57 красивых этюдов известных художников, особенности работы в живописи

57 лучших Этюдов

Этюд в живописи – это учебная работа для изучения натуры. С помощью кисти, карандаша, художники создают свои рабочие рисунки, необходимые для набивания руки и глаза. Пишут этюды с натуры быстро, как можно достовернее, схематично. В большинстве случаев они не несут в себе художественной ценности, за исключением черновых рисунков, эскизов и других работ великих живописцев. Такие шедевры хранят в музеях, картинных галереях и частных коллекциях.

Алексей Петрович Боголюбов - Морской вид. Этюд
Алексей Степанович Степанов - Этюд 1894 года
Василий Иванович Суриков - Странник. Этюд
Джон Уильям Уотерхаус - Филлис. Этюд
Илья Ефимович Репин - Пилигрим. Этюд
Карл Павлович Брюллов - Няня. Этюд
Поль Синьяк - Завтрак. Этюд
1 / 7

Определение этюда в живописи

В переводе с французского слово «этюд» означает изучение. В изобразительном искусстве он несет на себе основную функцию, выступает как подготовительный материал для большой серьезной работы, которая никогда не бывает законченной, так как не содержит в себе идею.

Иван Константинович Айвазовский - Море. Этюд
Василий Фадеевич Дёмин - Этюд
Алексей Кондратьевич Саврасов - Весна. Этюд
Илья Ефимович Репин - Горбун. Этюд
Илья Ефимович Репин - Странник. Этюд
1 / 5

Это первые наброски, которые в будущем станут частью общей картины. В них много хаотичного, временного, не имеющего никакого отношения к главному замыслу. Зачастую их создают не для всей картины в целом, а для разработки одной части будущего творения.

Виды этюдов

Разделяют два вида рабочих рисунков: пленэрные и студийные. Первые пишут на открытом воздухе, подсматривая за природой, тогда как вторые творят в мастерских. В пленэрных живописец концентрируется на цвете и освещении, а в студийных – главную роль выполняют форма и расположение предметов.

Илья Ефимович Репин - Этюды Л. Н. Толстого
Рафаэль Санти - Этюд к картине Преображение
Рафаэль Санти - Этюд сидящей обнаженной женщины
1 / 3

Интересно, что импрессионисты ввели моду на пленэрные произведения. Они рисовали на природе, чтобы уловить и передать естественное освещение. До них картины писали в специально отведенных помещениях.

Функции или задачи

В зависимости от творческого подхода рабочие рисунки художников делят на краткосрочные и длительные. Назначение краткосрочного – увековечение сиюминутного, конкретного состояния натуры, например, переход от сумерек к ночи, или восход (закат) солнца. Другими словами, художник творит практически за считанные минуты или даже секунды для запечатления быстро сменяющихся событий.

Микеланджело - Подношение денег. Этюд по работе Мазаччо
Микеланджело - Различные этюды
Микеланджело - Этюд для Мадонна с младенцем и Св. Иоанн
1 / 3

В свою очередь, длительные произведения выполняют неспеша, за несколько сеансов и часов, всестороннее рассматривая и изучая натуру. Много времени уделяют форме, характеру, движению, пропорциям, подробному отражению, внешнему виду натуры. Обычно так пишут натюрморты, портреты.

История этюдов

Расцвет живописи произошел в XIV-XVI века, в эпоху Возрождения. Именно тогда стало модным декорировать дома картинами, которые занимали всю стену от пола до потолка. Этюдами особо не дорожили, использовали только как подготовительный материал.

Рафаэль Санти - Этюд к картине Коронование Марии. Голова смотрящего вверх (апостол Фома)
Рафаэль Санти - Этюд к картине Коронование Марии. Группа апостолов
Рафаэль Санти - Этюд к картине Коронование Марии. Два апостола
Рафаэль Санти - Этюд. Положение во гроб
1 / 4

До наших дней сохранились натурные работы Микеланджело к росписи Сикстинской капеллы, «Коронование Марии», «Положение во гроб» Рафаэля Санти, этюды рук, голов Леонардо да Винчи и других мастеров изобразительного искусства.

Пьер Огюст Ренуар - Этюд
Василий Кандинский - Этюд к картине Врата
Давид Петрович Штеренберг - Париж. Этюд
1 / 3

Между тем уже к середине XIX века отношение к конечному продукту в живописи (картине) резко изменилось. Черновые рисунки приобрели вторую жизнь благодаря французским импрессионистам. К ним присоединились русские живописцы, первым из которых стал А. К. Саврасов, призывавший своих учеников «учиться у натуры».

Левитан И.И. - Вечер. Дорога в лесу. Этюд
Константин Коровин - Кремль. Этюд
Константин Коровин - На берегу моря
Поленов В. Д. - В Крыму. Этюд
Серов В.В. - Голова Европы. Этюд
1 / 5

Этюды русских художников В. Д. Поленова «В Крыму», И. И. Левитана «Дорога в лесу», В. В. Серова «Голова Европы» и многие другие прославились на весь мир. Особенно преуспел натурными твореньями Константин Коровин «Кремль», «На берегу моря», практически не писавший тематических картин.

