Кубизм – это модернистское направление живописи, изображающее композицию в виде примитивных геометрических фигур. Впервые революционные образы авангардного жанра появились в период популярности фовизма во Франции XX века.
Основоположниками уникального стиля являются испанские художники П. Пикассо и Х. Грис. Молодые живописцы «буквально» поняли совет английского искусствоведа Э. Гомбриха на примерах работ французского постимпрессиониста П. Сезанна. Историк рекомендовал «рассматривать композицию как базовую модель геометрической структурности».
В 1907-1908 годах миру были представлены картины «Авиньонские девицы» (П.Пикассо) и «Дома в Эстаке» (Х.Грис), Композиции выполнены путем комбинации геометрических фигур, структурно образующих объемное изображение. Полотна вызвали художественный диссонанс. Идеи кубизма, как нового направления, тут же были подхвачены известными интрансигентами и поклонниками авангардизма.
Описание стиля
Художественный стиль кубизм стал необычной моделью искусственного авангарда, где фундаментальное значение принадлежит острым углам, прямым линиям и нейтральным оттенкам. Основной тезис – рисунок не должен быть реалистичным. Изображение больше напоминает пазл, который мысленно собирает зритель.
Образная концепция этого направления выстроена на попытках разложить предмет на пространственную форму или модель, выражая тем самым многогранность его представления. Полотна этого стиля легко распознать по плоскому и двухмерному изображению, с использованием цветового нейтрала и прямолинейного ракурса. Кубические полотна отличаются переизбытком геометрически правильных пропорций, углов и линий на фоне индифферентного колорита.
Отказ от объема реальных изображений в искусстве положил начало уникальному стилю особого авангарда, полностью отрицавшего перспективу и светотени. Кубизм в живописи намеренно деформировал, иррационально разбивал и моделировал наборы геометрических фигур абсолютно нелогичных между собой. Лишенное реализма направление оказалось противоречивым для индивидуального развития стиля кубизма в искусстве.
Черты кубизма
Для кубизма характерны черты прямых геометрических форм, завуалированных в узких сюжетах (портреты, натюрморт, постройки), осознанно деформированных угловатыми, грубыми штрихами, и лишенных реалистичности. Это направление живописи, где формальные части изображения важнее, чем цветовая гамма.
Картины в стиле кубизма ассиметричны и неправдоподобны, где объекты выглядят как комплекс плоских геометрических форм. В рисунках не учтены перспективные аспекты и приглушена колоритная гамма.
Например, портрет содержит одновременное изображение лицевой части в профиле и фасе. Или, как вариант идейного самовыражения, привлечение техники коллажа – добавление к основе разнородных элементов (наклеивание предметов, газетных вырезок, разнофактурной ткани) для создания особой формы произведений «синтетического» кубизма.
Игра с реальностью посредством вклеивания посторонних вещей существовала еще со времен барокко. В классике коллаж считался высшим мастерством художника, анонсируя зрителю выбор – найти отличия между оригиналом и копией. В кубизме фокус уравнивал эти понятия как две одинаковые реальности. Коллажные эксперименты проводились в период 1910-1912 года и отнесены к становлению и развитию аналитической формы радикального направления живописи.
Как понять кубизм
Источником возникновения революционного стиля считается парадоксальные работы французского постимпрессиониста Поля Сезанна. Художник использовал многомерную стилистику передачи видения объекта.
Из его творчества последователи кубизма взяли искажающий эффект ракурса, одновременную демонстрацию изображения в разных аспектах, колоритную сдержанность цветовой гаммы и объем с устойчивой и весомой конфигурацией. Тезис кубистов «смотрим геометрическим путем» нашел свое оправдание в основах техники рисования.
Несмотря на критику, новаторы кубизма дробят объект на грани, переворачивают или выворачивают его на плоскости, с благородной целью – дать зрителю ощущение объемности со всевозможных позиций рисунка.
Основная концепция кубизма состоит из смыслового понятия времени. Чтобы рассмотреть изображение, зритель вынужден мысленно поворачивать, переворачивать объект, заглядывать внутрь и обходить его вокруг.
По сути, кубизм изображал то, что знал автор, а не то, что он видел. Один из основоположников кардинального стиля оптического преломления П.Пикассо характеризовал свои работы так – «я пишу подобно натуре, но не саму натуру».
