Пуантилизм, или неоимпрессионизм – это рисование точками. Появился в 1885 году во Франции. Художники ввели такую технику нанесения изображения, при которой краски не смешивается на палитре. Название образовалось от французского pointiller – «писать точками».
Пуантилизм исключает соединение красок на поверхности холста, поскольку каждую точку ставят на некотором расстоянии от другой. Однако, если посмотреть на картины, выполненные в этой манере, с небольшого расстояния, изображение кажется целостным, слитным.
Работу по соединению отдельных мелких мазков в привычный рисунок выполняет человеческий глаз. Родоначальником стиля стал Жорж Сёра.
Подробное описание
Пуантилизм – техника рисования в живописи XIX века. Другое название метода – дивизионизм, произошедшее от латинского divisio – дробление, разделение.
Художники воссоздавали сюжеты, используя принцип оптического смешения цветов и давая возможность зрителю увидеть, как рождается изображение.
Метод наиболее подходил для изображения водной глади, пейзажей. Рисунок в стиле пуантилизм может быть и контрастным, четким, и приглушенным, чуть размытым.
10 знаменитых картин
«Воскресный день на острове Гранд-Жат», Сёра
Размер 2 на 3 метра был рассчитан на рассмотрение с расстояния. Полотно стало классикой пуантилизма. Сегодня оно хранится в Чикаго, в институте искусств.
«Цирк»
Работа осталась незавершенной. На картине изображена девушка, стоящая на лошади. Сёра жил неподалеку от цирка, часто посещал представления. В работе доминируют белый и три основных цвета. «Цирк» выкупил американский коллекционер и подарил в 1927 году Лувру.
«Мост в Курбвуа», Сёра
На этом полотне изображена Сена у городка Курбвуа. Стоит холодная прозрачная осень, фигуры людей вырисованы силуэтами. На переднем плане речной берег, удаленный мост подчеркивает линию горизонта.
«Купальщики в Аньере»
Знаменитая картина была написана Сёра в возрасте 24 лет. На холсте изображены горожане, отдыхающие на берегу реки.
Любимая автором точечная техника делает рисунок необыкновенно живым, но современникам он не понравился. Признание пришло лишь в наше время и сегодня эта работа выставлена в Лондонской национальной галерее.
«Гавань в Марселе», Поль Синьяк
Картина хранится в Эрмитаже. На холсте изображена внутренняя гавань старого марсельского порта, башня, небольшое суденышко. В центре – трехмачтовый парусник. Картина написана после визита в Марсель и под впечатлением от увиденного в порту.
«Завтрак», Поль Синьяк
Полотно находится в музее Крёллер-Мюллер, Оттерло. Написано в 1886 году. Впервые работа была выставлена в Салоне независимых, зрители приняли вещь без восторга. Синьяк изобразил своих родных, маму и деда, умело преподнеся зрителю психологический портрет персонажей. Картина передает безрадостное, угрюмое настроение людей.
«Песчаный берег моря», Поль Синьяк
Картина написана в 1890 году. Мелкие мазки сливаются, если рассматривать сюжет на определенном расстоянии. Синьяк обожал рисовать морское побережье. Он увлекался парусными регатами, часто побеждал.
Художник много ездил по Европе, увиденное воспроизводил в своих работах. Марины наполнены воздухом и движением, они реалистично передают переливы и блики морской глади. Живые, легкие полотна искусствоведы называют «декоративными фантазиями».
«Порт в Сент-Тропе», Поль Синьяк
Картина написана в 1892 году, одна из первых в серии работ из Сент-Тропе. Поль на своей яхте «Олимпия» приходит в Сен-Тропе в середине мая. С помощью сложной техники пуантилизма он передает атмосферу вечера в порту, гармонию, энергию и жизненную силу.
«Хэмптон», Камиль Писсаро.
Писсаро очень любил пейзажную живопись и рисунок. Особое внимание уделял изображению освещенных предметов в воздухе. Свет и воздух – любимые темы для рисования. «Хэмптон-корт» написана в 1891 году, хранится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне.
«Попугайные тюльпаны», Анри Матисс
Картина написана в 1905 году. Сам автор охарактеризовал произведение легким, жизнерадостным. Полотно хранится в Венской галерее Альбертина.
Основоположники пуантилизма не смешивали краски вообще. Современные продолжатели стиля не настолько педантичны в этом, но их работы также завораживают и восхищают.
Черты пуантилизма
Неоимпрессионисты так же придавали большое значение цвету, но при этом они отстаивали ключевые черты своего стиля. Они считали, что:
- Смесь точечных мазков ярче и цветоноснее, чем смесь цветов на палитре.
