Печатное искусство берет свое начало с ксилографии, получившей широкое распространение в странах Дальнего Востока. Позже появилось гравюрное искусство, а позже — литография, благодаря которой удалось печатать один рисунок большим тиражом. Этот способ получил широкое распространение в репродукции и иллюстрировании.
Подробное описание и особенности
Литография — это разновидность оттиска на бумаге, которую часто путают с гравюрой. Но между этими направлениями есть принципиальное различие. Для создания литографии используют печатные плоские формы. На гладкую поверхность камня создают оттиск, который переносят на бумаге. Его подвергают особой обработке, благодаря которой удается использовать специальную краску.
Литография получила широкое распространение в XIX веке. Стало возможным сделать много копий одного изображения. В этой технике делали плакаты, афиши и рекламные объявления. Литографии можно было увидеть на страницах газет и журналов.
Изготавливали и цветные изображения. Каждый цвет наносят на отдельный камень. Оттиски мастер делает поочередно. Но он строго следит, чтобы получились плавные переходы оттенков. В современной печати используют пластины из цинка и алюминия, потому что их проще обрабатывать.
10 знаменитых литографий
Эстампы, созданные таким способом, представляют не меньший интерес, чем художественные полотна. Многие живописцы пробовали себя в различных жанрах и видах искусства, включая литографию.
Франциско Гойя, «Тавромахия»
Одним из источников вдохновения испанского художника была коррида. На литографии «Тавромахия» изображен отважный тореадор, ловко ускользающий от разъяренного быка. На заднем плане нарисованы зрители, с ужасом и восхищением наблюдающими за корридой.
Оноре Домье, «Гаргантюа»
Известный французский карикатурист изобразил короля Луи-Филиппа в образе Гаргантюа. К нему выстроилась очередь из калек, бедняков, вдов и сирот, приносящих последние деньги, чтобы его прокормить. А рядом стоят министры, жаждущие получить больше подарков от короля.
Пабло Пикассо, литографии к «Гернике»
Художник создал 45 эскизов к одному из самых значимых полотен. Зритель может посмотреть, как создавалась картина, как Пикассо придавал ей очертания кубизма. Этот стиль точнее всего передает ужас и жестокость тех событий. Бык, или Минотавр — олицетворение разрушения.
Одилон Редон, «Улыбающийся паук»
Эта литография вызывает противоречивые эмоции у зрителя. Главный герой изобразил паука улыбающимся, что делает его еще более жутким. Редон нарисовал прищуренным один глаз, который добавляет образу зловещих ноток. Пушистое тельце, длинные тонкие ноги — создается ощущения, что паук побежит навстречу. Желтый фон органично дополняет главного героя литографии.
Анри Тулуз-Лотрек, «Японский диван»
Основоположник современного плаката, создавший множество ярких работ. На этой афише главная героиня — эффектная рыжеволосая женщина, одетая полностью в черное. Ее наряд скромен и прост, единственная интересная деталь — перо на шляпке.
Красавица сидит на желтом стуле, а позади нее стоит мужчина в сером костюме и с моноклем. Анри Тулуз Лотрек любил рисовать женщин, и работа «Японский диван» не стала исключением.
Франц Ганфштенгль, «Портрет Алоиза Зенефельдера»
На этой литографии изображен создатель этого способа печати. Алоиз Зенефельдер — немецкий писатель-любитель, типографист. После создания литографии он полностью посвятил себя новому делу. Франц Ганфштенгль изобразил степенного мужчину с ясным и спокойным взглядом. Алоиз Зенефельдер приложил много усилий для распространения нового способа печати.
Альфонс Муха, «Жисмонда»
Эта афиша сделала его знаменитым. Главная героиня — известная актриса Сара Бернар. Женщина предстает в богатом одеянии, напоминающим облачение царицы. Ее голову украшает пышный венок из нежно-розовых цветов. В одной руке Жисмонда держит высокий колос, а вторая поднята к груди. Во взгляде женщины можно увидеть просьбу и сострадание.
