Чем известна живопись темперой: описание техники, примеры картин, история

Чем известна живопись темперой

Темперная живопись – одна из техник, известных с самого начала творческой деятельности человека. С течением лет она почти не претерпела изменений и сегодня остается такой же популярной и востребованной.

Дионисий - Митрополит Алексий с житием
Дионисий - Уверение Фомы
Рафаэль Санти - Святой Себастьян
Рафаэль Санти - Святое семейство (Мадонна с безбородым Иосифом)
1 / 4

Что такое темпера

Темпера – это древнейшая техника, зародившаяся, предположительно, в Античном Египте. Древнеегипетские мастера научились получать качественные краски на основе сухих порошковых пигментов (основа темперы), смешивая их с эмульсиями на натуральной или искусственной основе. Первоначально этот вид живописи применялся для росписи пирамид.

Рафаэль Санти - Автопортрет
Рафаэль Санти - Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем (Мадонна Эстерхази)
1 / 2

На протяжении тысячелетий темпера была наиболее востребованной техникой в изобразительном искусстве. Художники ценили ее за универсальность. Работы, выполненные в этой художественной технике, отличались глубокой матовой фактурой. Краски не разрушались, сохраняли яркие оттенки.

Жан Эдуар Вюйар - Женщина у стола с лампой
Жан Эдуар Вюйар - Интерьер с картинами и фазаном
Жан Эдуар Вюйар - Фруктовый сад и продавщица фруктов
1 / 3

С появлением техники масляного письма популярность темперы стала постепенно угасать. Но сегодня мы видим постепенный возврат к забытой технике. Качество темперных красок, разработанных на основе полимерных составов, пришлось по душе многим современным мастерам.

Происхождение термина

В основе определения «темпера» лежит латинский термин «temperare», который буквально переводится как «смешивать в определенной пропорции». Мастера древности сами делали краску, используя в качестве красящего пигмента цветные минералы. Их измельчали их в порошок и смешивали в определенных пропорциях с эмульсией на основе яичного желтка.

Ченнино Ченнини - Св. Августин
Ченнино Ченнини - Св. Григорий
1 / 2

В некоторых источниках высказывается другое предположение: название техники могло произойти от итальянского слова «tempo» (буквально – «время»), так как связующие эмульсии отличались быстрым высыханием. Художники должны были наносить краску на холст очень оперативно, «в темпе». Технология изготовления темперных красок и работы с ними впервые были описаны итальянским художником Ченнино Ченнини в трактате «Книга об искусстве».

История создания краски

Краска темпера и сегодня представляет собой сухие пигменты, замешанные на эмульсиях (специальных связующих составах), хотя ее рецепт был изобретен более трех тысяч лет назад в Древнем Египте. В то время ей расписывали памятники и саркофаги. Зная прекрасные эмульгирующие характеристики куриных яиц, египетские художники решили использовать их в приготовлении краски.

Жан Эдуар Вюйар - Графиня Анна де Ноайль
Жан Эдуар Вюйар - Вечер в саду Альказара
Жан Эдуар Вюйар - Выступление Тристана Бернарда
1 / 3

Сфера применения яичной темперы со временем расширялась. Появился первый опыт ее применения в станочной живописи (Фаюмские портреты – посмертные изображения египтян, созданные примерно в III-IV веках).

Рафаэль Санти - Святой Павел проповедует в Афинах
Рафаэль Санти - Смерть Анании
Рафаэль Санти - Христос вручает Св. Петру ключи от рая
1 / 3

Поскольку в то время было мало цветных пигментов, египтяне стали использовать желтки в качестве оттеночного вещества (его добавляли в краску для получения оттенков желтого и коричневого).

Жан Эдуар Вюйар - Анабаптисты. Морис Денис
Жан Эдуар Вюйар - Люси Хессель, примеряющая шляпу
Жан Эдуар Вюйар - Мадам де Сен-Морис
1 / 3

Большое значение имело и качество желтков. У яиц деревенских несушек были яркие желтки, и работы темперой сельских художников имели более насыщенные оттенки, чем картины, выполненные в городе.

Жан Эдуар Вюйар - Мадам Луи Капфере
Жан Эдуар Вюйар - Терраса на Васоу, сад
Жан Эдуар Вюйар - Филипп Бертело
1 / 3

Следующим материалом для приготовления темперных красок, используемым в качестве эмульсии, стали органические жиры (бараний, куриный и даже крокодилий). У красок на их основе была более густая консистенция, а, значит, они отличались высокой насыщенностью оттенков.

