Супрематизм – это особое направление авангардного искусства, которое основал художник К. Малевич. Стиль был основан на философской концепции мастера, который считал задачей художника отобразить на полотне сущность искусства, не прибегая при этом к привычным образам. Представители русского супрематизма использовали в работе сильные и яркие конструкции, с помощью которых отражали на полотне свои переживания.
Подробное описание стиля
Супрематизм в искусстве – это новое направление абстракционизма, основоположником которого стал Казимир Малевич. Считается высшей степенью беспредметного и абстрактного искусства, которое выражено в идеальных конструкциях, четких геометрических фигурах, а также объемах и плоскостях.
В традиционном понимании стиль не имеет сюжета, рисунка, пространственной перспективы. Определяющий фактор – открытый цвет и геометрические фигуры.
В работах художников-супрематистов пространство возникает за счет размеров, наклонов и поворотов. Супрематизм Казимира Малевича – это выявление беспредметного в качестве сущности любого из искусств.
Черты
Для картин в стиле супрематизма характерен свой стиль, который невозможно спутать с другим направлением в изобразительном искусстве. В его основе:
- геометризм;
- четкое изображение фигур или объектов;
- яркие оттенки;
- многоступенчатые композиции;
- исключение натуральных форм;
- отсутствие художественной идеи.
По мнению Малевича, венцом идеи супрематизма должны стать светлые геометрические фигуры на светлом фоне.
История развития
В 1915 году Малевич вместе с другими прогрессивными живописцами (Ольга Розанова, Ксения Богуславская, Иван Клюн, Иван Пуни, Михаил Меньков, Николай Суетин, Владимир Татлин) организовали группу художников-супрематистов. Работы в новом стиле представители супрематизма показали публике на одной из выставок футуристов.
На полотнах были изображены разнообразные геометрические фигуры, которые были словно подвешены над белым фоном. Ощущение глубины таких композиций придавало работам множество форм, фигур и цвета, подобранные особым образом. Всего было представлено около 35 картин Малевича.
Понятие супрематизм было впервые использовано в Манифесте к выставке футуристов. Более расширенное описание Манифеста было опубликовано годом позже. Новое направление было наиболее ранним и смелым изменением в абстрактной живописи. Название стиля произошло от убеждений Малевича, который считал, что данный вид изобразительного искусства должен быть выше, чем весь прошлый опыт художников (Supremus – от латинского первенство).
Кубизм и супрематизм
Грани между этими двумя направлениями очень тонкие, границы устанавливает философия этих стилей. Как в супрематизме, так и кубизме применяются различные геометрические фигуры, чтобы в полной мере выразить смысл произведения. С помощью этих фигур мастера передают свое внутреннее мироощущение от происходящих в обществе перемен.
Считается, что супрематизм в живописи – это всегда превосходство и доминантная позиция. Реально существующих предметов и вещей в супрематизме нет, их полностью заменяют геометрические фигуры. Их цвет, размер, форма передают привычные для изобразительного искусства образы и эмоции.
Представители кубизма иначе используют геометрические фигуры. Их применяют в качестве инструмента для передачи реальных образов. Кубизм предполагает некое разделение на фигуры существующих вещей. Характерные черты кубизма – это пространство реальности, тогда как супрематизм – самостоятельный мир, лишенный земных образов и явлений.
10 знаменитых художников
Особенно ярко направление развивалось в рамках русского авангарда, родоначальником которого по праву считается Малевич. Наиболее интересными работами мастера считают «Черный квадрат» и «Автопортрет в двух измерениях». Несмотря на множество его последователей, никто не смог в полной мере проникнуть в идею супрематизма. Однако некоторые художники заслужили признание.
Эль-Лисицкий
К представителям русского и европейского авангарда относят Лазаря Лисицкого. Он преподавал в художественном училище и оформлял книги, используя авангардный стиль. После знакомства с Малевичем увлекся супрематизмом, продолжая работать в этом направлении под псевдонимом Эль.
Лисицкий первый, кто воплотил идеи супрематизма в архитектуре. В 1932 году по его эскизам было построено уникальное здание типографии «Огонька». Оно отличалось необычными окнами квадратной и округлой формы.
