живопись экспрессивная. Последователи экспрессионизма стремились передать эмоциональное, чувственное восприятие. И поскольку это течение в искусстве возникло в период первой мировой войны, то преобладающей эмоцией стали боль, крик, отчаяние, страх.

Виды

Реализм в искусстве также разделился на отдельные виды, определявшиеся тематикой изобразительными средствами и признаками.

Социалистический

Социалистический реализм как стиль в искусстве был утвержден на Первом общесоюзном съезде советских писателей, состоявшемся в 1934 году. Перед деятелями литераторами и художниками ставилась задача воспитывать людей в духе социалистической идеологии через правдивое и конкретное изображение действительности.

1 / 3

На том же съезде были провозглашены принципы соцреализма:

  • народность,
  • жизненная правда,
  • партийность,
  • конкретность,
  • критический реализм,
  • социалистический гуманизм.

Произведения социалистического реализма должны быть наполненными жизнеутверждающим пафосом.

1 / 3

Наиболее заметные и известные полотна, созданные в стиле соцреализма:

  • Митрофан Греков. «Трубачи Первой Конной Армии», 1934 год
  • «Ленин в Смольном» (1930) Исаака Бродского
  • «Оборона Севастополя» (1942) А. Дейнеки

На полотнах, написанных в стиле социалистического художественного реализма, доминируют яркие краски. Художники были обязаны показывать прекрасное настоящее советских людей.

Критический реализм

Критическим реализм был назван потому, что на начальном этапе своего становления живописцы и литераторы изображали действительность с негативных позиций, говоря о том, насколько нелегко живется простому народу. Критический реализм в литературе представляли Оноре де Бальзак, Джордж Элиот, Чарльз Диккенс, Генрих Гейне.

1 / 3

Из художников представителями критического реализма были:

  • Г. Курбе и Ж. Ф. Милле (Франция),
  • А. Менцель и М. Либерман (Германия),
  • М. Мункачи (Венгрия);
  • В.Г. Перов, Н. Ге, Крамской (Россия).

Просветительский

Просветительский реализм – это самое раннее направление реализма. Оно возникло в VIII веке. Идеологами просветительского реализма явились Д. Дидро, П. Бомарше, Г. Лессинг, И.-В. Гёте, Д. Дефо, Д. Фонвизин

1 / 3

Суть этого направления заключается в том, что авторы поступки людей и явления общественной жизни делили на разумные и не очень. Исходя из подобной классификации, все положительные герои обладали глубоким умом, талантами, были образованы. А отрицательные воплощали в себе варварские черты, неразумность, отсталость. Основатели просветительского реализма приблизили искусство к современной для своей эпохи, жизни, говорили и писали о том, что волновало их современников.

1 / 3

Просветительский реализм в живописи отразился в творчестве У. Хогарта Ж. Б. Шардена.

Классический

Классический реализм возник в ХХ столетии. В нем сочетаются элементы неоклассицизма и реализма, присущие XIX столетию. Стиль высоко ценит мастерство и красоту изображаемых фигур.

1 / 3

Его последователи рассматривает мир как единый, живой организм, в котором все связано друг с другом, и состояние одного его элемента влияет на состояние другого. Классический реализм впитал в себя традиции классицизма, реализма и импрессионизма. Это все-таки художественный реализм, поскольку изображаемые предметы и явления опираются на представления творца предмета искусства.

1 / 3

Классические художники избегают использовать фотографии и прочие средства механического изображения. Они применяют методы, введенные в живопись импрессионистами и художниками академической школы.

Магический

Магический реализм, он же мистический – это симбиоз действительности и сверхъестественного. Например, в литературе это произведения Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».

1 / 3

Основные черты этого стиля:

  • Контраст прошлого с настоящим, конфликт астрального мира с физическим, и взаимодействие реально существующих героев друг с другом.
  • Потусторонние явления не понятны, не объясняются, но и не оспариваются автором.
  • Присутствие в произведении мистических образов и магических символов.

