Гризайль: 40 известных картин, особенности техники рисования в живописи

Гризайль - 40 картин

Гризайль – это вид живописи, выполняемый тоновыми градациями: в оттенках серого и приближенных к нему нейтральных цветов. Особенно часто такой стиль используют для создания барельефов, различных архитектурных элементов, а также больших декоративных скульптурных схем. Чаще всего у гризайли немного более широкие цветовые гаммы, чем специалисты привыкли утверждать.

Антонис ван Дейк - Отдых во время полета в Египет
Питер Пауль Рубенс - Прибытие в Лион
Олег Борисович Захаров - Импровизация. Наводнение
1 / 3

Характеристика

Картины гризайль создают, когда художник использует ограниченную палитру, связанную с одним цветом. Одним из таких цветов может быть серый, использующийся для создания этюда картины или подмалёвки.

Луи-Леопольд Буальи - Девушка у окна
Евтихиев Александр Васильевич - Друзья
1 / 2

Художник развивает свои изображения при помощи прорисовки теней, бликов и деталей, чтобы добиться желаемого контраста. Гризайль дает детальное изображение, которое выглядит как тщательно обработанная однотонная мраморная статуя. Фактически гризайль — это французское слово, означающее «серый».

Александра Высоцкая - Деревенский натюрморт
Ганс Мемлинг - Святой Христофор. Триптих Донна. Внешняя сторона левой створки, 1478
1 / 2

В подмалевке нет необходимости в смелых цветах. Нейтральные цвета не должны отличаться напористостью. Они позволяют сформировать детализированные фигуры, визуализируя их и поддерживая иллюзию объекта или формы в трехмерном пространстве.

Норман Роквелл - Дэниел Бун, первый разведчик
Олег Борисович Захаров - Ранняя весна. Импровизация
1 / 2

Автор не беспокоится о том, как будут сочетаться разные цветовые тона или что получится в результате их смешивания. В гризайле цвет появляется при нанесении глазури на холст.

Какие материалы используют

Материалами для работы могут послужить: сепия, масло, гуашь, акварель, акрил.

В технике рисования эмалью измельченная белая стекловидная краска превращается в пасту с помощью её смешивания с водой, скипидаром, маслом лаванды или нефтяным маслом. Затем ее наносят на темную эмалевую основу, обычно окрашенную в чёрный, белый или синий цвет.

Альберт Эдельфельт - Иисус омывает ноги Своим ученикам
Илья Ефимович Репин - Портрет художника Николая Ивановича Мурашко
Олег Борисович Захаров - Импровизация. На берегу р. Воры
1 / 3

Этот метод обычно используют в масляной и акриловой живописи, но есть и техника гризайля акварелью. Хотя этот термин подразумевает наличие определенной палитры, он был расширен с целью получения монохромных картин коричневого или зеленого цвета. В свою очередь, работы, выполненные в коричневом цвете, называют «брюналем», а выполненные в зелёном — «вердайлем».

История техники

Актуальную концепцию разработали много веков назад из-за крайне недостаточного количества пигментов. Беря лишь горстку и желая достичь прекрасных результатов, старые мастера доводили каждый пигмент до предела, добиваясь необходимой яркости.

Анна Медведева - Натюрморт с фарфором
Анна Лысенко - Натюрморт
1 / 2

Этот «внутренний свет», играющий сетью цветов на холсте, стал неотъемлемой частью картины. Поскольку окраска изделия была намного сложнее и требовала большего мастерства, эта практика также часто выбиралась как более быстрая и дешевая альтернатива.

В XIX веке от простого «цвет или краска», использовавшегося в средние века, появился термин «гризайль», обозначающий стекловидный материал с очень богатыми цветовыми вариациями: коричневая гризайль, красный, красный, голубоватый, светло-серый, теплый серый и другие.

Екатерина Захарова - Ваза и яблоко
Хосе Мария Серт - Триумф Аполлона, 1913
1 / 2

Наиболее известных публике представителей, работающих в этой технике, можно считать француза Жан Пуселя (1290-1334 гг.) и английского художника Мэтью Пэриса (1200-59 гг.). Стиль гризайль был популярен среди художников раннего нидерландского Возрождения, в том числе:

  • Робера Кампена (1378–1444),
  • Яна ван Эйка (1390–1441),
  • Хуго Ван Дер Гуса (1440–1482),
  • Ганса Мемлинга (1433-1494).

В Нидерландах непрерывную традицию изображения предметов в технике гризайль можно проследить от становления ранней живописи до работ Мартина Хемскерка, Питера Брейгеля Старшего («Христос и женщина, взятая в прелюбодеянии») и Хендрика Гольциуса, а также через обширные галереи Адриана ван де Венна.

Питер Брейгель Старший - Христос и женщина, уличённая в прелюбодеянии, 1565
Хуго ван дер Гус - Алтарь Портинари. Внешние створки, 1470-е
1 / 2

Гризайль, несколько менее распространенная в середине XX века, продолжает оставаться пользующейся спросом художественной техникой.

Этапы

Выделяют 8 этапов работы:

  1. Набросок карандашом.
  2. Исключение всех светлых мест объекта и нанесение тонкого слоя краски.
  3. Ожидание полного высыхания краски.
  4. Отображение на предмете теней.
  5. Повторное высыхание работы.
  6. Отметка полутонов.
  7. Подсыхание краски.
  8. Выделение самым светлым тоном подсвеченные места и блики.

