Итальянская художница эпохи барокко Артемизия Джентилески – единственная женщина, ворвавшаяся в мир искусства в начале XVII века. Ее картины по технике не уступали мужчинам, давно укрепившимся в мире живописи. Она первая из женщин, которую приняли в Академию рисунка во Флоренции.
Джентилески вошла в историю как создательница собственного реализма, окрашенного эмоциями и основанного на личном горе. В XX веке художница оказывается на пике популярности как икона феминизма.
Детство
Артемизия родилась в 1593 году в Риме, в семье потомственных художников Ломи-Джентилески. По сведениям из городского архива, год рождения художницы – 1590. Впоследствии отец оставил себе вторую часть фамилии, чтобы отличаться от своего брата Аурелио Ломи.
Историческая справка | |
Годы жизни | 8 июля 1593 — 1653 |
Страна | Италия |
Жанр | Портреты |
Стиль | Барокко |
Сюжеты | Портреты, религия |
В начале XVII века Рим преображался в роскошную «столицу католичества». На реконструкцию старых храмов и строительство новых папство не жалело никаких средств. В Рим стягивались семьи художников и ювелиров в надежде на заработок.
В поисках работы и денег постоянно находился и отец Артемизии. Несмотря на все старания, семья не могла выбраться из бедности. В подмастерьях у Орацио работали его дети: старшая дочь и сыновья. Они на практике учились искусству живописи. Однако, кроме дочери, никто не проявлял ни способностей, ни талантов.
Тяжелые времена наступили для девочки в возрасте 12 лет со смертью матери. Заботы об отце и братьях полностью легли на ее плечи. Артемизия осталась без поддержки и понимания, находясь в обществе мужчин. К отцу приходили друзья, художники, аптекари, знакомые и незнакомые люди. В мастерской постоянно находились люди.
У постоянного нахождения среди мужчин-художников были и положительные стороны. Артемизия училась не только перетирать краски, готовить лаки и грунтовать холсты, она жадно впитывала идеи, рассуждения, новые приемы в живописи. Одним из ее учителей и наставников стал Караваджо — скандальный художник и новатор того времени. Его техника, идеи реализма создали основу для собственного творчества Артемизии.
Творческий путь
Первая картина «Сусанна и старцы» (1610) была написана ею в 17 лет. Произведение красочно передает состояние Артемизии, в котором она находилась в то время.
Молодая Сусанна терпит присутствие неприятных ей мужчин старшего возраста. Девушка находится в центре композиции. Смотрящий на картину полностью проникается нежными чувствами к несчастной юной особе и сострадает ей. Лица старцев передают лишь любопытство и вожделение.
То ли от высокого уровня мастерства, то ли от нежелания признавать талант девушки, работа долгое время приписывалась Орацио. Однако отчетливая подпись на картине сообщает об авторе: «Артемизия Джентилески».
Первым шагом к успеху становится поступление в Академию во Флоренции. Здесь она знакомится с другими художниками. Дальнейшему творчеству молодой женщины покровительствует герцог Козимо II Медичи. Она находится в близких дружеских отношениях с его дочерью Кристиной.
В этот период племянник Микеланджело — Буонарроти-младший заказал у Артемизии картины для украшения Дома Буонарроти. Сегодня в нем находится музей Каса Буонарроти.
Под влиянием образованных и доброжелательно настроенных людей к девушке возвращается былое самоуважение и умиротворение. Она учится читать, писать, ведет личную переписку. Произведение «Автопортрет с лютней» (1617) подарило поклонникам творческий образ «другой» молодой женщины — с умными и добрыми глазами.
Однако тема расправы над мужчинами преследует ее на протяжении всей жизни. В картине «Иаиль и Сисара» (1620) — одном из драматических произведений — изображена смерть генерала от женской руки. На лице Иаиль при этом легкая улыбка от удовольствия.
Романтический период, наступивший в ее жизни во Флоренции, повлиял на творчество художницы. Темой, к которой она обращалась несколько раз, становится образ Марии.
Произведение «Мария Магдалина» (1618) выполнено в ее знаменитом стиле: сочетании желтых и золотистых тонов на практически черном фоне.
После Флоренции в ее жизни была Венеция, Генуя, Неаполь, Англия. Во время работы в Неаполе ею была выполнена фреска в одной из церквей городка Поццуоли.
С 1636 года после долгой размолвки отец и дочь вместе выполняют большую совместную работу во дворце Генриетты Марии в Англии.
В 1639 году старый Орацио скоропостижно умирает во время работы на глазах у дочери. Завершив работу, через год Артемизия возвращается в Неаполь.
Техника и стиль
Художница работала на протяжении всей своей жизни, не сбавляя темп и не оглядываясь на возраст. У нее собственный индивидуальный стиль барокко в живописи: темный, почти черный фон, на котором трудно различить какие-либо предметы, обязательное присутствие золотисто-желтых оттенков, драматизм сюжета.
Стиль повторял принципы и технику Караваджо – первого учителя. За сходство полотен Артемизию прозвали «Караваджо в женском обличии».
