Стиль рококо в живописи, искусстве и архитектуре: черты, примеры, художники, особенности, картины

Искусствоведы величают рококо самым легкомысленным и даже вульгарным из всех существовавших когда-либо стилей. Однако, он представляет интерес, как предмет изучения, поскольку в XVIII оказал непосредственное влияние на последующее развитие культуры России. Основные принципы этого направления можно видеть в фундаментальном градостроении обеих столиц и других старинных городов России. Картины, написанные в тот период, до сих пор хранятся в лучших музеях нашей страны, студенты изучают их в художественных вузах.

1 / 10

Описание стиля

Название стиля произошло от французского слова rocaille, что в переводе означает «скальный». Этимологически термин «скальный» так же связан с декором гротов и парковых павильонов Версаля и Марли. В отличие cartoccio, voluta, (художественные элементы в виде закругленных уголков, завитков, спиралей), присущих барокко, завиткам «скального» стиля характерен разрушающий, атектонический характер. Характерным элементом стиля, давшим ему название, является рокайль – морская раковина. Это своеобразная форма завитка, напоминающего морскую раковину.

1 / 3

Впервые именно рококо внесло единство в интерьер. Едиными и гармонирующими стали стены, потолки, мебель в помещениях. Появилась некая цельность и в архитектуре.

1 / 3

Рококо ввел в моду различные безделушки, которые также украшались узорами и орнаментами, характерными для этого стиля. Тяготение к светлым тонам заметно и в живописи, и в декорировании стен, безделушек, обивке тканей на мебели. «Скальному» стилю присущи пастельные, светлые оттенки, белые, золотистые голубые сиреневые цвета.

1 / 3

Легкость, игривость, царившая в этом направлении искусства, создавалась асимметрией расположения декоративных элементов, их формой. В лепнине применяются обрамления, переплетения, завитки, головки амуров, разорванные картуши, гротеск, как сочетание, казалось бы, несочетаемых элементов. Гармонично вписалось в рокайль китайское искусство.

Характерные черты, особенности стиля

В архитектуре фасадов домов и дворцов в интерьерах господствуют резные по дереву или лепные узоры, разорванные картуши, головки амура, в скульптуре, в живописи целые фигурки амуров, изящные обрамления, завитки, напоминающие морские ракушки. Очертания дворцов, а соответственно и форма внутренних помещений приобретают округлые формы.

1 / 3

На стенах и потолках оформляются медальоны, внутри которых помещались фрески с пасторальными, мифологическими, реже – флористическими сюжетами. В аристократической Франции стены украшались шелковыми тканями, которые гармонично сочетались с портьерами и шторами на окнах, дверях. Стены плавно переходили в потолок, и эта плавность также достигалась посредством декоративных карнизов из гипса.

1 / 3

Рококо в живописи выразилось в легкой и жизнерадостной тематике картин. В них также преобладают светлые оттенки, лица центральных фигур счастливые и жизнеутверждающие. Если художник писал жизнь аристократов, то это либо счастливая сцена в гостиной, в будуаре, либо на лоне природы. В искусстве царствует чувственная эротика.

История возникновения «скального» стиля

Рококо как стиль в искусстве зародился во второй четверти XVIII века во Франции, и его возникновение совпало с периодом правления регентского совета, возглавляемого Филиппом Орлеанским по причине малолетства Короля Людовика ХV.

1 / 2

Вступив на престол, Людовик ХV правил Францией 58 лет. Это при нем рококо дало развитие всем направления искусств и стало своеобразным образом жизни.

1 / 3

Этот период правления короля по прозвищу Влюбленный, назвали эпохой рококо. Людовику XV принадлежат слова, ставшие пророческими: «после нас хоть потоп». Пока король и его приближенные предавались наслаждениям и чувственным радостям, экономика страны дряхлела, а сама страна нищала и приходила в упадок.

1 / 3

Сменивший Людовика Влюбленного, следующий король Людовик XVI, получил вместе с троном недовольное население в экономически ослабленном государстве.

1 / 3

Так получилось, что Людовик ХV в многочисленном семействе оказался единственным претендентом на трон, и потому его драгоценную жизнь оберегали, а его самого баловали, не озадачивая государственными делами. Он, по сути, не занимался управлением государством.

1 / 3

Сначала это делал за него герцог Орлеанский, потом кардинал Флери. В 1745 году он всецело подпал под влияние маркизы де Помпадур, которая по своему усмотрению назначала военачальников и своей расточительностью разоряла страну. Обнищавшие парижане начали с враждебностью относиться к своему королю.

