Гравюра считается одним из самых молодых видов искусства. Ее развитие как самостоятельного жанра творчества связано с тиражированием рисунков. Несколько веков техника гравирования была основным способом передачи и получения информации. Это особый вид изобразительного искусства, обладающий собственной эстетикой и возможностями.
- Описание
- Виды гравюры
- История развития в зарубежных странах
- История русской гравюры
- Процесс гравировки
- Отличия от литографии
- Значение в искусстве
- Самые известные зарубежные граверы
- Знаменитые советские и русские граверы
- Японские гравюры
- Гравюры Москвы
- Гравюры Санкт-Петербурга
- Китайские гравюры
- Лучшие гравюры
Описание
Гравюра – это особый вид графического искусства. Его суть заключается в нанесении на материал (древесина, металл), выбранный в качестве холста, оттиска определенного рисунка. В итоге на свет рождается картина, не нуждающаяся в кистях и полотнах.
Виды гравюры
Классификация выполняется по различным параметрам:
- способ обработки печатной формы – травление и гравирование;
- цветовое исполнение – черно-белая и цветная;
- художественная ценность – репродукция и авторская;
- назначение – станковая, прикладная, книжная;
- материал печатной доски – на металле, дереве, пластике, золоте, стекле, линолеуме и т.д.
Наибольшее значение уделяют технике изготовления. В соответствии с этим параметром различают следующие виды гравюры.
Продольная (обрезная) ксилография
Первая известная техника. Для создания печатной формы используют доски с продольным распилом из мягких пород древесины. Рисунок создают за счет ножей различных типов и размеров.
Ключевая особенность техники гравюры на дереве – преобладание черных штрихов и высокая контрастность.
Поперечная (торцевая) ксилография
Для формирования рисунка используют доску с поперечным распилом из твердых пород древесины и специальный инструмент – штихель. Благодаря ему можно создавать тонкие штрихи, плавно варьировать переходы линий разной глубины.
Резцовая гравюра
Это гравюра на металле (чаще всего используеют медь), вырезанная специальным инструментом – металлографическим резцом с квадратным сечением.
Ключевая особенность – преобладание четких чистых линий.
Офорт
На металлическую доску наносят лак, устойчивый к воздействию кислоты. С помощью острой тонкой иглы процарапывают рисунок. Далее полотно травят кислотой, из-за чего в углублениях металл подвержен коррозии.
Этот вид позволяет формировать сложные рисунки в свободной технике.
Сухая игла
Техника максимально похожа на офорт. Единственный нюанс – металлический лист не обрабатывается лаком, рисунок процарапывается иглой.
Благодаря особенностям технологии, готовая работа максимально схожа с натуральным карандашным рисунком.
Пунктирная гравюра
На металлическую заготовку, предварительно покрытую лаком, наносят множество мелких точек с помощью гравировального молота. Сочетание углублений с разной плотностью формирует рисунок с необычной графической фактурой в отличие от гравюры одной линией.
Мягкий лак
Заготовку покрывают мягким лаком, после чего на нее накладывают лист бумаги. На нем прорисовывают карандашный рисунок. Благодаря мягкой консистенции лака, на прорисованных участках он пристает к листу бумаги.
Далее заготовку травят кислотой, в результате чего получается рисунок с необычным зернистым штрихом.
Акватинта
Заготовку покрывают тончайшим слоем асфальта или канифоли, после чего на поверхности процарапывается рисунок. Далее ее травят кислотой. Благодаря особенностям покрытия она проникает не только в углубления от иглы, но и в мельчайшие поры канифольного или асфальтового покрытия. Как итог – получается полотно с необычным тоновым эффектом.
Лавис
Одна из сложных техник. На медной заготовке, предварительно покрытой слоем канифоли, формируют рисунок. Делают это кистью, обработанной кислотой.
Полученную форму используют для тиражирования оттисков. Она стала одной из первых, которую стали применять при печати газет. Вытравленные кислотой участки гравюры на меди заполняют краской в процессе печати, формируя конечный рисунок.