1 / 3

Наиболее значимые художники этого стиля – Эндрю Уайет, Марк Шагал, Рене Магритт.

Реализм в жанрах живописи

Термин жанр образовался от французского слова genre и переводится как «вид» или «род». В изобразительных видах искусства так принято называть исторически сформировавшееся разделение произведений по содержанию и изображенным объектам. В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, пейзаж, натюрморт, марина, жанровая живопись,

Реализм в портрете

Портретов, созданных в стиле реализма, по-настоящему интересных и талантливых, очень много.

1 / 3

Известным живописцем советской эпохи был Александр Герасимов, создавший портреты Сталина, Молотова, Клима Ворошилова и даже легкой изящной балерины О. Лепешинской.

Реализм в натюрморте

Термин натюрморт переводится как мертвая натура (природа). Это как правило, срезанные цветы, фрукты, еда, посуда.

Илья Ефимович Репин - Яблоки и листья
Яблоки и листья
Илья Ефимович Репин

О картине И. Репина Яблоки и листья, написанной в 1879 году, сохранилась история о том, что Репин выложил собранные на земле яблоки и листья для своего ученика В. Серова. Но полученная на столе картинка так впечатлила художника, что он тоже взялся за кисть.

Реализм в пейзаже

Пейзаж – это жанр в искусстве, посвященный изображению природы. В русской пейзажной живописи доминирует сельская тематика.

1 / 3

В 1871 году была организована первая в России передвижная выставка, благодаря которой широкая общественность узнала о творчестве художников реалистов, получивших название передвижников.

Жанровая живопись

Это одна из важнейших жанровых форм, так как отображает жизнь людей независимо от сословия, во всех ее проявлениях. Ее правильнее было бы назвать повествовательной, или сюжетной живописью, так как картины повествуют о событиях, явлениях. Реализм пробудил интерес у художников к жизни простого народа.

Черты реализма в живописи

Произведения реализма изображают человека в его привычной среде. Художники стремятся передать через краски переживания человека, его проблемы, заботы.

1 / 3

В числе главных особенностей стиля нарочитая правдивость и будничная прозаичность описываемого, критическое отношение к происходящему.

1 / 3

Что касается световой палитры, то здесь нет четко очерченных канонов. Выбор красок зависел от мировосприятия и таланта художника. Реалисты ввели в практику написание картин на плэнере, то есть, на открытом воздухе.

История возникновения стиля

Родоначальником реализма в изобразительном искусстве считается Гюстав Курбе, написавший 1849-50 годах картину «Погребение в Орнане». Эта сцена сельских похорон, изображенная на картине, вызвала скандал в среде живописцев, так как не соответствовала содержанию картин того времени, когда художники изображали аллегорические и исторические сюжеты.

1 / 3

Его не допустили к участию во Всемирной выставке, проводившейся в Париже. Тогда он построил шатер и выставил картины, назвав собственную выставку Le Realisme. Позднее, с легкой руки писателя Шанфлери термин «реализм» вошел в искусствоведение и в критику как определение стиля и целого направления в искусстве.

1 / 3

В ХХ веке появились также следующие течения:

  • Сюрреализм, ярким представителем этого направления был эксцентричный Сальвадор Дали.
  • Прецизионизм – попытка заглянуть в будущее. Течение возникло в Америке. Его представители Джорджию О’Киф, Чарльз Шилера, и Чарльза Демута.
  • Социальный реализм – тоже американское течение. Не путать с социалистическим. Это было в какой- то степени противоположностью советскому соцреализму, так как течение описывало жизнь рядовых американцев в период великой депрессии. И содержание картин было мрачным. От них веяло безысходностью.
  • Соцреализм – его называют также сталинским,

Реализм в России

Россия тоже подарила миру живописцев, работавших в реалистическом направлении. Это И. Е. Репин, В. И. Суриков и В. А. Серов и др.

