Эра постимпрессионизма в живописи: представители, картины, история

Направление постимпрессионизм в искусстве рассматривается критиками как совокупность новаторских идей выдающих талантов конца XIX века (1880 – начало XX века). Так сложилось исторически, что интересное течение зародилось во Франции. Все те, кто овладели навыками импрессионизма, изучили все предыдущие классические направления в изобразительном искусстве, стали черпать вдохновение в другом: поиске индивидуального стиля.

1 / 5

Описание стиля

Для новой художественной эпохи характерны: отказ от общепринятых канонов, отказ от трёхмерного изображения. Используемые художественные приёмы – это декоративная стилизация, условное изображение предметов и людей.

1 / 3

На этих картинах не уловишь сиюминутный момент, наоборот, здесь все застыло «вне времени и пространства». Поэтому на портретах не увидишь внутреннего мира героев, не опишешь их психологического состояния.

1 / 4

Наоборот, любой представитель постимпрессионизма в живописи пытался через своё творение передать только собственные переживания. Часто он выбирал для своих шедевров мотивы, не свойственные европейскому стилю жизни. Например, жизнь аборигенов на острове Таити или японскую гравюру.

1 / 4

На гравюрах так же часто появляется и неприятие современности: трагическая безысходность красавиц из Мулен Руж, бессмысленная суета парижской богемы. Поэтому талантливые мастера ищут идеальный мир. Они находят вдохновение в тех местах, где нет цивилизации.

1 / 4

Общие особенности новоевропейского стиля:

  • На картинах время как бы остановилось.
  • Яркие цветовые пятна, игра красок.
  • Мозаичность деталей, кажется, что рисунок создавался ребёнком.
  • Герметичность, жёсткость, нет перспективы, нет объёма.
  • Нюансы художника не интересуют, изображена условная и плоская структура.
  • Есть идеи поиска идеального мира, идеальной Вселенной.
  • Через творение передаётся настроение, внутренние переживания автора.

1 / 4

Постимпрессионизм в живописи стал источником появления двух течений: пуантилизма и наби:

  • Для первого направления характерна точность, рисунок создаётся мазками правильной формы.
  • Второй вид близок к литературному символизму. Автор творения становится настоящим философом и вкладывает в своё творение смысл и идеи.

История возникновения

XIX век запомнилось нашим потомкам как время неоклассицизма, романтизма, академизма.  Авторы работ изображали людей и природу с академической точностью, изображая их эмоции и переживания. Однако среди талантов появлялись те, кто не хотел придерживаться фотографической точности, желал через картину вести диалог со зрителями, изображал все субъективно.

1 / 3

В 1886 году широкая французская публика познакомилась с такими философами на последней выставке импрессионизма, организованной в Париже. Здесь были представлены холсты Жоржа Сёра, Гогена и Ван Гога. Так импрессионизм стал родоначальником постимпрессионизма.

1 / 4

Франция стала родиной именитых художников, так как в Париже часто проходили творческие встречи, банкеты, мероприятия, выставки.  Из-за бурной городской жизни возник интерес к экспериментам, жажда поиска новых художественных решений не ослабевала.

1 / 5

Термин французский постимпрессионизм был употреблён впервые историком искусства Роджером Фрай по отношению ко всем направлениям творчества, возникшим с 1980 по 1905 год. Он понимал под этим течением реакцию на импрессионизм, некоторое отрицание старых догм.

1 / 5

С помощью символов стали общаться многие живописцы Европы. Этот факт побудил Роджера Фрая организовать выставку Grafton Gallery в Лондоне. Она называлась «Мане и художники-постимпрессионисты». Тут были представлены три выдающихся автора: Винсент Ван Гог, Поль Гоген и Поль Сезанн.

Был ли в России?

1 / 3

Направление постимпрессионизма пришло в Россию в начале XX века. Критики называют его «русский сезаннизм». Писать в стиле Роля пытались Кончаловский («Франция. Немур», 1908), Ларионов («Груша», 1908) и Гончарова («Пейзаж с красной землёй», 1909).

Отличия от импрессионизма, романтизма и реализма

Первым направлением, получившим развитие во Франции в первой половине XIX века, стал романтизм. Романтисты как будто бы искали отдушину от тусклой жизни. В своих картинах они воспевали сильных духом людей, одухотворяли природу, дополняли полотна экзотическими мотивами. В их произведениях был бунт, игра воображения.

1 / 3

Во второй половине XIX века в европейском искусстве стало сильно влияние реализма. Признаки этого направления – точное копирование реальных жизненных сцен. В этом смысле живописцы находились в конфронтации с направлением романтизма.

1 / 4

Сторонники направления импрессионизма стремились ярко чувствовать и передавать на своих полотнах свои мимолётные впечатления. При этом они естественно передавали объекты.

1 / 3

В отличие от импрессионизма, деятели новой школы стремились передать не ускользающую реальность, а вечные моменты. Их интересует все неизменное, длительное. У объектов сохраняются размытые границы, убирается трёхмерное изображение. Но предметы на плоскости остаются вне времени.

1 / 4

Постимпрессионизм – это крик души, субъективная оценка мира. Не зря настоящие шедевры получались из рук мастеров с непростой судьбой. Например, у Ван Гога картины стали носить субъективный характер. В них стал закладываться глубокий философский смысл.

10 великих художников –постимпрессионистов

Поль Сезанн

1 / 3

Поль Сезанн – яркий представитель постимпрессионизма, самобытный французский художник. Он пришёл к выводу, что все предметы в природе можно изобразить, используя только три формы: шар, конус и цилиндр. Любой пейзаж, натюрморт у него приобретал жёсткую условную структуру.