Иван Клюн
Иван Клюн (Клюнков) – известный художник, скульптор и график, который работал в стиле супрематизм. Был соратником Казимира Малевича. В период обучения его художественные вкусы были традиционными.
Позже Клюн писал в традициях модерна и символизма, далее появились пейзажи, где он работал в импрессионистической манере. Переломным моментом в творчестве стала дружба с Малевичем, который повлиял на вкус художника.
Ольга Розанова
В начале XX века трудно было найти равных Ольге Розановой по уникальности дара. Она искала свой путь, не признавая авторитетов. Познакомившись с Маяковским, Татлиным, Малевичем, она погрузилась в мир нового искусства.
Ей была интересна суть живописи и тайна цвета. Розанову привлекал кубизм, супрематизм. Позже она переосмыслила творчество и предпочла работать с цветом, создав теорию цветописи.
Иван Пуни
Иван Пуни – русский художник-футурист и сценограф. Раннее творчество было посвящено пейзажной живописи, затем он пробовал себя в кубизме, супрематизме и футуризме. Им было изобретено направление леттризм, для которого характерно использование букв.
После эмиграции во Францию, он становится Жаном Пуни. Художник выставлялся в Европе и Америке. Его картины пользовались успехом. Однако историки находят, что полотна, написанные в России – лучшее, что было создано мастером.
Любовь Попова
Любовь Попова наиболее яркий представитель русского авангарда среди художников. Обучалась в Школе рисования и живописи, и несколько работ того времени сохранились. На ее творчество влияли путешествия, знакомство с прогрессивными мастерами.
Продолжительный период Попова работала в направлении советской графики, разрабатывала костюмы и декорации для постановок. Сегодня ее работы признаны примером отечественного андеграунда, которые имеют авторский стиль.
Надежда Удальцова
Работы Надежды Удальцовой отличались оригинальным стилем, выразительными композициями. На ранних этапах творческого пути ее поразили полотна Моне, Руссо, Ван Гога, Ренуара, наполненные яркими красками, уникальными световыми решениями и свободой.
После знакомства с Малевичем ее захватило новое направление – супрематизм. Ее работы характеризовались абстрактной трактовкой образов и смелостью. Удальцова столкнулась с обвинениями в формализме, однако продолжила писать натюрморты, пейзажи, наполненные особым смыслом.
Василий Кандинский
Василий Васильевич Кандинский – французский и русский художник, один из основоположников абстракционизма, теоретик изобразительного искусства. Он выбрал карьеру художника в зрелом возрасте, находясь под впечатлением от выставки импрессионистов. Обучался живописи в частной студии Мюнхена, позже поступил в академию художеств.
Работал над полуабстрактными и реалистическими полотнами, главным образом пейзажами. После революции занимался общественной работой, уделяя время преподавательской деятельности.
Пит Мондриал
Питер Корнелис Мондриан – нидерландский художник, который наравне с К. Малевичем и В. Кандинским положил начало абстракции в изобразительном искусстве. Особенностью его полотен стала духовная составляющая. Он выстраивал линии и цвета на плоской поверхности, пытаясь выразить красоту простым способом.
Настоящее страстью Мондриана была абстракция. Изображение вертикальных и горизонтальных линий он совершал, доверяя лишь своей интуиции. Наиболее известные работы были созданы после Первой мировой войны.
Илья Чашник
Илья Григорьевич Чашник занялся изобразительным искусством в юные годы. Художник проникся философией супрематизма, в своем творчестве экспериментировал с формами и цветами. Вместе с Малевичем занимался разработкой орнаментов в супрематическом стиле.
Как и многих художников его захватила идея космизма в искусстве. После утверждения основных супрем, приверженцы супрематизма приступили к разработке космических супрем.
Александр Родченко
Александр Михайлович Родченко получил образование художественной школе. Он не только выставлял свои работы, но и занимался написанием научных трактатов, фотографией, скульптурой.
Родченко не боялся экспериментировать и спокойно относился к критике. В живописи был сторонником авангардизма, умел выстраивать уникальные композиции из линий, геометрических фигур, работая над пересечениями и отрезками.
12 самых известных картин
Многие художники в начале XX века прониклись идеями и философией супрематизма. Часть известных картин сохранилась до наших дней и представлены в крупных музеях и частных коллекциях.
