Классицизмом называют эстетическое направление в культуре и искусстве Европы в XVII-XIX столетиях. Мастера, творившие в этом стиле, стремились возродить каноны античных эпох, сделать акцент на чёткости и простоте композиции, форм, геометрии.
Выдающиеся представители первой волны – Пуссен и Лоррен. Второй период, названный неоклассицизмом – время Давида, Энгра, Менгса. В России это направление в живописи представлял Брюллов, а также портретисты Рокотов и Левицкий.
Подробное описание стиля
Классицизм как явление появился во Франции в XVII веке. Со временем новое течение дошло до всех ведущих стран Старого Света: Британии, Германии, Испании, Российской Империи.
Сама глубинная суть направления классицизма заложена в его названии. На латыни classicus буквально значит «образцовый», «высший». Так называли тех представителей древнеримского общества, кого относили к самому высокому сословию.
Именно искусство античных греков и римлян возводили в эталон творцы классицизма. Они воспринимали его как идеал, который следует возвращать к жизни в современных реалиях.
В своих произведениях сторонники свежего течения жаждали познать подлинную суть, истину вещей и явлений. Главной задачей считали помочь человеку возродить или впервые найти в себе принципы морали, нравственности, и далее жить уже по ним.
Также в творениях классицистов нередко заложены правила превосходства высшего над мелким, личным, земным. Вселенная как эталон и одновременно прообраз всего – вот что считалось основой мировоззрения.
Классицизм затрагивает только глубинные смыслы, оперирует вечными категориями, не делая акцент на частном, наносном. Картина, скульптура, строение: любое произведение делается по чётко означенным канонам, логичным и устоявшимся, как Вселенная.
Жанры
Именно в эпоху классицизма была выстроена чёткая иерархия жанров. Их отныне разделяли на две категории – высокие и низкие. К первому виду причисляли живопись на темы истории, мифологии, религии, ко второму – портрет, пейзаж и натюрморт.
Высокие жанры наделяли глубоким, значительным смыслом, и прямо противоположное отношение было к низким. Смешение двух этих категорий было строго запрещено.
Портрет
Основные черты жанра задал «отец» классицизма Никола Пуссен. Именно в его «Автопортрете» сосредоточено главное художественное кредо: выразительные, несколько приукрашенные черты лица, чётко выдержанная композиция, строгость формы.
Ещё одним знаковым образцом позже стал запечатлённый на полотне самим собой Жак Луи Давид. Хорошо развился этот жанр классицизма и в Российской Империи. «Портрет Екатерины II» Левицкого, «Дмитрий Голицын» и «Григорий Орлов» Рокотова – показательные примеры.
Пейзаж
Природные ландшафты сделал неотъемлемой частью стиля классицизм Клод Лоррен. На его произведениях пейзаж органично дополняет руины построек и, в то же время, противостоит им. Налицо борьба вечного против тленного.
Прекрасные образцы классицизма Лоррена – «Пейзаж с Аполлоном и Марсием», «Утро в гавани», «Отплытие царицы Савской».
Натюрморт
По-своему развитие стиля проходило в Голландии. Там характерные черты классицизма наиболее чётко проявились в технике натюрморт в XVII-XVIII столетиях. Яркие представители – Виллем ван Алст, Абрахам Миньон.
Наивысшего цвета нидерландский классицистический натюрморт достиг при Яне ван Хёйсуме. Он стал блестящим мастером жанра. «Цветы и плоды» ван Хёйсума – едва ли не эталонный образец позднего натюрморта.
Черты классицизма в живописи
Классицизм на полотне можно определить по таким характерным признакам:
- строгое соблюдение пропорций;
- упорядоченность, стройность общей композиции;
- чёткие линии и формы;
- стремление к симметричности;
- спокойствие, отсутствие хаоса и чрезмерного пафоса;
- стремление следовать строгим канонам живописи;
- затрагивание вопросов только высоких и вечных тем.