Анри де Тулуз-Лотрек-Монфа

1 / 5

В Европе он был известен как мастер графики и плаката. Француз любил изображать на полотнах сюжеты из кабаре «Мулен Руж». Для него это были люди, которые жили бесцельно и бездумно. На картинах передаётся болезненность, суета, бессмысленность жизни куртизанок и посетителей развлекательного учреждения.

Винсент Ван Гог

1 / 5

Искусство этого гения имеет религиозный подтекст, заповедью «Возлюби ближнего своего». Своими картинами он пытался показать красоту окружающего мира. Однако в жизни Винсента было много предательств и разочарований, поэтому просмотр его картин создаёт глубокий диссонанс у зрителя.

Поль Гоген

1 / 5

В своих творениях он описывал самобытность жизни аборигенов, красоту тайских женщин. Время на его полотнах как будто бы остановилось. Это идеальная Вселенная. Поэтому его акварель ярка и красочна.

Анри Матисс

1 / 5

Он первопроходец, который передавал свои эмоции через цвет и форму. Анри занимался и изобразительным искусством, и скульптурой. В 1910 году его творениями заинтересовали предприниматели из России Щукин и Морозов

Жорж Сёра

1 / 2

Жорж Сёра считается создателем пуантилизма. С помощью отдельных цветовых точек он воссоздавал свои творения на обычных деревянных дощечках.

Поль Серюзье

1 / 5

Живописец входил в состав группы наби. Под влиянием художественной фантазии он создавал причудливые образы. В его мифопоэтических композициях воспевается мир природы и быт бретонских крестьянок.

Анри Шарль Манген

1 / 5

Выпускник Высшей школы изящных искусств всю жизнь прожил во Франции, путешествовал по миру, выставлялся в Салоне независимых. На его полотнах изображены пейзажи Средиземного моря и портреты жены Жанны.

Огюст Эрбен

1 / 4

Родился на севере Франции. Известен как последователь геометрического абстракционизма.

Товидар Костка

1 / 4

Труд этого гения Венгрии получили признание только после смерти. Современники считали его картины «бредом сумасшедшего».

10 известных картин в стиле постимпрессионизм

Пейзаж «Гора Сент-Виктуар» Поль Сезанн

Поль Сезанн - Гора Сент-Виктуар
Гора Сент-Виктуар
Поль Сезанн

Горы застыли навечно и потеряли структуру.

«Кувшин и фрукты» Поль Сезанн

Поль Сезанн - Кувшин и фрукты
Кувшин и фрукты
Поль Сезанн

Художник игнорирует правильные проекции размещения предметов на столе. Яблоки можно рассмотреть с разных сторон.

«Мужчина с трубкой» Поль Сезанн

Поль Сезанн - Мужчина с трубкой
Мужчина с трубкой
Поль Сезанн

Портреты изображаются также, как и неодушевлённые предметы. У людей нет эмоций. Черты лица выглядят размазано.

«Две Таитянки» Поль Гоген

Поль Гоген - Две Таитянки
Две Таитянки
Поль Гоген

Мотивы исполняются яркими красками. На картине изображены две женщины топлесс. Одна из них держит цветы манго.

«Женщина, держащая плод» Поль Гоген

Поль Гоген - Женщина, держащая плод
Женщина, держащая плод
Поль Гоген

Художник изображает у таитянки плоское лицо. Вся природа рисуется им как узоры на её юбке.

«Откуда мы пришли? Кто мы? Куда идём?» Поль Гоген

Поль Гоген - Откуда мы пришли? Кто мы? Куда идём?
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда идём?
Поль Гоген

Картина заставляет задуматься о бессмысленности получения благ цивилизации.

«Пшеничное поле с кипарисами» Ван Гог

Ван Гог - Пшеничное поле с кипарисами
Пшеничное поле с кипарисами
Ван Гог

На картине изображена летняя идиллия: спелая пшеница, одинокий кипарис и маки. Небо похоже на узорчатый плед.

«Звёздная ночь над Роной» Ван Гог

Ван Гог - Звёздная ночь над Роной
Звёздная ночь над Роной
Ван Гог

В репродукции используются два любимых цвета мастера: ярко синий и ярко-жёлтый.

«Башмаки», Ван Гог

Ван Гог - Башмаки
Башмаки
Ван Гог

С этой картины «транслируется» чувство одиночество автора.

«Купальщики в Аньере» Жорж Сёра

Жорж Сёра - Купальщики в Аньере
Купальщики в Аньере
Жорж Сёра

Пейзаж нарисован небольшими цветовыми мазками. Сама картина оставлена на основе принципа контрастности.

Постимпрессионизм в других видах искусства

1 / 3

Французский постимпрессионизм оказал влияние на все сферы искусства, в том числе на музыку. Примером пуантилизма, то есть точечных мелодий считаются произведения Веберна («Вариации для фортепиано»). В этом случае музыка разделяется на отдельные фрагменты, каждый отрывок исполняется отдельным исполнителем или под аккомпанемент отдельного инструмента.

Значение в искусстве

Постимпрессионизм XIX века, его дальнейшее влияние на развитие культуры всей человеческой цивилизации нельзя переценить. Стиль, характерный для французской школы, признается новаторской тенденцией искусства. Благодаря гениям 19 столетия были заложены основы кубизма (Пабло Пикассо), кубофутуризма (Куприн), экспрессионизма, символизма и модерна.

Напишите, что вы думаете о статье «Эра постимпрессионизма в живописи: представители, картины, история»
Ваш адрес email не будет опубликован.

вверх