Понять направление искусства без изучения картин его последователей практически невозможно. По мнению основоположников стиля Брака и Пикассо, «объективность изображения достоверно и максимально только при демонстрации его смешанных ракурсов».
Да, кубизм – это некрасивая форма визуализации рисунка, но она полна сложной символики и идейного совершенства как отдельная вид фрагментации западной культуры.
История возникновения
Официальное появление художественного направления «кубизм» датируется 1905-1907 годами. История жанра начинается с двух эксцентричных попыток изменить традиционную художественную концепцию предметной имитации. В 1907 годах культурному миру представлена картина П. Пикассо «Авиньонские девицы», с взглядом Сезанна на африканский мотив. Пока друг находился в эйфории иберийской культуры, французский художник Ж. Брак резко переходит на лаконизм и предметную геометризацию, анонсировав обществу свое понимание идей Сезанна – картину «Дома в Эстаке».
Если работа испанца откровенно демонстрировала принципиальный авангардизм в виде формального анализа, то француз понял идею темпераментного постимпрессиониста как множество перспективных мнений.
Первая реакция общественности на революционное искусство была предсказуемой. В 1908 году картина Ж. Брака подверглась жесткой критике влиятельного Луи Воселя, который назвал произведение «кубическим причудом». В то же время известный фовинист, француз Анри Матисс охарактеризовал полотно Брака «кубиками».
Несмотря на негативную оценку воспринимаемых образов, до 1911 года революционный стиль кубической живописи остается лишь экспериментальным маршрутом уникального тандема творческой энергии двух ярких поклонников творчества Сезанна – Брака и Пикассо.
Фазы
Современные искусствоведы определяют три основные фазы развития кубизма, где переход к каждому последующему этапу живописи еще сильнее вытесняет реалистичность из техники написания картин, восполняя пробелы геометрией.
- Сезанновский кубизм (1907-1909 гг.). Начальный этап возникновения и развития своеобразного жанра, основанного на переплетении экспериментальных форм живописи от Поля Сезанна с иберийской тематикой. Последователи стиля отдаляются от истинного изображения предмета, визуально разлаживая его на отдельные геометрические части. Объективная декомпозиция приводит к колоритной закономерности – передние составляющие части картины окрашиваются теплыми тонами, задний план в холодных оттенках.
- Аналитический кубизм (1909-1912гг.). Время, когда кубисты начинают экспериментировать с объемной формой и перспективной зоной рисунка. Направление характеризуется появлением полупрозрачных плоскостей с переливчатыми оттенками, а также хаотичным расположением геометрических форм.
- Первые элементы эстетики синтетического кубизма (1913-1914 гг.) заметны в работах испанского художника Хуана Гриса. По мнению американского литературного теоретика Гертруды Стайл, акварелиста можно считать одним из основателей дерзкого стиля геометризации объемов, поскольку «Пикассо был учителем, а Грис дополнил абстракцию выразительной фантазией». В этом направлении для полноты конструкций рисунка кубисты используют поверхностную фактуру, рельефный орнамент или аппликации.
Таким образом, последователи первой стадии развития кубизма (сезанновского направления) выделили геометрические элементы, составляющие предмет, и разграничили его от пространства. Аналитические кубисты провели экспериментальное дробление объекта на геометрические срезы, тем самым показав предмет под разным углом зрения.
Для передачи визуального соприкосновения формы и пространства в своих композициях художники использовали технику коллажа. Характерные черты жанра синтетического кубизма – бессистемные репликации или другие видоизменения предмета. Последователи «синтетики» активно пользовались геометрическим конструированием с целью создания новой формы, обладающей самостоятельной иррациональной реальностью.
Кубизм в России
На удивление, французский авангардный кубизм быстро стал популярен в других странах. В России появление революционной техники кардинального искажения реальности связано с его первооткрывателем С.И. Щукиным, московским коллекционером и меценатом экспериментов Пикассо.
Русский кубизм стал переходной школой авангарда для большинства местных художников, оставив их на сезанновском этапе с незначительным самобытным его обогащением.