Ещё один из важнейших признаков классицизма в произведениях – анатомическая идеализация тела. С натуры не рисовали. Считалось, что человек должен быть запечатлён на картине с максимально развитым телом, что в действительности можно встретить нечасто.
В этом, например, лежит принципиальное различие между классицистическим подходом и реализмом. Здесь нет изображения действительности, какой она есть, без прикрас, ретуши. Реализм работает с более обыденными явлениями и героями, приземлёнными и простыми.
В то же время классика далека и от романтизма. Бунт, излишняя идеализация, попытка побега от реальности – всего этого нет на полотнах Пуссена, Лоррена, Давида.
Главным же антиподом классицизма смело можно назвать барокко. Особенно ярок контраст между барочной эстетикой и прагматизмом Давида и его последователей. Хаотичность, драма, экспрессивность противостоят холодному рассудку и сдержанности. По сути классицистический метод был призван несколько «приструнить» повсеместное распространение барокко, предложить другие взгляды на искусство.
История возникновения
Хронологически классицизм можно поделить на 3 этапа, причём в европейских странах и России их классифицируют по-разному.
Первый период – до конца XVII столетия. Искусствоведы Франции и остальной Европы называют этот этап настоящим, истинным классицизмом.
Вторая волна – неоклассицизм (середина-конец XVIII века). В России этот временной отрезок именовали русским классицизмом.
Наконец, последняя стадия интереса к жанру выпадает на первую треть XIX столетия. Искусствоведы в Российской Империи окрестили это неоклассицизмом, в Европе же никакого названия этап не получил, и был он, скорее, угасанием. Теперь подробнее о каждом историческом отрезке.
Первая волна
Один из отцов-основателей и наиболее ярких представителей классицизма в живописи – француз Никола Пуссен. В 30-летнем возрасте он переехал в Рим.
В Италии на тот момент вспыхнул с новой силой интерес творческой интеллигенции к наследию античности и эпохи Возрождения. Пуссен был одним из многих иностранцев, что приезжали в Вечный город для исследования культурного богатства древности, поиска творческих вдохновений.
Француз применял в своих работах мифологические образы, искал сочетания цветов, геометрических форм. Рим предоставлял Пуссену, огромному поклоннику античного искусства, непаханое поле для накопления знаний и оттачивания навыков в любимом направлении.
Дополнительным ориентиром для него было современное переосмысление наследия Высокого Ренессанса, которое вела Болонская академия живописи. Три брата Карраччи, основавшие это заведение в конце предыдущего, XVI века, считали работы Леонардо, Рафаэля, раннего Микеланджело безупречными и образцовыми. Основу, смысловой и визуальный каркас их составлял базовый принцип классицизма: соблюдение античных канонов, следование законам природы и Вселенной в целом.
Параллельно с Никола Пуссеном, там же, в Риме, развил активную деятельность его соотечественник Клод Лоррен. Он продолжал в своих трудах традиции болонской школы. Ключевой творческий приём Лоррена – сочетание в произведениях пейзажа, стихий и архитектурных руин.
Художник много внимания уделял работе со светом, цветами, композицией. Ландшафты и стихии на картинах Лоррена символизируют вечность, вселенский порядок. В руинах же античных строений выражена бренность всего живого, неминуемость смерти и разрушения. Кроме того, это – выражение связи времён в человеческой памяти.
Во Франции XVII столетие – эпоха буйства классицизма. Правление короля Людовика XIV сопровождало постоянное возрождение и культивирование славных традиций античности. Так, эпосы Гомера и Овидия, трагедии Эврипида, Эсхила служат глубочайшими источниками поиска новых смыслов и вдохновений для плеяды молодых поэтов, художников, скульпторов.
Дополнительно живопись классицизма XVII века подпитывает деятельность выдающегося философа и математика Рене Декарта. Его тезисы полностью легли в концепцию божественного происхождения мира и Вселенной. К тому же идеи Декарта об иерархии и строгом порядке создавали хорошую почву для становления абсолютной монархии – главной задачи правления «короля-солнца» Людовика XIV.