Жан Эдуар Вюйар - Марселла Арон (мадам Тристан Бернард)
Жан Эдуар Вюйар - Малая гостиная. Мадам Хессель за швейным столом
Жан Эдуар Вюйар - Приятное общество
1 / 3

Постепенно темперная живопись стала распространяться по всему миру. Качество красок не могло быть одинаковым. В Египте уже тогда был открыт знаменитый синий пигмент, что позволило получить более разнообразные цвета темперы. В Европе цветные пигменты было достать трудно, там использовали желтую глину. Поэтому знаменитые картины ранних европейских художников написаны в желто-коричневой палитре.

Жан Эдуар Вюйар - Улыбающаяся Люси Белин
Жан Эдуар Вюйар - Аннет на пляже в Виллервилле
Жан Эдуар Вюйар - В парке в Шато-де-Клей
1 / 3

Особо выделяются картины темперой греческих авторов. Они делали свои краски на основе оливкового масла, придавая им особую структуру и блеск. Недостатком оливковых красок был долгий период высыхания.

Дионисий - Радостное страдание
Дионисий - Спас в силах
1 / 2

В России яичная темпера нашла применение, главным образом, в церковной живописи. Благодаря этой технике до наших времен сохранились дивные образцы старинной храмовой росписи и иконографии.

Жан Эдуар Вюйар - Доктор-дантист Луи Вило в своем кабинете
Жан Эдуар Вюйар - Аннет Натансон, Люси Хессель и Мишо Савье за завтраком
Жан Эдуар Вюйар - Доктор Васкес и его помощник доктор Парву в госпитале де ла Пейе
1 / 3

Современные синтетические краски, созданные по новейшим технологиям, отличаются высоким качеством, и сегодня живопись темперой возвращает былую популярность. Составы прекрасно ложатся на холст, в течение долгого времени остаются яркими, отличаются большим разнообразием цветов.

Виды темперы

Все темперные краски создают по единой технологии, а различаются, главным образом, эмульсионными компонентами. Основные виды темперных красок:

  • яичная (в качестве эмульсии применяются свежие куриные яйца);
  • казеино-масляная (связующими веществами выступают водная эмульсия казеина и растительное масло);
  • акриловая (содержат водную взвесь полиакрилатов);
  • восково-масляная (готовят на основе эмульсии воска с водой с добавлением растительных масел и поверхностно-активных веществ);
  • поливинилацетатные (современные виды красок на основе водной эмульсии клея ПВА).

Жан Эдуар Вюйар - Зал керамики в Лувре
Жан Эдуар Вюйар - Комната Вюйара в Шато-де-Клей
Жан Эдуар Вюйар - Мадам Хессель, читающая книгу
1 / 3

В древности использовали краски на основе натуральных ингредиентов (наиболее была распространена яичная). Для приготовления эмульсии использовался яичный белок (иногда с добавлением желтка), смешанный с водой в определенной пропорции. У яичного желтка идеальный эмульгирующий состав (яичное масло, лицетин, альбумин), позволяющий делать краски необычайно твердыми и качественными.

Рафаэль Санти - Дама с единорогом
Рафаэль Санти - Алтарь дома Колонна. Мадонна с младенцем на троне и со святыми (Мадонна в алтаре)
1 / 2

Еще в состав краски входили натуральный консервант (белое вино, уксус), красящий пигмент, натуральный ароматизатор.

Остальные виды темперы появились гораздо позже. Сегодня они изготавливаются промышленными методами на основе современных технологий.

Современная темпера

Казеино-масляная темпера отличается универсальным составом, позволяющим применять ее на различных поверхностях (бумага, картон, стекло, штукатурка, дерево). После нанесения краска быстро сохнет, образуя ровный и прочный слой.

Эмульсию готовят из очищенного льняного масла, разведенного в водном растворе казеина (применяется как связующий элемент), ализаринового масла (используется в качестве эмульгатора), фенола (антисептик). Для масляной темперы подойдет только качественный пигмент тонкого помола.

Жан Эдуар Вюйар - Мадам Марсель Капфере в своем доме
Жан Эдуар Вюйар - Мадам Валь Синави в квартире на Рю де Кале
1 / 2

Поливенилацетатная темпера – наиболее современный вид краски, получаемый при смешении синтетических смол, искусственных стабилизаторов и веществ, улучшающих структурность. Этот вид темперы отличается универсальными свойствами, пригоден для различных техник письма.