Меццо-тинто
На доске с зернистой структурой выскабливают светлые элементы рисунка. Старинные гравюры в этой технике обладают глубиной тона, необычной игрой тени.
Кьяроскуро
Готовую композицию создают с помощью последовательной печати нескольких элементов рисунка. Каждый из них нанесен на отдельную деревянную заготовку, отличается от других цветовой гаммой и тональностью.
Линогравюра
Новейшая техника, появившаяся в XX веке. Активно используется современными графическими мастерами. Обладает схожими чертами с продольной ксилографией, однако рисунок наносят на тщательно отшлифованный лист линолеума.
История развития в зарубежных странах
Первые образцы появились в Китае в VI веке. Долгое время этот жанр искусства не получал широкого распространения, поскольку бумагу использовали только в этой азиатской стране.
В Европе первые образцы гравюр начали появляться с развитием типографий и книгопечатания в XV веке. Чтобы упростить процесс копирования рисунков в печатных изданиях, была разработана первая известная техника гравюры – продольная ксилография.
В последующие годы гравюра получили широкое распространение. Появилось несколько новых техник. На несколько месяцев позже продольной ксилографии в Германии научились создавать резцовые полотна, в 1513 году появилась техника офорта. В XVI веке итальянские мастера презентовали первые примеры работ кьяроскуро.
Благодаря оригинальным рисункам с необычной текстурой и детализированностью, гравирование приобрело широкую популярность. В Европе появилось немало умельцев, создающих сложнейшие рисунки в этой технике.
Первопроходцами стали немецкие мастера:
- Альбрехт Дюрер – «Четыре ведьмы», «Женская баня», «Аполлон и Диана», «Морское чудовище»;
- Мартин Шонгауэр – серия «Страсти», «Большое распятие с четырьмя ангелами»;
- Михаэль Вольгемут – «Изгнание из рая», «Адам и Ева», «Вид Пизы».
XVII век стал эпохой расцвета гравирования. Появилось множество новых техник, ее начали активно использовать в качестве иллюстраций к печатным изданиям. В этот же период началась популяризация этого жанра среди европейской аристократии. Во многих богатых домах появились уникальные композиции и репродукции.
В XIX веке гравирование приобретает популярность в США благодаря серии работ Джеймса Уистлера «Французская сюита».
Промышленная революция XX века создала предпосылки для развития. Появились новые материалы, которые стали активно использовать для создания печатных форм. В этот период возникли первые линогравюры, рисунки на пластике и стекле, гравюры на стали.
История русской гравюры
Развитие гравирования в России осуществлялось одновременно с книгопечатанием. Первый образец был опубликован в 1564 году. Под руководством Ивана Федорова была отпечатана книга «Апостол».
Первоначально гравирование заинтересовало церковников. Широкую известность получили произведения «Антимис» Иосифа Знаменского, «Апокалипсис» иерея Прокопия. Максимальная популяризация этого вида искусства началась в XVII-XVIII веке. Большим поклонником этого жанра стал Петр I, по приказу которого в Россию начали приезжать именитые европейские мастера. Они обучали основам гравюры художников из России и самого Петра, который овладел техникой офорта.
В середине XVIII века в России появляется уникальное направление гравирования – «Проспекты». В работах изображались виды крупнейших российских городов. Ярким примером гравюр в этом жанре стали иллюстрации Я. Васильева и Г. Качалова к «Плану столичного города Санкт-Петербурга», который они презентовали императрице Елизавете Петровне в 1753 году.
В этот же период в России создается Академия художеств, которая стала локомотивом продвижения гравирования. Ее выпускниками стали множество выдающихся отечественных живописцев, однако особое место занял А. Ухтомский с работой «Вид Каменноостровского дворца со стороны Невки».
Широкое распространение гравирование получило в портретном искусстве. Самый известный мастер в этом жанре – Е. Чемесов, работы которого поражают детализированностью рисунка, уникальным переплетением штрихов и тонкой игрой света и тени. Его руке принадлежит несколько работ, самые известные – «Портрет Петра I», «Портрет Г. Орлова».