1 / 3

Сам термин «реализм» появился в России немного позднее, благодаря Павлу Анненкову, биографу Пушкина. Белинский новое направление в искусстве называл натуральной школой. Но это определение не прижилось в искусствоведении. Тем более, что в передвижничестве, как еще называли русский реализм, эстетика картин гармонично переплетена с реальной жизнью.

1 / 3

В картинах русских живописцев не встретишь грубой физиологии, присущей картине Гюстава Курбе «Сотворение мира» или «Купальщицы». Даже в изможденных лицах репинских бурлаков в картине «Бурлаки на Волге» больше духовности, чем в лицах врачей, из картины Икинса «Клиника Глосса».

Отличия от классицизма, натурализма, сентиментализма, импрессионизма и романтизма

Реализм возник как направление, развившееся из всех предыдущих стилей и направлений в искусстве. Его появление было неизбежно, так как начиная с XIX века жизнь начала меняться на глазах.

1 / 3

Ломались вековые общественные и даже семейные устои, развитие получили промышленность и сельское хозяйство. Религия, существование Бога под натиском научных открытий было поставлено под сомнение. Все это дало пищу для творчества.

Отличие реализма от классицизма

Классицизму присущ принцип рационализма. Главенствуют чувство долга, разум. Это роднит классицизм с реализмом. В классицизме присутствует строгая иерархия. Существуют высокие стили, например, ода или драма посвящаются сильным мира сего: монархам, историческим и героическим личностям. Низкие жанры – это комедии, сатиры, высмеивающие жизнь низших слоев, их недостатки, пороки.

1 / 3

В центре внимания произведений классицизма – разумная монархия, в которой все должно слаженно работать. Существовала четкое деление героев на положительных и отрицательных.

1 / 3

То же и в классической живописи. На классических портретах изображаются только представители знати. Для классицистов характерна идеализация изображаемых объектов. Героями реалистических картин становились обычные люди с их заботами.

Натурализм в искусстве и его основные отличия от реализма

Натурализм – современное направление в искусстве, сосуществующее с реализмом. Зачастую его даже путают с произведениями реалистического направления. Натурализм подчеркивает связь с естественным. Этот стиль возник в конце XIX века. Его приверженцы стремятся к внешнему правдоподобию деталей, к изображению единичных явлений. Представители натурализма в литературе – Ги де Мопассан, Эмиль Золя, Альфонс Доде.

1 / 3

В живописи к натуралистическому направлению принадлежат следующие картины:

  • Жюль Бастьен Лепаж. «День всех святых»;
  • Антон Мауве. «Возвращение отары»;
  • Эдуард Мане «Завтрак на траве».

Отличие реализма от сентиментализма

Сентиментализм – это направление в искусстве, существовавшее в XIII-начале XIX веков. Он характеризуется тем, что в произведениях на первое место ставятся чувства человека. Это отличало сентиментализм от классицизма, который на первое место выдвигает разум, и от реализма, в котором доминирует чувство долга, ответственность за ближнего.

1 / 2

Сентиментализм в живописи проявился в следующих работах:

  • Жан Батист Грез. «Юная девушка у окна»;
  • Луи Леопольд Буальи «В гостях у дедушки»;
  • А. Венецианов На пашне. Весна.

Отличие реализма от импрессионизма

Импрессионизм – это стиль, возникший почти одновременно с реализмом. Стиль получил название от французского impression, что значит – «впечатление». Импрессионисты вырабатывали приёмы, позволявшие с максимальной естественностью и органичностью запечатлеть реальный мир в его динамичной изменчивости, передать через сочетание красок впечатления.

1 / 3

Импрессионисты стремились увековечить в красках пространство и время. Чтобы понять суть стиля, достаточно увидеть картины «Впечателение. Восходящее солнце» О.-К. Моне, Голубые танцовщицы» Э. Дега, Въезд в деревню Вуазен» Камиля Писсаро.