Труды Пуссена, Лоррена и их последователей в других видах искусства вдохновляли новое поколение французской творческой интеллигенции. Более того, главные принципы и особенности классицизма послужили основой для возведения грандиозного Версальского дворцового ансамбля. Все мельчайшие детали этого громадного комплекса – аллеи, клумбы, фонтаны – наполнены смыслами следования неизменным законам Вселенной и космоса.
Другая дань классицистическим канонам – постройка восточного крыла Лувра в 1667-1678 гг. В республике «короля-солнца» это направление стало поистине главенствующим и системным. В то же время приходящее из Италии барокко ещё не могло полноценно конкурировать с классицизмом.
Вторая волна
Середина и начало второй половины XVIII века ознаменованы большими изменениями, даже сломами в укоренённом сознании европейского человека. Бог как творец и покровитель всего живого, процессов и явлений, постепенно уступал место научным прагматичным учениям, зарождался и получал новых адептов атеизм.
Этот период вошёл в историю как эпоха Просвещения. Великие мыслители Вольтер, Дидро, Жан-Жак Руссо своими тезисами буквально разбили в прах столпы, на которых веками непоколебимо зиждилось мировоззрение. Научные взгляды вытесняли религию, подвергали сомнениям её базовые принципы, переводили гуманитарные учения в разряд точных.
Вместе с тем спадали оковы, которыми религиозные концепции ограничивали простор для человеческой мысли, слова, дела. Параллельно с этими общими метаморфозами изменялось каждое отдельное направление. В том числе классицизм.
В конце 40-х годов Старый Свет получил колоссальный толчок для возрождения интереса к античным эпохам. В ходе раскопок руин древних городов Помпей и Геркуланума исследователи обнаружили уникальные, доселе неизвестные образцы римского искусства и архитектуры – например, виллу Папирусов I века до н.э.
Эти находки с новой силой возродили увлечение людей творчества наследием античности. Но теперь уже на него смотрели не через призму божественной сущности. В первую очередь акцент делали на высоких моральных стандартах древних римлян: дисциплине, рассудительности, чувстве долга, готовности жертвовать личным во имя общего успеха.
Рождённый примерно в те же годы, когда проводились раскопки, Жак Луи Давид спустя 40 лет стал настоящим символом нового направления – неоклассицизма. Работы мастера, в которых было мало общего с Пуссеном, показывали ключевые отличия этого жанра от «предшественника». Философичность, задумчивость Пуссена сменил прагматизм Давида.
Во время творческого взлёта художника уже неслась на полных парах Великая французская революция, задававшая полностью новые смыслы и основы во всех сферах жизни общества. Жак Луи Давид выступал одним из наиболее ярких представителей наступавшей эпохи. Впоследствии он станет активным поклонником Наполеона, а затем и придворным художником императора.
Учеником Давида был Жан Огюст Доминик Энгр. Впрочем, называть его прямым продолжателем традиций мастера не совсем верно. В своём творчестве Энгр очень скоро вышел за пределы неоклассицизма, пытаясь черпать вдохновение в разных стилях, совмещать их.
Третья волна и угасание
С приходом к власти во Франции Наполеона Бонапарта начался очередной виток трансформации классицистического жанра. Что характерно – уже другой была сама суть его.
Новое французское государство укрепляло своё величие, и для этого, среди прочего, использовало богатые традиции классицизма. Заключительная волна жанра получила название «ампир» («империя»), которое о многом говорит. И во Франции, и на всех просторах, куда доходил Наполеон, насаждали этот стиль, что славил правителя, буквально создавал культ личности.
В основном ампир коснулся архитектуры и скульптуры, но изобразительное искусство он тоже не обошёл стороной. Основной герой произведений – конечно, Наполеон. Полотна пестрели батальными сценами, дворцовыми церемониями, то есть тематика была сосредоточена исключительно на величии империи.
