Art-Dot > Жанры и стили > Живопись эпохи романтизма: знаменитые художники и лучшие картины

Живопись эпохи романтизма: знаменитые художники и лучшие картины

70 119
Живопись эпохи романтизма

Романтизм — это направление, сменившее в XIX веке холодный и идеальный неоклассицизм. Живописцы возвысили эмоции, чувства, индивидуальность. Появились новые герои — мятежные, страстные, противоречивые натуры. Появление этого течения можно назвать реакцией на научно-технический прогресс. Люди стали больше отдаляться от природы и ставить на первое место материальный мир, а не духовный. Последователи романтизма вновь вернулись к теме поиска гармонии.

1 / 4

Описание стиля

Расцвет романтизма в живописи пришелся на XIX век. Художники-романтисты возвысили значение эмоций, чувств, мечтаний. Они делали акцент на внутренних переживаниях героев их картин. В живописи начался период персонажей с дерзкими, противоречивыми характерами. Это была эпоха героев, способных повести за собой толпу, зажечь огонь в их сердцах.

Сторонники романтизма отвергали любые проявления рационализма, они сосредоточились на личности, ее переживаниях и исканиях. Они придерживались схожих взглядов с сентименталистами, но старались придать сюжетам картин больше драматизма.

1 / 3

У романтизма в живописи есть свои отличительные черты и признаки:

  • практически отсутствие строгой геометрической формы;
  • динамичная композиция;
  • доминирование мифологических сюжетов;
  • повышенная выразительность, которой живописцы добивались при помощи игры тени и цвета;
  • эстетика страсти, которая пришла на смену холодной идеальной красоте.

Несмотря на влияние сентиментализма, в романтизме нет места для слезливых сюжетов. Это смелые герои, которые не боятся бросить вызов миру. Приверженцы этого течения хотели пробудить в людях сильные эмоции, вдохновить их на великие свершения. Полотна эпохи романтизма отличались высокой художественной выразительностью.

История возникновения

Первые попытки писать в этом стиле пробовали Эль Греко, Клод Лоррен, но не совсем удачно. Лишь в конце XVIII века романтизм стал набирать популярность вместе с неоклассицизмом. Теперь центральное место стали занимать героически-романтические сюжеты. Живописцы черпали вдохновение в романах той эпохи.

1 / 3

Главными героями рисунков и полотен в стиле романтизма будут революционеры, бунтари, вечные искатели истины. На формирование такого представления об идеальном человеке повлияла Французская революция. В то время у людей появились новые идеи, которые нашли свое отражение в появлении нового направления в искусстве.

Ключевой идеей стало уважение личности, которая уже возникла в период неоклассицизма. Полотна художников-романтистов выделялись эмоциональным содержанием, чувственными героями. В XIX веке романтизм приобрел уже знакомые черты и стал доминирующим направлением в живописи.

Герои и сюжеты картин романтизма

Персонажи полотен живописцев, писавших в этом направлении, напоминают литературных героев. Это тонко чувствующие натуры, постоянно находящиеся в поиске истины. Но это не сентиментальные романтики, а страстные мятежники, сильные духом.

Нередко живописцы исследовали темные стороны человеческой натуры. Поэтому нередко на их полотнах можно увидеть грозу, молнии и мистические сюжеты. Художники вдохновлялись стилем барокко, поэтому в их работах виден накал страстей, динамика. Они позаимствовали инструменты для повышения выразительности картины — игру света и тени, динамичный сюжет.

В период романтизма произошла эволюцией портретного жанра. Живописцы перестали писать парадные портреты. Для них главной целью было раскрытие личности, индивидуальности, демонстрация переживаний, эмоций. Одной из любимых тем художников-романтистов — тема сломленного человека. Они не боялись исследовать темные грани человеческой души, так как были уверены, что в человеке есть свет и тьма.