Жюль Шере, «Музыка»
На этой литографии изображена веселая девушка. Ее платье красиво облегает фигуру, а голову украшает необычная шляпа, соответствующая моде того времени. Девушка играет на укулеле. Главная героиня хочет сама плясать от своей музыки, но ей неудобно из-за узкого платья. Но это не мешает девушке веселиться и получать удовольствие.
Франциско Гойя, «Андалузский танец Эль-Вито»
На литографии художник изобразил один из традиционных испанских танцев. Окруженная людьми, стоит девушка, кокетливо смотрящая в сторону. Позади нее женщина поправляет ее платье. Другие с радостью и восторгом ждут танца, а нетерпеливые музыканты уже начали играть. В этой литографии Гойе удалось передать веселье и кокетливое настроение девушки.
Теодор Жерико, «Возвращение из России»
Знаменитый художник нарисовал французских солдат, утомленных войной 1812 года. Лошади увязают в снегу, армия с трудом переносит тяготы пути. На коне сидит раненый француз с перевязанной рукой, а поводья удерживает его товарищ. Этой работой Жерико хотел показать бессмысленность этой войны.
Виды
С развитием печатного дела появились новые направления литографии. Самые известные из них:
- автолитография — форму оттиска изготавливает автор изображения;
- хромолитография была придумана художником К.Я. Тромонимым. В процессе создания рисунка используют несколько заготовок. На каждый оттиск наносят цвет, которые отпечатывают поочередно;
- в фотолитографии мастер использует очень тонкую пластину. На поверхность наносят материал для создания изображения. Затем его покрывают особым веществом, способным менять цвет под воздействием светового облучения;
- рентгено-, микро- и нанолитография — художники используют современные технологии для изготовления рисунка.
Художник может выполнить всю работу самостоятельно. Или только нарисовать изображение на поверхности, а создание плиты и процесс печати доверить типографу. Все рисунки, включая копии, считаются оригиналами. Но самый ценный — первый экземпляр, подписанный автором в нижнем правом углу. В противоположном ставят порядковый номер оттиска и тираж.
Этапы работы над литографией
Процесс создания заготовки начинается с выравнивания поверхности камня. Если шлифовка будет сделана небрежно, новый оттиск получится низкого качества. Для рисования на гладкой поверхности используют специальный литографический карандаш или тушь на масляной основе. Заготовку обрабатывают порошкообразной канифолью, а поверх нее втирают тальк.
На камень наносят твердую смолу, иногда ее разбавляют слабым раствором кислоты. В процессе создания литографии вода и масло не смешиваются. В результате происходит закрепление рисунка благодаря воздействию смолы.
Первоначальное изображение смывают растворителем. На каменной поверхности остается слабый контур рисунка. Заготовку поливают водой, которую впитывают участки, обработанные кислотой. Для печати понадобится краска на основе олифы, вступающая в реакцию с необработанной частью камня в соответствии с изначальным рисунком.
Камень изображением вверх помещают на литографский станок. Затем на него кладут влажный бумажный лист. Поверх этой конструкции располагали декель — специальная доска. Иногда ее замещали газетными страницами. Этот шаг позволяет равномерно распределить давление на каменную поверхность. Литография могла быть как монохромной, так и цветной. Во втором случае каждый оттенок отпечатывали отдельно.
История развития
Этот способ печати был придуман в Германии писателем и типографом Алоизом Зендельфельдером в 1790-е годы. Полагают, что он изобрел его случайно. Зендельфельдер записал счет из прачечной на камне, который накрыл влажной тканью. Спустя время он увидел, что надпись отпечаталась на материи. Предприимчивый Алоиз решил применить его в печати. Через 10 лет он открыл первую литографическую мастерскую.
Новый способ печати быстро стал популярным из-за низкой себестоимости исходных материалов в сравнении с обычной техникой. Первоначально ее широко использовали в книгопечатании для создания черно-белых иллюстраций. До изобретения хромолитографии старые рисунки раскрашивали вручную акварелью.
