Никола Пуссен (1594-1665 г.г.) – французский художник, живописец, основоположник классицизма. Его полотнам свойственна ясность, четкость линий, тщательно выверенная композиция. Впоследствии методы работы Пуссена были положены в основу обучения Королевской академии живописи и скульптуры в Париже.
Детство
О детских, отроческих годах Пуссена сохранились отрывочные данные. Точная дата его рождения неизвестна: церковно-приходские книги, хранившие информацию о новорожденных, были утрачены. В литературе упоминается 15 июня 1594 год, но это лишь условность. Сам художник в одном из писем утверждал, что появился на свет в 1593 году. Его родина – местечко Лез-Андели в Нормандии.
Родители будущего гения не имели отношения к искусству. Мать была неграмотна, происходила из семьи разбогатевших крестьян. Отец обладал более высоким положением и смог обеспечить сыну достойное образование.
Историческая справка | |
Годы жизни | 15 июня 1594 — 19 ноября 1665 |
Страна | Франция |
Жанр | Живопись |
Стиль | Классицизм |
Сюжеты | Пейзажи, история, мифология, религия |
Мальчик получил первые знания в Руане, столице Нормандии, при монастыре иезуитов. Там пристрастился к рисованию. Приехавший расписывать церковь парижский художник К. Варрен обратил внимание на работы талантливого отрока, забрал его с собой, в столицу Франции, сделал своим учеником.
В Париже Никола Пуссен некоторое время интересовался творчеством Фердинанда ванн Элле, затем перешел в ученики к Жоржу Лаллеману.
Его мировоззрение перевернулось после того, как молодой человек оказался в Лувре. Увидев картины итальянских художников эпохи Возрождения, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, очаровался ими. Именно тогда созрело решение отправиться в Рим, оттачивать мастерство, искать собственный путь в искусстве.
Родители стремлений сына стать художником не поддерживали. В возрасте 18 лет он сбежал в Италию, игнорируя их недовольство.
Творческий путь
Творческий путь Николы Пуссена начался в 1624 году, когда он прибыл в Рим. Начинающий художник изучал искусство античности, живопись мастеров эпохи Ренессанса.
Через год поступил заказ написать картину «Разрушение Иерусалима» (1625-1926). До наших дней полотно не сохранилось. Второй вариант этого же сюжета был создан художником через 10 лет, хранится в Венском музее.
Следующая работа «Смерть Германика» (1627) сегодня признана ярким произведением стиля классицизма. Основа сюжета – прощание римских легионеров с находящимся при смерти полководцем.
Ранние картины Пуссена посвящены религиозной тематике. С 1629-1633 г.г. начинается интерес к мифологии, литературным персонажам. В этот период времени свет увидели:
- «Нарцисс и Эхо» (1629),
- «Царство Флоры» (1631),
- «Селена и Эндимион» (1630),
- «Танкред и Эрминия» (1630).
В 1640 году слава Пуссена достигла Франции. Людовик XIII пригласил художника ко двору, сделал его королевским живописцем. Но уже через 2 года мастер вернулся в Рим: предлагаемая французским монархом работа показалась мелкой, скучной, а придворные постоянно плели интриги против нового фаворита.
Больше Никола не покидал Италии. Последние годы он рисовал пейзажи, самая знаменитая серия картин этого периода – «Четыре времени года» (1664).
Техника и стиль
Особенность творчества Пуссена – в его стремлении к реализму. Чтобы достичь идеальных пропорций, он измерял античные статуи. Перед написание картины делал восковые копии будущих персонажей, чтобы изучить положение теней.
Художника классицизма чрезвычайно интересовали работы двух авторов эпохи Ренессанса – Рафаэля и Тициана. Его первые полотна («Битва израильтян с аморреями», «Битва израильтян с амаликитянами») техникой, исполнением схожи с картинами Рафаэля, изображающими батальные сцены.
Последующие холсты обрели большую индивидуальность. Для них характерны:
- гармония цвета – краски не слишком яркие, близки к естественным оттенкам,
- изображение людей в благородных позах и одеяниях,
- безупречная композиция, отсутствие вычурности, лишних деталей,
- идейная, моральная направленность сюжета,
- точность рисунка, идеальность пропорций,
- четкое разделение планов при помощи игры цвета.