Краски ПВА обладают высокой прозрачностью, прочны, но очень быстро высыхают. Можно смело работать ими, нанося несколько слоев и не опасаясь расслаивания. Но работать следует очень быстро. Для работы подойдут любые виды поверхностей. Если необходимо избежать матовой текстуры, поверхность покрывают лаком.

Рафаэль Санти - Чудесный улов рыбы
Рафаэль Санти - Введение во храм. Алтарь Одди. Пределла
Рафаэль Санти - Поклонение волхвов. Алтарь Одди. Пределла.
1 / 3

Восково-масляная темпера создается на основе пчелиного воска, содержит связующие вещества (казеиново-масляную эмульсию или эмульсию ПВА). В качестве вспомогательных ингредиентов применяют органические смолы и масла. Красящий слой восково-масляной темперы обладает высокой стойкостью и укрывистостью.

Материал хорошо ложится на загрунтованные поверхности. Высыхает довольно долго, и, после высыхания немного темнеет. Благодаря восковой основе, окрашенные поверхности приобретают красивый глянцевый налет.

Жан Эдуар Вюйар - Мадам Вайль и ее дети
Жан Эдуар Вюйар - Пейзаж в Сен-Жаке
Жан Эдуар Вюйар - Месье и мадам Фейдо на диване
1 / 3

Акриловая темпера готовится на основе акриловой смолы. Отличается устойчивостью к внешним раздражителям, в зависимости от компонентов бывает матовой или глянцевой.

Современные виды темперы по качеству не уступают тем, что применялись в древние времена. Наносимые на поверхности слои ложатся ровно, обладают матовым оттенком. У краски множество сфер применения (включая станочную живопись, настенные росписи). Она невосприимчива к солнечным лучам, влаге, изменениям температурного режима.

Жан Эдуар Вюйар - Портрет Терезы Дорни
Жан Эдуар Вюйар - Библиотека
Жан Эдуар Вюйар - Завязывание шнурков
1 / 3

Современной темперой можно рисовать, используя любые приемы – тонкую, воздушную лессировку, пастозную живопись или оба метода вместе. Один из недостатков — быстрое высыхание после нанесения.

Свойства и особенности

Художники, работающие в технике темперы, отмечают основные особенности применения темперных красок:

  • Окрашенные поверхности становятся темнее после высыхания краски.
  • Отсутствие текстурности красок дает возможность тщательно прорисовывать тончайшие детали.
  • После полного высыхания слой темперы становится устойчив к воздействию окружающей среды. Это позволяет использовать краску на открытых поверхностях.
  • Краска хорошо пропитывает пористые поверхности (например, древесину), поэтому удалить ее довольно сложно.
  • Для того чтобы защитить готовую работу от повреждений и влаги, наносят покрывной лак (даммарный или акрил-фисташковый).
  • При покупке темперных красок очень важно обращать внимание на срок годности. Несвежая краска существенно снижает свои качества.
  • Наиболее выигрышный способ нанесения темперных красок – лессировочная техника, дающая возможность прорисовывать мелкие детали.

Отличия темперы от акварели, акрила, масла и гуаши

Темпера считается довольно сложным материалом по сравнению с другими видами красок. При работе необходимо учитывать существующие отличия:

  • С течением времени темперные краски не усыхают, а сохраняют объем. У масляных процесс деформации красочного слоя продолжается довольно длительное время.
  • В связи с высокими растворяющими способностями с темперой нельзя работать «по-мокрому». Чтобы не произошло смешивания слоев, нужно дождаться высыхания нижнего слоя краски.
  • Темперные краски (при работе в пастозной технике) ложатся плотным слоем, полностью скрывая нижний фон.
  • Краски на белковой основе обладают хорошей эластичностью. Они не смываются, не покрываются трещинами с течением времени.
  • Темперная техника обеспечивает высокую четкость линий и плавный переход от более ярких тонов к менее насыщенным.

Процесс рисования

Технику рисования темперой иногда сравнивают с техникой работы маслом или акварелью. Отличия заключаются в особом составе темперных красок.