1 / 3

Импрессионисты не отрываются от реальности. Но через сочетание света и теней, бликов на воде и других элементов они стремятся передать настроение момента. Художники импрессионисты ввели в живопись новые по сути техники написания:

  • Широкие мазки, которые составляют единую картину, которую лучше смотреть на некотором расстоянии от нее;
  • Пуантилизм – метод, при котором краска наносится на полотно точками. Название метода происходит от слова

Отличие реализма от романтизма

Основное отличие романтизма от реализма заключается, в том, что в романтических произведениях изображаются выдуманные события и возвышенно выдуманные, благородные герои, замысловатый сюжет. Романтизм представляет собой полную противоположность реализму. Этот стиль в искусстве существовал в конце XVIII – первой половине XIX века. Основателем романтизма считают Байрона.

1 / 3

В картинах, написанных в романтическом стиле, присутствуют одухотворенность и художественная выразительность. Надо заметить, что черный цвет, как отражение таинственности, и возвышенной натуры героев часто присутствует в романтических картинах, например, в одежде.

1 / 3

В живописи представлены следующие произведения романтического стиля:

  • Эжен Делакруа «Бой Гяура и Паши».
  • Антуан Жан Гро «Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту».
  • Франсиско Гойя Востание 2 мая 1808 года в Мадриде.
  • Каспар Давид Фридрих «Странник над морем тумана».

Из русских художников ярким представителем романтизма был Карл Брюллов с картинами «Смерть Инессы де Кастро», «Наездница». Романтизм также воплотился в маринистических произведениях Айвазовского.

15 великих художников-реалистов

Жюль Бретон (1827 – 1906).

1 / 3

Представитель реализма Жюль Адольф Эме Луи Бретон работал в жанровой живописи, создавал пейзажи, занимался поэзией. В 1847 году он приехал в Париж, чтобы учиться живописи в Школе изящных искусств. Бретон брал сюжеты из крестьянской жизни:

  • «Возвращение с жатвы» (1853);
  • «Песня жаворонка» (1885);
  • «Первое причастие» (1886);

Жан Дезире Гюстав Курбе (1819 – 1877)

Французский художник Гюстав Курбе по праву считается основоположником реализма во Франции. Этот стиль не сразу был принят общественностью и другими художниками. Однако вскоре у него появились ученики и последователи.

1 / 3

Гюстав Курбе родился в Орнане. Окончил духовную семинарию и отправился в Париж. Всего одно посещение Лувра и знакомство с творениями Веласкеса изменили направление его мыслей и планы. Вместо юриспруденции он стал учиться живописи. Его первым учителем стал Карл Штейбен, выпускник Санкт-Петербургской Академии художеств.

1 / 3

С первых дней самостоятельного творчества он проявлял тяготение к реалистическим изображениям, и Салоном (французское объединение художников) его творения отклонялись. Умер в 1877 году в Швейцарии.

Жан-Франсуа Милле (1814-1875)

Жан-Франсуа Милле – французский живописец, один из основателей так называемой барбизонской школы. Так называлась группа живописцев, изучавших и обучавших молодых художников мастерству создания пейзажа. Свое название школа получила от живописной деревушки Барбизон, где и обосновались художники.

1 / 4

Подбирая тона для своих картин, художник стремился к гармонизации изображения и только потом к достоверности в воспроизведении темы пейзажа. В Барбизоне он создал картины:

  • «Сборщицы колосьев». Три женщины собирают колоски после жатвы.
  • «Анжелюс». 1859 На картине изображены молящиеся после работы на поле, крестьяне.
  • «Веяльщик» 1850 г.
  • «Крестьянки с хворостом». 1858.