Это уже имело крайне мало общего с пейзажами и руинами Пуссена, Лоррена, прагматичными образами Давида. Сам Жак Луи к тому времени был придворным художником Бонапарта и воспевал патрона до самого его поражения при Ватерлоо. Картины тех лет – «Раздача знамён на Марсовом поле», «Коронация Наполеона».
Всё сильнее становилась повсеместная неприязнь к классицизму. Помимо обслуживания лишь государственных интересов, жанру вменяли в вину излишнюю консервативность и банальное устаревание. Уже к экватору XIX века классицизм в живописи постепенно ушёл в прошлое, уступая дорогу новым направлениям – в первую очередь, реализму.
Классицизм в России
Популяризация стиля в Российской Империи происходила в период правления Екатерины II. Её Величество разделяла идеи Просвещения, общалась с представителями движения и вводила на своих землях моду на всё французское. Классицизм проникал в живопись, архитектуру, скульптуру.
Самые выдающиеся художники – Брюллов, Левицкий, Рокотов, Кипренский, Лосенко. Особенно хорошо развился в России классицистический портретный жанр. На полотнах Левицкого, Рокотова запечатлены и простые люди, и первые лица.
Подлинным увековечением русского классицизма стала архитектура Санкт-Петербурга, созданная итальянцами. Стиль доминировал в империи вплоть до 30-х годов XIX века, когда уже правил Николай II.
15 великих художников-классицистов
Никола Пуссен (1594-1665)
Этот мастер по праву считается одним из основоположников классицизма в живописи. Переехав в Рим, Пуссен постоянно учился, оттачивал навыки, экспериментировал с композицией. Художник одним из первых ставил главные акценты на локальном цвете и точности геометрических линий.
Клод Лоррен (1600-1682)
Великий мастер, который вывел искусство пейзажа на качественно новый уровень. На своих полотнах Лоррен играет с солнечным светом, изображает то утро, то полдень. Одинаково важную роль в его работах играют буйные краски природы и полуразрушенные строения.
Чем старше становился Лоррен, тем больше произведения перерастали рамки традиционного классицизма. Всё холоднее были тона, а общее настроение ставало отстранённым.
Жак Луи Давид (1748-1825)
Ведущий представитель второй волны французского классицизма. Его шедевр «Смерть Марата» не раз видел даже человек, совсем далёкий от живописи.
Став сторонником, а впоследствии придворным художником Наполеона, Давид сосредоточился на изображении батальных сцен и портретов высоких особ. Всё это работало на укрепление культурной мощи империи. После отречения Наполеона от престола Давид был вынужден бежать из Франции, и остаток лет прожил в Бельгии.
Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867)
Знаковый художник XIX века, который начинал в неоклассицизме, но постепенно только расширял стилевой диапазон. Из-за непрерывных экспериментов и поисков Энгр конфликтовал с истовыми академистами и романистами, прерывал отношения с модными выставками.
Под конец жизни мастер практиковал портретную живопись. В 82 года Энгр написал знаменитую «Турецкую баню» — шедевр жанра ню.
Антон Рафаэль Менгс (1728-1779)
Главный живописец-классицист в Германии. Его считают одним из наиболее видных портретистов в жанре.
Как верный адепт античных канонов, Менгс одной из главных задач ставил возврат массового интереса от рококо к классике. Помимо портрета, немецкий мастер сполна реализовал себя во фресках.
Генрих Фридрих Фюгер (1751-1818)
Ещё один видный представитель германского классицизма, большую часть творческой жизни провёл в Вене. Из-за этого он вошёл в историю как достояние Австрии. Наибольшее влияние на Фюгера оказал Менгс.
Живописец, как и его «наставник», работал в жанрах портрета и фрески. Фюгер также затрагивал мифологические, библейские сюжеты. Состоял в масонских ложах.
Бенджамин Уэст (1738-1820)
Художник, творивший в США, затем – в Англии. На Альбионе его и вовсе наградили прозвищем «американский Рафаэль».
На своих полотнах Уэст изображал исторические события родины. Был близким другом и кумом президента Франклина.