1 / 3

Однако обнищание страны не мешало аристократии строить и обустраивать замки, шить дорогостоящие наряды, которые порой надевались всего один раз, и щеголять друг перед другом своей роскошью, порой эфемерной эфемерной.

1 / 3

После смерти маркизы де Помпадур, у короля появилась новая фаворитка – мадам дю Барри. Эти две дамы и супруга короля Мария Лещинская и стали законодательницами мод и стиля во Франции, из которой рококо перекочевал в соседние страны. Наивысшего расцвета в архитектуре рококо приобрел в Баварии.

1 / 3

Отдельным ответвлением стиля стало китайское направление, или шинуазри. В этом направлении присутствуют китайские мотивы и элементы. Так, в моду вошли чайные домики; тип женщин, похожий на китайские фарфоровые статуэтки и восточные элементы декорирования.

1 / 3

Основателем рококо в живописи принято считать французского художника Жана Антуана Ватто (1684-1721). Это член королевской академии живописи и скульптуры с 1712 года. Кисти Антуана Ватто принадлежат следующие творения:

  • «Затруднительное предложение»;
  • «Урок любви»;
  • «Общество в парке»;
  • «Любовная песня»;
  • «Капризница» и др.

1 / 3

Творческая жизнь Антуана Ватто была короткой – всего лет 12, но у него появились последователи. Его картины стали образцом для творчества Франсуа Буше, который достиг совершенства в этом направлении.

Рококо в России

В России рококо расцвел во время правления Елизаветы Петровны, которая получила образование во Франции. Правда, в благочестивой, патриархальной России он не получил столь чувственной направленности и выражался более в архитектуре фасадов, интерьеров, в убранстве залов, чем в живописи или скульптуре. Впрочем, здесь можно вспомнить нескольких художников, работавших в рокайльной направленности:

  • И.П. Аргунов. «Умирающая Клеопатра»,
  • И.Я. Вишняков. Портрет Сары Элеоноры Фермор
  • Б.В. Суходольский. «Астрономия».

1 / 3

Для Аргунова эта картина, скорее исключение из правил. Иван Петрович был склонен к классицизму, граничащему с реализмом. Это великолепный портретист, сохранивший истории лица императриц Елизаветы Петровны, Екатерины II, ряда видных государственных деятелей и аристократов, приближенных к царскому двору. Иван Вишняков тоже портретист, но он писал портреты во французском стиле рококо. Суходольский – мастер пейзажа и крупных композиций в том же стиле, характерном для галантного века.

В архитектуре стиль рококо отразился в следующих памятниках русской архитектуры:

  • Китайский дворец и дворец Петра III в Ораниенбауме;
  • Китайский театр в Царском селе;
  • Летний дворец Елизаветы Петровны в Петербурге. Здание не сохранилось, но есть картина М. И. Махаева с его изображением и дающая полное представление о нем.

1 / 3

В зданиях, созданных итальянцем Растрелли, присутствуют элементы рококо и барокко. Так, в декоре уже упомянутого дворца Елизаветы Петровны присутствуют картуши, рокайли, маски львов, сдвоенные колонны, ризалиты, вазы, формирующие визуальную неровность стен. Архитектурный ансамбль дополняют статуи.

Отличие рококо от барокко, классицизма, сентиментализма, модерна, романтизма

Стиль рококо значительно отличается от других течений, бывших до него и возникших после. Хотя некоторые элементы одного стиля все-таки могут проникать в другие стилистические решения.

Барокко

Легкий и игривый стиль рококо пришел на смену помпезному, массивному, фундаментально тяжелому барокко. Он зародился в Италии и просуществовал около 100 лет.

1 / 3

В живописи барокко присутствуют глубокие переживания, картинам темные и зачастую контрастные, насыщенные цвета, в то время как в рококо напротив доминируют светлые цвета и оттенки, а настроение картин – радость, праздник, пасторально приятное время препровождение. На смену трагической религиозности пришли языческие сюжеты из древнегреческой и древнеримской мифологии. Стилю рококо в живописи и архитектуре присуща эротика – игривая, пикантная, жизнеутверждающая.

1 / 3

Одновременно с тяжеловесным барокко и строгим классицизмом в средневековом искусстве XII-XVII веков существовал готический стиль. Он проявился в возведении храмов монастырей, соборов. Готика в литературе – это ужасные сюжеты с потусторонними сущностями, с вампирами, происходившие с литературными героями в старинных готических замках.