Что такое этюд в других видах искусства

Понятие «этюд» находит активное применение в музыке, сценическом искусстве, в литературе, а также в шахматах. В музыке термин применяют, когда необходимо проработать беглость пальцев (стаккато или спиккато). Как правило, их объединяют в сборники, которые включают пьесы, способствующие приобретению разнообразных технических навыков.

Микеланджело - Этюд для Воскресения Христова 1533
Микеланджело - Этюд для Распятия 1541
Осип Эммануилович Браз - Бой быков. Этюд 1900-х годов
Эжен Делакруа - Алжирские женщины
1 / 4

Актерское мастерство невозможно представить без этюдов. С их помощью молодых лицедеев учат выстраивать историю, работать над собой и с партнером. Некоторые сценические работы предназначены для развития импровизации, быстрой реакции на выходящую из ряда вон ситуацию.

Микеланджело - Этюд для Битвы Кашина, 1503
Микеланджело - Этюд руки мраморного Давида и фигура бронзового Давида 1503
Рубенко В.Д. - Этюд
1 / 3

В литературе они нужны для упражнения воображения. Например, для описания пейзажа с помощью метафор, либо создания образа, характера через поведение героя и так далее.

Шахматисты тренируются с помощью этюдов, чтобы выйти из предложенного положения с наилучшим результатом.

Сравнение этюдов, эскиза, набросков, зарисовки

Этюд

Иван Константинович Айвазовский - Наваринская битва. Этюд
Исаак Ильич Левитан - Пейзаж со зданиями. Этюд
Исаак Ильич Левитан - Первый зеленый. Май. Этюд
Исаак Ильич Левитан - Озеро Комо. Этюд
Василий Верещагин - Часть стены Соломона в Иерусалиме. Этюд
1 / 5

Это практически законченная работа художника, которая в дальнейшем применяется для написания картины в целом. Например, для передачи падающих теней, расположения предметов, характера, настроение натуры. Рисунки обычно выполняется на бумаге, картоне или непосредственно на холсте кистью, одной краской или карандашом, углем.

Эскиз

Корнелис Схют - Эскизы мужских голов
Иван Иванович Шишкин - Эскизы деревьев
Валентин Александрович Серов - Нагая женщина
Эскизы к фреске спор о Святом Таинстве. Эскизы обнаженных фигур
1 / 4

Эскиз от этюда отличается своей задачей, продуманностью, композицией, передачей мысли художника, основной идеей. По сути, это набросок, графика, где проявляется не только сюжет будущей картины, но и расположение предметов, распределение тона. Обычно эскизные работы бывают незаконченными.

Наброски

Это рисунки, сделанные быстро без тщательного вырисовывания деталей. С помощью набросков художник передает первое впечатления от увиденного. Они могут состоять просто из выразительных линий или части будущей картины, например, рук, ног, головы изображаемого человека. В основном предназначены для рисования натур в движении, для передачи освещения, пропорции модели.

Микеланджело - Служитель. Этюд
Микеланджело - Этюд для Воскресения Христова
1 / 2

Рисуют карандашом, тушью, углем, маркером. На набросок уходит 10-15 минут.

Зарисовки

Это графическое изображение, выполненное с натуры. С их помощью изучают материал для будущего произведения, например, рисунка, картины или скульптуры. Рисуют тушью, фломастером, мягким карандашом, тонким графитом, шариковой, капиллярной ручкой. На работу уходит 30-40 минут.

Анри Матисс - Лидия - прическа в сетку
Павел Корин - Русь уходящая
1 / 2

Случается, что произведение великого художника утрачивается. Тогда натурные работы приобретают особый статус, оцениваются намного выше их обычной стоимости. В качестве примера – неоконченная картина П. Корина «Русь уходящая».

Этюды маслом

Франческо Айетс - Одалиска. Этюд
Исаак Левитан - Портрет писателя Антона Чехова. Этюд
Даниил Литвинов - Этюд цветов
Илья Ефимович Репин - Христос. Этюд
1 / 4

Как правило, этюд фруктов или овощей пишут маслом и в закрытом помещении. Художник подбирает натуру, краски, кисти, подготавливает (грунтует) холст. Обычно масляные краски долго сохнут, поэтому живописцы избегают наносить слишком толстый слой на холст. Порой на работу уходит несколько сеансов, так как, прежде чем наносить очередной слой краски, нужно подождать, чтобы высох предыдущий.

Этюды акварелью

Эдгар Дега - Скрипач. Этюд
Скрипач. Этюд
Эдгар Дега

Вблизи акварели, например, этюд цветов, создают впечатление неоконченной работы. Если же рассматривать их с определенного расстояния, то все шероховатости исчезают. Это не удивительно, так как незначительные детали художники опускают или обобщают, тогда как значимые – выделяют смелыми мазками.

Этюды карандашом

Микеланджело - Руки и торс. Этюд
Эжен Делакруа - Трагедия Медеи
1 / 2

Этюды пейзажей зачастую выполняют карандашом, так как рисование природы требует особых, быстрых навыков. Художник уже не берет с собой на природу целый набор красок, кистей, холстов и других принадлежностей. Все, что ему нужно – это лист бумаги небольшого формата, коробка карандашей и стиральная резинка.

Напишите, что вы думаете о статье «57 красивых этюдов известных художников, особенности работы в живописи»
Ваш адрес email не будет опубликован.

вверх