62 самых известных страшных картин в искусстве: от средневековых пыток до современных трупов

62 самых известных страшных картин в искусстве

Самые страшные картины — зрелище не для слабонервных. От одного их вида кровь леденеет в жилах, а по спине начинают бегать мурашки. Репродукции таких картин не стоит использовать для украшения интерьера; однако, знать о них полезно для общего развития и кругозора. Также следует помнить о том, что эстетические каноны постоянно меняются: то, что раньше было прекрасным, сейчас считается ужасным, и наоборот.

Отрубленные головы: Теодор Жерико, 1818

Теодор Жерико - Отрубленные головы
Теодор Жерико - Голова утопленника. Эскиз к картине -Плот Медузы-
Теодор Жерико - Натюрморт с тремя черепами
1 / 3

Жерико — типичный представитель романтизма. Изображая головы людей, отрубленных гильотиной во время казни, художник хотел показать крах идеалов французской революции. Для подготовки к написанию картины он специально посещал морг.

Искушение Святого Антония: Иероним Босх, 1495-1515

Картина написана на сюжет жития католического святого Антония, который подвергался различным искушениям во время уединенной молитвы в пустыне. Триптих изображает различных калек, чудовищ и бесов; вероятно, это символическая пародия на церковное шествие тех времен.

Тонущая собака: Франсиско Гойя, 1819-23

Франсиско Гойя - Тонущая собака
Тонущая собака
Франсиско Гойя

Композиция и сюжет предельно просты: собака из последних сил высовывает голову из воды, чтобы спастись. Но надежды на спасение нет; об этом говорит мрачное пустое пространство вверху холста. Это одна из самых мрачных картин испанского живописца.

Медуза: Караваджо, 1596-98

Караваджо - Медуза
Медуза
Караваджо

На картине изображена голова кричащей Медузы Горгоны — героини античных мифов, женщины со змеями вместо волос. Произведение имеет круглую форму и напоминает древнегреческий щит. В этом произведении Караваджо проявил себя как мастер сложной техники живописи.

Свежевание Марсия: Тициан, 1570-75

Тициан - Свежевание Марсия
Свежевание Марсия
Тициан

Картина, наполняющая душу ужасами, написана на сюжет древнегреческой мифологии. Сатир Марсий прогневал бога Аполлона, и в наказание с него содрали кожу живьем. Дугой вариант названия холста — «Наказание Марсия».

Призрак блохи: Уильям Блейк, 1819-20

Уильям Блейк - Призрак Блохи
Призрак Блохи
Уильям Блейк

На холсте изображен мистический монстр, странный симбиоз человека и насекомого. Призрак держит в руке пустую чашку и смотрит внутрь жадным, голодным взглядом. Художник в последние годы увлекался мистикой и утверждал, что сам видел этого призрака.

Электрический стул: Энди Уорхол, 1964

Энди Уорхол - Электрический стул
Электрический стул
Энди Уорхол

Произведение в мрачных темно-красных тонах наполнено жуткой, зловещей тишиной. Этим шедевром Уорхолл открыл свой знаменитый очень страшный цикл «смерть и катастрофы». Как вспоминает автор, сюжет был навеян мыслями о смерти.

Ночной кошмар: Генрих Фюссли, 1781

Генрих Фюссли - Ночной кошмар
Ночной кошмар
Генрих Фюссли

Цикл из четыре полотен представляет собой рассказ о женщине или девушки, которая бьется в конвульсиях, мучимая ночными кошмарами. На груди у спящей сидит мифическое чудовище.  Из занавесок выглядывает жуткая голова слепого коня.

Ад: Ганс Мемлинг, 1485

Ганс Мемлинг - Ад
Ад
Ганс Мемлинг

Мемлинг — один из ярких представителей северной религиозной школы. Его видение ада выполнено в зловещих красно-черных и черно-желтых тонах. Бес с торжествующим выражением лица попирает ногами души грешников, нарисованных очень натуралистично, а они страдают, предвкушая вечные муки.