Классицизм и неоклассицизм

Классицизм соседствует с уходящим барокко и господствующим рококо. Этот стиль придерживается античной направленности в архитектуре, скульптуре и живописи. Классицизм, классика означают образцовость.

1 / 3

В нем нет тяжеловесной вычурности, присущей барокко, отсутствует также фривольность, присущая рококо. Архитектурные элементы применяются, но они строго симметричные, правильные. В архитектуре классицизма присутствуют:

  • колонны и полуколонны;
  • треугольные фронтоны;
  • барельефы в круглых или овальных медальонах,
  • статуи, в том числе кариатиды и атланты, поддерживающие балкон, или иную конструкцию;
  • ротонды на крыше как правило треугольные.

1 / 3

Черты, характерные для эпохи античности, также присутствуют в живописи и скульптуре. Классицизму характерна идеализация формы тела. Женщины изображаются более женственными и изящными, чем есть на самом деле, а мужчины – атлетически сложенными.

Сентиментализм

Сентиментализм переводится как чувство, чувственность, и, казалось бы, философия этого стиля должна быть близкой стилю рококо. Однако сентиментализму присуще сопереживание, сочувствие, в то время как в рококо каждый живет для себя, любит и радуется жизни по-своему.

1 / 3

Сентиментализм проповедует культ нравственной чистоты, неиспорченности, утверждение богатого духовного мира в человеке, чаще у представителей низшего сословия. В стиле сентиментализма творили художники Ван Дейк, Дж. Ромини, Дж. Рейнолдс, У. Хор. Сентиментализм нашел благодатную почву в русской патриархальной культуре.

Модерн

Модерн как художественный стиль пришел на смену рококо на рубеже XVIII-XIX веков. Второе его название арт-нуво (новое искусство). Этот стиль зародился в Англии, а свое развитие получил во Франции и продержался более 100 лет, до первой мировой войны.

Это был стиль развивающейся буржуазии, ее основанием служили органичность, простота и функциональность. Арт нуво начал распространяться в другие страны Европы благодаря Всемирным выставкам, на которых выставлялись достижения современных для того времени технологий и прикладного искусства.

1 / 3

Характерная черта модерна — отказ от прямых линий, углов в пользу плавных, обтекаемых форм, приближенным к растительным. Арт-нуво свел к минимуму наличие узоров, завитушек, картушей и других декоративных элементов.

Романтизм

Романтизм, как направление в искусстве просуществовал недолго. Он был порожден революционными, бунтарскими настроениями, царившими в Европе. Он торжествовал в литературе и живописи, характеризовался изображением сильных характеров, противопоставляющих себя существующему миропорядку. Романтизм противопоставляется классицизму.

1 / 3

Основные представители романтизма в живописи — Франсиско Гойя, Антуан-Жан Гро, Карл Шпицвег, Люси Мэдокс Браун. Ярким представителем романтизма в литературе был лорд Байрон. В русской литературе ему подражали Лермонтов, Пушкин, Бестужев-Марлинский и другие.

Показать таблицу
Виды искусства →

 

Живопись и скульптура Архитектура Литература Музыка
Стили↓
Барокко. (причудливый) Центр стиля Италия Фантастические, библейские сюжеты, пестрота палитры и броскость сюжета, подчеркнутая театрализация образов Склонный к излишествам в декорировании стиль барокко особенно ярко проявился в архитектуре Италии отражение действительности в более в фантастически оригинальной художественной форме. В музыке барокко преобладает полифония. Яркий представитель стиля И.-С. Бах.
Классицизм (образцовый) и неоклассицизм Воспроизведение античности, идеализация тела. В основу положены традиции античной архитектуры, строгая симметрия элементов. Основоположник литературного классицизма – француз Буало. Основные черты – строгое деление на положительных и отрицательных героев, античная тематика, любовные треугольники. Классицистами в литературе считаются Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен, Ларошфуко. В классической музыке обращается внимание на тщательную отделку деталей, сбалансированность частей произведения. Яркие представители классицизма – Й. Гайдн, В. А. Моцарт и Л. ван Бетховена.
Сентиментализм (чувствительный) Темы в изобразительных искусствах: отношения человека и природы, наслаждение семейными радостями, усилительные, например, детские образы. В архитектуре суть сентиментализма выразилась в формировании пейзажного парка, в стремлении, соединить архитектуру с природой. Классическим примером сентиментализма в Русской литературе является повесть Карамзина «Бедная Лиза». В литературных произведениях основной упор делается на чувства, переживания героев. Воздействие музыки на эмоции, чувства человека. В русской музыке примером стиля служит опера Пашкевича В русской музыке примером служит

опера «Несчастье от кареты»

 

Модернизм (новый) и постмодернизм Модернизм в искусстве объединяет несколько новых порой, противоположных направлений. Сюда относится кубизм, импрессионизм и др. Модернизм в архитектуре связан с образованием новых материалов, с использованием железобетона. В градостроительстве наблюдается отказ от принятых форм и направлений в и переход к новому В литературе характеризуется отходом от классических форм, переосмыслением и поиском новых. Повествование становится раздробленным.

