Биография и 60 лучших картин Александра Бенуа

Биография и 60 лучших картин Александра Бенуа

Александр Бенуа (1870-1960) был одним из первых художников-эмигрантов, о которых появились серьёзные и подробные публикации в советское время. Поражает его разносторонность. Живописец, график, музеевед, тонкий знаток европейской культуры, он был мотором знаменитого объединения «Мир искусства» и одним из образованнейших людей своего времени.

В истории русского искусства Бенуа считается удивительным примером художника, работающего в совершенно различных жанрах и стилях, и теоретика искусства. Он был живописцем, графиком, мастером театрально-декорационного искусства, историком живописи, художественным критиком и публицистом. Писал акварелью и карандашом. К его мнению прислушивались. Высказываясь о современных направлениях и стилях в искусстве, он во многом был законодателем вкуса того времени.

портрет Алексендра Бенуа
Портрет

Детство и юность

Будущий мастер родился в 1870 году в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа. Эта знаменитая династия дала России многих известных деятелей искусства. Юный Александр учился рисованию у своего брата Альберта. В течение нескольких месяцев он посещал вечерние классы Академии художеств в 1887 году.

Китайский павильон «Ревнивец» — Александр Бенуа
Китайский павильон «Ревнивец»

Его важным периодом творчества стали гимназические годы. Он учился в известной гимназии Карла Мая в Петербурге, а затем на юридическом факультете Петербургского университета (в 1890-1894). Гимназические годы А. Бенуа были отмечены дружбой с С. П. Дягилевым, Д. В. Философовым, В. Ф. Нувелем и К. А. Сомовым. Эти дружеские отношения надолго сохранились и сыграли важную роль в судьбе живописца.

Идеолог журнала и группы «Мира искусства»

Имя Александра Бенуа связывают со становлением и деятельностью объединения «Мир искусства». Интересно, что оно возникло в подражание знаменитому Пиквикскому клубу, описанному великим Чарльзом Диккенсом. Первоначально кружок назывался «Пиквикианцы с берегов Невы», а затем получил свое конечное название. Это объединение часто называли «кружок Бенуа — Дягилева» по фамилиям его ведущих членов.

В Немецкой слободе Бенуа
В Немецкой слободе

Мирискусники сделали для русской культуры очень многое. В противовес официальной живописной культуре, которую воплощала Академия художеств, новаторские объединения начинали исповедовать новую эстетику, в которой объединялись японизм, лучшие достижения импрессионизма и постимпрессионизма, а также тонкая стилизация под искусство прошлых эпох, будь то рококо или неоклассицизм. Такие объединения называли в Европе сецессионами (от латинского secession – отделение, ответвление).

В России это слово не прижилось. Его почти не применяли к отечественным художественным объединениям, однако объединения «Мир искусства» и «Союз русских художников» идеально соответствовали определению сецессиона.

Интерьер. 1900-е гг
Интерьер. 1900-е гг

Они активно занимались выставочной деятельностью, любили простые тонкие одноцветные рамы, отказавшись от пышного обрамления с позолотой, были сторонниками ленточной развески произведений, считая её более демократичной, чем шпалерная развеска. Мирискусники активно объединяли на одной и той же выставке разные жанры и виды искусства и уделяли большое внимание тематическим выставкам.

Вид павильона Трельяж и фонтана Ева в Петергофе
Вид павильона Трельяж и фонтана Ева в Петергофе

Они были страстными германофилами. Большинство членов кружка знали немецкий язык и читали знаменитый журнал «Die kunst» («Искусство»). В те годы в Петербурге были очень популярны художники Генрих Фогелер, Томас Теодор Гейне, Юлиус Клингер и Йозеф Заттлер.

Особенности творчества

На рубеже 19 — 20 веков в русский язык вошло слово «ретроспективизм». Этим словом обозначали интерес к прошлому, проявлявшийся в произведениях живописи и графики, содержащих откровенную стилизацию под прошлые эпохи. Под карандашом и пером К. Сомова и Александра Бенуа прошлое буквально оживало, становилось ощутимым и динамичным. Помимо картин на исторические темы автор рисовал карандашные портреты и оставил потомкам целую портретную галерею своих современников. Среди них портреты, например, Д. И. Митрохина, В. Е. Татлина, М. Эфроса, И. Э. Грабаря и других известных лиц.

Талантливый историк

Александр Николаевич был не только талантливым художником, но и одаренным историком искусства и критиком. Во времена его юности еще не было истории искусства как самостоятельной дисциплины. Существовала только художественная критика, представленная жанрами очерка и аналитической статьи (чаще всего это были обзоры выставок).

Вид Монплезира и Екатерининского корпуса в Петергофе
Вид Монплезира и Екатерининского корпуса в Петергофе

Автор рано начал пробовать себя в написании серьезных искусствоведческих текстов. Широко известен уникальный случай, когда он захотел дополнить книгу Рихарда Мутера (1860—1909) «История живописи». При издании этой книги в России Александр Николаевич добавил к ней… главу об истории русской живописи. Ему показалось несправедливым, что изобразительное искусство России не нашло отражения на страницах такого серьезного капитального издания. Текст был написан очень талантливо и выдержал соперничество с оригинальной манерой Мутера.