Крик Эдварда Мунка, 1893

Эдвард Мунк - Крик
Крик
Эдвард Мунк

Одна из самых знаменитых страшных картин. «Крик» — типичное творение экспрессионизма. Это художественное направление связано с гиперболизацией человеческих эмоций и некоторой наигранностью, неестественностью изображаемых чувств. Сам художник утверждал, что в своей страшной истории на холсте он изображает кричащую природу.

Портрет Дориана Грея: Айвен Олбрайт, 1943 год

Айвен Олбрайт - Портрет Дориана Грея
Айвен Олбрайт - Бедная комната
Айвен Олбрайт - В мир пришла душа по имени Ида
Айвен Олбрайт - Искушение Св. Антония
Айвен Олбрайт - Крестьянская кухня
Айвен Олбрайт - То, что мне следовало сделать, я не сделал
1 / 6

На своем полотне художник изобразил «живой труп»: человека, который давно состарился и вот-вот рассыпится в прах, но не может спокойно умереть из-за своих грехов и не может никому открыть свою страшную тайну. Живописец вдохновлялся одноименным романом Оскара Уайльда, но привнес в образ Дриана Грея немного гротеска.

Череп с горящей сигаретой: Ван Гог, 1885-1886

Винсент Ван Гог - Череп с горящей сигаретой
Череп с горящей сигаретой
Винсент Ван Гог

Известно, что знаменитый голландский художник страдал шизофренией. Леденящее кровь полотно было написано именно в момент обострения заболевания. Всю жизнь Ван Гог много курил, и изображенный череп, вероятно, отчасти его автопортрет.

Лицо войны: Сальвадор Дали, 1940

Сальвадор Дали - Лицо войны
Лицо войны
Сальвадор Дали

Картина посвящена кровавым событиям гражданской войны в Испании и у нее есть нечто общее со знаменитой «Герникой» Пабло Пикассо. Также знаменитый сюрреалист, вероятно, предвосхищал Вторую Мировую войну. На полотне изображен гигантский череп, в котором скрыты черепа меньших размеров — видимо, женщин и детей, мирных жертв войны.

Сатурн, пожирающий своего сына: Гойя, 1819-1823

Гойя - Сатурн, пожирающий своего сына
Сатурн, пожирающий своего сына
Гойя

Гойя изобразил этот пугающий мифологический сюжет на стене своего знаменитого «Дома Глухого». Произведение открывает цикл «Мрачные картины». В течение жизни художника и после его смерти не нашлось ни одного желающего приобрести произведение, на котором пожирают маленького мальчика, поэтому сейчас оно находится в испанском национальном музее Прадо.

Головы жертв пыток: Теодор Жерико, 1814

Теодор Жерико - Отрубленные конечности
Теодор Жерико - Руки и ноги
Теодор Жерико - Голова казненного гильотиной
1 / 3

Жерико поставил перед собой задачу максимально правдоподобно отразить мучения людей, подвергавшимся пыткам. Для этого он использовал экспрессивную технику живописи. Перед тем как создать свое творение, французский художник провел много времени в больницах и моргах, изучая натуру.

Суд Камбиса: Герард Давид, 1498/1499

Герард Давид - Суд Камбиса
Суд Камбиса. Слева — арест судьи. Справа — его казнь.
Герард Давид

На холсте изображен продажный судья, с которого сдирают кожу живьем. Полотно было специально написано для оформления зала суда, чтобы напоминать участникам процесса о необходимости быть справедливыми и объективными в своих оценках.

Негр, подвешенный живым за ребра на виселице: Уильям Блейк, 1796

Уильям Блейк - Негр, подвешенный живым за ребра на виселице
Негр, подвешенный живым за ребра на виселице
Уильям Блейк

Жуткая картина привлекает внимание к проблемам расизма, а написанный внизу череп заставляет задуматься о бренности всего сущего и о том, что избежать смерти невозможно. Блейк довольно натуралистично изобразил мучения чернокожего юноши, а также сумел блестяще передать его изможденное тело.