Пьер Поль Прюдон (1758-1823)
Расцвет творчества этого француза – конец XVII – начало XVIII века. Прюдон, в основном, практиковал мифологические сюжеты с глубинной аллегорией. Кроме живописи, реализовал себя в создании классицистических интерьеров.
Антоний Бродовский (1784-1832)
Главный представитель стиля в Польше. Ученик выдающихся французских мастеров – Давида и Жерара.
Бродовский творил на родине. Основные направления – история, мифология, библейские сюжеты, портретная живопись.
Карл Брюллов (1799-1852)
Глыба русского классицизма. Как художник сформировался в Италии, затем творил на родине.
Брюллов был выдающимся портретистом. Кроме того, склонность к экспериментам и смешению жанров позволило специалистам называть его последователем Энгра.
Фёдор Рокотов (1735-1808)
Выдающийся русский мастер портретного классицизма. Рокотов запечатлевал на своих полотнах простой люд и высокие чины. К примеру, его перу принадлежат семейные портреты графов Воронцовых.
Дмитрий Левицкий (1735-1822)
Ещё один живописец, который реализовал себя в портретном классицизме. Левицкий отводил равнозначные роли работе со светом и расширению палитры оттенков. Одно из лучших его произведений – портрет Екатерины II.
Якоб Филипп Хаккерт (1737-1807)
Блестящий мастер пейзажа. Уроженец Германии, Хаккерт творил в Скандинавии, Франции, Италии. Пейзажи его играют богатыми насыщенными красками, нередко на них запечатлены морские сражения.
Николай Абильгор (1743-1809)
Видный представитель неоклассицизма в Дании. Помимо живописи, работал со скульптурой, архитектурой. Его вдохновляли болонские, а затем – французские мастера поры Революции. Абильгор, в основном, творил на мифологические мотивы.
10 известных картин в стиле классицизм
«Автопортрет» Пуссена (1650)
Одна из самых значимых работ в жизни мастера. Не будучи красавцем, Пуссен сделал акцент на самом образе – величественном, уверенном, холодном. Лицо его не идеализировано, как обычно принято в классицизме, но строгость форм и чёткость линий выдержаны отменно.
«Суд Соломона» Пуссена (1648-49)
Здесь французский мастер изобразил библейские сюжеты. Обращает внимание на себя насыщенность цветов и эмоции, застывшие на лицах людей.
«Пейзаж с Аполлоном и Марсием» Лоррена (1639)
Один из лучших образцов прекрасного лорреновского пейзажа. Сама сцена взята из греческой мифологии, а в фигурах героев эксперты обнаруживают влияние фресок Рафаэля. Лоррен применяет тут мягкие тона.
«Смерть Марата» Давида (1793)
Вероятно, самая известная работа в живописи классицизма XVIII века. Запечатлён заколотый ножом в своей ванной предводитель якобинцев Жан Поль Марат. Шедевр Давида обладает огромной популярностью до сих пор; на нём общий трагизм передан нежными, умиротворёнными оттенками.
«Клятва Горациев» Давида (1784)
Здесь мастер изобразил римский сюжет. Три брата, вздымая руки, дают клятву своему отцу, что победят врагов или слягут в бою, и принимают мечи из его рук.
«Эдип и Сфинкс» Энгра (1808, 1827)
Эту картину Энгр написал как студенческую работу, но спустя 20 лет дополнил и завершил её. На полотне запечатлён древнегреческий царь Эдип, что разгадывает загадку злой богини Сфинкс и свергает её с правления Фивами.
«Разгром турецкого флота под Чесмой» Хаккерта (1771)
В центре композиции – огненные клубы взрыва. Турецкая флотилия разбита, а люди в лодках на переднем плане, очевидно, пытаются скорее отплыть и спастись. Серо-зелёные тона моря и неба подчёркивают общее воинственное настроение.
«Цветы и плоды» ван Хёйсума (1723)
Один из ярчайших образцов нидерландского классицистического натюрморта. Цветы и фрукты играют богатыми насыщенными цветами.