Начало XIX века ознаменовалось популяризацией работ в технике литография. На территории России первая картина этого жанра – «Курдский кавалерист в военном костюме» А. Орловского. Стремительное развитие литографии произошло благодаря всеобъемлющей поддержке Общества поощрения художников. Под их патронажем была издана серия «Собрание видов Санкт-Петербурга и окрестностей» авторства К. Сабата, С. Шифляра и К. Беггорова. Знаковой для российской культуры стала серия «Сцены из русского народного быта», включающего сцены с рисунков И. Щедровского.
Интерес россиян к гравированию ознаменовалась выходом журнала В. Тимма «Русский художественный листок». Он выходил трижды в месяц с 1851 по 1862 гг. Каждый номер сопровождался несколькими авторскими изображениями.
Процесс гравировки
Гравирование представляет собой сложный и длительный процесс. На создание рисунка уходит много времени и сил. Несмотря на различия в техниках, все они объединены определенной последовательностью действий:
- Подготовка печатного оттиска. На деревянной, металлической или пластиковой поверхности с помощью специального инструмента тщательно прорисовывается картина.
- Чтобы рисунок сохранился на долгое время, заготовку обрабатывают специальными химическими компонентами, которые препятствуют коррозии и разрушению картины.
- После создания готовой формы изображения с нее переносят на бумагу.
На создание сложных произведений у мастеров гравюр уходили годы. С развитием новых технологий и возможностей процесс гравирования стал заметно проще, что позволило ему стать прообразом фотографии.
Отличия от литографии
Гравюра и литография обладают схожими чертами в методологии исполнения, но несмотря на это, они принадлежат к разным типам художественной техники создания рисунков.
Гравюра представляет собой вид графической техники, рисунки которой представлены в виде печатных оттисков. На деревянной, пластиковой или металлической поверхности формируется рельефный рисунок. С печатной формы изображение переносят на бумагу различными способами печати.
Литографией называется формат печати, при котором краску переносят на бумагу с гладкой отшлифованной поверхности литографического камня. Перед этим на него наносят изображение специальным карандашом. Завершенный рисунок протравляют азотной кислотой.
Если на камень нанести слой печатной краски, рисунок закрепится на бумаге под действием пресса. Нередко литографию путают с монотипией, однако, несмотря на некоторую схожесть, они отличаются между собой.
Значение в искусстве
Гравюра – самый молодой вид искусства, появление которого спровоцировало книгопечатание и необходимость растиражировать рисунки. Ее появление имеет огромное культурное значение. Если раньше для передачи сообщения о предмете, устройстве, необычной внешности и т.д. использовалась словесная форма, которая не давала четкого представления о предмете разговора, то гравюра позволила визуально передать наглядное изображение.
Огромное значение гравюра оказала на книгопечатание. При помощи иллюстраций, помещенных в книги, люди узнавали что-то новое, могли сравнивать и делать собственные выводы. Особой популярностью пользовались книги с изображением других городов, военных баталий и орудий, устройства Солнечной системы. По сути, гравюра стала своеобразным прообразом фотографии, которая с появлением в середине XIX века постепенно вытеснила гравирование.
Немалое значение гравюра сыграла в политической жизни. В моменты военных действий, социальных напряжений и бунтов гравюра становилась инструментом агитации. В качестве примера можно привести политику Петра I. Император заказывал рисунки, прославляющие победу русской армии, показывающие необычные виды городов. Все это позволило снискать интерес к России и ее культуре в странах Европы.
Самые известные зарубежные граверы
Несмотря на то, что гравюра как жанр творчества появилась в Китае, именно в Европе ей удалось завоевать огромную популярность, стать настоящим революционным прорывом для общественной и культурной жизни многих стран. Все это стало возможным благодаря целой плеяде известнейших мастеров.
Джованни Баттиста Пиранези
Выдающийся итальянский архитектор, художник-график и пейзажист. Гравюры Пиранези оказали огромное влияние на развитие неоклассицизма и сюрреализма. Он сумел создать уникальный мир фантастической архитектуры, изображения которой характеризуются текстурированностью, изысканной игрой тени.
Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778) стал автором множества трудов, в числе которых:
- серия гравюр «Виды Рима»;
- серия «Фантастические изображения тюрем»;
- «Базилика Святого Джованни Латерано».
Гюстав Доре
Французский иллюстратор и гравер, тесно связанный с Россией. Гюстав Доре (1832-1883) тесно сотрудничал с российским издательством «Вольф». Он стал ярким примером того, как человек без художественного образования может стать выдающимся мастером гравюры. Гюстав Доре по праву носит титул выдающегося иллюстратора, каждая работа которого – непревзойденный образец игры света и тени.
Авторству Гюстава Доре принадлежит:
- серия «Ад», «Чистилище» и «Рай» по мотивам Данте;
- «Версаль и Париж»;
- серия «Потерянный рай» к поэме Д. Мильтона;
- серия из 230 изображений «Библия».
Уильям Хогарт
Английский художник и гравер, который увековечил свое имя как первооткрывателя жанра сатирических гравюр. Уильям Хогарт (1697-1764) ставил перед собой задачу искоренить человеческие пороки с помощью творчества.
Его авторству принадлежат такие выдающиеся произведения, как:
- «Пивная улица»;
- «Переулок джина»;
- «Визит к шарлатану»;
- «Карьера мота».
Сальвадор Дали
Гениальный испанских график, скульптор и режиссер оставил после себя богатое творческое наследство. Для него не существовало никаких рамок и ограничений, что помогло Сальвадору Дали стать одним из наиболее выдающихся творцов.
Эскизы Дали наполнены глубочайшим смыслом с непревзойденной игрой тени, порывистостью движений и переплетением штрихов:
- «Гордецы»;
- «Церковь и империя»;
- «Сирена из видений Данте»;
- «Вспыльчивые».
Мауриц Корнелис Эшер
Голландский художник-гравер, получивший известность благодаря концептуальным работам с использованием трехмерной графики. В своем творчестве он исследовал влияние бесконечности и симметрии на художественную ценность, что позволило ему стать одним из основателей собственного жанра гравирования.
Мауриц Корнелис Эшер создал множество произведений, в числе которых:
- «Относительность»;
- «Узы единства»;
- «Спускаясь и поднимаясь»;
- «Водопад».
Рембрандт Харменс Ван Рейн
Выдающийся голландец творил в жанре офорт. Сохранилась огромная коллекция гравюр его авторства, многие из которых можно увидеть в Эрмитаже.
Самые известные работы Рембрандта:
- «Блинщица»;
- «Иисус Христос, исцеляющий больных»;
- «Портрет Яна Лутмы»;
- «Три распятия»;
- «Явление ангела пастухам».
Питер Брейгель Старший
Нидерландский художник, ставший одним из самых выдающихся представителей Фламандского Возрождения. Его произведения наполнены глубоким смыслом, каждый элемент гравюры тщательно спланирован и прорисован. Самые известные гравюры автора:
- «Алхимик»;
- «Большая рыба ест маленькую»;
- «Падение мага Гермогена»;
- «Святой Иаков и маг Гермоген».
Уильям Блейк
Английский поэт, художник и гравер оказал сильное влияние на развитие стиля модерн. Его уникальное творческое видение помогло ему создать собственный мир, наполненный философскими раздумьями и мистической тайной.
Среди самых заметных работ выделяются:
- серия гравюр к «Книге Иакова»;
- «Ветхий днями»;
- «Головы призраков».
Пабло Пикассо
Выдающийся испанский художник, скульптор и гравер работал в стиле кубизма и сюрреализма, став одним из самых известных представителей этих течений. По словам самого Пикассо, гравирование позволило ему воплотить в реальности тайны его воображения, наполненные матадорами, фантастическими животными и романтикой.
Самые известные графические рисунки Пабло Пикассо:
- «Голова Фавна»;
- «Прыжки с шестом»;
- «Франсуаза»;
- «Купальщица».