Проигрыш разума перед материей: Отто Рапп, 1973

Отто Рапп - Проигрыш разума перед материей
Проигрыш разума перед материей
Отто Рапп

В птичьей клетке лежит кусок плоти. На клетку надета голова человека, которая уже наполовину разложилась. Это полотно — аллегория победы материального мира над духовным.

Дух воды: Альфред Кубин

Альфред Кубин - Дух воды
Дух воды
Альфред Кубин

Эта картина — одно из характерных произведений символизма. Художник хотел передать величие духа воды и тем самым сказать, что человек абсолютно беспомощен перед лицом разбушевавшейся стихии. Также полотно можно трактовать как единение мистического и рационального мира.

Люцифер: Франческо Скарамуццо

Франческо Скарамуццо - Люцифер
Люцифер
Франческо Скарамуццо

На картине изображен падший ангел, который после своего падения стал самым главным злодеем. Произведение напоминает о том, что гордость может превратить человека в беса. При написании полотно художник вдохновлялся сценами страшного суда, написанными живописцами средневековья и возрождения.

Этюд по портрету папы Иннокентия X работы Веласкеса: Фрэнсис Бэкон, 1953

Фрэнсис Бэкон - Этюд по портрету папы Иннокентия X
Этюд по портрету папы Иннокентия X
Фрэнсис Бэкон

На картине римский папа изображен кричащим, с искаженным от злобы лицом. Его фигура скрыта от зрителя драпировками. Эксперты утверждают, что полотно Бэкона производит более сильное впечатление, чем портрет папы, принадлежащий кисти испанского художника семнадцатого века.

Диомед, пожираемый своими конями: Гюстав Моро, 1865

Гюстав Моро - Диомед, пожираемый своими конями
Диомед, пожираемый своими конями
Гюстав Моро

На картине изображен популярный сюжет греческой мифологии, заимствованный из цикла «12 подвигов Геракла» Живописец реалистично передал страдание Диомеда и жадность коней, которые пожирали его живым. Темный колорит придает особую зловещую атмосферу.

Некроном IV, Ганс Рудольф Гигер, 1976

Ганс Рудольф Гигер - Некроном IV
Некроном IV
Ганс Рудольф Гигер

В своем произведении известный немецкий живописец-модернист последовательно показал, как рождается гуманоид: сначала таинственное яйцо, затем личинка, и, наконец, образ, подобный человеку, со страшным лицом. Художник хотел донести до зрителя идею о том, что все в жизни циклично.

Gallowgate Lard (Автопортрет): Кен Карри,1995

Кен Карри - Gallowgate Lard (Автопортрет)
Gallowgate Lard (Автопортрет)
Кен Карри

Известно, что во время создания жуткого полотна мастер много размышлял о метафизике человеческого бытия. Плодом его размышлений стал этот ужасающий мистический автопортрет. В человекоподобном существе, изображенном на холсте, ярко выражено звериное начало, что свидетельствует о большой роли инстинктов в жизни и деятельности современного человека. Известно, что Кари активно критиковал современность и превосходство материальных стремлений людей над духовными, высмеивая стремление к наживе и достатку в своих ужасных полотнах.

Фигура с мясом, Фрэнсис Бэкон: 1954

Этот холст — еще одна вариация на портрет папы Иннокентия, написанный испанским художником семнадцатого века Диего Веласкесом. Здесь папа изображен как старое, дряхлое существо, питающееся человеческим мясом, а лицо его перекошено в зловещей ухмылке.

