Как понять картины в стиле кубизм: особенности, история и художники

Кубизм – это модернистское направление живописи, изображающее композицию в виде примитивных геометрических фигур. Впервые революционные образы авангардного жанра появились в период популярности фовизма во Франции XX века.

1 / 5

Основоположниками уникального стиля являются испанские художники П. Пикассо и Х. Грис. Молодые живописцы «буквально» поняли совет английского искусствоведа Э. Гомбриха на примерах работ французского постимпрессиониста П. Сезанна. Историк рекомендовал «рассматривать композицию как базовую модель геометрической структурности».

1 / 5

В 1907-1908 годах миру были представлены картины «Авиньонские девицы» (П.Пикассо) и «Дома в Эстаке» (Х.Грис), Композиции выполнены путем комбинации геометрических фигур, структурно образующих объемное изображение. Полотна вызвали художественный диссонанс. Идеи кубизма, как нового направления, тут же были подхвачены известными интрансигентами и поклонниками авангардизма.

Описание стиля

Художественный стиль кубизм стал необычной моделью искусственного авангарда, где фундаментальное значение принадлежит острым углам, прямым линиям и нейтральным оттенкам. Основной тезис – рисунок не должен быть реалистичным. Изображение больше напоминает пазл, который мысленно собирает зритель.

1 / 3

Образная концепция этого направления выстроена на попытках разложить предмет на пространственную форму или модель, выражая тем самым многогранность его представления. Полотна этого стиля легко распознать по плоскому и двухмерному изображению, с использованием цветового нейтрала и прямолинейного ракурса. Кубические полотна отличаются переизбытком геометрически правильных пропорций, углов и линий на фоне индифферентного колорита.

1 / 5

Отказ от объема реальных изображений в искусстве положил начало уникальному стилю особого авангарда, полностью отрицавшего перспективу и светотени. Кубизм в живописи намеренно деформировал, иррационально разбивал и моделировал наборы геометрических фигур абсолютно нелогичных между собой. Лишенное реализма направление оказалось противоречивым для индивидуального развития стиля кубизма в искусстве.

Черты кубизма

Для кубизма характерны черты прямых геометрических форм, завуалированных в узких сюжетах (портреты, натюрморт, постройки), осознанно деформированных угловатыми, грубыми штрихами, и лишенных реалистичности. Это направление живописи, где формальные части изображения важнее, чем цветовая гамма.

1 / 3

Картины в стиле кубизма ассиметричны и неправдоподобны, где объекты выглядят как комплекс плоских геометрических форм. В рисунках не учтены перспективные аспекты и приглушена колоритная гамма.

1 / 5

Например, портрет содержит одновременное изображение лицевой части в профиле и фасе. Или, как вариант идейного самовыражения, привлечение техники коллажа – добавление к основе разнородных элементов (наклеивание предметов, газетных вырезок, разнофактурной ткани) для создания особой формы произведений «синтетического» кубизма.

1 / 3

Игра с реальностью посредством вклеивания посторонних вещей существовала еще со времен барокко. В классике коллаж считался высшим мастерством художника, анонсируя зрителю выбор – найти отличия между оригиналом и копией. В кубизме фокус уравнивал эти понятия как две одинаковые реальности. Коллажные эксперименты проводились в период 1910-1912 года и отнесены к становлению и развитию аналитической формы радикального направления живописи.

Как понять кубизм

Источником возникновения революционного стиля считается парадоксальные работы французского постимпрессиониста Поля Сезанна. Художник использовал многомерную стилистику передачи видения объекта.

1 / 3

Из его творчества последователи кубизма взяли искажающий эффект ракурса, одновременную демонстрацию изображения в разных аспектах, колоритную сдержанность цветовой гаммы и объем с устойчивой и весомой конфигурацией. Тезис кубистов «смотрим геометрическим путем» нашел свое оправдание в основах техники рисования.

1 / 3

Несмотря на критику, новаторы кубизма дробят объект на грани, переворачивают или выворачивают его на плоскости, с благородной целью – дать зрителю ощущение объемности со всевозможных позиций рисунка.

1 / 3

Основная концепция кубизма состоит из смыслового понятия времени. Чтобы рассмотреть изображение, зритель вынужден мысленно поворачивать, переворачивать объект, заглядывать внутрь и обходить его вокруг.

1 / 3

По сути, кубизм изображал то, что знал автор, а не то, что он видел. Один из основоположников кардинального стиля оптического преломления П.Пикассо характеризовал свои работы так – «я пишу подобно натуре, но не саму натуру».

1 / 3

Понять направление искусства без изучения картин его последователей практически невозможно. По мнению основоположников стиля Брака и Пикассо, «объективность изображения достоверно и максимально только при демонстрации его смешанных ракурсов».