1 / 3

Для сюжетов живописцы выбирали темы, вызывающие эмоциональный отклик у людей. Но приверженцы романтизма не писали абстрактные идеалы, им не нравилась чрезмерная театральность.

В этот период происходит расцвет пейзажной живописи в романтизме. Но художников больше интересует буйство стихий, бескрайние дали. Живописцы романтизировали ночь, воспевали ее мистицизм, красоту луны и звезд. Природа теперь перестала быть фоном для сюжета — она стала его полноправной участницей. На многих полотнах герои вступают в противостояние со стихией. В других работах природа вторит переживаниям человека.

Чаще всего на картинах писали грозы, бурю, землетрясение, извержение вулканов. Романтисты восхищались буйством стихий, их необузданной, первозданной красотой, потому что только она способна вызвать сильные эмоции у человека при просмотре картины.

Отличия романтизма и классицизма

Представители этих направлений вели между собой непримиримую борьбу из-за противоположных взглядов на живопись. В этом художники-романтисты похожи на персонажей своих полотен — мятежники, пребывающие в вечном поиске идеала.

Для классицизма в живописи характерны следующие особенности:

  • стремление к симметричности, пропорциональности;
  • преобладание строгих геометрических линий и форм;
  • тяга к гармонии, никакой хаотичности в сюжете;
  • следование всем канонам живописи;
  • выбор высоких тем для сюжета;
  • написание людей с гармоничным телосложением, близким к анатомическому идеалу.

1 / 2

Художники-романтисты отказались от гармонии, строгих пропорций и возвышенных тем. Их интересует индивидуальность человека, его внутренние терзания. Они выбирают яркие краски, захватывающие динамичные сюжеты, которые вызовут эмоции и желание сопереживать героям полотна.

Но несмотря на противоположные взгляды на живопись, нашлись мастера, объединившие в своем творчестве романтизм с классицизмом. Благодаря своему таланту и умению использовать инструменты обоих направлений, им удалось создать шедевры мировой живописи.

Развитие романтизма в других странах

Расцвет этого направления пришелся на XIX век, но зарождение началось еще в конце XVIII. В эту эпоху стало больше образованных людей, появились революционные идеи, которые отразились на романтизме. Но в каждой стране у развития стиля были свои особенности.

Англия

Английские романтики искали баланс между гармонией природы и прогрессом в науке и живописи. Поэтому в их творчестве преобладают романтические пейзажи, на которых человеку нет места. Самые яркие представители — Дж. Констебль и Дж. Милле.

1 / 2

В картинах Дж. Констебля («Телега для сена», «Пляж в Брайтоне и угольщики») природа занимала господствующее положение, а человек — гость, случайно зашедший в ее владения. Пейзаж написан яркими красками, а крестьяне — грубыми небрежными мазками, что выделяло их на общем фоне. Уильям Тёрнер («Последний рейс корабля «Отважный»», «Ганнибал, пересекающий Альпы в метель») придерживался сдержанной манеры в написании картин, но человек пытается достичь величия природы.

1 / 2

В творчестве английских романтиков героями выступают не мятежные, революционные персонажи, а простые люди, пытавшиеся найти свое место. Англичане известны своей прагматичностью и рациональным мышлением, что отразилось в живописи.

Германия

Немецкие художники живо откликнулись на романтические идеалы. Свое вдохновение они черпали в эпохе Средневековья. Поэтому немецкие приверженцы романтизма были близки к истокам неоклассицизма. Они полагали, что в период Средневековья люди жили в гармонии с собой и окружающим миром.

1 / 2

Живописцы в Германии старались передать эмоциональность и чувственность, сохранив академические традиции. Известные представители немецкого романтизма — Каспар Давид Фридрих («Странник над морем тумана»), Филипп Отто Рунге («Утро»), Карл Шпицвег («Книжный червь»).

Франция

Во Франции произошла Великая революция, которая дала мощный толчок для развития романтизма. В отличие от английских и немецких живописцев французы не ограничивались написанием пейзажей. Изначально, они не ставили никаких целей: главной задачей было противопоставлении классицизму, его высмеивание.

