Имя Микеланджело Караваджо не удалось стереть из культурного кода и за четыре сотни лет. Им восхищались и ненавидели. Осуждали его манеру письма и безуспешно копировали его приемы. Обвиняли в богохульстве и осуждали за высокомерие. Называли гениальным чудовищем и упрекали за дурной вкус. Он игнорировал правила, был скандалистом и заслужил имя Антихриста живописи.
Этот художник, проживший всего лишь 38 лет, появился словно бы из ниоткуда и исчез, чтобы менее чем через век быть почти забытым. Мастеру были свойственны «избыточный» реализм, религиозные сюжеты, странный выбор натурщиков, драматические контрасты света и тьмы, скрупулезное внимание к деталям.
После смерти художник Караваджо удостоился нелестных отзывов от теоретиков искусства и посредственных живописцев, пропитанных завистью и ненавистью, как яблоко Белоснежки — ядом.
Ранние годы
Микеланджело Меризи родился 29 сентября 1571 года в деревне Караваджо (отсюда пошло его прозвище). Художник вырос между тихим поселением в Ломбардии и шумным городом Миланом, где работал его отец, каменщик Фермо Меризи. Несмотря на низкий социальный статус, семья будущего мастера кисти была вхожа в дом влиятельного сеньора Франческо Сфорца да Караваджо.
В августе 1576 года Микеланджело Меризи было пять лет. В это время бубонная чума опустошила большую часть Европы. Милан также пострадал от вспышки болезни. Хотя художник и его семья пытались спастись от эпидемии в сельской местности, уже к октябрю 1577 года отец Микеланджело, его дедушка с бабушкой, дядя умерли от чумы. Мать будущего художника угасла от этой же болезни четыре года спустя.
Историческая справка | |
Годы жизни | 29 сентября 1571 — 18 июля 1610 |
Страна | Италия |
Жанр | Портреты, жанровая живопись |
Стиль | Барокко |
Сюжеты | Портреты, история, мифология, религия, натюрморты |
В возрасте двенадцати лет Микеланджело Меризи переезжает в Милан и начинает обучение в мастерской старого живописца Симоне Петерцано. Этот период стал для живописца хорошей жизненной школой. Микеланджело Меризи научился здесь не только уверенно владеть кистью, но и ловко орудовать ножом и шпагой.
Предположительно в 1588 году юноша без гроша в кармане попадает в Рим. Там, чтобы прокормиться, живописец перебивается случайными заработками, помогая другим гораздо менее талантливым художникам. Совершенно нищий Меризи писал небольшие жанровые сцены, портреты и натюрморты, чтобы заработать хоть какие-нибудь деньги. Первые его известные картины датируются 1592 годом. Композиции художника становились все более сложными.
Полотна Караваджо вскоре привлекли внимание кардинала Франческо дель Монте. Влиятельный господин пригласил его ко двору и даже поселил в собственном доме. С этого момента карьера живописца в Вечном городе быстро пошла в гору. Молодой художник в полной мере пользовался благосклонностью кардинала и его связями, чтобы получить заказы от самых щедрых покровителей и коллекционеров.
Творческий путь
Микеланджело Караваджо — один из виднейших представителей раннего итальянского стиля барокко, выросшего из еще одного направления живописи, маньеризма. Его работы представляют собой одни из самых потрясающих произведений во всей истории западной живописи.
Наблюдать эволюцию стиля от ранних рисунков («Гадалка», «Вакх» и «Нарцисс») до настоящих шедевров («Призвание апостола Матвея», «Неверие апостола Фомы») и последних картин («Давид с головой Голиафа»), все равно что наблюдать бурные взлеты и падения жизни реформатора живописи. Хотя к основным мотивам его творчества относятся библейские сцены, он рисовал и натюрморты.
Мастер был самым революционным художником своей эпохи. Он подражал природе, прогнал из своего колорита всякое приукрашивание и суетность, усиливал тона, вернув им плоть и кровь. В период истории живописи, когда с натуры писали мало, использовали манеру, удовлетворявшую более чувство изящества, чем правды, это стало настоящим вызовом.
Автор отказался от правил, которыми мастера руководствовались столетия и почти в одиночку создал стиль барокко. Знаменитая картина «Усекновение главы Иоанна Крестителя» — самое крупное произведение живописца. Монументальное полотно написано в качестве алтаря для оратории Сан-Джованни-Деколлато, пристроенной к церкви Святого Иоанна на Мальте.
Картина примечательна как первое произведение, где мастер поставил собственную подпись. Стиль Караваджо оказал значительное влияние на культуру, отголоски его творчества продолжают появляться даже в работах современных художников.
Влияние на мир искусства
Несмотря на то, что великий революционер живописи дожил только до 38 лет, он оказал глубокое влияние на современников и на более поздние художественные течения, особенно барокко и классицизм. Школа Караваджо представляет натуралистическое направление в живописи.
В то время как стиль гения итальянского барокко шокировал знать того времени, его картины в равной мере вдохновляли молодых, перспективных живописцев. Эти художники стали известны как караваджисты и распространили свое влияние по всей Европе, от Рима и Неаполя, до Нидерландов и Франции.