1 / 3

Да, кубизм – это некрасивая форма визуализации рисунка, но она полна сложной символики и идейного совершенства как отдельная вид фрагментации западной культуры.

История возникновения

Официальное появление художественного направления «кубизм» датируется 1905-1907 годами. История жанра начинается с двух эксцентричных попыток изменить традиционную художественную концепцию предметной имитации. В 1907 годах культурному миру представлена картина П. Пикассо «Авиньонские девицы», с взглядом Сезанна на африканский мотив. Пока друг находился в эйфории иберийской культуры, французский художник Ж. Брак резко переходит на лаконизм и предметную геометризацию, анонсировав обществу свое понимание идей Сезанна – картину «Дома в Эстаке».

1 / 3

Если работа испанца откровенно демонстрировала принципиальный авангардизм в виде формального анализа, то француз понял идею темпераментного постимпрессиониста как множество перспективных мнений.

1 / 4

Первая реакция общественности на революционное искусство была предсказуемой. В 1908 году картина Ж. Брака подверглась жесткой критике влиятельного Луи Воселя, который назвал произведение «кубическим причудом». В то же время известный фовинист, француз Анри Матисс охарактеризовал полотно Брака «кубиками».

1 / 3

Несмотря на негативную оценку воспринимаемых образов, до 1911 года революционный стиль кубической живописи остается лишь экспериментальным маршрутом уникального тандема творческой энергии двух ярких поклонников творчества Сезанна – Брака и Пикассо.

Фазы

Современные искусствоведы определяют три основные фазы развития кубизма, где переход к каждому последующему этапу живописи еще сильнее вытесняет реалистичность из техники написания картин, восполняя пробелы геометрией.

1 / 3
  1. Сезанновский кубизм (1907-1909 гг.). Начальный этап возникновения и развития своеобразного жанра, основанного на переплетении экспериментальных форм живописи от Поля Сезанна с иберийской тематикой. Последователи стиля отдаляются от истинного изображения предмета, визуально разлаживая его на отдельные геометрические части. Объективная декомпозиция приводит к колоритной закономерности – передние составляющие части картины окрашиваются теплыми тонами, задний план в холодных оттенках.
  2. Аналитический кубизм (1909-1912гг.). Время, когда кубисты начинают экспериментировать с объемной формой и перспективной зоной рисунка. Направление характеризуется появлением полупрозрачных плоскостей с переливчатыми оттенками, а также хаотичным расположением геометрических форм.
  3. Первые элементы эстетики синтетического кубизма (1913-1914 гг.) заметны в работах испанского художника Хуана Гриса. По мнению американского литературного теоретика Гертруды Стайл, акварелиста можно считать одним из основателей дерзкого стиля геометризации объемов, поскольку «Пикассо был учителем, а Грис дополнил абстракцию выразительной фантазией». В этом направлении для полноты конструкций рисунка кубисты используют поверхностную фактуру, рельефный орнамент или аппликации.

Таким образом, последователи первой стадии развития кубизма (сезанновского направления) выделили геометрические элементы, составляющие предмет, и разграничили его от пространства. Аналитические кубисты провели экспериментальное дробление объекта на геометрические срезы, тем самым показав предмет под разным углом зрения.

1 / 3

Для передачи визуального соприкосновения формы и пространства в своих композициях художники использовали технику коллажа. Характерные черты жанра синтетического кубизма – бессистемные репликации или другие видоизменения предмета. Последователи «синтетики» активно пользовались геометрическим конструированием с целью создания новой формы, обладающей самостоятельной иррациональной реальностью.

Кубизм в России

На удивление, французский авангардный кубизм быстро стал популярен в других странах. В России появление революционной техники кардинального искажения реальности связано с его первооткрывателем С.И. Щукиным, московским коллекционером и меценатом экспериментов Пикассо.

1 / 3

Русский кубизм стал переходной школой авангарда для большинства местных художников, оставив их на сезанновском этапе с незначительным самобытным его обогащением.

Примеры влияния стиля на русское искусство можно увидеть по работам объединения «Бубновый валет»:

  • живописца П.П. Кончаловского – поклонник русской народной интерпретации цветовой конструкции П. Сезанна, известный по натюрмортам в стиле, близком фовизму и аналитическому кубизму;
  • пейзажиста А.В. Куприн, который с 1910 года принял членство «Бубнового валета» и 14 лет писал натюрморты в стиле кубизма;
  • художника И.И. Машкова, в 1911-1916 годы автор многих композиций с элементами сезаннизма и аналитического кубизма, представленных официальными выставками сообщества;
  • еврейского живописца Р.Р. Фалька, основателя «Бубнового валета» и поклонника синтетического кубизма в период с 1910 до 1916 года.