1 / 3

Позже, после революции главной темой полотен стали бунтари, вступавшие в противостояние с людьми, стихией. Большая часть французских художников творили в портретном жанре. Самые известные живописцы того времени — Эжен Делакруа («Свобода, ведущая народ», «Охота на тигра») и Теодор Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку», «Плот «Медузы»).

Испания

1 / 3

Испанский романтизм в живописи ассоциируется с Франсиско де Гойей, который был главным художником страны. Его герои отличаются эмоциональностью, склонностью к необдуманным поступкам, любящие фантазировать. Самые известные работы Франсиско де Гойи — «Третье мая», «Бедствия войны», «Капричос».

США

1 / 2

В этот период Америке были нужны ремесленники, а не художники. Поэтому романтизм в живописи не получил такого распространения, как во Франции. Художники в своих полотнах освещали только значимые для государства события.

Из американских живописцев выделяют Джона Трамбула («Смерть генерала Монтгомери в Квебеке») и Бенджамина Уэста («Договор между мистером Пенном и американскими индейцами»).

Россия

В Российской империи романтизм начал развиваться раньше, чем в других странах. Развитие этого направления было обусловлено патриотическими настроениями после победы в войны 1812 года. Появились первые частные коллекции, возникают такие понятия как спонсорство и меценатство.

Русским художникам удалось объединить романтизм с основами классицизма и написать мировые шедевры.

10 великих зарубежных художников-романтиков

Живописцев, приверженцев этого направления, сравнивали с мятежниками. Они вступили в противостояние со сторонниками классицизма. Художники-романтики главной ценностью признавали индивидуальность личности, и старались раскрыть ее в своих полотнах.

Франсиско де Гойя

Известный испанский живописец, один из ярких представителей романтизма. В его ранних работах преобладает светлая палитра. Героями картин становятся увлеченные личности, склонные к импульсивным поступкам. К 1789 году Франсиско де Гойя официально занимает должность живописца испанского королевского двора.

Франсиско де Гойя - Серия Бедствия войны
Серия Бедствия войны
Франсиско де Гойя

Но в период Великой французской революции сюжеты становятся драматичнее, палитра — темнее. Живописец передал ужасы войны, хаос, отчаяние и решимость простых людей. Самые известные картины Франсиско де Гойи — серия «Бедствия войны», «Маха обнаженная», «Рождение Богородицы».

Теодор Жерико

Один из основоположников французского романтизма в живописи. В 1812 года он выставил свою работу «Плот «Медузы», которую не оценила утонченная парижская публика. В этой картине все было слишком: ярко, динамично, эмоционально.

1 / 2

Но Теодору Жерико удалось поставить под сомнение господство классицизма, открыв дорогу новому направлению. Среди других его полотен выделяют — «Потоп», «Скачки в Эпсоме», «Леда и лебедь».

Эжен Делакруа

Эжен Делакруа - Смерть Сарданапала
Смерть Сарданапала
Эжен Делакруа

В одно время с Жерико писал и Эжен Делакруа, который получил признание лишь к концу жизни. На его становление как живописца оказали влияние гении эпохи Возрождения и барокко. Полотна Делакруа «Резня на Хиосе» и «Смерть Сарданапала» были неоднозначно приняты публикой.

Критики были шокированы натурализмом картин. А «Свобода, ведущая народ» получила теплый прием, потому что ее сюжет соответствовал революционным настроениям во Франции.

Каспар Давид Фридрих

1 / 2

В творчестве Каспара Фридриха («На паруснике», «Женщина встречает восход», «Туман») доминирующей темой было одиночество, странствия, безнадежность. Его герои — меланхоличные натуры, находящиеся в постоянном поиске. Также излюбленной темой немецкого живописца была ночь и мистика, потому что свое вдохновение Каспар Фридрих черпал в эпохе Средневековья.