Готовясь к творческому процессу, предварительно обрабатывают рабочую поверхность (подходят холст, картон, дерево). Ее полотно покрывают грунтовкой на основе клея или эмульсии. Помня о быстром высыхании, цвета подбирают и смешивают на палитре.

В качестве инструмента берут кисти из щетины, а для прорисовки мелких элементов – тонкие колонковые кисточки.

Рафаэль Санти - Портрет Перуджино
Рафаэль Санти - Мадонна Конестабиле
Рафаэль Санти - Благовещение. Алтарь Одди. Пределла
1 / 3

Современные темперные краски обладают большими возможностями и не требуют разработки специальных техник. Прорабатывая темные или ярко окрашенные элементы, используют пастозную технику или технику подмалевок. Полученную картину можно будет сравнить с работой, написанной маслом, но краски получатся более интенсивными и насыщенными.

Жан Эдуар Вюйар - Париж. Площадь Винтимилль
Жан Эдуар Вюйар - Площадь Винтимилль. Пятипанельная ширма для Маргариты Шапен
1 / 2

Светлые и прозрачные элементы прорисовывают, используя технику лессировки. При этом желательно, чтобы рабочая поверхность, на которую наносится красящий слой, была тоже светлой.

По окончании работы картину покрывают лаком, чтобы придать ей умеренный блеск и защитить от влаги. Нужно следить, чтобы слой лака не был слишком толстым. Это может исказить оттенки (сделать их более темными). К тому же станут рельефнее неровности.

Жан Эдуар Вюйар - Портрет мадам Гери
Жан Эдуар Вюйар - Сад в Вокрессо
Жан Эдуар Вюйар - Портрет Тедье Натансона в кресле
1 / 3

Чтобы избежать преждевременного высыхания краски, при работе используют несколько способов:

  • Рисунки темперой выполняют в быстром, стремительном темпе.
  • Процесс работы разбивают на несколько этапов.

Некоторые художники, стремясь отдалить момент высыхания, добавляют в краску немного глицерина, меда или сахара.

История живописи темперой

Темперная живопись зародилась в Древнем Египте, более 3 тысяч лет назад. Египетские мастера применяли ее при росписи саркофагов. Многие живописцы стремились узнать технику приготовления стойких темперных красок. Постепенно метод стал распространяться, приобретать популярность.

Феофан Грек - Успение Богородицы
Успение Богородицы
Феофан Грек

Многочисленные находки археологов говорят об использовании темперы в странах Ближнего Востока, Индии, Древней Греции. Здесь техника темпера использовалась преимущественно во фресковой живописи.

Феофан Грек - Богоматерь
Богоматерь
Феофан Грек

В древнем Риме темперу впервые применили в монументальной живописи. Об этом свидетельствуют многочисленные раскрашенные статуи, стены древнего Колизея, испещренные картинами гладиаторских боев. А среди самых известных примеров использования темперной живописи в римском искусстве называют портрет императора Септимуса Северуса с семьей на деревянной панели.

Тондо Северов. Луций Септимий, Юлия Домна, Каракалла и Гета, лицо которого стёрто
Тондо Северов. Луций Септимий, Юлия Домна, Каракалла и Гета, лицо которого стёрто

Большой след оставила темпера и в искусстве Византии, придя на смену энкаустику. С крещением Руси эту традицию переняли и русские иконописцы. В XV веке темпера стала очень популярна в России. Применялась она, главным образом, в иконописи и народном творчестве (искусство Палеха).

Дионисий - Одигитрия Смоленская
Одигитрия Смоленская
Дионисий

Среди известных иконописцев, работающих в технике темперы, были Феофан Грек, Дионисий, Андрей Рублев. Почти все иконы, составляющие основу духовного наследия, написаны темперными красками. Художников привлекала доступность красок, простота приготовления и отличное качество. Они очень ценили то, что краски, с течением времени, оставались яркими и не тускнели.

Андрей Рублёв - Святая Троица
Святая Троица
Андрей Рублёв

С этого времени темпера прочно заняла лидирующее место в Росси вплоть до XVII века. И только в XX веке, благодаря появлению современных качественных материалов популярность техники опять существенно возросла.

10 лучших художников, писавших темперой

Темперу использовали большинство русских иконописцев. Они оставили богатое духовное наследие в качестве икон и храмовых росписей, которые писали по дереву.