В 30-х годах XIX века была создана новая техника, позволяющая печатать цветные изображения. С этого времени литографией заинтересовались художники. В эпоху романтизма появилось новое направление. Художники самостоятельно изготавливали формы для оттиска. После нанесения и обработки камня они относили его в типографию, где тиражировали рисунок.
С изобретения хромо- и автолитографии этот способ стали использовать:
- для репродукции картин;
- для создания географических карт;
- в иллюстрировании;
- для печати листовок и афиш.
Во второй половине XIX века литографические изображения можно встретить в творчестве многих художников-импрессионистов. Жюль Шере использовал этот вид графики для создания плакатов. Мастер усовершенствовал способ печати: он смог делать два оттиска разных цветов, используя один камень.
В ХХ веке появились новые инструменты живописи, в обществе царили революционные настроения — все это привело к снижению интереса к литографии. Современные художники редко используют классическую технику для печати изображений. Мастера предпочитают другие инструменты живописи и графики.
Развитие литографии в России
Первую мастерскую открыл барон Шиллинг, который обучился этой технике в Мюнхене. Широкое распространение литография получила в 1820-1840-е гг. Этот способ печати использовали для создания географических карт и иллюстрирования. На старинных литографиях встречается изображение икон.
Одновременно с появлением в России литографии стали популярными вольные переводы сюжетов, взятых из иностранных газет. В ту эпоху в журналах часто печатали карикатуры и картинки сатирического содержания. Русские мастера заимствовали некоторые сюжеты и переделывали на свой лад.
В начале XIX века литографией заинтересовались художники. Этот способ печати давал возможность тиражировать их произведения. Алексей Венецианов и Карл Брюллов использовали его в своей работе. Корнелий Тромонин изобрел новый вид печати — хромолитографию. Теперь художники и мастера могли делать цветные рисунки, а не раскрашивать их вручную.
В ХХ веке литография становилась все менее популярной. Чаще всего в мастерских печатали агитационные плакаты, пропагандистские листовки и картинки сатирического содержания. В середине ХХ века этот способ печати уступил свое место новым технологиям.
10 знаменитых художников, работавших в технике литографии
Живописцы постоянно находились в поиске новых художественных инструментов. Художники проявили интерес к новому способу печати, позволявшему выпускать картину большим тиражом. Литографию можно встретить в творчестве импрессионистов, авангардистов и приверженцев классицизма.
Франциско Гойя
Испанский художник, прославившийся благодаря своей экспрессивной манере рисования. Франциско Гойя повлиял на развитие живописи и стал одним из авторитетным художником своего времени. Испанский мастер оставил после себя оставил сотни картин.
В 46 лет Гойя перенес тяжелое заболевание, из-за которого потерял слух. Это событие повлияло на творчество художника. В этот период он обратил внимание на литографию и создал свою знаменитую серию офортов «Капричос».
Эжен Делакруа
Известный график и неординарный художник XIX века. Эжен Делакруа — основоположник европейского романтизма, попробовавший себя в разных жанрах. На его становление как художника повлияло творчество Теодора Жерико. Увидев его полотно «Плот «Медузы», Делакруа осознал необходимость писать по-новому, разрушая стереотипы.
Увлекался французский художник и литографией. Однажды, посетив оперу «Фауст», Эжен создал серию из 18 изображений к этому произведению. Делакруа всегда находился в поиске новых художественных средств, включая, литографию.
Анри Тулуз-Лотрек
Выдающийся художник-авангардист и представитель постимпрессионизма, творивший в конце XIX века. Его искусство называли «аморальным», потому что на своих полотнах Тулуз-Лотрек изображал жизнь бедных кварталов Парижа.
Но он известен и своими афишами, которые дали новый толчок в развитие литографии. Центральное в большинстве его работ занимают женщины, которых так любил писать Анри. Афиши Тулуз-Лотрека пронизаны духом бунтарства, провокационны и отражают неординарную личность художника.