Карл Фридрих Лессинг

1 / 2

Карл Лессинг («Двор монастыря под снегом», «Последний крестоносец», «Стрелки в ущелье») писал романтические пейзажи, на которые его вдохновили полотна Каспара Фридриха. Его картины имели большой успех: никто не мог так точно и тонко передать красоту природы Германии. Позднее героями полотен Лессинга станут революционеры, реформаторы и исторические сюжеты, которые он пишет с таким же мастерством.

Джон Констебл

1 / 2

Центральное место в творчестве Джона Констебла («Вид на собор в Солсбери из епископского сада», «Телега для сена», «Стоунхендж») занимают пейзажи, бытовые сцены. Больше всего ему нравилось писать Саффолк и его окрестности — родных мест художника.

Его не оценили по достоинству в Англии, зато во Франции картины Констебла пользовались успехом. Сам Делакруа восхищался его цветопередачей и манерой письма. Джон Констебл стал одним из немногих художников, прославившийся сельскими пейзажами.

Джозеф Мэллорд Уильям Тернер

1 / 2

Еще один английский пейзажист-романист, который также был недооценен в Англии. Его критиковали за яркие краски акварели, вольную манеру письма. Уильям Тернер («Улисс насмехается над Полифемом», «Свет и цвет», «Рыбаки в море») был мастером в изображении стихий и солнечного света.

В его поздних работах можно увидеть интерес к абстракционизму, хотя такого направления еще не было. Это служит подтверждением того, что Уильям Тернер был новатором.

Уильям Блейк

1 / 2

У Уильяма Блейка («Творец Вселенной», «Ньютон», «Лестница Иакова») было особенное видение мира, которое можно заметить в его работах. В полотнах живописца удивительным образом переплетается фантазия и реальность. Он считал, что духовный мир важнее, чем материальный. Блейк полагал, что художник — это пророк, обладающим даром видеть суть вещей.

Франческо Хайес

1 / 2

Итальянский художник, начавший свой творческий путь в эпоху перехода неоклассицизма к романтизму, является одним из ярких его представителей. В полотнах Франческо Хайеса («Одиссей при дворе Алкиноя», «Купание нимф») доминируют мифологические, религиозные и исторические сюжеты. Он был талантливым портретистом, знатные люди считали за честь позировать ему.

Портретам Хайеса («Лежащая одалиска», «Портрет Каролины Цукки») свойственна лиричность и сентиментальность героев.

Йозеф Манес

1 / 2

Чешский художник, писавший в стиле романтизма и принимавший активное участие в культурной жизни страны. Йозеф Манес («Влюбленные», «Портрет незнакомки», «Жозефина») писал на исторические темы, пейзажи, портреты, но большую известность получили работы, посвященные деревенской жизни. Он по праву считается одним из крупнейших чешских художников.

Знаменитые русские романтики

Наибольшее развитие романтизм в живописи получил в России. В XIX веке в стране царили патриотические настроения, поэтому преобладали исторические и батальные сюжеты. Но были художники, писавшие прекрасные портреты, пейзажи.

Карл Брюллов

Карл Брюллов - Всадница
Всадница
Карл Брюллов

Самый яркий представитель романтизма в русской живописи XIX века. Героями его картин становятся простые люди, а не известные персонажи как было в классицизме.

Карл Брюллов прославился портретами, на которых ему удалось раскрыть характер человека, передать его переживания, радость. Он один из немногих, кому удалось объединить романтизм с основами классицизма.

Многие из его картин стали шедеврами мировой живописи — «Последний день Помпеи», «Всадница», «Итальянское утро».

Орест Кипренский

Орест Кипренский - Портрет В.А. Жуковского
Портрет В.А. Жуковского
Орест Кипренский

Является одним из основоположников портрета в жанре романтизма. Его работы получили признание не только в России, но и в Европе. Творческий путь Кипренского пришелся на непростое время — войну 1812 года.