Адриан Людвиг Рихтер
Выдающийся немецкий художник, представляющий в своем творчестве идеи романтизма и бидермейера. В своей работе он старался концентрироваться на изображении пейзажей, считая, что только так он сможет вернуть людей к Великой гармонии Природы.
Его руке принадлежат такие выдающиеся творения:
- «Людольф, герцог Швабский, прося прощения у своего отца»;
- «Оттон из Германии на берегах Северного моря»;
- серия гравюр для сказок Братьев Гримм.
Знаменитые советские и русские граверы
Советская и русская школа гравюры подарила миру множество уникальных произведений.
Фаворский Владимир Андреевич
Владимир Андреевич Фаворский стал одним из самых известных отечественных граверов. Для его творчества характерен фантастический гротеск, изображения быта и нравов россиян. Самые известные гравюры автора:
- «Иван Федорович Шпунька и его тетушка»;
- «Плач Ярославны»;
- «Слово о полку Игореве»;
- «Пушкин-лицеист»;
- серия гравюр к «Маленьким трагедиям» Пушкина.
Алексей Федорович Зубов
Талантливый гравер из творческой династии. Он стал первым русским творцом, который начал изображать панорамы городов с высоты птичьего полета, что позволило создавать грандиозные масштабные сцены. В своем творчестве он ориентировался на популярное в России течение «Проспекты», иллюстрации морских и военных побед российской армии.
Важнейшие работы в жизни автора:
- «Триумфальное шествие после Полтавы»;
- «Панорама Санкт-Петербурга»;
- «Баталия при Гренгаме»;
- «Вид на Екатерингоф»
Шишкин Иван Иванович
Иван Шишкин получил широкое признание как в России, так и далеко за ее пределами. Он известен как талантливый живописец. Успех его картин вдохновил художника на создание гравюр по мотивам своих произведений. В числе самых популярных работ автора называют:
- «Крестьянка, сходящая с лестницы»;
- «Тихий вечер»;
- «Скала над морем»;
- «На лесной меже»;
- «Крымский вид».
Павлов Иван Николаевич
Выдающийся отечественный гравер и живописец, выпускник Рисовальной школы Общества поощрения художеств. Долгое время практиковался в творчестве под присмотром В. Матэ. Работал преимущественно в технике линогравюр, тоновых рисунков и ксилографии. Среди самых известных творений Ивана Павлова:
- «Дом Волковых на Моховой»;
- «Дворик церкви Успения на Остоженке»;
- «Дом Земского на Александровской улице».
Алексей Иванович Ростовцев
Ученик наставника Петра I В. Киприанова. После окончания обучения он остался работать со своим мастером, помогая гравировать лист «Брюсова календаря». Специализировался на изображениях баталий, военных сражений и фейерверков:
- «Вид осады крепости Выборг»;
- «Петергоф. Большой каскад и верхние палаты»;
- «Вид и план баталии при деревне Лесной»;
- «Триумфальные врата по полученной Полтавской баталии».
Анна Петровна Остроумова-Лебедева
Советская художница, которая ставила перед собой задачу открыть своим почитателям неизвестные красоты Санкт-Петербурга. Во время блокады Ленинград Анна Петровна осталась в городе, продолжала творить, несмотря на голод и регулярные бомбардировки. Анна Остроумова-Лебедева работала в тематике ксилографии.
Самые известные иллюстрации:
- «Фонтанка около Летнего сада»;
- «Медный всадник»;
- «Академия художеств»;
- «Ростральная колонна».
Японские гравюры
Традиционные японские укие-э пользуются большой популярностью у ценителей искусства во всем мире. Они возникли в эпоху Эдо как элемент обучения и коммуникации, яркие рисунки использовали для игры и передачи информации.
Традиционные изображения укие-э – живописные пейзажи, портреты актеров кабуки и изображения женщин-куртизанок. Развитие японской гравюры началось в период Эдо, когда по всей стране появились городские кварталы с увеселительными заведениями, домами гейш и куртизанок, театром Кабуки. Родоначальником жанра укие-э стал живописец Хисикава Моронобу.