1 / 3

Другие, более радикально настроенные художники (В.Е. Татлин, К.С. Малевич и т.д.) быстро ориентировали элементы кубизма на тождественный ему по идейным соображениям, нейтральный футуризм. Интерференция дерзкого «француза» на формалистское направление искусства стала русским противовесом иностранной культуре, как передовое и свободное от запада авангардное движение.

10 известных художников-кубизмов

Новшество в восприятии, особая передача действительности, возможность реализации своей точки зрения и индивидуальная эмоциональность привлекли к кардинальному движению аудиторию знаменитых художников – иррационалистов.

Пабло Пикассо

1 / 5

Основатель кубизма – революционного направления эпохи Возрождения. Его стиль отвергал натурализм, практикуясь на сознательной деформации и деструкции объекта. В период «синтетики» автор стремится к колоритной гармонии, временами рисуя композиции уравновешенными овалами. Существенное кубическое влияние на творчество испанца закончилось в 1915 году.

Хуан Грис

1 / 5

Яркий поклонник модерна, в 1908 году был восхищен новым стилем кубического восприятия натуры. Вместе с П. Пикассо акварелист работал над созданием авторских моделей новаторского жанра. С 1913 года впервые на картинах в стиле кубизма использовал технику коллажа.

Жорж Брак

1 / 5

Основатель кубизма. Вместе с П. Пикассо стоял у истоков новаторского искусства объективной геометризации. В работах французского живописца акцентируется внимание на зрительной иллюзии и художественном представлении.

Фернан Леже

1 / 5

Под влиянием кубизма с 1909 года его работы становятся более абстрактными, с 1910 по 1914 года французский декоратор успешно экспонируется в выставках Брака и Пикассо.

Марсель Дюшан

1 / 2

В 1910-1920 годах стал пропагандировать радикальный авангардизм, близкий сюрреализму («Спускающаяся по лестнице обнаженная» 1912 года, «Двуликая невеста, раздетая холостяками» 1915-1923гг.). Сторонясь роли художника, он постоянно шокировал аудиторию реди-мейдом – провокационными объектами «готовых вещей», сопровождающиеся абсурдными комментариями автора.

Сальвадор Дали

1 / 5

В живописи испанец черпал вдохновение из творчества Пикассо. Сюрреалистические работы метра с элементами аналитического кубизма постепенно уступали место формированию более реалистичного собственного стиля. Полотна эпатажного Дали воплощали экстравагантную личность, обладающую сумасбродным индивидуальным сознанием.

Поль Сезанн

1 / 4

Великий французский постимпрессионист, сам того не осознавая, стал источником возникновения революционного стиля авангардизма. Он первый из художников использовал геометрическую пропорцию объекта в картине «Пьеро и Арлекин» 1888-1890 гг. Техника вдохновила других новаторов-живописцев, что привело к возникновению кубизма.

Пит Мондриан

1 / 3

Как истинный поклонник «денатурализационного» искусства, нидерландский художник пропагандировал отказ от естественной формы и переход к абстракции. С 1913 года картины Мондриана являлись композициями горизонтальных и вертикальных линий, в единении которых подразумевалось равновесие гармонии мироздания. Предельная ограниченность визуализации в творчестве кубиста впечатлила современников, что повлияло на графическую живопись будущего.

Казимир Малевич

1 / 3

Картины русского авангардиста демонстрировали поглощение западного влияния, сочетая в себе стиль аналитического кубизма и футуризма. Направление творчества Малевича отличалось от классической живописи Пикассо и Брака геометрической округлостью и правдоподобной визуализацией изображений.

Ромеро Бритто

Бразильский живописец в своих работах экспериментировал с элементами кубизма, граффити и поп-арта. Работы художника представляли собой яркие композиции геометрических узоров и округлостей в ярком колорите. Свое творчество Бритто называл «визуальным языком счастья, передающее оптимизм художника в окружающий мир».

1 / 3

Негативные особенности французского стиля оказали фундаментальное влияние на культурное наследие человечества. Сливаясь с другими направлениями, кубизм стал основоположником зарождения необычных и смелых художественных жанров.

Французская форма кардинального течения кубизма завершила свой период развития после первой мировой войны. Остатки авангардного стиля живописи еще прослеживаются в творчестве американских художников 30-х годов – М. Руселя, Дж. Марина, Л. Фенингейля.

10 известных картин в стиле кубизма

«Авиньонские девицы» П. Пикассо

Пабло Пикассо - Авиньонские девицы
Авиньонские девицы
Пабло Пикассо

Принципиальная работа в стиле раннего авангардизма. Используя простые геометрические формы, художник передает суть, демонстрируя взаимосвязь между фигурами без детализации внешнего облика.