Адольф фон Менцель (1815-1905)

Адольф фон Менцель родился в дворянской семье в городе Бреслау. В 1830 году семья Менцель переехала в Берлин. Первым наставником в рисовании для Адольфа стал его отец. В историю живописи Менцель вошел как автор иллюстраций к «Истории Фридриха Великого» Франца Куглера.

1 / 2

Менцель много ездил по Германии, был и в других странах Европы. Поездки давали ему сюжеты для его будущих полотен:

  • «Путешествие в деревню» (1892);
  • «Полдень в саду Тюильри» (1867);
  • «Железная дорога Берлин- Потсдам»1847.

Оноре Домье (1808-1879)

1 / 3

Оноре Домье – известный художник, создатель гравюр, литографий и карикатур. Домье увлекался рисованием с детства, в юношеские годы освоил литографию. За карикатуру на короля, нарисованную в 1831 году, отсидел в тюрьме, однако продолжал рисовать сатирические рисунки на события и политических деятелей Франции. Он создал произведения, живописи, ставшие началом импрессионизма.

Жан Батист Шарден (1699–1779)

1 / 3

Портретист, создатель реалистичных натюрмортов. Некоторые искусствоведы считают Шардена первым представителем реализма, так как он избегал мифологических и пасторальных сюжетов. Известно, что Шарден никогда не выезжал из Парижа. В 1729 году он был принят членом Академии искусства и скульптуры как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен».

Телемако Синьорини (1835 – 1901)

Синьорини Телемако родился во Флоренции. Первым наставником в живописи был его отец. Впоследствии поступил учиться во Флорентийскую школу живописи.

1 / 2

С удовольствием писал с натуры пейзажи. В кафе «Микеланджело» познакомился с живописцами Сильвестро Лега, Джованни Фаттори. Вместе и ними Синьорини стал основателем нового направления в искусстве – веризма.

1 / 2

Его кисти принадлежат картины, рассказывающие о жизни бедных кварталов Флоренции:

  • «Флорентийское гетто»;
  • «Понте-Веккьо во Флоренции».

Он создал также несколько пейзажей, посвященных Сеттиньяно.

Сильвестро Лега (1826-1895)

Биография Сильвестро Лега весьма насыщена событиями. В 1848–49 годах он участвовал в национально-освободительном движении, воевал в Ломбардии и Тоскане. В 1850 году он вернулся во Флоренцию, где продолжил учебу в Художественной Академии.

1 / 2

В этом же 1861 году Лега поселился на берегу реки Арно, где было создано в реалистическом стиле 7 картин.

Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847)

1 / 3

А. Г. Венецианов родился в семье Московских купцов. Впоследствии он стал член Петербургской академии художеств, основателем творческой школы, названной его именем. Живописи он учился сначала самостоятельно, а позднее у В. Л. Боровиковского. Реализм Венецианова проявился в сатире. В 1819 году художник вместе с семьей поселился в деревне Сафонково в Тверской губернии. Здесь организовал собственную школу живописи.

Илья Ефимович Репин (1844-1930)

И. Е. Репин творил не просто на стыке веков XIX и XX, он оказался в тянутым в водоворот революционных событий. У него было собственное имение в Куоккале, и когда Финляндия откололась от распавшейся империи и пошла своим путем, Репин оказался за границей, где и прожил остаток своих дней. Расцвет его таланта приходится на 80-е годы.

1 / 3

Илья Репин создавал пейзажи, портреты, натюрморты, работал в жанровой живописи. Он один из немногих живописцев, творивших в жанре городского пейзажа.

Василий Иванович Суриков (1848 – 1916)

В. И. Суриков – сибиряк. Он родился в Красноярске. В 1868 году он приехал в Санкт-Петербург, где учился сначала в рисовальной школе, а через год поступил в Академию Художеств. Свое творчество Суриков посвятил исторический живописи. Его картины:

  • «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами»;
  • «Утро стрелецкой казни»;
  • «Переход Суворова через Альпы»;
  • «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем».