Фрэнсис Бэкон - Фигура с мясом
Фигура с мясом
Фрэнсис Бэкон

На заднем плане изображены две большие, свисающие с потолка мясные туши. Они показаны в таком ракурсе, как будто папа-ангел, а два куска мяса — крылья за его спиной. Вероятно, Бэкон хотел показать, что от святого человека до кровопийцы и жестокого монстра — только один шаг.

Марионетка для племянницы: Сантьяго Карузо

Знаменитый аргентинский художник-сюрреалист изобразил зловещую куклу, которая может вселиться в тело ее маленькой хозяйки и убить девочку завладев ее душой. Мотив куклы часто используется в произведениях искусства, цель которых — вселить в зрителя страх и ужас.

Сантьяго Карузо - Марионетка для племянницы
Сантьяго Карузо - Марионетка
1 / 2

«Марионетка» Карузо уникальна тем, что мастер изображает куклу как повелителя людей, а люди находятся у нее в подчинении. В своих последующих произведениях мастер развивает эту тему.

Могильные Товары: Джефф Кристенсен

Кристенсен — один из самых известных представителей направления сюрреализм. В своих полотнах он развивал и продолжал идеи Сальвадора Дали, изображая жуткие сны, кошмарные видения, парадоксальные фантазии душевнобольных людей.

Джефф Кристенсен - Могильные Товары
Джефф Кристенсен - O Kakos Daimon
Джефф Кристенсен - Высокая вода
Джефф Кристенсен - Жадность
Джефф Кристенсен - Золотая Надежда
Джефф Кристенсен - Лихорадочный сон
Джефф Кристенсен - Обманщик
Джефф Кристенсен - Прочные Кости
Джефф Кристенсен - Разорванный
Джефф Кристенсен - Руины
Джефф Кристенсен - Умеренность
1 / 11

Вид могильных товаров заставляет зрителя задуматься о том, что человеческая жизнь преходящая, а смерти избежать невозможно. Жуткий натюрморт написан в темном, зловещем колорите, создавая у зрителя ощущение безысходности бытия, отчаяния и беспросветного мрака. Продолжая традиции сюрреализма, художник намеренно искажает и деформирует формы отдельных предметов, чтобы усилить гротеск и довести картину до абсурда.

Данте и Вергилий в аду: Вильям Бугро, 1850

Полотно написано на сюжет знаменитой «Божественной комедии» Данте. Итальянского автора эпохи Возрождения. Бугро, один из основоположников французского романтизма, изображает экспрессиуню, яростную борьбу двух душ, которые были прокляты.

Адольф Вильям Бугро - Данте и Вергилий в аду
Данте и Вергилий в аду
Адольф Вильям Бугро

Эта душа Джанни Скикки, который попал в ад за обмен с целью личного обогащения, и алхимик-еретик Капоккио. Анализируя картину, следует отметить гармоничное и пропорциональное строение хорошо сложенных мужских тел, в соответствии с канонами классической живописи. Один мужчина в отчаянии грызет и кусает второго. Основной мотив картины — отчаяние и ярость.

Новый ты мог бы родиться сегодня: Сантьяго Карузо

Произведение, входящее в рейтинг самых страшных картин художников, отличается сложной композицией. Это одна из многочисленных вариаций на тему рождения и происхождения человека на земле.

Сантьяго Карузо - Новый ты мог бы родиться сегодня
Новый ты мог бы родиться сегодня
Сантьяго Карузо

Странные мистические существа в напряженных позах, зловещий колорит и мрачная атмосфера — все это говорит о своеобразной трактовке аргентинским художников основных принципов художественного направления сюрреализм. Карузо — достойный продолжатель идей Сальвадора Дали, но в своих экспериментах с формой и композицией он зашел намного дальше. Это полотно мастера — своеобразное философское размышление о жизни, о месте человека в ней.

Искушение Святого Антония: Матиас Грюневальд

Маттиас Грюневальд - Искушение Святого Антония
Искушение Святого Антония
Маттиас Грюневальд

Эта картина — вариация на тему одноименного триптиха Иеронима Босха. Произведение отличается ярким, насыщенным колоритом с использованием локальных цветов, а также натуралистичным изображением бесов и мифических чудовищ, искушавших святого в пустыне.