Поэтому на его картинах можно увидеть героев войны, декабристов, известных творческих личностей — «Портрет А.С. Пушкина», «Портрет В.А. Жуковского», «Бедная Лиза».

Василий Тропинин

1 / 2

Василию Тропинину («Кружевница», «Голова мальчика», «Старуха с курицей») в своих работах удалось показать социальные типажи того времени. Будучи сам из крепостных, художника особенно интересовали сюжеты деревенской жизни, простые люди.

В начале своего творческого пути писал картины в направлении романтизма. В поздние годы его портреты стали более реалистичными, но ему удается передать глубину характера своих героев.

Иван Айвазовский

1 / 2

Центральное место в творчестве И. К. Айвазовского («Девятый вал», «Всемирный потоп», «Буря») занимает стихия моря, его величие и бескрайние просторы. Еще при жизни художника его работы стали признанными шедеврами в живописи.

Айвазовскому удавалось с удивительной точностью передать красоту морских пейзажей, показать игру света на волнах. Его картины вдохновили других маринистов, но достичь такого уровня мастерства удалось немногим.

Алексей Венецианов

1 / 2

Один из первых русских художников, ушедших от классических канонов живописи. Его считают основоположником русской художественной школы.

Раньше живописцы подражали европейским мастерам. Центральное место в его творчестве занимала сельская жизнь, исконно русский быт («Спящий пастушок», «На пашне. Весна», «Встреча у колодца»). Позже Алексей Венецианов основал свою школу и обучал молодых художников.

Владимир Боровиковский

1 / 2

Еще один мастер портретной живописи в Российской империи. Картины Владимира Боровиковского («Портрет М. И. Лопухиной», «Екатерина II на прогулке в Царкосельском парке», «Портрет Е. А. Нарышкиной») привлекают ореолом загадочности и чувственности.

Художнику удавалось раскрыть глубину характера своих натурщиков. Глядя на его картины, хочется узнать тайны героев, узнать их историю.

10 знаменитых картин в жанре романтизм

Живопись эпохи романтизма отличается выразительностью, динамичностью, драматичными сюжетами. Художники вдохновлялись личностью человека, революционными идеями, красотой природы.

Карл Брюллов, «Последний день Помпеи»

Карл Брюллов - Последний день Помпеи
Последний день Помпеи
Карл Брюллов

На полотне изображена гибель древнеримского города Помпеи, который стоял у подножия Везувия. Карл Брюллов лично побывал на раскопках, и после поездки мысль об этой трагедии не оставляла его. Так появилась идея создать картину, которая станет шедевром мировой живописи. Полотно посвящено трагедии не одного человека, а целого народа. В этой работе переплетены направления романтизма и классицизма.

Теодор Жерико, «Портрет сумасшедшей старухи, одержимой завистью»

Теодор Жерико - Портрет сумасшедшей старухи, одержимой завистью
Портрет сумасшедшей старухи, одержимой завистью
Теодор Жерико

Эта картина пример того, что художники-романтисты не боялись писать темные стороны человеческой души. Героиня полотна — душевнобольная старая женщина, утратившая связь с реальностью. Небрежный внешний вид, полубезумный взгляд, странная полуулыбка — все это создает образ потерянной, сломленной женщине. Ее образ вызывает сочувствие и наводит на мысль о том, как хрупко душевное равновесие.

Эжен Делакруа, «Резня на Хиосе»

На картине отражен один из эпизодов греческой истории. Турецкие войска вторглись на остров Хиос, где устроили ужасную бойню. Это была месть за сочувствие греческим освободительным войскам против турецкого ига. Перед зрителями простые жители, уже смирившееся со своей судьбой.

Эжен Делакруа - Резня на Хиосе
Резня на Хиосе
Эжен Делакруа

Лишь матери прижимают крепче детей к своей груди. К жителям уже приблизились вооруженные всадники, готовые опустить на них меч. Фон картины свидетельствует о моральной и материальной опустошенности жителей Хиоса.

