Ярость, трагедия и феминизм Артемизии Джентилески

Артемизия Джентилески

Итальянская художница эпохи барокко Артемизия Джентилески – единственная женщина, ворвавшаяся в мир искусства в начале XVII века. Ее картины по технике не уступали мужчинам, давно укрепившимся в мире живописи. Она первая из женщин, которую приняли в Академию рисунка во Флоренции.

Джентилески вошла в историю как создательница собственного реализма, окрашенного эмоциями и основанного на личном горе. В XX веке художница оказывается на пике популярности как икона феминизма.

Детство

Артемизия родилась в 1593 году в Риме, в семье потомственных художников Ломи-Джентилески. По сведениям из городского архива, год рождения художницы – 1590. Впоследствии отец оставил себе вторую часть фамилии, чтобы отличаться от своего брата Аурелио Ломи.

Историческая справка
Годы жизни 8 июля 1593 — 1653
Страна Италия
Жанр Портреты
Стиль Барокко
Сюжеты Портреты, религия

В начале XVII века Рим преображался в роскошную «столицу католичества». На реконструкцию старых храмов и строительство новых папство не жалело никаких средств. В Рим стягивались семьи художников и ювелиров в надежде на заработок.

Лукреция
Лукреция

В поисках работы и денег постоянно находился и отец Артемизии. Несмотря на все старания, семья не могла выбраться из бедности. В подмастерьях у Орацио работали его дети: старшая дочь и сыновья. Они на практике учились искусству живописи. Однако, кроме дочери, никто не проявлял ни способностей, ни талантов.

Тяжелые времена наступили для девочки в возрасте 12 лет со смертью матери. Заботы об отце и братьях полностью легли на ее плечи. Артемизия осталась без поддержки и понимания, находясь в обществе мужчин. К отцу приходили друзья, художники, аптекари, знакомые и незнакомые люди. В мастерской постоянно находились люди.

Правосудие охватывает Мир
Правосудие охватывает Мир

У постоянного нахождения среди мужчин-художников были и положительные стороны. Артемизия училась не только перетирать краски, готовить лаки и грунтовать холсты, она жадно впитывала идеи, рассуждения, новые приемы в живописи. Одним из ее учителей и наставников стал Караваджо — скандальный художник и новатор того времени. Его техника, идеи реализма создали основу для собственного творчества Артемизии.

Творческий путь

Первая картина «Сусанна и старцы» (1610) была написана ею в 17 лет. Произведение красочно передает состояние Артемизии, в котором она находилась в то время.

Сусанна и старцы
Сусанна и старцы

Молодая Сусанна терпит присутствие неприятных ей мужчин старшего возраста. Девушка находится в центре композиции. Смотрящий на картину полностью проникается нежными чувствами к несчастной юной особе и сострадает ей. Лица старцев передают лишь любопытство и вожделение.

То ли от высокого уровня мастерства, то ли от нежелания признавать талант девушки, работа долгое время приписывалась Орацио. Однако отчетливая подпись на картине сообщает об авторе: «Артемизия Джентилески».

Клеопатра
Клеопатра

Первым шагом к успеху становится поступление в Академию во Флоренции. Здесь она знакомится с другими художниками. Дальнейшему творчеству молодой женщины покровительствует герцог Козимо II Медичи. Она находится в близких дружеских отношениях с его дочерью Кристиной.

В этот период племянник Микеланджело — Буонарроти-младший заказал у Артемизии картины для украшения Дома Буонарроти. Сегодня в нем находится музей Каса Буонарроти.

Автопортрет с лютней
Автопортрет с лютней

Под влиянием образованных и доброжелательно настроенных людей к девушке возвращается былое самоуважение и умиротворение. Она учится читать, писать, ведет личную переписку. Произведение «Автопортрет с лютней» (1617) подарило поклонникам творческий образ «другой» молодой женщины — с умными и добрыми глазами.

Однако тема расправы над мужчинами преследует ее на протяжении всей жизни. В картине «Иаиль и Сисара» (1620) — одном из драматических произведений — изображена смерть генерала от женской руки. На лице Иаиль при этом легкая улыбка от удовольствия.

Иаиль и Сисара
Иаиль и Сисара

Романтический период, наступивший в ее жизни во Флоренции, повлиял на творчество художницы. Темой, к которой она обращалась несколько раз, становится образ Марии.

Произведение «Мария Магдалина» (1618) выполнено в ее знаменитом стиле: сочетании желтых и золотистых тонов на практически черном фоне.

После Флоренции в ее жизни была Венеция, Генуя, Неаполь, Англия.  Во время работы в Неаполе ею была выполнена фреска в одной из церквей городка Поццуоли.

Мария Магдалина
Мария Магдалина

С 1636 года после долгой размолвки отец и дочь вместе выполняют большую совместную работу во дворце Генриетты Марии в Англии.

В 1639 году старый Орацио скоропостижно умирает во время работы на глазах у дочери. Завершив работу, через год Артемизия возвращается в Неаполь.

Техника и стиль

Художница работала на протяжении всей своей жизни, не сбавляя темп и не оглядываясь на возраст. У нее собственный индивидуальный стиль барокко в живописи: темный, почти черный фон, на котором трудно различить какие-либо предметы, обязательное присутствие золотисто-желтых оттенков, драматизм сюжета.

Стиль повторял принципы и технику Караваджо – первого учителя. За сходство полотен Артемизию прозвали «Караваджо в женском обличии».

Купание Вирсавии
Купание Вирсавии

По мнению специалистов, художнице лучше остальных удавалось передать красоту и естественность женского тела. На картине «Купание Вирсавии» (1645) Артемизия убеждает в этом в очередной раз.