1 / 4

Даже в трагических полотнах, таких как «Утро стрелецкой казни», нет серой мрачности, к которой склонны европейские художники. Люди разрумянились на морозе, яркие кафтаны и камзолы. Выдержан цвет храма Василия Блаженного.

Борис Михайлович Кустодиев (1878- 1927)

Б. М. Кустодиев – еще один приверженец русского реализма. Но его творчество наполнено оптимизмом, что роднит его с соцреализмом. Борис Михайлович родился в Астрахани. Был членом Ассоциации художников революционной России (АХРР).

1 / 4

Его творения:

  • «Масленица»;
  • «Купчиха за чаем»;
  • «Портрет Федора Шаляпина»;
  • «Большевик»;

Константин Егорович Маковский (1839–1915 г)

Константин Егорович – один из художников семьи Маковских. Два его брата и сестра тоже были живописцами. Он был знаком с Карлом Брюлловым и Василием Тропининым, Маковский обучался в Московском училище живописи и ваяния, и в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.

1 / 3

Его картины:

  • «Исцеление слепых» (1860);
  • «Агенты Димитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова» (1862);
  • «Вдова» (1865);

Он участвовал в выставках передвижников.

Александр Михайлович Герасимов (1881—1963)

1 / 3

А. М. Герасимов – талантливый живописец и наиболее выразительный представитель своей эпохи и сталинского соцреализма. Он был любимым художником Сталина, получил за свои картины не одну Сталинскую Премию. Его кисти принадлежит знаковая картина «Ленин на трибуне», (1929—1930), а также следующие полотна:

  • «Доклад тов. Сталина на XVI партсъезде» 1931
  • «После дождя» («Мокрая терраса»), 1935
  • «Первая конная армия», Москва, 1935

Евгений Балакшин

1 / 5

Евгений Балакшин родился в Саранске в 1962 году. Участник многочисленных международных и российских выставок. Картины Балакшина привлекают коллекционеров европейских стран. Его картины яркие и жизнерадостные, с богатой цветовой гаммой и обилием света:

  • «На санках»;
  • «Маленькая художница»
  • «В поле»;
  • «Сирень».

10 известных картин в стиле реализм

Жан-Франсуа Милле «Крестьянский двор»

Показывает быт французских крестьян. На картине женщина вышла из дома, чтобы подмести двор. Здесь же гуляют куры, валяется чашка, в которую вероятно засыпают корм или наливают для птиц воду.

Жан-Франсуа Милле - Крестьянский двор
Крестьянский двор
Жан-Франсуа Милле

Сверху на стене скворечник, на крыше которого устроено гнездо. И тележка посреди двора.

Адольф фон Менцель «Железопрокатный завод» (1875)

С глубоким реализмом и пронзительно точно изображены действия рабочих, их напряженно сосредоточенные лица. Полотно интересно еще с точки зрения истории, оно показывает, насколько несовершенным было оборудование в цехе и примитивно тяжелым был труд людей, занятых в этой отрасли. Картина может показаться мрачноватой, но эта затемненность – от недостатка света в огромном цехе.

Адольф фон Менцель - Железопрокатный завод
Железопрокатный завод
Адольф фон Менцель

На заднем плане виднеется свет из окон, по которым можно судить о размерах цеха, и свет огня, отражающийся на лицах рабочих. Об этой картине Менцель писал: «Я находился в постоянной опасности быть прокатанным вместе с металлом. Неделями… стоял я там между гудящими маховыми колесами, ремнями и пылающими блоками и делал зарисовки». Это было первое полотно подобного размаха и плана.

Эндрю Уайет «Мир Кристины» (1948)

Известно, что картина «Мир Кристины написана на основе реально существовавшего факта. Соседкой художника была женщина, страдавшая мышечной дистрофией, отчего она не могла нормально ходить.