- Составные части цветовой гаммы нужно наносить в виде отдельных точек чистого цвета, а картину следует рассматривать на расстоянии
Они доказали, что при «пуантельном» нанесении красок, чем меньше размер пятна, тем значительнее будет эффект пространственно-оптического смешения цветов.
Особенности пуантилизма
Пуантилисты стремились создать объемность пространства на холсте. Удаленные формы передавали предельно коротко, фигуры людей были похожи на манекены. Работы неоимпрессионистов отличают геометрическая простота, собственные принципы композиции, схематичность деталей, прорисовывание линий радости.
Материалы
Пуантилисты использовали масляные краски, благодаря чему получались мазки разной формы. Представители более позднего течения неоимпрессионизма использовали и акварель, и графику.
Художники часто отходят от классических догм. Чтобы получить точку, не обязательно брать краску. Например, шведский фотограф создает композицию, выполненную с помощью деревянных окрашенных колышков.
Херб Уильямс использует для рисования тысячи красочных карандашей. Созданная композиция вблизи выглядит абстрактной, а издалека – реалистичной. Выбор материала определяется фантазией художника.
Отличия от импрессионизма
Ключевое отличие неоимпрессионизма – отказ от смешения красок, работа с чистым цветом.
Если импрессионизм – это стихийность, романтизм, то стиль, созданный Сёра – научный импрессионизм. Первые видели в цвете инструмент для выражения эмоций, вторые – настаивали на бесстрастности художника, отказе от спонтанности и естественности в передаче сюжета.
Позже было доказано, что Сёра, и его последователи заблуждались, приписывая своей технике научность. Но гениям свойственно заблуждаться, зато ошибочные суждения становятся причиной создания многих великих произведений искусства. Сёра – как раз такой случай.
История возникновения стиля
Будучи обеспеченным человеком, Жорж Сёра мог себе позволить не заниматься поденщиной, а искать собственный стиль. Несмотря на близость к творческой манере импрессионистов, живописец пошел своим путем.
Изучив академическую живопись, он берет на вооружение открытия современных художников: Энгра, Делакруа, Милле, «барбизонскую школу» импрессионистов. Сёра много читает, интересуется научными открытиями в области оптики и цвета, новейшими эстетическими системами.
Автор полностью разделяет взгляды Шарля Блана, который в своей книге «Грамматика искусства рисунка» формулирует задачи художника: знакомить зрителей с природной красотой вещей, раскрывать их внутренний смысл и чистую сущность.
Сёра под воздействием догм Блана начинает сомневаться в истинности основного принципа импрессионизма: фиксировать мгновение. Художник считает, что импрессионисты пренебрегают основами композиции. Он разделяет взгляды Мишеля Шевреля на интенсивность цвета. При смешивании красок теряется интенсивность, считал Шеврель. Чистый цвет сохраняет силу наиболее полно в противопоставлении с дополнительным цветом.
Сёра изучал труды по колористике Делакруа, в Америке вышел труд «Научная теория цветов». Благодаря собранным воедино сведениям художник создает новый стиль, получивший название дивизионизм. Сам Сёра называл свою технику хром-люминаризм, но название не закрепилось. Большинство художников, писавших в этой манере, использовали термин, дивизионизм.
Термин пуантилизм по ряду причин тоже не очень любили. После смерти Сёра точечный стиль стали называть неоимпрессионизмом.
10 известных художников
После смерти основателя направления Жоржа Сёра его современники считали, что пуантилизм исчезнет. Но точечный стиль не умер, последователи продолжили работать в этой технике.
Жорж Сёра
Ярчайший представитель и родоначальник пуантилизма. Испытывая потребность уйти от классической манеры живописи и стремясь найти свою, он отдал немало времени изучению теории цвета, колористики, трудам по физике и химии.
Сёра считал, что методы импрессионистов ему не подходят, и делал ставку на научные открытия, физические знания. Так им был придуман и обоснован новый подход – дивизионизм, или неоимпрессионизм.
Поль Синьяк
Сёра ушел из жизни в 31 год. Его идеи подхватили сподвижники. Один из них Поль Синьяк. Он продолжил писать в его манере. Точечная техника позволяла создавать нежные, невесомые рисунки. Его успех заставил обратить внимание на новый стиль других мастеров.
Творчество Синьяка – пример поразительной последовательности. Более полувека он трудился в искусстве, и все это время горячо исповедовал неоимпрессионизм.