За что стиль рококо подвергался критике?

После смерти мадам Помпадур критике подвергся Франсуа Буше за непристойности, откровенный эротизм. В легковесности, отсутствии идейности подвергались критике и другие художники, творившие в этом стиле. Критиковали как правило, классицисты, не позволявшие себе ничего лишнего, и идеологи барокко, возвышавшие страдания души и тела.

1 / 3

Однако стиль мадам Помпадур и Людовика XV сыграл огромную роль в развитии искусства в целом, показав, что простые человеческие радости не могут быть чуждыми творчеству, и напротив, они даже весьма привлекательны и востребованы.

1 / 3

Мастера рококо создали искусство для человека, и поставили человека в центр творческого начала. Этот стиль оказал влияние на последующие развитие искусства, в частности на импрессионистов.

Рококо в других видах искусства

Легкий фривольный стиль рококо проник во все сферы искусств: в скульптуру, архитектуру, ландшафтный дизайн.

Скульптура

В скульптуру тоже проникла чувственная игривость, легкость и камерность форм. В этот период преобладают бюсты, небольшие садовые фигурки и группы. Дворяне заказывают скульпторам для своих роскошных парков, садов, купален фигурки нимф, амуров. В стиле рококо работают известные скульпторы:

  • Жан Батист Пегаль, колебавшийся между неоклассицизмом и рококо. В середине XVIII столетия он пользовался покровительством маркизы де Помпадур. В стиле рококо изваял скульптуры.
  • Ж.-Б. Лемуан – любимый скульптор Людовика XV. Создал великолепную портретную галерею великосветской аристократии той эпохи. Его изящные барельефы до сих порт украшают старинный отель Сувиз в Париже.
  • Этьен Морис Фальконе, еще один французский скульптор, представитель неоклассицизма, но пользовавшийся покровительством все той же маркизы де Помпадур. В стиле рококо он создал фигуры «Музыка», «Амур», «Купальщица», скульптурную группу «Пигмалион и Галатея». С 1757 года он возглавлял фарфоровую мануфактуру в Севре. Этьен Фальконе является автором знаменитой фигуры Петра первого в Санкт-Петербурге, получившего название «Медный всадник» с легкой руки Пушкина.
  • Огюстен Пажу – французский скульптор. Ему покровительствует мадам Дю Барри, чей бюст он увековечил. Ее называли великой блудницей, но в фигуре созданной этим скульптором, зритель видит умное, одухотворенное лицо красивой женщины, знающей себе цену.

1 / 3

Архитектура

Архитектура – это не просто наука или отрасль строительства. Это целое искусство, получившее расцвет в XVII-XVIII веках. Стиль рококо проник и увековечил себя и в этой сфере.

Отель Субиз, Франция
Отель Субиз, Франция

Неподражаемым образцом стиля служит отель Субиз в столице Франции. Во всей своей полноте характер стиля выражен в Китайском домике в Потсдаме. Тут и округлые формы (сам домик имеет форму листа клевера) и обилие позолоты, и колонны, завершающиеся невероятным числом декоративных элементов, и скульптурные композиции, в числе которых фигурка мандарина, сидящего под зонтом на крыше.

1 / 3

В стиле рококо выстроены:

  • Дворец Келуш в Португалии. Архитектор – Матеуш Винсенте де Оливейра;
  • Церковь Франциска Ассизского в Оуру-Прету архитектора Алейжадинью;
  • Дворец Шарлоттенбург – летняя резиденция для прусских королей. Дворец выстроен в западной части Берлина.

Ландшафтный дизайн

Особенно стиль рококо проявил себя в ландшафтном дизайне своего времени. Парки и сады украшались гротами, беседками. На смену тяжеловесным лестницам, пришли китайские сады с мостиками и ручейками, павильоны, искусственно созданные гроты, криволинейные дорожки, лабиринты, обсаженные густой изгородью из вьющихся растений.