По мнению специалистов, художнице лучше остальных удавалось передать красоту и естественность женского тела. На картине «Купание Вирсавии» (1645) Артемизия убеждает в этом в очередной раз.
Влияние на мир искусства
Явление женщины в мире живописи эпохи позднего Возрождения после ее смерти было забыто. Ее картины, как и биография, обрели широкую известность только в 1940-е годы. В то время исследованием творчества художницы занимался итальянский искусствовед Роберто Лонги. Он и представил ее произведения широкой публике.
Символ свободомыслия и образец женской независимости нашел отражение в литературе и кинематографе.
В период с 1944 по 1947 годы Анна Банти — итальянская писательница, написала о Джентилески роман. Книга представляет собой дневник художницы. Роман был переведен на несколько языков.
Трагический женский образ вдохновлял и других авторов. О ней были написаны книги, пьесы для сцены, сценарии для фильмов.
Личная жизнь
Судьба девушки в корне изменилась после события 1612 года. В 19 лет Артемизию изнасиловал один из друзей-художников отца, часто посещающих их дом. По одной из версий Агостино Тасси пригласил отец для обучения подающей надежды дочери.
Опасаясь за честь семьи и свою дальнейшую карьеру, отец решил исправить положение женитьбой Тасси на дочери. Однако выяснилось, что жених поневоле уже был женат и моральных ценностей в браке вовсе не придерживался. Отец подал на обидчика в суд.
Девушку не испугали все требования следствия: многочисленные опросы, особые дознания, медицинские экспертизы и освидетельствования. В результате пострадавшая выиграла суд, и насильник провел около года в тюрьме.
В этот же год появляется картина «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1612). Сюжет воспринят и изображен мастером кисти своеобразно.
Юдифь изображена во время расправы над Олоферном. На ее лице удовлетворение от долгожданного момента. Молодая служанка, закатав рукава, бойко помогает Юдифи одолеть жертву.
Брызги крови выглядят более чем реалистично. И неудивительно, у Юдифи лицо художницы, а у Олоферна – лицо Тасси.
По окончании судебного процесса отец поспешно выдал дочь замуж за художника с заурядными способностями Стиаттези, с которым она уехала во Флоренцию. Отсюда началась ее известность.
Личные переживания находили отражение в ее картинах. Впрочем, изменить отношение к мужчинам с годами удавалось с трудом. Молодой женщине приходилось содержать семью, много работать. За время, проведенное во Флоренции, Артемизия родила четверых детей. Из всех смогла выжить только дочь Пруденция, названная в честь матери.
Подарком судьбы стало знакомство художницы с потомком знатного флорентийского рода Франческо Марией Маринги. Вспыхнувшая страсть оказывается без каких-либо перспектив на сближение.
Он становится преданным другом, помогает ей в решении финансовых вопросов, укрывает картины от ареста. Их романтические отношения продолжались до конца дней.
В 1620 году жизнь во Флоренции стала невыносимой. Слухи о возможной связи с Франческо и долги вынуждают Артемизию с мужем вернуться к отцу в Рим.
Жить с отцом и братьями не пришлось из-за желания художницы оставаться самостоятельной. Она сняла для своей семьи дом с мастерской. Появились заказы – портреты благородных жителей Рима.
В 1623 году смелая женщина окончательно откупилась от своего мужа. Он покинул город, их пути никогда больше не пересекались. В роли «прикрытия» он был больше не нужен. У Артемизии было заслуженное уважение и заработанное собственным трудом состояние.
Смерть
Художница прожила в Неаполе до конца жизни. Здесь же ей довелось выдать дочь замуж. С годами заказов становилось все меньше. К росписи фресок в храмах женщин не допускали. Средства к существованию поступали от продажи натюрмортов и редких портретов.
Франческо Мария Маринги – преданный и единственный возлюбленный ушел из жизни раньше, оставив свою Артемизию без поддержки и опоры.
Предположительная дата смерти художницы – 1653 год. Женщина скончалась в возрасте 60 лет. Возможная причина – чума. Место захоронения, согласно источникам, находится в Неаполе, при церкви Флорентийцев Сан Джованни.
Согласно другим источникам, оказавшись в бедности и бесславии, женщина покончила жизнь самоубийством. К концу жизни она была всеми забыта. А ее картины стали приписывать кисти старого Орацио.
Интересные факты
Слава о художнице как о знаменитой авантюристке связана не только с судебным процессом и копированием картин Караваджо. Известны ее приемы создания эскизов за «оплату вперед», благодаря которым потом приходилось скрываться от заказчика. В некоторых случаях оплаченные работы так и не были завершены, превращаясь в долги.
Сильная и независимая художница благодаря сюжетам своих картин стала иконой феминизма XX века. Однако в жизни она искусно сочетала самостоятельность с умением быть слабой и беззащитной.
Артемизия Джентилески – яркое исключение из общих правил. Смелость, решительность и желание добиться успеха были чужды для женщин эпохи позднего Возрождения. Она поражает не только необыкновенным талантом, но и упорством, настойчивостью и неординарной силой воли.
А девушка была не из робкого десятка!