Камиль Писсаро
Считается французским художником, хотя родился в Вест-Индии. В 25 лет переехал в Париж и поступил в школу изящных искусств. Предпочитал пейзажную живопись, писал акварелью. В 1890 году познакомился с Сёра и увлекся пуантилизмом. Некоторое время писал в точечном стиле, затем вернулся к своей привычной технике.
Шарль Ангран
Художник из Нормандии, в 28 лет приехал в Париж. Познакомился с Сёра, начал работать в стиле неоимпрессионизма, выставлял свои работы в Брюсселе. После смерти Сёра ушел в себя, вел затворнический образ жизни, в выставках почти не участвовал.
Максимилиан Люс
Максимилан Люс родился в Монпарнасе. В 14 лет стал учеником гравера, потом учился в Парижской школе художников. Поддерживал и развивал теорию цвета Сёра. Считается одним из лучших неоимпрессионистов, оставил богатое творческое наследие: свыше 4 000 картин.
Тео ван Рейссельберг
Учился в Брюссельской академии художеств, много выставлялся. В ходе поездки в Париж познакомился с Сёра. Манера молодого француза покорила Тео. В точечной технике он пишет с 1890 по 1910 г., используя свой особенный подход.
Лица прорисовывает очень мелкими точками, задние планы – крупными. На определенном расстоянии мелкие мазки становились невидимыми, сливаясь в ровную цветовую гамму.
После смерти Сёра постепенно отошел от точечного стиля. Занимался графикой, картинами в стиле «ню». Большая часть его работ по-прежнему находится в частных коллекциях.
Ашиль Ложе
С 17 лет начинает заниматься живописью. В Париже знакомится с Сёра и его манерой пуантилизма. Проявляет интерес к разделению цветов и создает свою особую технику полупрозрачного изображения. Писал не только пейзажи, но и портреты, натюрморты.
Анри Эдмон Кросс
Франзузский художник, изначально получил образование в правовой сфере, затем закончил школу живописи. В начале творческого пути Анри Кросс писал в стиле реализма, после знакомства с Сёра и Моне становится поклонником неоимпрессионизма. Вместе с Сёра и Синьяком создает Салон Независимых, увлекается пуантилизмом и до конца дней пишет в этой технике.
Жорж Леммен
Родился в Бельгии, в семье архитектора, с детства был рядом с искусством. Обучался в школе рисования. С 20 лет начинает писать картины и выставляться. В 1888 году примкнул к обществу художников, куда входили Сёра, Писсаро и другие пуантилисты.
Джованни Сегантини
Уроженец Италии, писал пейзажи в технике пуантилизма. Закончил школу живописи в Милане. В 32 года определяется со стилем: нравится изображать ландшафты с крестьянами и пастухами, религиозные сюжеты точечной техникой.
Больше такого масштабного увлечения пуантилизмом, как в первые годы его появления и расцвета, не было. Полотен в стиле, открытом Сёра, немного. Они являются настоящей ценностью, музеи и коллекционеры охотно приобретают такие картины.
Современный пуантилизм
Представители постмодернизма в искусстве берут на вооружение технику написания мазками, создавая не только художественные полотна, но и инсталляции.
«Точечный» стиль отличает работы художника из Лос-Анджелеса Кайла Леонарда (KAL), которому удается создавать удивительно реалистичные рисунки. Для написания он использует тонкие наконечники.
Художник Микель Эндара создал полотно из 3,2 млн точек из отсканированной фотографии. Пером он сделал из обычной светокопии шедевр современного искусства.
Шведский фотограф Филипп Карберг на основе инсталляции сделал фото. Тысячи кропотливо расположенных колышков перпендикулярно к зрителю образуют изображения, которые художник фотографирует. Получается стильно, оригинально, свежо.
Херб Уильямс также придумывает инсталляции, применяя метод точечности. В качестве материала выбирает цветные карандаши, которые располагаются перпендикулярно листу и позволяют создавать красочные фигуры. Таким образом, художнику удалось создать пикселизованный портрет девушки и изображение собаки. На близком расстоянии – это абстракция. Чтобы увидеть суть, необходимо немного отойти, как и при рассматривании картин пуантилистов.
Интересно, что технику пуантилизма полюбили дети. Им нравится, как «играет» цвет прямо на полотне картины. В качестве развивающих занятий малышам предлагают рисовать пальчиковыми красками. Работа в технике пуантилизма масляными красками, гуашью или акрилом доставит удовольствие и взрослому. Творчество успокаивает, настраивает на гармоничный лад, восстанавливает душевное равновесие.