Влияние на мир искусства

Явление женщины в мире живописи эпохи позднего Возрождения после ее смерти было забыто. Ее картины, как и биография, обрели широкую известность только в 1940-е годы. В то время исследованием творчества художницы занимался итальянский искусствовед Роберто Лонги. Он и представил ее произведения широкой публике.

Символ свободомыслия и образец женской независимости нашел отражение в литературе и кинематографе.

Купание Вирсавии
Купание Вирсавии

В период с 1944 по 1947 годы Анна Банти — итальянская писательница, написала о Джентилески роман. Книга представляет собой дневник художницы. Роман был переведен на несколько языков.

Трагический женский образ вдохновлял и других авторов. О ней были написаны книги, пьесы для сцены, сценарии для фильмов.

Личная жизнь

Судьба девушки в корне изменилась после события 1612 года. В 19 лет Артемизию изнасиловал один из друзей-художников отца, часто посещающих их дом. По одной из версий Агостино Тасси пригласил отец для обучения подающей надежды дочери.

Опасаясь за честь семьи и свою дальнейшую карьеру, отец решил исправить положение женитьбой Тасси на дочери. Однако выяснилось, что жених поневоле уже был женат и моральных ценностей в браке вовсе не придерживался. Отец подал на обидчика в суд.

Юдифь, обезглавливающая Олоферна
Юдифь, обезглавливающая Олоферна

Девушку не испугали все требования следствия: многочисленные опросы, особые дознания, медицинские экспертизы и освидетельствования. В результате пострадавшая выиграла суд, и насильник провел около года в тюрьме.

В этот же год появляется картина «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1612). Сюжет воспринят и изображен мастером кисти своеобразно.

Юдифь изображена во время расправы над Олоферном. На ее лице удовлетворение от долгожданного момента. Молодая служанка, закатав рукава, бойко помогает Юдифи одолеть жертву.

Юдифь и её служанка Абра с головой Олоферна
Юдифь и её служанка Абра с головой Олоферна

Брызги крови выглядят более чем реалистично. И неудивительно, у Юдифи лицо художницы, а у Олоферна – лицо Тасси.

По окончании судебного процесса отец поспешно выдал дочь замуж за художника с заурядными способностями Стиаттези, с которым она уехала во Флоренцию. Отсюда началась ее известность.

Мадонна с младенцем
Мадонна с младенцем

Личные переживания находили отражение в ее картинах. Впрочем, изменить отношение к мужчинам с годами удавалось с трудом. Молодой женщине приходилось содержать семью, много работать. За время, проведенное во Флоренции, Артемизия родила четверых детей. Из всех смогла выжить только дочь Пруденция, названная в честь матери.

Подарком судьбы стало знакомство художницы с потомком знатного флорентийского рода Франческо Марией Маринги. Вспыхнувшая страсть оказывается без каких-либо перспектив на сближение.

Артемизия Джентилески - Автопортрет
Автопортрет

Он становится преданным другом, помогает ей в решении финансовых вопросов, укрывает картины от ареста. Их романтические отношения продолжались до конца дней.

В 1620 году жизнь во Флоренции стала невыносимой. Слухи о возможной связи с Франческо и долги вынуждают Артемизию с мужем вернуться к отцу в Рим.

Святая Цецилия с лютней
Святая Цецилия с лютней

Жить с отцом и братьями не пришлось из-за желания художницы оставаться самостоятельной. Она сняла для своей семьи дом с мастерской. Появились заказы – портреты благородных жителей Рима.

В 1623 году смелая женщина окончательно откупилась от своего мужа. Он покинул город, их пути никогда больше не пересекались. В роли «прикрытия» он был больше не нужен. У Артемизии было заслуженное уважение и заработанное собственным трудом состояние.

Смерть

Художница прожила в Неаполе до конца жизни. Здесь же ей довелось выдать дочь замуж. С годами заказов становилось все меньше. К росписи фресок в храмах женщин не допускали. Средства к существованию поступали от продажи натюрмортов и редких портретов.

Франческо Мария Маринги – преданный и единственный возлюбленный ушел из жизни раньше, оставив свою Артемизию без поддержки и опоры.

Портрет Гонфалоньера
Портрет Гонфалоньера

Предположительная дата смерти художницы – 1653 год. Женщина скончалась в возрасте 60 лет. Возможная причина – чума. Место захоронения, согласно источникам, находится в Неаполе, при церкви Флорентийцев Сан Джованни.

Согласно другим источникам, оказавшись в бедности и бесславии, женщина покончила жизнь самоубийством. К концу жизни она была всеми забыта. А ее картины стали приписывать кисти старого Орацио.

Интересные факты

Слава о художнице как о знаменитой авантюристке связана не только с судебным процессом и копированием картин Караваджо. Известны ее приемы создания эскизов за «оплату вперед», благодаря которым потом приходилось скрываться от заказчика. В некоторых случаях оплаченные работы так и не были завершены, превращаясь в долги.

Мария Магдалина в образе Меланхолии
Мария Магдалина в образе Меланхолии

Сильная и независимая художница благодаря сюжетам своих картин стала иконой феминизма XX века. Однако в жизни она искусно сочетала самостоятельность с умением быть слабой и беззащитной.

Артемизия Джентилески – яркое исключение из общих правил. Смелость, решительность и желание добиться успеха были чужды для женщин эпохи позднего Возрождения. Она поражает не только необыкновенным талантом, но и упорством, настойчивостью и неординарной силой воли.

Напишите, что вы думаете о статье «Ярость, трагедия и феминизм Артемизии Джентилески»
Ваш адрес email не будет опубликован.

1 комментарий
вверх