Начиная работу, художники покрывали доски гипсовой основой – левкасом. Сначала они прописывали крупные объекты, тщательно прорабатывая контуры. В заключение писали лица, блики, мелкие штрихи. Давали работе хорошо просохнуть и покрывали поверхность олифой.

Технику живописи темперой активно использовали многие художники эпохи раннего Возрождения, вплоть до изобретения масляных красок. В их арсенале портреты темперой, натюрморты, миниатюрная живопись, графика.

Известен также целый ряд мастеров современного искусства, отдававших силы для возрождения темперной техники.

Вот несколько наиболее известных художников, работавших в этой технике.

Андрей Рублев (1360-1428)

Основатель московской школы иконописи. Канонизирован Русской православной церковью и принял монашеский постриг в Андрониковой монастыре. В 1405 году расписывал стены Успенского собора в Кремле.

Андрей Рублев - Страшный суд
Страшный суд
Андрей Рублев

Наиболее известные работы: фреска «Страшный суд», иконы иконостаса Троицко-Сергиева монастыря. Ему принадлежит самая удивительная работа составляющая часть духовного наследия России – «Святая Троица».

Феофан Грек (1340-1410)

Феофан Грек - Спас Вседержитель в куполе церкви Спаса Преображения
Спас Вседержитель в куполе церкви Спаса Преображения
Феофан Грек

Константинопольский художник, основавший Новгородскую школу живописи. Родился в Византии. Живя в Великом Новгороде, расписал множество храмов. Самое известная работа Новгородского периода творчества – изображение Спаса Вседержителя в куполе церкви Спаса Преображения на Ильиной Улице.

Дионисий (1440-1503)

Дионисий - Богоматерь Одигитрия
Дионисий - Победа света над тьмой
Дионисий - Царственные нищие
1 / 3

Лучший иконописец Москвы и мастер фресок, работавший в XV-XVI веках. Вместе со старцем Митрофаном делал росписи Рожденственного собора в Пафнутьево-Боровском монастыре, работал в Иосифо-Волоколамской обители, участвовал в восстановлении иконы Богоматери «Одигитрия». У него заказывали иконы самые знатные люди того времени.

Рафаэль Санти (1484-1520)

Рафаэль Санти - Святое семейство с агнцем (Мадонна Фальконьери)
Святое семейство с агнцем (Мадонна Фальконьери)
Рафаэль Санти

Итальянский художник, мастер графики, работавший в эпоху Возрождения. Представитель умбрийской живописной техники. Одна из самых прославленных работ мастера – «Святое семейство с агнцем (Мадонна Фальконьери)». Живя во Флоренции, он создал около 20 картин, на которых изображена Мадонна с младенцем. Несмотря на стандартные сюжеты, каждая из них не лишена индивидуальности.

Джон Сингер Сарджент (1856 –1925)

Этот живописец большую часть жизни прожил в Лондоне и Париже. Родители с детства разглядели в нем будущего художника и поддержали это увлечение. Основное художественное образование мастер получил в Париже.

Джон Сингер Сарджент - Рыбацкие лодки
Джон Сингер Сарджент - Сбор оливок
1 / 2

Известный портретист того времени, но в конце жизни больше времени с мольбертом стал проводить на природе, изображая пейзажи. Известные работы: Сбор оливок, Рыбацкие лодки.

Жан Эдуар Вюйар (1868-1940)

Жан Эдуар Вюйар - Солнечный интерьер
Жан Эдуар Вюйар - Мадам Жоан Блок с детьми. Первая версия
1 / 2

Французский постимпрессионист, мастер небольшого портрета и больших, живописных панно. Любил изображать людей (преимущественно, своих знакомых) в интерьерах, делая детали как бы частью портретов. А вот выражения лиц на его картинах нечетки, погружены в тень. Известные работы «Мадам Жоан Блок с детьми. Первая версия», «Солнечный интерьер», «Портрет Терезы Дорни».

Марк Захарович Шагал (1887-1985)

Марк Захарович Шагал - Эдемский сад
Марк Захарович Шагал - Драма
1 / 2

Еврейский художник, родившийся и творивший в Беларуси, а затем в Америке и Франции. Создатель собственного стиля. Многие из картин посвящены родному и бесконечно любимому Витебску. Визитной карточкой являются парящие Люди и животные. Известные картины: Эдемский сад, Драма.

Напишите, что вы думаете о статье «Чем известна живопись темперой: описание техники, примеры картин, история»
Ваш адрес email не будет опубликован.

вверх