Классические укие-э – изображения изменчивого мира. Это уникальное направление японской живописи представлено цветной гравюрой на древесине. Чтобы создать одну гравюру, требовалось много времени и сил. Одна многоцветная картина могла состоять из десятков печатных форм. Краски наносили с помощью тонких кистей или пальцев. Они печатались на мягкой бумаге, способной впитывать влагу, после чего ее подвергали шлифовке.
С течением времени тематика работ начала меняться. Постепенно из них исчезли женские образы. Начиная с XIX века основная тематика – пейзажи. Особой популярности добились работы двух выдающихся граверов – Утагавы Хиросигэ («Цветущий сливовый сад в Камейдо», «Поэт Кисэн-хоси», «Хякунин иссю», «Оно-но Комати») и Кацусики Хокусай («Сон жены рыбака», «Большая волна в Канагаве», «Водопад Тота Аой-га-Ока»).
Появление японской гравюры сыграло важную культурную и общественную роль. С помощью изображений передавалась информация в отдаленные провинции, описывалась жизнь и бытовые традиции обычных японцев.
Японские живописцы не боялись экспериментировать, и стали родоначальниками жанра эротической гравюры. Огромную популярность приобрели работы Китагавы Утамаро «Поэзия подушки» и цикл изображений Каванабэ Киесай.
Гравюры Москвы
Старинную Москву можно встретить на множестве гравюр, как российских, так и зарубежных мастеров. Одна из первых работ – рисунок XIII века «Московский Кремль» с гравюры Бликланда. Со временем художественное значение Москвы в Российской империи уменьшилось, большая часть творческой интеллигенции перебралась в Петербург. Как итог – графических иллюстраций с изображением Москвы стало меньше.
В большинстве случаев старые гравюры про Москву не отображали городские реалии того времени. Они были свидетельством определенных событий, демонстрировали быт и традиционный уклад жизни москвичей.
Гравюры Санкт-Петербурга
Санкт-Петербургу посвящено множество произведений. В XVIII веке в России зародился уникальный жанр гравирования – «Проспекты». Представители этого течения изображали городскую жизнь столицы Российской империи, создавали циклы работ, посвященных историческим местам, красивейшим зданиям и картам города.
Китайские гравюры
Гравирование в Китае может похвалиться многовековой историей. Именно здесь были обнаружены первые образцы в технике ксилографии. Историки считают китайскую гравюру недооцененной. Несмотря на то, что она зародилась намного раньше европейской, широкая популярность к ней пришла только в 30-е годы XX века.
Первые иллюстрации в Китае датируются VI веком. Они использовались для распространения буддистских сутр и образов, с появлением книгопечатания – для создания изображений, народных лубков и новогодних картинок. В XX веке традиции китайского гравирования перестали иметь исключительно декоративно-прикладной характер, и приобрели художественное значение.
Изменение роли графического изображения произошло благодаря активной работе художника Хуана Синьбо, который в 1931 году стал участником движения «новой гравюры» под предводительством писателя Лу Синь.
Хуан Синьбо изучал техники советских и русских мастеров, увлекся обрезной гравюрой из Японии. Во время войны мастер посвятил свое творчество созданию агитационных плакатов и политических карикатур, таким образом, привнося свой личный вклад в борьбу с японскими захватчиками.
Среди самых известных работ Хуана Синьбо можно выделить:
- серия иллюстраций, посвященных городской жизни Гонконга;
- «Медитация»;
- «Молодость»;
- «Остров».
Лучшие гравюры
История гравирования насчитывает несколько веков. За это время было создано десятки тысяч произведений, но лишь некоторые из них стали по-настоящему культовыми. Они не только стали свидетельством таланта авторов, но и помогли им занять достойное место в истории мировой живописи.
«Меланхолия» Альбрехта Дюрера
Самая загадочная работа немецкого гравера. По утверждению многих экспертов, «Меланхолия» считается одной из наиболее сложных в техническом плане. За века своего существования она обросла множеством толкований.