Иллюзорность – еще одна характерная черта рококо. Элементы паркового ландшафта создавали некую иллюзорность пространства. Непременным атрибутом парков и садов были скульптурные композиции и фигурки мифических героев: амуров, купальниц.

Интерьер

Рококо в интерьере – это прежде всего обилие света и золота. Обивки тканей, цвет мебели выбираются светлые: цвет дерева – выбеленный или золотисто светлый. Ткани сиреневые, бежевые, золотистые. На стенах легкие, ажурные обрамления, образующие медальоны, углы также сглажены лепными карнизами. Потолки однотонные, или украшенные панно в обрамлениях. Проемы окон и дверей декорированы лепными аркадами.

На смену просторным апартаментам приходят уютные небольшие комнатки, в которых игривый рококо нашел себе место. В новом стиле отделывались будуары, спальни и личные кабинеты аристократов. В ХVIII веке было в порядке вещей принимать посетителей, лежа в постели, поэтому спальни часто отделывались, как парадные.

Музыка

Музыка тоже ощутила на себе влияние галантного века. Стиль рококо выразился в легких, танцевальных мотивах, в обилии фонетических украшений, мелизмов.

Главным требованием к музыкальным произведениям была возможность наслаждаться звучанием музыкального инструмента. Произведения в стиле рококо не требовали, чтобы над ними размышляли, переживали, плакали. Музыка, как и все, окружавшее бытие аристократов, служила наслаждениям и развлечениям. Ее писали в основном для клавесинов, виолы, скрипки и гобоя.

Яркими представителями стиля были следующие композиторы:

  • Франсуа Куперен (1668 — 1733), автор ряда инструментальных пьес и концертов для клавесина,
  • Жан Филипп Рамо (1683 — 1764), создатель опер «Галантная Индия», «Празднества Гебы, или Лирические дарования», «Саид», и лирических музыкальных комедий «Платея» и «Паладины» (1760).
  • Андре Кампра (1660 — 1744) — автор опер-балетов «Галантная Европа» (1697), «Венецианский карнавал» (1699), «Венецианские празднества]» (1710)

Инструментальные или сценические произведения демонстрируют невероятно слаженное единство архитектурой и дизайном интерьеров, с живописью и скульптурой, с аристократическим бытом времени, получившего название галантного века.

Влияние стиля на моду

Философией стиля рококо был праздник, получение удовольствия, любовь. Об этой эпохе известный русский поэт Александр Пушкин сказал, что в нем царствовали женщины.

1 / 3

Законодательницами стиля и моды стали мадам дю Барри, Маркиза де Помпадур, Мария Лещинская. Первые две были фаворитками короля. Мария Лещинская – польская принцесса, ставшая супругой Людовика XV. Она была старше короля на 7 лет.

Иоганн Георг Платцер - Пара. Вечеринка под открытым небом
Пара. Вечеринка под открытым небом
Иоганн Георг Платцер

В этот период наблюдалась феминизация культуры. Женщины проявили свои способности и таланты в целом ряде отраслей искусства: и это не могло не сказаться на моде. В ней доминирует тонкая талия, округлые бедра, подчеркиваемые нарядом, маленькие руки, высокая, изящная грудь, маленькая головка на тонкой шее, такое подобие китайской фарфоровой статуэтки.

Жан-Оноре Фрагонар - Любовное письмо
Любовное письмо
Жан-Оноре Фрагонар

Женщину с такими «идеальными» формами можно увидеть и в живописи. Например, в картинах Франсуа Буше «Любовная записка». Глядя на портреты маркизы де Помпадур, выполненные кистью этого же живописца, начинаешь понимать, кому старались подражать французские дамы.

Иоганн Георг Платцер - Любовное письмо
Любовное письмо
Иоганн Георг Платцер

Прически приобрели яйцевидный силуэт. На картинах Буше и Фрагонара головки дам не прилизанные, но и высоких фигур из волос нет ни у кого. Прически у дам умеренной пышности, часто подвязаны лентой или собраны под изящными заколками. Укладка волос больше тяготеет к естественной, природной легкости.

1 / 4

Силуэт женского платья был похож на перевернутый бокал. Тонкую талию дамы старались получить, затягивая себя корсетом, а для пышности бедер в юбку вставляли каркас из китового уса, ивовых прутьев, сплетенного конского волоса.

1 / 2

Костюмы аристократов сверкали золотом и драгоценными камнями. Даже пуговицы и пряжки делали из сверкающих драгоценных камней. Мужчины носили белые рубашки, украшенные кружевными жабо, или надевали шейные платки.