«Черный супрематический квадрат»
Автор «Черного квадрата» Казимир Малевич. Впервые полотно было представлено в 1915 году на выставке футуристов. Оно не раз подвергалось критике и до сих пор вызывает непонимание у многих. Однако работа никого не оставляет равнодушным. Картина передает ощущение бездны, небытия, где нет границ и посторонних объектов.
«Автопортрет»
Еще одна работа Казимира Малевича – «Автопортрет». Полотно реалистично, и является своеобразным творческим завещанием русского авангардиста. И хотя портрет ориентирован на ренессансные образцы, фон картины явно супрематический.
Супрематизм 65
Художник – Казимир Малевич. Мастер изобразил красный крест, округлую форму черного цвета, оттенки воды, земли и огня. Полотно подтверждает интерес авангардиста к народному искусству. Работа хранится в музее города Харькова.
«Зеленая полоса»
Первая абстрактная картина, которая вышла за свои рамки. Это фрагмент полосы, не имеющее начала и конца. Художник Ольга Розанова использовала разные оттенки зеленого цвет. Хранится в Ростовском Кремле города Ростова.
«Трефовый валет»
Картина «Трефовый валет» написана Ольгой Розановой предположительно в 1912-1913 году. В работе автор использовала гуашь, карандаш, чернила и бронзу. Фон – желтый, на нем изображен черный трефовый символ, черным контуром написана фигура мужчины со щитом и алебардой. Полотно хранится в Ивановском областном художественном музее.
«Космос – красный круг на черной поверхности»
Картина написана Ильей Чашником в 1925 году. Художник продолжил тему космоса в супрематизме, начатую Казимиром Малевичем. На черном фоне изображение ярко-красного круга, к которому стремится изящная связка супрем. Полотно до сих пор поражает точностью предвидения, ведь работа была закончена задолго до начала освоения космоса.
«Супрематизм. Конструкция»
Автором картины является Иван Клюн – яркий представитель супрематизма. При создании полотна он делал упор на форму и цвет. Некоторые элементы картины тесно взаимодействуют друг с другом, остальные изображены довольно самодостаточно. Полотно хранится в Москве, в Третьяковской галерее.
«Супрематический состав»
Картина принадлежит кисти Ивана Пуни. Художник создал композицию на синем фоне, на которой не просто геометрические фигуры. Они имеют объем, тени, и словно подвешены в невесомости. Они не соприкасаются друг другом, хотя некоторые перекрываются визуально. Картина находится в Амстердаме.
«Композиция № 61»
Автор картины – А. Родченко. Художник, работая над циклом композиций «Концентрация цвета», использовал линии как самостоятельные формы в изобразительном искусстве. Новаторский подход позволил ему изобразить новые формы и возможности. Картина находится в Ивановском художественном музее.
«Седьмое измерение. Супрематический рельеф»
Картина относится к раннему периоду творчества Художника Чашника. Он использовал чернила, дерево и картон. Композиция не содержит кругов, квадратов и крестов, поскольку художник стремился к линейной геометрии и гармоничным цветовым решениям. Картина находится в частной коллекции Англии.
«Беспредметное»
Художник Михаил Миньков стремился отобразить на своих полотнах не только форму, но и подходящее к ним цветовое решение. Картина создана под впечатлением некоторых работ Малевича. В работе мастер использовал масло, холст. Картина находится в Краснодарском краевом художественном музее.
«Красный квадрат УНОВИС»
Автор – Иван Чашник. Композиция составлена из двух фигур – большого черного треугольника, который перечеркнут линиями, и красного квадрата неровной формы. Трактуют картину по-разному. Многие приписывают ей сверхестественную силу. Полотно находится в частной коллекции.
Абстрактное искусство открыло совершенно новые горизонты выражения духовной составляющей с помощью цвета и форм. Однако для художника, который работает в этом стиле важно обладать врожденным художественно-эстетическим вкусом, особым восприятием мира, поэтому так мало выдающихся произведений этого направления.
Прекрасная статья, спасибо авторам! С такой точностью и любовью описали мало понятный мне жанр, что я прониклась уважением и даже заскринила некоторые картины!