По концентрации символов и многозначительности это произведение не имеет равных. На рисунке находится множество элементов, что позволяет говорить о том, что эта работа – своеобразное послание потомкам.
Один из самых загадочных символов – магический квадрат с числами. В нем зашифрованы несколько важных дат в жизни Альбрехта Дюрера, включая год создания рисунка и время смерти матери.
Серия Капричос Франциско Гойи
Один из самых фундаментальных циклов графических иллюстраций в истории. Франциско Гойя создал уникальную серию из 80 изображений, в которой показывает и высмеивает суеверия, пороки и грехи общества. В его картинах скрыта глубочайшая аллегория, призыв к людям обратить внимания на тайные пороки, которые овладевают ими.
Франциско Гойя стал первым гравером, которые не побоялся обличить аристократию, открыть неудобную правду. На долгие годы серия «Капричос» была забыта, но со временем именно она стала источником вдохновения для многих выдающихся творцов, включая Делакруа, Дали и Мане.
Апокалипсис Альбрехта Дюрера
Самая известная серия гравюр Дюрера, которая ознаменовала новый виток в его творчестве, сделала его всемирно известным. Она состоит из 15 графических рисунков, созданных в качестве иллюстраций к «Откровениям Иоанна Богослова».
«Апокалипсис» увидел свет в 1498 году, когда европейское общество интересовалось всем апокалиптическим. Это помогло Дюреру мгновенно стать известным, увековечило его имя в анналах мировой истории.
Рыцарь, смерть и дьявол Альбрехта Дюрера
Это произведения произвело настоящий фурор в Европе благодаря мастерскому исполнению и многообразию скрытых символов. Графическое полотно создано в 1513 году, стало одной из особых работ Дюрера, которые сделали его знаменитым.
В средневековой гравюре тесно переплетаются богословские, интеллектуальные и моральные атрибуты схоластики того времени. После изучения гравюры остаются вопросы, на которые зритель пытается самостоятельно дать ответ. Центральный образ изображения – рыцарь, который движется в тесном ущелье. Он полностью погружен в себя и не обращает внимания на происходящее вокруг. Ничто не в состоянии отвлечь его от конечной цели.
Самый интересный момент заключается в том, что Альбрехт Дюрер поместил свои инициалы и подпись на мемориальную доску в нижней части картины. Исследователи до сих пор не могут понять, чем вызвано такое желание автора. Многие из них сходятся во мнении, что таким образом Дюрер пытался отобразить состояние своей души в момент написания произведения.
Модный брак Уильяма Хогарта
Цикл из 6 рисунков «Модный брак» от отца сатирической гравюры Уильяма Хогарта стал революционным. Это объясняется тем, что впервые в Англии открыто высмеиваются нравы и традиции аристократической верхушки. Автор поднял актуальный в те времена вопрос «модных браков», характерных для бедных аристократических родов, которые ради денег были готовы сблизиться с богатыми простолюдинами-буржуа.
Серия высмеивает саму ситуацию, в которой герои гравюры оказались по вине низкой нравственности общества. Хогарт мастерски передал настроение, герои вызывают у наблюдателя скорее жалость, чем насмешку.
Адам и Ева Альбрехта Дюрера
Графическое полотно «Адам и Ева» стала первой попыткой именитого немца изобразить прародителей человечества. Авто изобразил идеальных Адама и Еву, воссоздав картину, предшествующую грехопадению. На рисунке можно заметить яблоко в руке Евы и змея, искушающего ее.
Интересный факт – для создания этой работы Дюрер тщательно изучал антропометрию, прибег к античным идеалам красоты. За основу фигуры Адама он избрал Аполлона Бельведерского, Евы – Венеру Медицейскую. Это произведение – виток гордости автора.
Это первая гравюра Дюрера, на которой в центре сюжета имеется табличка с указанием авторства. Это говорит о том, что Дюрер горд выполненной работой и полностью удовлетворен конечным результатом.