10 художников рококо

В искусстве Европы увековечили свои имена не один десяток живописцев. Покровительство королевского двора Людовика XV творческим и талантливым людям тоже дало толчок развитию искусства в стиле рококо во Франции. Яркую плеяду художников подарила Италия.

Жан Антуан Ватто (1684-1721)

Антуан Ватто считается основателем «ракушечного» стиля в живописи. Он прожил короткую жизнь – всего 37 лет, но это была жизнь, не простая, наполненная лишениями, трудом, поиском своего стиля, своей направленности в творчестве и по мере утверждения себя в искусстве, расцветал его талант.

1 / 3

Его картины:

  • «Венера и Марс»,
  • «Сатир и нимфа»,
  • «Пьяный Силен»
  • «Святое семейство».

Жан Антуан Ватто - Паломничество на остров Киферу
Паломничество на остров Киферу
Жан Антуан Ватто

Его картина «Паломничество на остров Киферу» стала пропуском в Королевскую академию художеств. И считается вершиной творчества живописца. На создание этого творения художник потратил 5 лет. Сохранилось 2 варианта, 2 картины, написанных на эту тему. Один вариант хранится в Лувре, второй – в Берлине.

Франсуа Буше (1703- 1770)

Художник Франсуа Буше считается основным представителем французского рококо. Он родился в Париже. Этот талантливый художник, ставший страстным последователем Ватто, стоял у истоков рококо в живописи. Он создал более 300 полотен.

1 / 2

Его кисти принадлежат несколько портретов маркизы де Помпадур, картины в жанре пасторали на тему древнегреческой и древнеримской мифологии, сцены из библейской жизни.

1 / 2

Имя Франсуа Буше увековечили следующие полотна:

  • «Диана после купания»,
  • «Марс и Венера»,
  • «Туалет Венеры»,
  • «Венера и Купидон».

1 / 2

Кроме этого, Буше оставил небольшие рисунки, он создал гравюры, иллюстрации для книг Боккаччо, Мольера, Овидия, декорации для спектаклей и опер королевского театра, расписывал севрский фарфор, веера, писал миниатюры и т.п.

Уильям Хогарт (1697-1764)

Английский художник, представитель английской художественной школы, Уильям Хогарт иллюстрировал книги, создавал гравюры, работал, не останавливаясь на достигнутом, создавал новые жанры.

1 / 3

Уильям Хогарт с детства увлекался рисованием, отличался наблюдательностью и способностью отмечать мелкие детали. Предпочитал рисованию учебу в начальной школе. Обучался у известного гравера Эллиса Гэмбла, работавшего с серебром.

1 / 3

Его картины:

  • «Музыкальная вечеринка»,
  • «Собрание в доме Ванстед»,
  • «Предвыборный банкет»,
  • «Семья Фаунтейн».

1 / 3

Хогарт создавал художественные тематические серии. Так, серия «Карьера проститутки» состояла из 6 картин. Следующая серия картин «Модный брак» в основу гравюрных оттисков.

Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770)

Последний представитель венецианской школы. Он родился в Венеции, в отличие от большинства известных живописцев ему не пришлось никуда ехать, чтобы учиться. Он обучался у Грегорио Ладзарини и Себастьяно Риччи. Его супруга Мария была сестрой известных живописцев Гварди.

1 / 3

Тьеполо был ярким представителем Итальянского рококо. Он писал не только картины. В итальянских храмах сохранились его фрески. Это, как известно, одно из самых сложных направлений в живописи.

1 / 3

Его картины:

  • «Вакх и Ариадна»,
  • «Пир Клеопатры»,
  • «Венецианский шарлатан».

1 / 3

Тема Вакха и Ариадны, начатая Тицианом в XVI веке, привлекала в период галантного века и других художников

Николя Ланкре (1690-1743)

Николя Ланкре – значимый представитель Парижской школы. На него глубокое влияние оказало творчество Антуана Ватто. Ланкре был членом, а позднее и советником Королевской Академии живописи и скульптуры писал сцены сельских прогулок, увеселений, пасторали, маскарады.

1 / 2

Его кисти принадлежат картины:

  • «Концерт в парке»,
  • «Танец у фонтана»,
  • «Качели».
  • «Портрет танцовщицы Камарго».

1 / 3

Семь картин этого художника хранятся в Эрмитаже.

Луи Мишель ван Лоо (1707—1771)

Живописец, портретист Луи Мишель ван Лоо – самый яркий и талантливый представитель художественной династии Ван Лоо и один из мастеров художественного портрета, работавших в стиле рококо. Обучался сначала у своего отца, а позднее, в Париже у Франсуа Буше.