Франсиско де Гойя, «Маха обнаженная»

Франсиско де Гойя - Маха обнаженная
Маха обнаженная
Франсиско де Гойя

Эта картина составляет пару с другой работой Гойи — «Маха одетая». На обоих полотнах изображена одна и та же женщина. Махой называли испанскую горожанку в XVIII – XIX веках.

Чувственные красавицы служили источником вдохновения для Гойи. «Маха обнаженная» — одна из первых работ западной живописи, на которой женщина полностью обнажена без привязки к мифологическому сюжету.

Джон Констебл, «Вид на Солсбери с луга»

Джон Констебл - Вид на Солсбери с луга
Вид на Солсбери с луга
Джон Констебл

Художник изобразил величественный собор, стоящий на возвышении. Небо над зданием — мрачное, затянутое тучами отражает сложный период в жизни мастера. Рядом с собором протекает река, утопающая в зелени. Позднее Констебл добавил радугу — как символ вечно жизни и утешения.

Уильям Тернер, «Вид большого канала в Венеции»

Уильям Тернер - Вид большого канала в Венеции
Вид большого канала в Венеции
Уильям Тернер

Живописец хотел передать радостную атмосферу, царящую в Венеции, прозрачность воды и чистоту небосклона. Очертания зданий становятся все более нечеткими, пока вдали не сливаются с солнечным светом. Уильям Тернер сосредоточился не на технике рисования, а на игре цвета и света в своей работе.

Орест Кипренский, «Портрет А. С. Пушкин»

Орест Кипренский - Портрет А.С. Пушкина
Портрет А.С. Пушкина
Орест Кипренский

Художнику удалось создать возвышенный образ поэта. Для фона был выбран оливковый цвет, ассоциирующийся с лаврами триумфа, победой. А.С. Пушкин смотрит мимо зрителя — это отголосок романтического направления. Романтический герой никогда не смотрит прямо в глаза. Поэт погружен в свои мысли. Оресту Кипренскому удалось показать образ человека, который много значит для России.

Иван Айвазовский, «Вид Константинополя и Босфора»

Иван Айвазовский - Вид Константинополя и Босфора
Вид Константинополя и Босфора
Иван Айвазовский

На этой картине изображен город, который И. К. Айвазовский считал самым прекрасным на свете. Перед зрителем открывается восхитительный вид на освещенный солнцем Босфор. На лазурном море штиль, рыбаки отчаливают на своих шлюпках от берега. При просмотре этой картины возникает ощущение умиротворения и тихой радости от созерцания этого пейзажа.

Каспар Давид Фридрих, «Странник над морем тумана»

Каспар Давид Фридрих - Странник над морем тумана
Странник над морем тумана
Каспар Давид Фридрих

Герой картины — мужчина, одиноко стоящий на вершине крутой скалы. Зритель не видит его лица, потому что он стоит спиной. Перед ним расстилается туман, которому не видно конца. Из глубины поднимаются острые вершины других скал. Герой картины не склонил головы — значит, он смотрит вдаль. Он словно бросает вызов своим страхам и пытается найти покой.

Карл Фридрих Лессинг, «Рыцарский замок на скале»

Карл Фридрих Лессинг - Рыцарский замок на скале
Рыцарский замок на скале
Карл Фридрих Лессинг

Центральное место в композиции отведено средневековому замку, возвышающемуся на скале. Но этот замок обитаем — над самой высокой башней развивается флаг. Он окружен водой и лесами, освещенные солнечным светом. К воротам замка пытается подплыть лодка, на которой развевается такой же флаг. Картина написана в лучших традициях немецкого средневекового романтизма.

Напишите, что вы думаете о статье «Живопись эпохи романтизма: знаменитые художники и лучшие картины»
Ваш адрес email не будет опубликован.

вверх