К 1605 году римские художники начали подражать стилю Меризи. А вскоре после этого мастера за пределами Италии включили драматические световые эффекты в свои знаковые работы.
Последователи Караваджо, ассимилировавшие технику и приемы мастера, и именитые художники, на которых великий итальянец оказал непосредственное влияние: Рубенс, Рембрандт, Вермеер, Веласкес, Орацио Борджанни, Карло Сарачени, Гвидо Рени, Хусепе де Рибера, Геррит ван Хонтхорст, Валантен де Булонь.
Техника и стиль
Живописный язык Микеланджело Меризи да Караваджо — это резкие светотеневые контрасты, грубая натура, скульптурность форм, эффектные ракурсы. Персонажи полотен взяты непосредственно из жизни: даже когда мастер кисти рисовал религиозные сцены, он изображал обычных мужчин и женщин с морщинистыми лицами и одетых в лохмотья.
Творческий подход к библейским сюжетам, а также гиперреалистичный стиль внесли Караваджо в список наиболее общепризнанных европейских мастеров. Без сомнения, художник был гением и намного опередил свое время, впервые применив технику «кьяроскуро» (в переводе с итальянского «светотень»). «Караваджистское тенебросо» позволяет акцентировать внимание на тех частях картины, которые мастер считал главными.
Он презирал других художников и писал исключительно с натуры. Однако пристальный взгляд на картины гениального бунтаря показывает, что он не был застрахован от стилистического влияния других мастеров. Даже этот скандалист и драчун не смог устоять перед соблазном почерпнуть вдохновение из уроков великих живописцев.
Особенности его творчества выдают влияние итальянских мастеров, в том числе Джованни Джироламо Савольдо, Моретто да Брешиа, Тициана и Леонардо да Винчи, а также уроженца Германии Дюрера. Влияние гения эпохи Возрождения Микеланджело ясно прослеживается в картине «Призвание апостола Матфея».
С его беспрецедентным натурализмом и безошибочным талантом передавать игру света и тьмы бунтарь произвел революцию в искусстве. Сегодня он считается одним из самых поразительно современных мастеров.
Караваджо написал себя в ряде своих работ, но наиболее выразительно он выглядит на картине 1594 года «Больной Вакх». Художник создал автопортрет сразу после тяжелой болезни, предположительно малярии. Молодой бог виноделия, внешне очень похожий на автора, кажется худым, бледным измождённым.
Личная жизнь
Художник никогда не состоял в браке. Мужчина предпочитал рисовать обнаженных юношей, а не женщин. При этом большая часть его ранних работ изображала пухленьких симпатичных мальчиков в образе ангелов или лютнистов. Большинство юношей рисовались полуголыми, их чресла едва прикрывала красиво задрапированная ткань.
А позы, которые принимали модели, дышали чувственностью и гедонизмом. В ряде работ художника фигурирует его помощник по имени Чекко. Людская молва причисляла мастера к приверженцам однополой любви. А в XX веке художника даже назвали гей-иконой. Хотя официальных доказательств того, что Караваджо предпочитал мужчин, не было.
Смерть
Последние годы своей жизни он провел в изгнании. В наказание за убийство художнику был объявлен смертный приговор. Он бежал в Неаполь, где прятался в домах знатных семейств. После этого мастер оказался на Мальте. Откуда решил возвратиться в Вечный город, так как Папа Римский даровал ему прощение.
Караваджо умер в Порто-Эрколе 15 августа 1610 года после того, как его ссадили с судна из-за тяжелой лихорадки. Художник был похоронен в общей могиле. В течение многих лет точная причина смерти итальянца была окутана тайной. Но в 2010 году группа ученых, изучавших его останки, обнаружила, что в костях содержался высокий уровень свинца, достаточный, чтобы вызвать сильнейшую интоксикацию.
Интересные факты
- Картины живописца продаются по рекордно высоким ценам. Его полотно «Джудит обезглавливает Олоферна» оценивается в 170 миллионов долларов.
- В России есть одна работа великого итальянца, «Юноша с лютней», которая хранится в Эрмитаже
- Хотя художник жил и творил в конце XVI-начале XVII века, только в XIX столетии мир снова оценил его талант, а его искусство было открыто заново. Отчасти это связано со скандальной жизнью художника и его непростым характером.
- Портретист работал поразительно быстро. Он умер молодым, но пока был жив, был очень плодовитым художником, который создавал крупномасштабные картины. Он предпочитал рисовать прямо на холсте, без эскизов и обычно писал с живых моделей. Мастер часто не спал по ночам, рисуя по две недели подряд без перерыва.
- Хотя он был признанным гением своего времени, работы Караваджо удостаивались острой критики от возмущенных католиков. Он отказался от традиционных канонов изображений святых и представлял их в реалистичной манере. Его первая версия полотна «Святой Матфей и Ангел» вызвала неоднозначную реакцию его покровителей и духовенства. Так что мастеру пришлось переделать работу.
Спасибо за информацию.