Фонтан
Фонтан

Это был беспрецедентный пример дополнения книги иностранного автора. В советское время книги западных авторов (не только искусствоведов, но и философов и литературоведов) часто снабжали огромными предисловиями и послесловиями, в которых давалась критическая оценка зарубежным эстетическим теориям. Но случаев написания отечественным автором главы как инициативного дополнения к зарубежной искусствоведческой книге больше не было. Бенуа создал уникальный прецедент. Впоследствии к этому талантливому труду прибавились другие специализированные тексты об искусстве. Некоторые работы автора публиковались в СССР даже тогда, когда он покинул страну.

Открытка с Петергофом
Марли. Столовая
Открытка
1 / 3

После революции художник много работал как иллюстратор и сценограф. В течение нескольких лет он заведовал картинной галереей Эрмитажа. Современная эрмитажная экспозиция во многом базируется на принципах, разработанных Александром Николаевичем, и эти принципы выдержали испытания временем.

Иллюстрации к классике

В советские годы художник проиллюстрировал произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и «Медный всадник». Поэма «Медный всадник» была задумана иллюстратором как законченный книжный ансамбль, так как именно такой подход был принят у мирискусников.

Медный всадник
Медный всадник — работа Бенуа
Медный всадник Пушкина
иллюстрация к медному всаднику
1 / 4

Бенуа выбрал для этого цикла сдержанную цветовую гамму, да и сами графические средства были довольно скупыми: художник избегал мелких деталей, но дал волю фантазии. Иллюстрации точно воссоздают мрачную атмосферу пушкинской поэмы. Безумный Евгений, словно тень, бродит по сумрачному мистическому Петербургу, его преследует призрак конной статуи. Этот цикл стал своеобразным синтезом экспрессионизма и модерна.

Переезд за границу

В 1926 году мастер выехал в командировку в Париж откуда уже не вернулся. Находясь за рубежом, он оказался востребованным как художник-иллюстратор и сценограф, но продолжал писать пейзажи и исторические сцены. Его любовь к России была так велика, что он никогда не забывал о родине и по памяти писал виды пригородов Петербурга, а создавая пейзажи Франции, он был верен эстетике объединения «Мир искусства» с характерным для нее ретроспективизмом.

Прогулка императрицы Елизаветы — 1906
Прогулка императрицы Елизаветы — 1906

Смерть и наследие

Александр Бенуа скончался в 1960 году, не дожив нескольких месяцев до своего девяностолетия. В 1965 году в СССР вышла монография М. Эткинда о художнике. Это была едва ли не первая книга о русском художнике, чей жизненный и творческий путь завершился за рубежом.

Аполлон и Дафна, 1908
Аполлон и Дафна, 1908

Известно, что к творчеству автора обращались кинематографисты. Его образы оживают в некоторых фильмах. Особенно это касается сцен, где действие происходит в пейзажных парках.

При воссоздании «парковых эпизодов» в кино, особенно если надо было воспроизвести Версаль, режиссеры нередко ориентировались на его произведения. В фильме Э. Лотяну «Анна Павлова», где есть сцена заседания кружка «Мир искусства», роль живописца сыграл известный актер Анатолий Ромашин (1931—2000).

Оранжерея. Версаль — Александр Бенуа
Маскарад при Людовике XV — Александр Бенуа
Парад в царствование Павла I — Александр Бенуа
Версаль, Людовик XIV кормит рыб — Александр Бенуа
Версаль. Прогулка короля — Александр Бенуа
Водный партер в Версале. Осень — Александр Бенуа
Прогулка короля 1896 — Александр Бенуа
Фантазия на Версальскую тему
1 / 8
Для художников и искусствоведов Александр Николаевич Бенуа навсегда остался примером человека, в высшей степени серьезно относившегося к культурному наследию прошлого и воплотившего любовь к прошлому в своем творчестве.

Топ известных картин и иллюстраций художника

Работа над красочной азбукой в картинках.

Азбука в картинках
буква Ж
буква м
буква с
д
ш
ц
о
н
а
э
з
и
к
т
у
ф
х
ч
щ
я
1 / 21

Автопортрет
Автопортрет

«Пиковая дама» Александра Пушкина с красивыми иллюстрациями.

Пиковая дама — Смерть графини, 1910
Пиковая дама
Иллюстрация к пиковой даме
Пиковая дама — Смерть графини, 1910
Германн у подъезда графини
1 / 5

Другие изображения и работы автора.

Аллея, 1905-1906
Служба у капеллы св. Варвары, 1900
У Курция, 1897
Бретонский пейзаж, 1906
Бретонский танцы, 1906
Зеркальце в Трианоне, 1905
Аллегорий реки, 1905
Декорация к трагедии Пушкина (Пир во время чумы), 1914
Купальня маркизы, 1906
Каскад
1 / 10
Напишите, что вы думаете о статье «Биография и 60 лучших картин Александра Бенуа»
Ваш адрес email не будет опубликован.

вверх