1 / 2

В 1737 году ван Лоо получил приглашение в Мадрид, в качестве придворного художника короля Испании Филиппа V. В Мадриде он занимается и преподает начинающим живописцам. Придворный портретист. В его картинах обращает на себя внимание фотографическая точность, скрупулезное отношение к мельчайшим деталям.

1 / 2

Его картины:

  • «Филипп V и Елизавета Фарнезе»,
  • «Двор Людовика XV»,
  • «Маркиза де Помпадур и Мариньи».

1 / 2

Этим художником созданы также портреты некоторых исторических деятелей — Дидро, Мишеля-Этьена Тюрго.

Луис Эухенио Мелендес (1716-1780)

Луис Мелендес родился в Неаполе, а позднее семья переехала в Мадрид. Его отец Франциско Мелендес стоял у истоков создании Королевской академии в Мадриде в 1744 году. Но после ссоры с руководством академии он был удален из нее и зарабатывал частными заказами.

1 / 2

Этот конфликт сыграл негативную роль и в жизни его сына Луиса, который не смог добиться должности придворного художника и умер в бедности. Луис Мелендес – представитель академического направления в искусстве, но в его натюрмортах просматривается живой, игривый стиль рококо.

1 / 2

Автор картин:

  • «Натюрморт с грушами и дыней»,
  • «Испанский натюрморт»,
  • «Абрикосы и вишни».

1 / 2

Последние годы жил и работал в Испании, в Мадриде.

Жан-Оноре Фрагонар (1732-1806)

Французский живописец и гравёр. Создал более 500 картин в стиле рококо (не считая рисунков и гравюр). Обучался в Риме у известных художников Бароччо, Пьетро да Кортона, Солимена. На раннем этапе своего творчества работал над историческими сюжетами.

1 / 2

Его картина «Корес и Каллироя» стала для него пропуском в королевскую академию художеств. Впоследствии увлекся более востребованным направлением. Его картины в стиле рококо: «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» «Купальщицы», «Молодой гитарист».

Иоганн Георг Платцер (1704-1761)

Иоганн Георг Платцер – австрийский живописец, родившийся в графстве Тироль. Писал мифические и исторические сцены. Почти всю свою жизнь прожил в Типпане. Обучался у своего дяди, придворного художника. В своем творчестве Платцер отдавал предпочтение мифологическим или светским праздникам. И в то же время в его сюжетах всегда присутствовал скрытый смысл.

1 / 3

Его картины:

  • «Сцена с фонтаном перед дворцом»,
  • «Александр Македонский получает ключи от Вавилона»,
  • «Царица амазонок Фалестрис в лагере Александра Македонского»,
  • «Латона превращает ликийских крестьян в лягушек».

1 / 2

Серия из 4 картин тему «Удовольствия четырех сезонов», отражает каждое из времен года: весну, лето, осень и зиму.

Томас Гейнсборо (1727 – 1788)

Английский портретист Томас Гейнсборо родился в Сэдбери, графство Суффолк. Автор многочисленных портретов с не меньшим успехом создавал пейзажи, от работы над которыми получал наслаждение. Считается представителем английского рококо. Томас Гейнсборо считается основателем пейзажной школы в Британии.

1 / 2

Автор полотен:

  • «Пейзаж в Саффолке»,
  • «Возвращение крестьян с рынка»,
  • «Утренняя прогулка.
  • «Портрет сквайра Уильяма Хэллета с супругой Элизабет»,
  • «Портрет миссис Ричард Бринсли Шеридан».

1 / 2

Пейзажи, картины природы нередко служили фоном в портретах, как например, в картинах «Джорджиана, герцогиня Девонширская», «Групповой портер детей Маршам».

10 известных картин в стиле рококо

Стиль французской аристократии значительно обогатил мировое искусство творениями живописи архитектуры и скульптуры. Немало картин того периода хранятся в мировых музеях, картинных галереях, частных коллекциях. Здесь приведем 10 картин, получивших мировое признание.

«Портрет балерины Парижской Оперы Мари-Мадлен Гимар»

Жан-Фредерик Шаль - Портрет балерины Парижской Оперы Мари-Мадлен Гимар
Портрет балерины Парижской Оперы Мари-Мадлен Гимар
Жан-Фредерик Шаль

Автор – французский живописец Жан-Фредерик Шаль. Героиня картины – классическая представительница женского типажа, принятого в рококо. В этом художественном произведении преобладают светлые пастельные тона. На балерине белоснежное с розовым платье, из-под которого выглядывает маленькая, изящная ножка в розовых туфлях. Фоном для портрета служит сад. На заднем плане едва угадывается каменная постройка.