Эндрю Уайет - Мир Кристины
Мир Кристины
Эндрю Уайет

Однажды художник стал свидетелем того, как женщина упала и вынуждена была ползти до дому. Однако в картине нет жуткого натурализма, до которого опускались некоторые западные живописцы.

Женщина изображена со спины, и вся ее поза выражает стремление попасть домой. Ее мир ограничен этим полем и домом, что виднеется вдали. И тем не менее картина не оставляет гнетущего впечатления.

Том Робертс  «На юг»

На картине Тома Робертса «На юг» изображена палуба парохода с иммигрантами, прибывающими в Австралию. Эту картину Том Робертс написал, вернувшись из Европы, где 4 года обучался живописи. Во время многодневного плавания у него было достаточно времени для наблюдения за людьми, оказавшимися с ним на одном судне.

Том Робертс - На юг
На юг
Том Робертс

Он создал эскизы, на основе которых потом изобразил столь мастерски палубу корабля со сложным устройством мачт, такелажа и труб, а также лица людей, плывущих в неизвестность.

Роза Бонер «Лошадиная ярмарка» (1853)

Картина французской художницы Розы Бонер «Лошадиная ярмарка», быстро приобрела всемирное признание. После Парижского Салона она объехала полмира. «Метрополитен» назвал «Ярмарку лошадей» самым известным и замечательным творением.

Роза Бонер - Лошадиная ярмарка
Лошадиная ярмарка
Роза Бонер

Не обошла своим вниманием это произведение и английская королева, по достоинству оценившая гигантский труд художницы. Роза Боннер провела не один час, наблюдая за торгами, взаимоотношениями людей и животных, передавая динамизм животных на полотне.

Илья Репин «Бурлаки на Волге» (1870-1873)

Илья Ефимович Репин - Бурлаки на Волге
Бурлаки на Волге
Илья Ефимович Репин

На картине показан тяжелый, почти адский труд бурлаков, людей, которые таскали баржи по Волге. Изможденные лица, изорванная одежда, фигуры, еле двигающиеся сами, и вынужденные тащить эту злосчастную баржу за гроши. Картина хранится в Третьяковке.

Василий Поленов «Московский дворик» (1878)

Василий Поленов - Московский дворик
Московский дворик
Василий Поленов

Это по сути своей городской пейзаж. Залитый солнцем двор с забором, белым, очевидно, барским домом, деревянная постройка, возможна конюшня. На переднем плане играют в траве дети. Вдали, на заднем фоне 6елеют купола храмов, как напоминание о вечности. Синтез повседневного, сиюминутного и вечного гармонично выражен в этой картине.

Виктор Васнецов «С квартиры на квартиру» (1876)

Картина была написана в Гнетущей бедностью и отчаянием веет от этой картины. Бедность, недостаток средств заставляют этих стариков менять жилье на худшее, более дешевое.

Виктор Васнецов - С квартиры на квартиру
С квартиры на квартиру
Виктор Васнецов

Все их имущество заключается в паре узелков с одеждой. Мужчина идет, опираясь на палку, а значит, он уже не может служить в полную силу и тем более – трудиться, не может достойно обеспечить пожилую супругу.

Василий Пукирев «Неравный брак» (1862)

Василий Пукирев - Неравный брак
Неравный брак
Василий Пукирев

Эта картина – еще один яркий пример критической живописи, показывающий несправедливость общества. Юная барышня, вероятно, бесприданница, и вполне обеспеченный, но уже глубоко пожилой чиновник. Глядя на эту картину, можно рассуждать, почему это юное и невинное создание решилось выйти замуж за старика. Венчание происходит в церкви. Задний фон утопает в полумраке, только лица брачующихся ярко освещены.