Светлана Логинова - Натюрморт с цветами
Алексей Евгеньевич Аникин - Дедушкин пруд
1 / 2

Техника рисования включает в себя 9-балльную шкалу для создания иллюзии глубины. Чтобы начать рисование таким образом, художник должен установить шкалу из 9 значений на палитре серой бумаги и соответствующим образом смешать цвета.

После наброска композиции картины и выделения объекта художник ищет узоры светлых и темных тонов, составляющие тени. Благодаря теневым формам картина приобретает массу и объем.

Антонис ван Дейк - Портрет Мартина Риккарта, 1630-е
Валерий Кудринский - Весна. Речка Рыбная
1 / 2

После того как ключевой источник света определен, художник использует различные серебристые оттенки в логической последовательности градаций значений для создания тех или иных фигур. Изделие, обработанное таким образом, называется классической гризайлью.

Юдаев-Рачей Юрий - Натюрморт с лежащей крынкой
А. Зуенко - Натюрморт
1 / 2

Затем на готовую картину наносят прозрачную масляную глазурь. Эти значения серого способствуют созданию самых разнообразных эффектов, когда свет пытается пройти сквозь слои краски или отразиться от них. Сеть красок направляет естественный солнечный свет с поверхности через последний слой цвета. Таким образом, свет может отражаться обратно к зрителю с эффектом зеркала.

Академическая гризайль

Стиль гризайль изучают многие художественные школы, различные ВУЗы и училища. Она помогает начинающим прочувствовать тональность. Для того, чтобы быстрее понять принципы этой техники, новичкам предлагают начать с простых предметов — фруктов, ваз, стаканов — всего, что может вместить в себя натюрморт.

Путти. Аллегория лета. Имитация барельефа в технике гризайль
Путти. Аллегория осени. Имитация барельефа в технике гризайль
1 / 2

Однако задачи и цели художественной и учебной гризайли несколько различны:

  • Учебная — это скорее самостоятельная работа, благодаря которой закрепляются ранее изученные живописные приёмы. Создается в качестве основного рисунка, нанесенного на холст, с дальнейшей моделировкой.
  • Художественная — это уже целое самостоятельное произведение, утверждающее эстетическую ценность монохромного колорита.

Известные картины в технике гризайль

«Бекка» — Фред Вессель

Фред Вессель - Бекка (Солнечные Часы)
Фред Вессель - Бекка (Телескоп)
1 / 2

Портрет, выполненный с использованием метода Вердаччо. Этому методу отдали предпочтение ранние итальянские художники-фрески-темперы. Он очень хорошо подходит для портретной и фигуративной работы, так как розовые тона кожи, которые были тонко покрыты глазурью сверху, будут уравновешены нежным зеленым.

Фрески Капеллы Скровеньи в Падуе, Джотто

Джотто ди Бондоне - Бегство в Египет
Джотто ди Бондоне - Благословение Анны
Джотто ди Бондоне - Введение во храм
Джотто ди Бондоне - Поцелуй Иуды
Джотто ди Бондоне - Чудо с источником
1 / 5

Они считаются одними из важнейших шедевров западного искусства. Творчество Джотто организовано по 4 циклам рассказов героев Евангелия. Это не единственное творение художника, выполненное в технике гризайль.

«Герника» — Пабло Пикассо

Пабло Пикассо - Герника
Герника
Пабло Пикассо

Этот шедевр стал символом ужасов войны и военной разрухи, в то же время в нем были представлены пласты художественных новинок, воплощающие стиль и философию модернизма Пикассо.

«Речной пейзаж с далеким холмом» — Джон Гловер

Джон Гловер - Речной пейзаж с далеким холмом
Речной пейзаж с далеким холмом
Джон Гловер

Джон был британским художником, родившимся в 1767 году. Его работы были представлены на многочисленных выставках в галереях и музеях мирового значения.

«Агарь и Измаил в пустыне» — Франсуа Буше

Франсуа Буше - Агарь и Измаил в пустыне
Агарь и Измаил в пустыне
Франсуа Буше

Агарь — египтянка, однажды ставшая наложницей Авраама, родила сына Измаила. Картина написана по одной из легенд об Агари, одна из которых содержит сцену изгнания девушки с ребёнком в пустыню.

«Поклонение волхвов» — Рембрандт Харменс ван Рейн

Рембрандт Харменс ван Рейн - Поклонение волхвов
Рембрандт Харменс ван Рейн - Поклонение волхвов
1 / 2

Простой люд обступил Иисуса, лежащего в яслях. Свет, исходящий от фонаря одного из мужчин, кажется значительно тусклее, чем сияние младенца. Это сияние похоже на очаг, обогревающий собравшихся вокруг. Эта картина — исследование на тему младенчества Иисуса.

«Искушение святого Антония. Внешние створки триптиха» — Иероним Босх

Иероним Босх - Искушение святого Антония - Внешняя створка 1
Иероним Босх - Искушение святого Антония - Внешняя створка 2
1 / 2

Картина хранится в одной из крупнейших галерей Португалии — Национальном музее старинного искусства. Она отожествляет борьбу человека со злом и самим дьяволом. Святой Антоний — проекция собственного «я» творца.

Напишите, что вы думаете о статье «Гризайль: 40 известных картин, особенности техники рисования в живописи»
Ваш адрес email не будет опубликован.

вверх