Никола Пуссен, первоначально писавший картины с библейскими сюжетами, не ограничивался только ими. В его коллекции – герои древних мифов, исторические события, изображение красот природы. Живописец решился создать два своих собственных портрета (1649, 1650 гг.). Благодаря этому есть возможность представить, как выглядел знаменитый художник.
Влияние на мир искусства
Никола Пуссен стал ярчайшим представителем французских живописцев эпохи барокко. Его влияние на творчество других европейских авторов оказалось колоссальным.
Первоначально работы художника не были оценены должным образом, воспринимались как некая диковинка, любопытная вещица. Лишь со временем стало ясно, насколько мощны его картины, какая сила таится в каждом их штрихе.
Пуссен привнес во французскую живопись высокий стиль итальянского Возрождения. До него художники обходили Ренессанс стороной, считая его пережитком прошлого. Частично возродив старые традиции, новатор снабдил их современным видением искусства, тем самым заложив основы методов классицизма.
Продолжателями идей Пуссена стали не живописцы XVII века, а художники-классицисты XVIII столетия. При жизни мастер кратко описал правила, которых он придерживался в работе. Впоследствии они легли в основу принципов обучения французской Королевской академии живописи и скульптуры.
Картины Николы Пуссена сегодня украшают лучшие музеи мира – Эрмитаж, Лувр, Прадо, Лондонскую картинную галерею.
Личная жизнь
Никола Пуссен был женат. Супругу он встретил в Риме: Анн-Мари оказалась француженкой, дочкой кондитера. В 1629 году, когда художник серьезно заболел, семья Дюге взяла на себя заботы о его здоровье. За время пребывания в их доме живописец обратил внимание на старшую дочь хозяина и после выздоровления обручился с ней.
Свадьба состоялась в 1630 году. Союз был крепким, счастливым. Детей в браке не родилось. Жена Пуссена скончалась в 1664 году. Это событие подкосило мастера, он перестал работать, пребывал в меланхоличном настроении. Через год он последовал вслед за супругой.
Смерть
Из писем Пуссена известно, что состояние его здоровья было неважным, начиная с 1650 года. Самочувствие неуклонно ухудшалось, хотя достоверных сведений о том, каким заболеванием страдал великий мастер, нет.
Когда скончалась жена, силы оставили художника. Смерть родного человека приблизила его собственную кончину. Последние годы он не занимался творчеством, старался передать знания молодым живописцам – учил обмерять античные скульптуры, рассказывал о собственных принципах работы.
Последние два месяца были мучительными – Пуссен медленно умирал. Осенью 1665 года его не стало. Мэтру был 71 год.
В доме гения обнаружили обширную коллекцию картин, гравюр, скульптур: около полутора тысяч экземпляров. Большая часть по наследству перешла к родственникам жены.
Интересные факты
Любопытные моменты жизни Николы Пуссена, на которые стоит обратить внимание:
- По матери у художника были брат и сестра, но ни с ними, ни с родителями после отъезда в Рим он не общался и не упомянул их в завещании.
- Общее число полотен живописца на сегодняшний день – 244, еще 30 – под вопросом (авторство установить затруднительно).
- Самая известная картина Пуссена – «Мученичество святого Эразма» (Музей Ватикана).
- Предметы искусства, обнаруженные в доме художника после его смерти, оценили в 60 тысяч экю.
- Могила мастера находится в церкви, где проходило его венчание с супругой (Сан-Лоренцо-ин-Лучина, Рим.
- Чтобы уехать из Парижа и не обидеть короля, Пуссен солгал им о болезни жены.
- Последняя работа «Аполлон и Дафна» осталась незавершенной из-за смерти супруги: со дня ее кончины живописец не брал в руки кисть.
- Пуссен больше гнался за славой, чем за богатством: даже когда заказчик присылал за картину меньшую сумму, чем было оговорено, художник не возражал.
- Помимо художественных навыков, живописец подробно изучил анатомию, геометрию, чтобы создавать сюжеты, основываясь на точных знаниях.
- Картины мастер писал долго, медленно, всегда самостоятельно, не привлекая помощников или учеников.
- Памятники Пуссену установлены в Париже, Риме.
- В 1631 году мастера избрали членом Академии Святого Луки – римского объединения художников.
- Никола Пуссен прибыл в Рим, не имея за душой практически ничего, а умер одним из богатейших людей этого города.