Александр Герасимов «Сталин и Горький на даче» (1939)

Александр Герасимов - Сталин и Горький на даче
Сталин и Горький на даче
Александр Герасимов

Герасимов был любимым художником Сталина, которому нравилась способность схватывать портретное сходство с оригиналом. Поэтому Герасимов неоднократно гостил на даче у Сталина, где было создано несколько полотен. На одном из них изображены Сталин и Горький, сидящие за столиком на веранде дачи.

Современный реализм

Новое направление стиля возникло в Нью-Йорке в 50-70 годах XX века. Его сторонники ставят своей целью изображать реальные, а не идеализированные объекты. Современный реализм отказался от изображения так называемых «фигуративных» образов, таких как кубизм, экспрессионизм и т.п. Самыми заметными и яркими представителями современного реализма являются Филипп Перлштейн, Алекс Кац, Джек Бил, Нил Уелливер.

1 / 6

В 1968 году в США и Германии проводились выставки, благодаря которым современный реализм проник в Англию, где сложилась Лондонская школа живописи. В 1976 году состоялась выставка, где приняли участие 48 английских живописцев. Лондонскую школу представляют Уильям Робертс, Ричард Карлайн, Коллин Селф, Мегги Хемблин и др.

Реализм в других видах искусства

Реалистическое воспроизведение жизни во всех сферах искусства стало ответом на требования насущного дня. Искусство было призвано ответить на многие насущные вопросы бытия. И первым в реалистическом направлении пошли художники слова – литераторы. Живописцы начали работать в новом, реалистическом направлении почти в одно время с писателями и поэтами.

Реализм в литературе

Реализм во всей своей полноте выражается в литературе и драматургии. Во Франции это направление возглавили Фредерик Стендаль, Эмиль Золя. В этом же стиле писали Гюстав Флобер, Альфонс Доде и Эдмон Гонкур, Ги де Мопассан.

В России реализм проявился в творчестве Грибоедова, Пушкина, Лермонтова. Хотя в «Евгении Онегине» и «Герое нашего времени» еще слышатся романтические отголоски, но эти произведения стали родоначальниками реализма в России.

Свое развитие русский реализм получил в творчестве Некрасова, Достоевского, Тургенева, Льва Толстого.

Реализм в драматургии:

  • Грибоедов «Горе от ума»
  • Островский «Гроза», «Без вины виноватые»,
  • Чехов. «Чайка», «Вишневый сад».

Реализм в скульптуре

Скульпторы тоже не остались в стороне от новых веяний в искусстве. От аполлонов и Одиссеев они перешли к созданию более современных фигур. Например, французский ваятель Огюст Роден создал скульптурную группу «Граждане Кале», наполненную эмоциональным накалом и очень пронзительную. Она посвящена героической осаде города во время франко-прусской войны.

Огюст Роден - Граждане Кале
Граждане Кале
Огюст Роден

Одним из первых русских скульпторов, откликнувшихся на требование времени, стал Матвей Чижов. Он создал композицию «Крестьянин в беде».

Значение направления в искусстве

Как направление реализм имеет огромное значение в развитии всех видов искусства и оказал влияние на всю жизнь современного общества. Главное значение реализма заключается в познавательности.

1 / 5

Современников художники-реалисты заставляли думать, размышлять, ставили определенные задачи, задавали вопросы, указывали на проблемы бытия. Они не уводили читателя или зрителя в мир иллюзий и обмана, а напротив, через свои произведения заставляли взглянуть на собственный образ жизни, заставляли искать ответы на вопросы.

1 / 5

Для потомков произведения, созданные в стиле реализма, интересны тем, что скульпторы и литераторы создавали свои произведения опираясь на собственные знания и ощущения, и таким образом, создавали летопись жизни ушедших поколений, писали историю в настоящем.

Напишите, что вы думаете о статье «Реализм в живописи: основные черты, характеристика, картины, художники»
Ваш адрес email не будет опубликован.

2 комментария
  1. Добрый день) Статья хорошая, но нужно срочно исправить дату первой в России передвижной выставки лет этак на 100 назад.

вверх