Голова идеалиста: Кен Карри

Кен Карри - Голова идеалиста
Голова идеалиста
Кен Карри

Еще одно название этого полотна — автопортрет. Мастер изобразил себя как страшное человекоподобное существо с ввалившимися глазницами и провалившимся ртом. Вероятно, художник хотел сказать о том, что все идеалистические идеи рано или поздно переживают свой крах.

Смерть скупца: Иероним Босх, 1490

Показывая жестокие мучения умирающего, один из великих художников Босх осуждает скупость — один из самых страшных смертных грехов. Своим полотном мастер пытается донести до зрителя идею о том, что скупой человек, умирая, не будет знать покоя и покаяния, одолеваемый мыслями о своем богатстве.

Иероним Босх - Смерть скупца
Смерть скупца
Иероним Босх

Вероятно, произведение было написано для украшения одной из створок алтаря в католическом храме. Об этом говорит своеобразная композиция картины, ориентированная по диагонали.

Смерть человека, запертого в маленькой комнате и постоянно тревожащегося за свое богатство, не вызывает сочувствия; скорее, образ скупого вызывает отвращение и горячее осуждение.

Страшный Суд: Фра Анджелико, 1430

Фра Анджелико - Страшный Суд
Страшный Суд
Фра Анджелико

Библейская тема Страшного Суда пользовалась большой популярностью у западноевропейских живописцев средневековья и эпохи Возрождения. Композиционный центр полотна — бесконечная вереница могил, по бокам стоят восставшие из них люди — грешники и праведники. Праведникам в этой одной из самых страшных картин мира предстоит вознестись на небо, а грешникам — спуститься в геенну огненную.

Великий труп: Фабиу Магальяйнш

Фабиу Магальяйнш - Великий труп 1
Фабиу Магальяйнш - Великий труп 2
Фабиу Магальяйнш - Великий труп 3
Фабиу Магальяйнш - Великий труп 4
Фабиу Магальяйнш - Великий труп 5
1 / 5

Еще одна вариация на тему смерти и преходящей земной жизни из серии самых страшных картин в искусстве. Художник старался передать весь ужас смерти, используя для этого живописную технику гиперреализма — реализма, в котором реальные черты изображаемого мира преувеличиваются, доходя до абсурда.

Ночное пресмыкающееся: Здислав Бексиньский

Здислав Бексиньский - Ночное пресмыкающееся
Ночное пресмыкающееся
Здислав Бексиньский

Тема пресмыкающихся довольно часто используется авторами страшных и жутких картин. Польский живописец-сюрреалист, известный как один из лучших мастеров хоррора в изобразительном искусстве, написал жуткую тварь, которая ползает по земле ночью и пожирает людей.

Ночь: Аксел Вальдемар Йоханнессен, 1920

От полотна «Ночь» исходит ощущение безнадежности, безысходности, беспросветного мрака. Художник пишет ночь как время кошмаров, бредовых снов и галлюцинаций, время безграничного человеческого одиночества. Именно ночью человек осознает, что он — никто и ничто; вот основная идея живописца.

Аксел Вальдемар Йоханнессен - Ночь
Ночь
Аксел Вальдемар Йоханнессен

У каждого художника свое видение прекрасного и свое восприятие ужасного. Эти картины можно ненавидеть, но знать об их существовании необходимо. Возможно, один взгляд, брошенный на такое произведение искусства, заставит человека задуматься о важных вещах. Поэтому даже самые страшные картины в искусстве, несомненно, имеют право на существование. И чем дольше смотришь на них, тем больше понимаешь художника.

Напишите, что вы думаете о статье «62 самых известных страшных картин в искусстве: от средневековых пыток до современных трупов»
Ваш адрес email не будет опубликован.

вверх