«Последний день Помпеи» Брюллова (1833)
Знаменитая картина русского мастера, сочетающая классицизм и романтизм. Ужас людей, которые спасаются побегом от извержения Везувия, падающие с постаментов скульптуры, молнии, дождь: всё пронизано трагедией.
«Портрет Екатерины II» Левицкого (1783)
Эта работа дышит аллегорией. Поза, в которой стоит императрица, лавровый венок на её голове, статуя Фемиды на заднем плане, корабли в море. Во всём заложен образ справедливой, величественной предводительницы народа.
Классицизм в архитектуре
Возведение в эталон античных канонов, тяга к простым и строгим формам – этим же базовым принципам следовало в XVII-XVIII веках и зодчество. Основы стиля сформировал венецианец Палладио и его ученик Скамоцци.
Постепенно классицистические архитектурные композиции украсили главные города Европы и Америки. Площадь Согласия в Париже, Зал Вальхаллы близ Регенсбурга, Банк Англии в Лондоне, Капитолий в Вашингтоне – все эти строения стали памятником эпохи.
В наполеоновской Франции неоклассицизм перетёк в ампир. Этот стиль представлен, в частности, Триумфальной аркой в Париже и колонной Нельсона в Лондоне.
В России оплотом классицизма стал Петербург. Среди ярких образцов – Казанский собор, Юсуповский и Таврический дворцы, Исаакий.
Классицизм в скульптуре
Серьёзным толчком к развитию стиля в скульптуре стали раскопки Помпеев середины XVIII века. Античные мотивы стали тем элементом, через который можно было достоверно запечатлеть героизм старых и новых воинов, отвагу полководцев, мудрость мыслителей и философов.
Почти всегда классицизм в скульптуре сочетался с барочными вкраплениями. Более поздний ампирный стиль обращается, скорее, к религиозным мотивам, но верность античной традиции сохраняет. Это заключается в сути работ Бертеля Торвальдсена («Амур и Психея», «Ганимед, кормящий орла») и Антонио Кановы («Персей с головой Горгоны», «Венера Италийская»).
В Российской Империи классицизм в скульптуре развивали Козловский, Орловский, Мартос. Минин и Пожарский в Москве, Дюк де Ришельё в Одессе – эти памятники мгновенно всплывают в памяти.
Классицизм в других видах искусства
Литература
В литературе основы направления заложил французский поэт Франсуа Малерб ещё в первой четверти XVII столетия. Позже в том же веке классицизм в трагедии развивал Расин, в комедии – Мольер, в жанре басни – Жан де Лафонтен.
XVIII столетие – расцвет этого стиля в прозе. Вольтер во Франции, Свифт в Британии своими трудами стремились донести идеи общественного строя по канонам классицизма. В России проводниками жанра были Ломоносов, Фонвизин, Сумароков.
Музыка
В музыке эпохой классицизма считают промежуток с середины XVIII по 20-е гг. XIX века. На первых этапах законодателем моды была Франция. В произведениях отмечено единение и, в то же время, противостояние классики и барокко.
Авторы той поры не оставили после себя значимых творений, и поэтому стиль ассоциируют с творцами второй волны. Она происходила уже не во Франции, а в Австрии. В произведениях Гайдна, Моцарта, Бетховена классицистическая музыка достигла своего пика.
Значение направления в искусстве
Роль классицизма в истории культуры XVII-XIX веков переоценить трудно. После изящных торжественных барокко и рококо возвращение к античным канонам, облачение их в современные реалии через точность форм и линий, прагматику, сдержанность дало новые веяния в европейском и мировом искусстве.
Развитие классицизма проходило параллельно с великими событиями: раскопками Помпеев, Французской революцией. Творцы с помощью художественных приёмов воплощали в своих работах реакцию на события настоящего через оптику античности, и участвовали в формировании сознания европейского человека новой формации. Классицизм прошёл через две волны активного развития и оставил для потомков выдающиеся шедевры во всех видах искусства.