«Вакх и Ариадна»

Иоганн Георг Платцер - Вакх и Ариадна
Вакх и Ариадна
Иоганн Георг Платцер

Картина написана художником Иоганном Георгом Платцером. На ней изображена сцена праздничного застолья мифических героев. В картине преобладают золотистые и голубые оттенки. Фигуры участников застолья отливают золотом. Элементы стиля также выражены в изображении посуды, садовой архитектуры, изображении деревьев, фигур людей.

«Молодая читательница»

Жан Оноре Фрагонар - Молодая учительница
Молодая учительница
Жан Оноре Фрагонар

Автор портрета – Жан Оноре Фрагонар. Картина написана в 1769 году. На ней изображена молодая женщина, читающая книгу. В портрете использована присущая рококо цветовая гамма. Большая подушка за спиной олицетворяет собой комфорт и наслаждение.

«Качели»

Фрагонар - Качели
Качели
Фрагонар

Это еще одна картина Фрагонара. На ней изображена молодая женщина, катающаяся, а точнее, взлетающая на качелях. Именно ощущения полета выражено кистью мастера. Упавший впереди мужчина и стоящий на заднем плане — поклонники женщины, пытающиеся ухаживать за ней. Молодая женщина в персиковом платье изображена на фоне темного неба. Очевидно, действие происходит вечером, напоенным любовью и романтизмом.

«Юпитер и Калисто»

Франсуа Буше - Юпитер и Калисто
Юпитер и Калисто
Франсуа Буше

Великолепное полотно, выполненное художником Франсуа Буше. Эта картина – яркое воплощение стиля рококо. Все в ней дышит эротизмом и чувственностью, которую подчеркивают кружащиеся над головой влюбленных амуры. Цвета, использованные в картине, тоже подчеркивают влюбленность героев

«Радости бала»

Антуан Ватто - Радости бала
Радости бала
Антуан Ватто

Антуан Ватто. Одна из первых картин художника, написанная в 1714 году. Это полотно интересно еще и тем, что дает представление об архитектуре того времени. Полотно хранится в картинной галерее Дальвичского колледжа в Лондоне.

«Портрет императрицы Елизаветы Петровны»

Иван Аргунов - Портрет императрицы Елизаветы Петровны
Портрет императрицы Елизаветы Петровны
Иван Аргунов

Портрет написан в стиле рококо, входившем в российскую моду русским живописцем Иваном Аргуновым. На картине обращает на себя внимание сходство императрицы с ее отцом Петром I. Тяжелый атлас ее платья, синяя лента на груди и орден говорят о принадлежности дамы на портрете к власти. Предположительно, портрет был написан в конце 60-х годов XVIII века.

«Утренний шоколад»

Пьетро Лонги - Утренний шоколад
Утренний шоколад
Пьетро Лонги

Художник – Пьетро Лонги. На картине хозяйка принимает гостей, находясь в постели. Один из присутствующих – священник с молитвословом, Слуга держит кофейник и чашечку с шоколадом, очевидно для хозяйки. И еще один герой картины тоже угощается горячим шоколадом. На картине, созданной в 1775-80 годах, отображен начинавший входить в моду обычай пить по утрам горячий шоколад.

Геркулес и Омфала

Франсуа Буше - Геркулес и Омфала
Геркулес и Омфала
Франсуа Буше

Франсуа Буше изображает откровенно эротическую сцену. Согласно мифологии, Омфала была царицей Лидии, а Геракл оказался проданным ей в рабство. Но между рабом и царицей вспыхнула страсть. Красный цвет ложи, розовый палантин над постелью влюбленных, путти говорят, как раз, об этой любовной страсти.

 «Сцена в фонтане перед дворцом»

Иоганн Георг Платцер - Сцена в фонтане перед дворцом
Сцена в фонтане перед дворцом
Иоганн Георг Платцер

Сцена, изображенная Платцером в этой картине, показывает, как развлекаются дворяне в жаркий летний день, забыв об этикете и скромности. Картина была создана между 1730-35 годами, и сейчас хранится в замке Скуклостер в Швеции.

Напишите, что вы думаете о статье «Стиль рококо в живописи, искусстве и архитектуре: черты, примеры, художники, особенности, картины»
Ваш адрес email не будет опубликован.

вверх