Примеры влияния стиля на русское искусство можно увидеть по работам объединения «Бубновый валет»:
- живописца П.П. Кончаловского – поклонник русской народной интерпретации цветовой конструкции П. Сезанна, известный по натюрмортам в стиле, близком фовизму и аналитическому кубизму;
- пейзажиста А.В. Куприн, который с 1910 года принял членство «Бубнового валета» и 14 лет писал натюрморты в стиле кубизма;
- художника И.И. Машкова, в 1911-1916 годы автор многих композиций с элементами сезаннизма и аналитического кубизма, представленных официальными выставками сообщества;
- еврейского живописца Р.Р. Фалька, основателя «Бубнового валета» и поклонника синтетического кубизма в период с 1910 до 1916 года.
Другие, более радикально настроенные художники (В.Е. Татлин, К.С. Малевич и т.д.) быстро ориентировали элементы кубизма на тождественный ему по идейным соображениям, нейтральный футуризм. Интерференция дерзкого «француза» на формалистское направление искусства стала русским противовесом иностранной культуре, как передовое и свободное от запада авангардное движение.
10 известных художников-кубизмов
Новшество в восприятии, особая передача действительности, возможность реализации своей точки зрения и индивидуальная эмоциональность привлекли к кардинальному движению аудиторию знаменитых художников – иррационалистов.
Пабло Пикассо
Основатель кубизма – революционного направления эпохи Возрождения. Его стиль отвергал натурализм, практикуясь на сознательной деформации и деструкции объекта. В период «синтетики» автор стремится к колоритной гармонии, временами рисуя композиции уравновешенными овалами. Существенное кубическое влияние на творчество испанца закончилось в 1915 году.
Хуан Грис
Яркий поклонник модерна, в 1908 году был восхищен новым стилем кубического восприятия натуры. Вместе с П. Пикассо акварелист работал над созданием авторских моделей новаторского жанра. С 1913 года впервые на картинах в стиле кубизма использовал технику коллажа.
Жорж Брак
Основатель кубизма. Вместе с П. Пикассо стоял у истоков новаторского искусства объективной геометризации. В работах французского живописца акцентируется внимание на зрительной иллюзии и художественном представлении.
Фернан Леже
Под влиянием кубизма с 1909 года его работы становятся более абстрактными, с 1910 по 1914 года французский декоратор успешно экспонируется в выставках Брака и Пикассо.
Марсель Дюшан
В 1910-1920 годах стал пропагандировать радикальный авангардизм, близкий сюрреализму («Спускающаяся по лестнице обнаженная» 1912 года, «Двуликая невеста, раздетая холостяками» 1915-1923гг.). Сторонясь роли художника, он постоянно шокировал аудиторию реди-мейдом – провокационными объектами «готовых вещей», сопровождающиеся абсурдными комментариями автора.
Сальвадор Дали
В живописи испанец черпал вдохновение из творчества Пикассо. Сюрреалистические работы метра с элементами аналитического кубизма постепенно уступали место формированию более реалистичного собственного стиля. Полотна эпатажного Дали воплощали экстравагантную личность, обладающую сумасбродным индивидуальным сознанием.
Поль Сезанн
Великий французский постимпрессионист, сам того не осознавая, стал источником возникновения революционного стиля авангардизма. Он первый из художников использовал геометрическую пропорцию объекта в картине «Пьеро и Арлекин» 1888-1890 гг. Техника вдохновила других новаторов-живописцев, что привело к возникновению кубизма.
Пит Мондриан
Как истинный поклонник «денатурализационного» искусства, нидерландский художник пропагандировал отказ от естественной формы и переход к абстракции. С 1913 года картины Мондриана являлись композициями горизонтальных и вертикальных линий, в единении которых подразумевалось равновесие гармонии мироздания. Предельная ограниченность визуализации в творчестве кубиста впечатлила современников, что повлияло на графическую живопись будущего.
Казимир Малевич
Картины русского авангардиста демонстрировали поглощение западного влияния, сочетая в себе стиль аналитического кубизма и футуризма. Направление творчества Малевича отличалось от классической живописи Пикассо и Брака геометрической округлостью и правдоподобной визуализацией изображений.
Ромеро Бритто
Бразильский живописец в своих работах экспериментировал с элементами кубизма, граффити и поп-арта. Работы художника представляли собой яркие композиции геометрических узоров и округлостей в ярком колорите. Свое творчество Бритто называл «визуальным языком счастья, передающее оптимизм художника в окружающий мир».
Негативные особенности французского стиля оказали фундаментальное влияние на культурное наследие человечества. Сливаясь с другими направлениями, кубизм стал основоположником зарождения необычных и смелых художественных жанров.