Марк Шагал
Талантливый художник-авангардист, мастер колористики и импровизации. Марк Шагал — основоположник нового направления в живописи ХХ века — сюрреализма. Он оставил множество картин, графических работ и литературных произведений.
Литографии Шагала к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» принесли ему финансовую независимость. После 1950 года Марк Захарович увлекся гравюрой, скульптурой. Его авторская выставка прошла даже в СССР, в который художник приезжал в 1972 году по приглашению Минкульта.
Пабло Пикассо
Испанский художник, считавший Францию своей второй родиной, основоположник кубизма и самый дорогой живописец в мире. Но в мире искусства известен как скульптор, график, дизайнер. Пабло Пикассо пробовал себя в различных жанрах живописи, находился в поиске новых способов выражения художественной мысли.
Особое место в его творчестве занимает серия из 45 графических кратин к полотну «Герника». В послевоенный период Пикассо увлекается литографией и декоративно-прикладным искусством. Пример — серия «Бык», состоящая из 11 изображений животного.
Жюль Шере
Известен как один из основоположников современного плаката, художник и графист. В юные годы Жюль часто посещал музеи в Париже, где он познакомился с полотнами Ватто и Фрагонара. Именно их работы оказали влияние на формирование художественного стиля Шере.
В 1859 году обучился технике цветной литографии в Лондоне. Он получает заказы на создание обложек книг, рекламные плакаты. В 1866 году открыл мастерскую в Париже и усовершенствовал процесс печати. Жюль Шере был создателем нового стиля в плакатном искусстве.
Сальвадор Дали
Выдающийся художник-сюрреалист, одна из самых известных и эпатажных личностей ХХ века. Сальвадор Дали любил славу и деньги, шокировать искушенную публику своими полотнами. Художник мог написать 5 картин за один день.
Литографии Дали вызывают много споров среди искусствоведов и коллекционеров. Предприимчивый художник ставил подпись на чистом листе бумаги, а потом уже создавал эстамп. Поэтому теперь возникают споры в авторстве некоторых работ. Такие эстампы — лишь одна из эпатажных выходок эксцентричного и талантливого Сальвадора Дали.
Альфонс Муха
Яркий представитель эпохи модернизма, прославившийся своими плакатами с изображением женщин. Юный Альфонс часто посещал театр, в котором играл в спектаклях, делал декорации, рисовал плакаты. В Париже Муха создавал открытки, журнальные и книжные иллюстрации.
Известность к Альфонсу Муха пришла после сотрудничества с актрисой Сарой Бернар. Кроме живописи и графики, художник попробовал себя в ювелирном искусстве, создав коллекцию необычных украшений.
Альберт Гийом
Французский карикатурист, мастер плаката и иллюстратор. На его творчество оказал большое влияние Жюль Шере. Его работы высоко ценят за то, что на них изображена жизнь во Франции в период Прекрасной Эпохи. Позже Альберт увлекся карикатурой, и сатирические рисунки Гийома печатали в юмористических журналах.
Дэвид Хокни
Известный британский художник, график, фотограф и ключевая фигура поп-арта 60-х гг. ХХ века. После знакомства с Энди Уорхоллом пробует свои силы в сценографии и создает серию гравюр. В конце 70-х полностью посвящает себя фотографии, литографии.
После длительного перерыва написал серию городских пейзажей своей малой родины. В начале 2000-х гг. начинает осваивать цифровую живопись.
Как отличить гравюру от литографии
Часто даже профессионалы путают эти два способа печати. У них есть схожие черты в плане выполнения, однако это разные виды техник.
- Литографию создают на гладкой поверхности камня. Для гравюры вырезают контур изображения — подобная техника напоминает рельеф.
- Себестоимость камня меньше, чем медной доски.
- В готовую литографию можно вносить коррективы.
- Возможность повторно использовать камень. Для этого мастеру достаточно его отшлифовать.
Литографию широко использовали в своем творчестве многие художники. Обычно они создавали серию работ, посвященной одной теме или для лучшего раскрытия сюжета. Современные мастера предпочитают использовать новые техники в работе.