«Три музыканта в масках» П. Пикассо

Пабло Пикассо - Три музыканта в масках
Три музыканта в масках
Пабло Пикассо

Портрет в стиле синтетического кубизма. Композиция создана яркими тонами и четкими геометрическими пропорциями. Персонажи больше похожи на элементы бумажные аппликации.

«Дома в Эстаке» Ж. Брак

Жорж Брак - Дома в Эстаке
Дома в Эстаке
Жорж Брак

Элементарное кубическое упрощение зданий, подчиненное строгим геометрическим схемам. Картина написана с использованием конструктивной цветовой гаммы, визуальная объемность достигается благодаря колоритной игре оттенков.

«Фантомас» Х. Грис

Х. Грис - Фантомас
Фантомас
Х. Грис

В картине использована техника создания коллажей из газетных вырезок. Полотно нарисовано в стиле синтетического кубизма. Именно Грис первым начал использовать фактурную яркость в работах этого направления.

«Спускающаяся по лестнице обнаженная девушка» М. Дюшан

М. Дюшан - Спускающаяся по лестнице обнаженная девушка
Спускающаяся по лестнице обнаженная девушка
М. Дюшан

Современники характеризуют рисунок, как пример общепризнанной классики модернизма. Композиция сочетает фрагменты футуризма и кубизма в последовательном наложении орнамента, подобно стробоскопическому эффекту.

«Натюрморт (чернильная склянка и скрипка)» Х. Грис

Х. Грис - Натюрморт (чернильная склянка и скрипка)
Натюрморт (чернильная склянка и скрипка)
Х. Грис

Картина создана личным синтетическим методом – альтернативой фигуративному принципу кубизма. Авторский отзыв о работе – «Я буду конкретизировать то, что сначала было абстрактным. Начинаю от общего понятия, чтобы придти к реальному предмету».

«Скрипка и подсвечник» Ж. Брак

Ж. Брак - Скрипка и подсвечник
Скрипка и подсвечник
Ж. Брак

Рисунок выполнен в стиле аналитического кубизма с использованием приглушенных тонов.

«Матрос с баржи» Ф. Леже

Ф. Леже - Матрос с баржи
Матрос с баржи
Ф. Леже

Картина вызывает неоднозначное впечатление сумбурной абстракцией, где нет внешней детализации, но видна геометрическая взаимосвязь составляющих фигур.

«Дама в голубом» Ф. Леже

Ф. Леже - Дама в голубом
Дама в голубом
Ф. Леже

Живопись относится к направлению раннего абстракционизма с переплетением элементов синтетического кубизма. Художник обращает внимание на яркий внутренний мир женщины, изображая рисунок в броских оттенках без внешней детализации.

 «Мандора» Ж. Брак

Ж. Брак - Мандора
Мандора
Ж. Брак

Картина является примером раннего аналитического кубизма. Натюрморт написан в мрачных оттенках. Здесь видно, что художник намеренно отказывается от колоритности, акцентируя внимание на деталях композиции.

Кубизм в других видах искусства

В искусстве кубизм стал претензионным стилем, сосредоточенным на идеях. Его стремительная атака иссякшего импрессионизма и вчерашнего фовизма эпохи Возрождения интерпретировалось как призыв к переменам в других областях искусства.

Кубистская культура не смогла стать единой частью мейнстрима. Однако идейная адаптация стиля пришлась по душе абстрактной скульптуре, архитектуре и прикладному искусству. Например, методика коллажа освободила художественное воображение. Внедрение новых материалов позволило усовершенствовать построение скульптур и разработать технику стороннего моделирования объекта.

Архитектурные геометрические качества кубизма можно найти в работах скульпторов-авангардистов – французов О. Цадкина, А. Лоренса, литовца Ж. Липшица, венгра Ж. Чаки и чеха Э. Филлы.

1 / 3

В эпоху Ренессанса изобразительное искусство стремилось к достижению максимальной реалистичности картинок. Дерзкий стиль кубизма полностью оторвал натуральную действительность и колоритную гармонию. Создание «плоского» портрета, пейзажа или натюрморта, пренебрегая объемами – главная особенность творчества новаторов-кубистов.

Абстрактная передача изображений путем построения геометрических фигур являлись вполне осязаемой, простой и незамысловатой моделью передачи авторской информации. Эти конфигурации скорее отображали эмоциональные аспекты, чем истинную реальность.

Подвергаясь рациональному осуждению, кубизм стал начальной школой авангардизма, уроки которой усвоили и по-своему трактовали великие мастера будущего поколения. Совершенно неожиданно новый и смелый творческий эксперимент прошлого нашел много поклонников среди меценатов и критиков будущего.

Напишите, что вы думаете о статье «Как понять картины в стиле кубизм: особенности, история и художники»
Ваш адрес email не будет опубликован.

вверх