Французская форма кардинального течения кубизма завершила свой период развития после первой мировой войны. Остатки авангардного стиля живописи еще прослеживаются в творчестве американских художников 30-х годов – М. Руселя, Дж. Марина, Л. Фенингейля.
10 известных картин в стиле кубизма
«Авиньонские девицы» П. Пикассо
Пабло Пикассо
Принципиальная работа в стиле раннего авангардизма. Используя простые геометрические формы, художник передает суть, демонстрируя взаимосвязь между фигурами без детализации внешнего облика.
«Три музыканта в масках» П. Пикассо
Пабло Пикассо
Портрет в стиле синтетического кубизма. Композиция создана яркими тонами и четкими геометрическими пропорциями. Персонажи больше похожи на элементы бумажные аппликации.
«Дома в Эстаке» Ж. Брак
Элементарное кубическое упрощение зданий, подчиненное строгим геометрическим схемам. Картина написана с использованием конструктивной цветовой гаммы, визуальная объемность достигается благодаря колоритной игре оттенков.
«Фантомас» Х. Грис
В картине использована техника создания коллажей из газетных вырезок. Полотно нарисовано в стиле синтетического кубизма. Именно Грис первым начал использовать фактурную яркость в работах этого направления.
«Спускающаяся по лестнице обнаженная девушка» М. Дюшан
М. Дюшан
Современники характеризуют рисунок, как пример общепризнанной классики модернизма. Композиция сочетает фрагменты футуризма и кубизма в последовательном наложении орнамента, подобно стробоскопическому эффекту.
«Натюрморт (чернильная склянка и скрипка)» Х. Грис
Х. Грис
Картина создана личным синтетическим методом – альтернативой фигуративному принципу кубизма. Авторский отзыв о работе – «Я буду конкретизировать то, что сначала было абстрактным. Начинаю от общего понятия, чтобы придти к реальному предмету».
«Скрипка и подсвечник» Ж. Брак
Рисунок выполнен в стиле аналитического кубизма с использованием приглушенных тонов.
«Матрос с баржи» Ф. Леже
Картина вызывает неоднозначное впечатление сумбурной абстракцией, где нет внешней детализации, но видна геометрическая взаимосвязь составляющих фигур.
«Дама в голубом» Ф. Леже
Живопись относится к направлению раннего абстракционизма с переплетением элементов синтетического кубизма. Художник обращает внимание на яркий внутренний мир женщины, изображая рисунок в броских оттенках без внешней детализации.
«Мандора» Ж. Брак
Картина является примером раннего аналитического кубизма. Натюрморт написан в мрачных оттенках. Здесь видно, что художник намеренно отказывается от колоритности, акцентируя внимание на деталях композиции.
Кубизм в других видах искусства
В искусстве кубизм стал претензионным стилем, сосредоточенным на идеях. Его стремительная атака иссякшего импрессионизма и вчерашнего фовизма эпохи Возрождения интерпретировалось как призыв к переменам в других областях искусства.
Кубистская культура не смогла стать единой частью мейнстрима. Однако идейная адаптация стиля пришлась по душе абстрактной скульптуре, архитектуре и прикладному искусству. Например, методика коллажа освободила художественное воображение. Внедрение новых материалов позволило усовершенствовать построение скульптур и разработать технику стороннего моделирования объекта.
Архитектурные геометрические качества кубизма можно найти в работах скульпторов-авангардистов – французов О. Цадкина, А. Лоренса, литовца Ж. Липшица, венгра Ж. Чаки и чеха Э. Филлы.
В эпоху Ренессанса изобразительное искусство стремилось к достижению максимальной реалистичности картинок. Дерзкий стиль кубизма полностью оторвал натуральную действительность и колоритную гармонию. Создание «плоского» портрета, пейзажа или натюрморта, пренебрегая объемами – главная особенность творчества новаторов-кубистов.
Абстрактная передача изображений путем построения геометрических фигур являлись вполне осязаемой, простой и незамысловатой моделью передачи авторской информации. Эти конфигурации скорее отображали эмоциональные аспекты, чем истинную реальность.
Подвергаясь рациональному осуждению, кубизм стал начальной школой авангардизма, уроки которой усвоили и по-своему трактовали великие мастера будущего поколения. Совершенно неожиданно новый и смелый творческий эксперимент прошлого нашел много поклонников среди меценатов и критиков будущего.